Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» для 1-4 классов
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» для 1-4 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
ОБЗР +1
4 кл—5 кл
11.02.2020
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» для 1-4 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА» для 1-4 классов
Логопедическая ритмика.docx

Приложение

к ООП НОО

 

 

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Ивушкинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»

для 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу разработали

Алимова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа одобрена педагогическим советом

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика»

Личностные результаты

Самоопределение.

Обучающиеся научатся

·         Проявлять основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознавания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

·         Иметь способность к самооценке критериев успешности учебной деятельности.

·         Чувствовать прекрасные и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность научиться

·         Формировать компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

·         Адекватно понимать успешность/неуспешность учебной деятельности

·         Осознавать устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Смыслообразование

Обучающиеся научатся

·         Проявлять внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образ «хорошего ученика».

·         Широко мотивировать основы учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

·         Ориентироваться на понимание причин успеха и учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

·         Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Обучающийся получит возможность научиться

·         Понимать необходимость учения.

·         Выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

·         Давать положительную, адекватную, дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Нравственно-этическое оценивание

·         Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

·         Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, развивать моральное сознание как переходное от доконвенционального к конвенциональному.

·         Развивать этические чувства  стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.

·         Эмпатировать чувствам других людей и сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться

·         Морально осознавать на конвенциональном уровне способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентироваться на их чувства и мотивы.

·         Устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

·         Следовать установки на здоровый образ жизни.

 

 

 

 

Метапредметные результаты

 

Универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы на минимальном уровне

У   обучающегося будут сформированы на достаточном уровне

Регулятивные

Целеполагание

 

 

 

 

Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале и сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Учитывать установленные правила в планировании и  контроле способа решения.

 

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование

 

 

 

 

 

Осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

 

 

 

Учебные действия

 

 

 

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывать установленные правила в контроле способа решения.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде  пользоваться реакцией среды решения задачи).

Различать способ и результат действия.

 

 

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль  на уровне произвольного внимания

 

 

 

 

Коррекция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и  иностранном языках.

Вносить необходимые коррективы в использование как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

 

 

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество и взаимодействие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Задавать вопросы.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

 

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

Управление коммуникацией

 

 

 

 

 

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его

собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Контролировать действия партнера.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.

С учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для

 

 

 

 

 

Познавательные

Общеучебные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе  самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Ориентироваться на разнообразные способы решения задач.

Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Владеть рядом общих приемов решения задач.

Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические

 

 

 

 

 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавании объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Устанавливать аналогии.

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаково-символическое

 

 

 

 

 

 

Использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) для решения задач.

 

 

 

 

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

 

 

 

 

 

 

Информационные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

 

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные результаты

 

Задачи реализации курса

Планируемые результаты курса

 

Обучающийся научится

на минимальном уровне

Обучающийся научится

на достаточном уровне

 

1.Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

А. Оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания.

Б. Голоса.

В.   Артикуляторной моторики.

Г. Чувства ритма.

Регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов.

Регулировать оптимальную силу голоса.

Называть основные    органы артикуляционного аппарата.

Четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией.

 Удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую.

Воспроизводить  несложный ритм.

Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты.

Демонстрировать сформированные произносимые навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Развитие слухового восприятий, функций фонематической системы

 

А.Смыслоразличительная функция

 

Различать  на  слух слова с  близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемам.

 

 

 

 

 

 

 

Б. Слухопроизносительная дифференциация фонем

Повторять воспринятый на слух слоговой ряд из двух слогов.

 

Дифференцировать  твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные.

 

 

 

 

 

В. Фонематический  анализ  и синтез.

 Выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово).

Давать характеристику звукам русского языка, дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие  согласные.

Определять последовательность, количество, место звука в словах простой звуко-слоговой структуры.

Выделять ударные слоги и ударные гласные  в  словах из 4-5 слогов.

Сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением.

Составлять схему дву-и трехсложного слова.

Синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков.

Определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звуко-слоговой структуры.

Осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм.

Составлять   схему четырехсложного слова со стечением согласных.

Синтезу слов из 5-

6 слов, 6-7 звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Обучение нормативному (компенсированному ) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового  анализа  и синтеза на   уровне предложения и слова).

 

 

 

 

Правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки.

 

 

 

 

 

 

 

Произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные  звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.

Воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением.

Воспроизводить серии   слогов со стечением согласных (шва-ста-зва).

Самостоятельному употреблению слов сложной звуко-слоговой структуры (сковородка, скворечники, предоставление).

Воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками.

Воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками (шос-шус-шас-рал-лар-рал).

Четко и правильно произносить  звуки в    многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженица, подтверждение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Формирование просодических

компонентов речи:

А. темпа.

Б. ритма.

В. паузации.

Г. интонации.

Д.логического ударения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизводить простой стихотворный текст в  заданном темпе.

Воспроизводить простые ритмы.

Использовать паузу для ритмической организации речи.

Различать  на  слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные).

 

 

 

 

 

 

 

Научиться воспроизводить сложный ритмический рисунок и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение).

Использовать паузу для интонационной организации речи.

Воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно.

Интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Профилактика нарушений  чтения и письма.

 

Различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их.

Дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.

Заглавные   Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.

Делить слова на слоги для переноса

Обозначать мягкость согласных звуков с помощью ь, букв и, е, ё, ю, я.

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание коррекционного курса «Логопедическая ритмика»

Звукопроизношение

Формирование навыков правильного произношения проходит в несколько этапов.

 

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.

Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Обучающиеся учатся слышать разницу между фонемами, то есть дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Третий этап – этап интеграции, то есть дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.

Заключительный этап – автоматизация, то есть переход правильного произношения привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Просодика

Обучение технике нижне диафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определенные речевые отрезки.

Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударение (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки).

Фонематические процессы

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.

Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных.

Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Лексико-грамматический строй

Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса и активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами, обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания и значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.

Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами, окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.

Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Развитие связной речи и речевого общения

Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану, связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.

Задачи развития устной речи, формирования основных действий и операций, входящих в состав письма, развитие процессов, составляющих операциональную базу письма, решаются при выполнении устных и письменных заданий.

 

Индивидуально-подгрупповые и подгрупповые занятия могут иметь следующую структуру:

1.      25 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, их внимания к звуковой стороне речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению.

 

2.      5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы).

 

3.      10 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков.

 

Таким образом, фронтальная часть занятий включает работу по:

         Развитию фонематических процессов.

 

         Формированию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов.

 

         Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

         Закрепление звуко-буквенных связей.

         Автоматизация поставленных звуков.

 

Виды заданий

      Ответы на вопросы по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Сравнительное описание двух предметов по противоположности или сходству. Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к названию целого названия части (частей) и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению слов. Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц, поговорок. Отгадывание и придумывание загадок. Произнесение чистоговорок, скороговорок. Отгадывание и придумывание загадок. Произнесение чистоговорок, скороговорок по лексической теме. Подобные задания выполняются для развития лексической системности. Примерное количество заданий 7-8.

 

      Составление предложения с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов в предложении. Вставка пропущенного слова в предложении. Ответы на вопросы с их постепенным усложнением. Образование новых слов и объяснение образования сложных слов. Исправление преднамеренной ошибки в предложении. Выбор правильного предложения. Выбор лишнего слова. Такие задания выполняются для развития синтагматических и парадигматических связей, формирования умения понимать и использовать различные лексико-грамматические, логико-грамматические конструкции. Примерное количество заданий 7-8.

 

      Соединение слогов или звуков в слове. Деление слова на слоги или звуки. Выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в середине, в начале слова с с использованием фишек и схемы-карточки. Подбор слов на заданный звук. Определение последовательности и количества звуков в слове с использованием фишек и схемы-карточки. Характеристика звука с учетом дифференциальных признаков с использованием понятий: гласный - согласный, твердый - мягкий согласный, звонкий - глухой согласный. Определение места и окруения заданного звука в слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове без наглядной опоры. Такие задания выполняются для формирования слогового и фонемного синтеза и анализа. Примерное количество заданий - 4-5.

 

      Анализ готового рассказа и составление короткого рассказа по заданному началу, центральному событию, концу или по заданному плану. Подобные задания выполняются для развития связной речи, формирования умения составлять связное речевое высказывание по образцу, схеме. Примерное количество заданий - 1.

 

Для каждого занятия отбор лексико-грамматического и фонетического материала проводится на основе тематического принципа. Общее среднее количество устно-речевых заданий - около 20. Задания повторяются, но используется каждый раз новый лексико-грамматический и фонетический материал. Многократное осознанное выполнение ребенком типовых заданий помогает формированию, запоминанию, закреплению и успешному использованию необходимых речевых конструкций. Допускаются добавление или сокращением заданий, а также замена отдельных заданий наиболее подходящие в данный конкретный момент по усмотрению педагога.

 

Виды письменных заданий

          Дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней).

 

          Определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова.

 

          Обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной (большой) буквы с одновременным называнием буквы (буква произносится как звук). При обводке как специальные приемы используются точка начала, стрелка направления движения руки при написании элементов буквы, предварительное проговаривание последовательного написания элементов буквы (комментированное письмо).

 

          Нахождение и обводка из числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с образцом.

 

          Рисование картинок с использованием сначала строчной, а затем прописной буквы.

Письменные задания выполняются для каждой буквы. Задания направлены на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-слуховой, зрительно-двигательной памяти, моторного планирования, регуляции и самоконтроля. Задания способствуют формированию речеслуховых, зрительно-пространственных, зрительно-двигательных представлений и тем самым - укреплению звуко-буквенных связей, формированию графо-моторного навыка и являются дополнительным средством для предупреждения трудностей формирования навыка письма у первоклассников.

Выполнение письменных заданий предупреждает появление:

          Ошибок, обусловленных недостаточной сформированностью навыков звуко-буквенного анализа и синтеза (пропуск, вставка, перестановка букв).

 

          Пространственных ошибок (ошибочное расположение элементов букв, потеря или добавление элементов букв, соединительных элементов между буквами).

 

          Моторных ошибок (неверное начертание букв с одинаковым двигательным запуском, неточная передача графического образа буквы).

 

На втором этапе коррекционно-развивающая работа продолжается. Особенность этапа - подготовка к формированию представления о составе рече-языковых единиц, принципах их организации и взаимодействия, осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами выражения на основе наблюдения основных единиц языка и речи. Дальнейшая коррекционно-педагогическая работа предполагает использование вариативных заданий специальной направленности с многократным их повторением для формирования операций и способов действий, необходимых для становления правильного письма.

 

Содержанием занятий этого этапа является:

        Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

 

        Уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций: дальнейшее развитие и совершенствование, дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем

 

овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

 

Реализация содержания второго этапа программы «Логопедическая ритмика» с обучающимися с ОВЗ осуществляется на фронтальных занятиях.

Поскольку в течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлении обучающихся о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, то на втором этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимами родного языка.

В    процессе работы над развитием морфологических обобщений у обучающихся формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях.

Кроме того, на логопедических занятиях отрабатываются умения устанавливать связи между формой слова и его значением.

Таким образом, на втором этапе коррекционной индивидуально-подгрупповой и подгрупповой логопедической работы обучающиеся накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов, а также развивают и совершенствуют навык чтения и письма.

В  начале коррекционно-педагогической работы основная задача заключается в том, чтобы пробудить у детей внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями с товарищами, логопедом. Необходимо акцентировать внимание на том, что в общении людей важно не только говорить самому, но и уметь слушать другого, не только обращать внимание на то, как говорится, но и на то, что говорится.

 

Решающую роль в этом играет общая атмосфера на занятиях, которая определяется тоном, стилем общения логопеда с детьми и детей между собой. Велико значение беседы для создания заинтересованности, расширения знаний и представлений детей об окружающем мире и для развития диалогической, монологической речи.

Решению задачи - постоянно расширять поле для активной речемыслительной деятельности детей - способствуют ситуации спора, дискуссии, специально организуемые логопедом, в процессе которых дети сравнивают, анализируют, доказывают. Так приобретается опыт мыслительной деятельности, выражения своих мыслей в слове, слушания друг друга.

В   процессе второго этапа отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.

 

Основными целями построения связного высказывания являются:

        Программирование смысловой структуры высказывания.

 

        Установление связности и последовательности высказывания.

 

        Отбор языковых средств.

 

Современный подход к реализации содержания данного раздела должен опираться на лингвистические понятия: речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения обучающихся на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом.

 

Проводится работа по

    Совершенствованию синтаксических конструкций: построение, переконструирование предложений при помощи различных приемов.

 

        Формированию умений и навыков правильно определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление.

        Формированию коммуникативных умений и навыков.

 

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы соответствуют требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований.

 

Планируемые результаты коррекционного курса «Логопедическая ритмика»:

 

          отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

 

          умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

 

          правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;

          умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;

 

          умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

 

          минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);

 

          умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

 

          практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;

          сформированность лексической системности;

          умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;

 

          овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;

 

          сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

 

          сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

 

          владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);

          позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;

 

          понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

 

у обучающихся с ОВЗ улучшится:

          Понимание устной речи и устная речь: Речь диалогическая, монологическая.

 

          Понимание письменной речи (чтение). Текст.

 

          Мотивация к письменной речи

 

          Письменно-речевое высказывание.

 

у обучающихся с ОВЗ будут сформированы:

          представление о связном высказывании как о едином семантическом целом

 

обучающиеся с ОВЗ научатся:

 

          сравнивать набор отдельных слов, предложений со связанным текстом и определять, к чему можно подобрать или нарисовать картинку (сюжетная картинка - повествовательный текст, предметная картинка - описательный текст),

 

          сравнивать текст с набором бессвязных предложений,

 

          выполнять работу с деформированным текстом.

 

          анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.

 

            Делить тексты на повествовательные, описательные.

 

          Запоминать и пересказывать готовые тексты

 

          Отбирать лексический и грамматический материал с учетом тематического принципа и принципа частотности.

 

          Различию между стихами и прозой, сказкой и басней.

 

          Определять место предложения в системе других единиц.

 

          Структурной модели предложения.

 

          Деление речи на предложения.

 

          Определение границ предложения.

 

          Составление схем предложений.

 

          Наблюдение над смысловой и интонационной законченностью различных по структуре предложений (предложения нераспространенные, распространенные).

 

          Восстановление деформированных предложений.

 

          Составление предложений из данных слов.

 

          Распространение предложений по заданному глаголу, по заданной основе.

 

          Изменение слов таким образом, чтобы получилось как можно больше предложений.

 

          Добавление не одного, а любого количества слов.

 

          Подбор слова по сходству - синонимия.

 

          Подбор слова по контрасту - антонимия.

          Подбор слова по соподчиненности в пределах одного множества (океан, море, озеро, пруд).

 

          Подбор слова по принципу расширения и сужения от родовых понятий к видовым (птица, сокол).

 

          По нескольким заданным признакам (выбрать ударный гласный, подчеркнуть безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением).

 

          По заданному признаку, для решения которого ребенок самостоятельно актуализирует другие, незаданные признаки (определить проверяемый сомнительный звук в корне слова. Для выполнения этого задания ребенок должен самостоятельно дифференцировать незаданные признаки: гласные - согласные, звонкие - глухие).

 

          По самостоятельно найденному признаку с одним количественным указанием (разделить слова на две группы: волна, дом, ягоды, луч, следы или с несколькими количественными указаниями (разделить слова на равные группы: вода, стол, озеро, кино, диван, река).

 

          По самостоятельно найденному признаку без дополнительных указаний (На какие группы ты разделишь слова?).

          Объяснение значения слова перед прочтением текста.

 

          Дифференцировать части речи на существенные признаки:

 

4            По значению (предмет, признак предмета, действие предмета). По роли в предложении (имя существительное - подлежащее и второстепенный член, глагол - сказуемое).

5            По  грамматическим  категориям  (имя  существительное  изменяется  по  числам  и

 

падежам, но имеет род, имя прилагательное - по числам, падежам родам, глагол - по временам, лицам, числам).

          Основным типам словосочетаний по характеру главного слова (глагольные, именные).

 

          Ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения.

 

          Активно пользоваться различными способами словообразования.

 

          Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением).

 

          Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

Последовательность   прохождения   тематических   занятий   и   их   количество представлены в тематическом планировании.

 

На каждом занятии работа проводится по следующим направлениям:

Направления

работы

Формируемые УУД

Сенсомоторное

развитие.

У ученика будут развиты:

зрительный анализ и пространственное восприятие элементов букв;

тонкость и дифференцированность анализа зрительно воспринимаемых

объектов;

тактильные ощущения;

умение организации и контроля простейших двигательных программ;

тонкость и целенаправленность движений;

кинестетические основы движения;

межполушарное взаимодействие.

 



Формирование

пространственных

представлений.

У ученика будут сформированы:

умения ориентировки в схеме собственного тела;

умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

У ученика будут развиты:

пространственный праксиса;

навык   дифференциации   пространственно   схоже   расположенных

объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие

мнемических

процессов.

У ученика будут развиты:

произвольное запоминание зрительно воспринимаемых объектов;

произвольное  запоминание  слуховых  рядов:  цифр,   звуков,  слов,

предложений, многоступенчатых инструкций;

тактильная и кинестетическая памяти.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие

межанализаторных

систем, их взаи-

модействие.

У ученика будут развиты:

слухо-моторная координация;

зрительно-моторной координации;

слухо-зрительная и зрительно-двигательная координация.

 

 

 

 

Формирование

функции

программирования

и контроля

собственной

деятельности

У ученика будут сформированы:

регуляция простейших двигательных актов;

умения ориентировки в задании;

умения планирования этапов выполнения задания;

основные способы самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

умение  осуществлять  словесный  отчет  о  совершаемом  действии  и

результате.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование

навыка письма

У ученика будут сформированы:

навыка копирования;

навыка работы по заданному образцу;

Ученик научится:

соотносить графему с соответствующим звуком речи;

актуализировать и закреплять навык звукобуквенного анализа слова;

выполнять зрительно-слуховые диктанты (писать слова и предложения

после прочтения аналога);

выполнять слуховые диктанты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование

навыка чтения

Ученик научится:

заучивать  буквы,  соотносить  букву  и  звук,  дифференциацировать

сходные по начертанию буквы;

читать слоговые таблицы;

составлять слоги, слова из предложенных букв;

читать слова, предложения, иллюстрированные изображением;

составлять предложения из слов;

выполнять   графические   диктанты   (схематическая   запись   слов,

предложений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При составлении тематического планирования использован концентрический способ построения, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность усвоения речеязыкового материала учащимися. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует формированию у них стойких навыков и умений, что в свою очередь содействует преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения, преодолению трудностей обучения русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

1 класс (обучение грамоте)

 

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Обследование речи обучающихся

1

Выявление индивидуальных речевых нарушений. Составление логопедических характеристик на обучающихся на начало учебного года

1

2

Развитие речи по лексической теме «Овощи» Уточнение артикуляции звука «А». Буква «А»

1

3

Развитие речи по лексической теме «Фрукты». Уточнение артикуляции звука «О», буква «О»

1

4

Развитие речи по лексической теме «Лес, ягоды». Уточнение артикуляции звука «И», буквы «И».

1

5

Развитие речи по лексической теме «Лес, грибы». Уточнение артикуляции звука «Ы», буквы «Ы»

1

6

Развитие речи по лексической теме «Деревья». Уточнение артикуляции звука «У» , буквы «У».

1

7

Развитие речи по лексической теме «Осень». Уточнение артикуляции звука звуков «Н», буквы «Н».

1

8

Развитие речи по лексической теме «Перелётные птицы». Уточнение артикуляции звуков «С» буква «С».

1

9

Развитие речи по лексической теме «Одежда». Уточнение артикуляции звуков «К» и буква «К».

1

10

Развитие речи по лексической теме «Обувь». Уточнение артикуляции звуков «Т» и буква «Т».

1

11

Развитие речи по лексической теме «Головные уборы». Уточнение артикуляции звуков «Л»  и буквы «Л»

1

12

Развитие речи по лексической теме «Зима и её признаки»  Уточнение артикуляции звуков «Р» и буквы «Р».

1

13

Развитие речи по лексической теме «Зимующие птицы». Развитие речи по лексической теме звуков «В» и буквы «В».

1

14

Развитие речи по лексической теме «Мебель». Буква е. Уточнение артикуляции звуков «Э» и буквы «Э».

1

15

Развитие речи по лексической теме «Электроприборы». Уточнение артикуляции звуков «П» и буквы «П».

1

16

Развитие речи по лексической теме «Продукты питания». Уточнение артикуляции звуков «М» и буквы «М».

1

17

Развитие речи по лексической теме «Дикие животные в лесу». Уточнение артикуляции звуков «З» и буквы».

1

18

Развитие речи по лексической теме «Домашние животные и птицы». Уточнение артикуляции звуков «В» и буквы «Б».

1

19

Развитие речи по лексической теме «Новый год». Уточнение артикуляции звуков «Д» и буквы «Д».

1

20

Развитие речи по лексической теме «Виды транспорта». Буква «Я». Уточнение артикуляции звуков «А», «ЙА».

1

21

Развитие речи по лексической теме «Путешествие в северную страну. Животные Севера. Уточнение артикуляции звуков «Т» и буквы «Т».

1

22

Развитие речи по лексической теме «День защитника Отечества» Уточнение артикуляции звуков «Ч» и буквы «Ч».

1

23

Развитие речи по лексической теме «Путешествие в южные страны». Животные и птицы южных стран». Буква «Ь».

1

24

Развитие речи по лексической теме «Весна её признаки». Уточнение артикуляции звуков «Ш» и буквы «Ш».

1

25

Развитие речи по лексической теме «Живая природа весной». Буква «Ё»  Уточнение артикуляции звуков  «О»,»ЙО».

1

26

Развитие речи по лексической теме «Строительство дома: инструменты и материалы». Уточнение артикуляции звуков «Й». Буква «Й».

1

27

Развитие речи по лексической теме «Мой дом. Моя улица». Уточнение артикуляции звуков «Х» и буквы «Х».

1

28

Развитие речи по лексической теме «Профессии». Буква «Ю». Уточнение артикуляции звуков «У», «ЙУ».

1

29

Развитие речи по лексической теме «Космос, планеты и звёзды». Уточнение артикуляции звуков «Ц» и буквы «Ц».

1

30

Развитие речи по лексической теме «Лето. «Садовые и полевые цветы». Уточнение артикуляции звуков «Щ» и буквы «Щ».

1

31

Развитие речи по лексической теме «Лето. Насекомые». Уточнение артикуляции звуков «Ф» и буквы «Ф».  

1

32

Развитие речи по лексической теме «Летний отдых людей». Буква «Ь».

1

33

Проверочная работа «Письмо под диктовку»

1

 

 

2 класс (обучение грамоте)

 

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Обследование речи обучающихся

1

Текст

1

2

Предложение.

1

3

Слово (лексическое значение) Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

4

Гласные звуки и буквы.

1

5

Деление слов на слоги. Ударение. 

1

6

Согласные звуки и буквы.

1

7

Звуки  согласные звонкие   и глухие (парные). Буквы Б-П       

1

8

Звуки  согласные звонкие   и глухие (парные). Буквы Д-Т       

1

9

Звуки  согласные звонкие и глухие (парные). Буквы В-Ф         

1

10

Звуки  согласные звонкие   и глухие (парные). Буквы Г-К       

1

11

Звуки  согласные звонкие   и глухие (парные)  Буквы З-С       

1

12

Звуки  согласные звонкие   и глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н,

Р, Х, Ч, Щ, Ц. Письмо под диктовку.       

1

13

Звуки  согласные звонкие и глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н,Р, Х, Ч, Щ, Ц. Письмо под диктовку.         

1

14

Дифференциация согласных Букв Б-В     

1

15

Дифференциация согласных Букв П-Т     

1

16

Дифференциация согласных Букв М-Л

1

17

Дифференциация согласных Ж-Х 

1

18

Дифференциация согласных Р-Л

1

19

Дифференциация Ц-Т

1

20

Дифференциация Ц-Ч

1

21

Звуки  согласные твердые(непарные).  Буквы Ж, Ш, Ц.  Письмо под диктовку

1

22

Звуки  согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. Письмо под

диктовку.

1

23

Дифференциация Ц -С        

1

24

Дифференциация Ш -С

1

25

Дифференциация Ж-З

1

26

Дифференциация Ш-Ч

1

27

Дифференциация Ч-Т

1

28

Дифференциация Ч-Щ

 

1

29

Дифференциация Щ-Ш

1

30

Дифференциация Ц-Й        

           

1

31

Проверочная работа по теме: “Звуки согласные звонкие глухие, парные и непарные. Буквы, сходные по написанию”.        

1

32

Звуки  согласные твердые   и мягкие (1-й способ смягчения).Обозначения на письме мягкость согласного звука с помощью буквы гласных второго.

1

33

Дифференциация действий буквы Ь: обозначение на письме   мягкости

Согласного и разделение согласного и гласного.                      

1

34

Проверочная работа по теме: обозначение мягкости согласных на

письме.                     

1

3 класс (обучение грамоте)

 

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Обследование речи обучающихся

1

Гласные звуки   и буквы    

1

2

Мягкие согласные звуки    

1

3

Звуки л-ль

1

4

Звуки р-рь     

1

5

Дифференциация

звуков р-л, ль-рь

1

6

Звуки к-кь

1

7

Звуки г-гь

1

8

Звуки х-хь

1

9

Звуки в-вь

1

10

Звуки д-дь

1

11

Звуки б-бь

1

12

Звуки д-дь

1

13

Буквы я-е-ё-ю-й

1

14

Звуки  согласные твердые(непарные).  Буквы Ж, Ш, Ц.  Письмо под диктовку

1

15

Звуки  согласные звонкие   и глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н,

Р, Х, Ч, Щ, Ц. Письмо под диктовку.       

1

16

Звуки  согласные звонкие и глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н,Р, Х, Ч, Щ, Ц. Письмо под диктовку.

1

17

Звуки  согласные звонкие   и глухие (парные). Буквы Б-П

1

18

Дифференциация согласных Букв Б-В     

1

19

Дифференциация согласных Букв П-Т     

1

20

Дифференциация согласных Букв М-Л

1

21

Дифференциация согласных Ж-Х 

1

22

Дифференциация согласных Р-Л

1

23

Дифференциация Ц-Т

1

24

Дифференциация Ц-Ч

1

25

Звуки  согласные звонкие   и глухие (парные). Буквы Д-Т       

1

26

Звуки  согласные звонкие и глухие (парные). Буквы В-Ф         

1

27

Звуки  согласные звонкие   и глухие (парные). Буквы Г-К       

1

28

Звуки  согласные звонкие   и глухие (парные)  Буквы З-С       

1

29

Проверочная работа по теме: “Звуки согласные звонкие глухие, парные и непарные. Буквы, сходные по написанию”.        

1

30

Звуки  согласные твердые   и мягкие (1-й способ смягчения).Обозначения на письме мягкость согласного звука с помощью буквы гласных второго.

1

31

Дифференциация действий буквы Ь: обозначение на письме   мягкости

Согласного и разделение согласного и гласного.                      

1

32

Проверочная работа по теме: обозначение мягкости согласных на

письме.                     

1

33

Звуки  согласные твердые(непарные).  Буквы Ж, Ш, Ц.  Письмо под диктовку

1

34

Звуки  согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. Письмо под

диктовку.

1

 

 4 класс (обучение грамоте)

 

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Обследование речи обучающихся

1

Гласные звуки   и буквы    

1

2

Мягкие согласные звуки    

1

3

Звуки л-ль

1

4

Звуки р-рь     

1

5

Дифференциация

звуков р-л, ль-рь

1

6

Звуки к-кь

1

7

Звуки г-гь

1

8

Звуки х-хь

1

9

Звуки в-вь

1

10

Звуки д-дь

1

11

Звуки б-бь

1

12

Звуки д-дь

1

13

Буквы я-е-ё-ю-й

1

14

Буква ё

1

15

Буква ю

1

16

Буква й

1

17

Буквы я-е-ё-ю-й

1

18

Звуки с- сь

1

19

Звуки з- зь

1

20

Дифференциация звуков с –з, сь -зь

 

21

Звук ц

1

22

Дифференциация звуков с-з-ц

1

23

Звук ж

1

24

Звук ш

1

25

Дифференциация звуков ш-ж

1

26

Звуки ч, щ

1

27

Дифференциация звуков с –з, сь -зь

1

28

Дифференциация звуков с-з-ц

1

29

Звуки  согласные твердые(непарные).  Буквы Ж, Ш, Ц.  Письмо под диктовку

1

30

Звуки  согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. Письмо под

диктовку.

1

31

Проверочная работа по теме: обозначение мягкости согласных на

письме.

1

32

Дифференциация звуков с –з, сь -зь

1

33

Дифференциация звуков с-з-ц

1

34

Дифференциация звуков ш-ж

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место учебного предмета в учебном плане.

 

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 540 ч. В 1 классе132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и  40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 

Учебно–методический комплекс.

1.   Персональный компьютер, оснащенный современными компьютерными программами (MS Office) с возможностью выхода в интернет.

 

2.  Принтер.

3.  Сканер, копир.

4.  Доска с набором магнитов.

5.  Серии сюжетных картинок.

6.      Тетради, ручки, карандаши.

7.      Наборы предметных картинок для работы с лексико-грамматическим строем речи.

7.  учебно-дидактический материал:

          Тетрадь-помощница “Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение и слово” (авторы О.А. Ишимова, И.Е. Юсов).

          Тетрадь-помощница “Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу” (авторы О.А. Ишимова, Е.В. Деребягина).

          Тетрадь-помощница “Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных” (авторы О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова).

          Тетрадь-помощница “Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу”.

          Тетрадь-помощница “Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу”.

          “Обучаем читать и писать без ошибок”. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма (авторы А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова).

          Г.М. Зегебарт “Чтение. От текста к смыслу”.

          Г.М. Зегебарт “Чтение от слова к тексту”.

          Подготовка к обучению письму и чтению. Звуки речи, слова, предложения». Авторы: Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова.

 

           «Рассказываем по сериям картинок». Автор Н.В. Яворская

 

          «Учимся правильно говорить». Авторы Л.П. Успенская, М.В. Успенский

 

 

 

35



 

Приложение к ООП НОО муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Приложение к ООП НОО муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика»

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика»

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты

Контроль

Контроль

Инициативное сотрудничество и взаимодействие

Инициативное сотрудничество и взаимодействие

Контролировать действия партнера

Контролировать действия партнера

Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов

Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов

Обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Знаково-символическое

Знаково-символическое

Предметные результаты

Предметные результаты

Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты

Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты

Определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звуко-слоговой структуры

Определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звуко-слоговой структуры

Формирование просодических компонентов речи:

Формирование просодических компонентов речи:

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса

Сопоставление предметов и явлений и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов

Сопоставление предметов и явлений и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов

Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова

Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова

Дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней)

Дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней)

В процессе работы над развитием морфологических обобщений у обучающихся формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях…

В процессе работы над развитием морфологических обобщений у обучающихся формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях…

Планируемые результаты коррекционного курса «Логопедическая ритмика»: ✓ отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; ✓ умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую…

Планируемые результаты коррекционного курса «Логопедическая ритмика»: ✓ отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; ✓ умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую…

Запоминать и пересказывать готовые тексты ✓

Запоминать и пересказывать готовые тексты ✓

Активно пользоваться различными способами словообразования

Активно пользоваться различными способами словообразования

Формирование пространственных представлений

Формирование пространственных представлений

Формирование навыка письма

Формирование навыка письма

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс (обучение грамоте) № урока

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс (обучение грамоте) № урока

Развитие речи по лексической теме «Путешествие в южные страны»

Развитие речи по лексической теме «Путешествие в южные страны»

Звуки согласные мягкие (непарные)

Звуки согласные мягкие (непарные)

Дифференциация Ц-Т 1 24

Дифференциация Ц-Т 1 24

Дифференциация звуков с-з-ц 1 23

Дифференциация звуков с-з-ц 1 23

Место учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета в учебном плане

Учебно–методический комплекс. 1

Учебно–методический комплекс. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020