Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
26.02.2023
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса
РП Умники и умницы 3-а класс.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа предмета «Умники и умницы» составлена на основе:

1.              Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

2.              Учебного плана ГБОУ «Образовательный Центр "Бухта Казачья"» и НОО ООО на 2020-2021 учебный год;

3.              Положения о рабочей программе, утверждённого приказом №1 от 30.08.2017

    4.        Авторской программы развития познавательных способностей обучающихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 191 – 210.

      5.Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Образовательный Центр «Бухта Казачья».

    6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

 

                                                Место учебного предмета в учебном плане

Учебным планом ГБОУ «Образовательный Центр «Бухта Казачья» предусмотрено изучение курса «Умники и умницы» в 3 классе в объеме – 34 часа в год, 1 час в неделю (при 34 учебных неделях). Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

                                                           Учебно-методический комплект

1.      Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2017 г        «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »        Методическое пособие для 3  класса

 

 

     

                     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса   в  3-м классе является формирование следующих умений:

-                             Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-                             В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-                   Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

-                             Проговаривать последовательность действий  .

-                             Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-                             Учиться работать по предложенному учителем плану.

-                             Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-                             Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-                             Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-                             Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-                             Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-                             Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-                             Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-                             Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-                             Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-                             Слушать и понимать речь других.

-                             Читать и пересказывать текст.

-                             Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-                             Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии. 

                                                                         

 

                                                              

 

 

 

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

 

                                                  

 

        

 

 

                                                                                                                                                                                                                        «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                                                                                                                         Директор

                                                                                                                                                             ГБОУ ОК «Бухта Казачья»

                                                                                                                                                             ___________Т.В.Донцова

                                                                                                                                                              от «___» __________2020 г.

 

 

                                                               Календарно--тематическое планирование

 

Дата

Раздел,

тема занятий

 

Содержание занятий

 

УУД

План

Факт

1

 

 

Мозговая гимнастика

Вводная беседа. Мозговая гимнастика («игры «Качание головой», «Ленивая восьмёрка», « Шапка для размышления», «Зоркие глаза»).

Тестирование. Выявление уровня развития на начало года. Разгадывание логических загадок.

 

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

            Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

 

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

            Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

            Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества.

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

 

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

            Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

            Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Проговаривать последовательность действий.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Ориентировать-ся в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

            Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

            Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

 

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Оценивать результаты выполненного задания.

 

 

            Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

            Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

 

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своей работы и работы одноклассников            Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.            Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

 

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Оценивать свои действия.       Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре.            Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

 

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.            Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.            Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником.

Учиться планировать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её реализации.   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.            Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий.

Учиться  планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.            Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические  рассказы и задачи на основе простейших математических моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).            Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

Учиться овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности.            Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)        Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с  иллюстрацией  рабочей тетради, алгоритма.     Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

            Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли.

Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя.            Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

            Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах.

Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.  Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся

фактов.           Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников.

Учиться концентрировать внимание на учебном процессе, использовать знания на практике.  Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы.            Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

Учиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из схемы и  рисунка, анализировать, делать выводы.         Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

Учиться выполнять логические действия: сравнение, обобщение, классификации, установление аналогий.            Применять имеющиеся знания для решения учебных заданий.            Развивать познавательную активность

Учиться концентрировать внимание на учебных действиях, оценивать результат своей работы.            Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические  рассказы и задачи на основе простейших математических моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).            Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

 

 

 

2

 

 

Логические поисковые задания.

 Мозговая гимнастика (повторение упражнений прошлого урока). Разминка в виде логических задач. Развитие концентрации внимания (задания). Логические поисковые задания. Нестандартные задачи. Тесты.

3

 

 

Логические поисковые задания

Мозговая гимнастика (повторение упражнений прошлого урока). Разминка в виде логических задач. Развитие концентрации внимания (задания). Логические поисковые задания. Нестандартные задачи. Тест

4

 

 

Тренировка слуховой памяти.

Урок-игра.

Тренировка слуховой памяти в виде комплекса упражнений на запоминание. Ознакомление с понятием ПАЛИНДРОМ (перевёртыш). Выполнение нестандартных заданий

 

5

 

 

 Тренировка зрительной памяти.

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти («Что изменилось?», «Найди фигуру», «Найди отличие»). Корригирующая гимнастика для глаз. Логические задачи. Обучение поиску закономерностей. Синонимы.

6

 

 

Работа со словарём.

Задачи и упражнения на развитие мышления. Разминка «Мир живой природы» Поиск закономерностей Рубрика «Это интересно!» Работа со словарём..

7

 

 

Ребусы.

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления Игра «Изобрази без предмета». Работа с изографами, числографами. Ребусы. Логические поисковые  задачи. Задачи на развитие аналитических способностей. Задания по перекладыванию спичек.

8

 

 

Нестандартные задачи

Игры  и упражнения на развитие быстроты реакции. Разминка «Кто это или что это?»  Задачи на развитие аналитических способностей. Нестандартные задачи.

9

 

 

Игры  и упражнения на развитие внимания

Игры  и упражнения на развитие внимания « Внимание».  Игры с буквами, словами. Тестовые задания.

10

 

 

Игры со словами

Игры  и упражнения на развитие внимания.  Игра «Слушай – отвечай!», «Внимание». Игры со словами.

11

 

 

Понятие фразеологизмы.

Игры  и упражнения на развитие слуховой памяти. «Закодированные слова», «Поставь точку». Совершенствование мыслительных операций.  Задачи на логику. Закономерности. Понятие фразеологизмы.

12

 

 

Решение логически-поисковых задач.

Игры и упражнения на развитие памяти. «Внимание», «Найди фигуру».  Корригирующие упражнения для глаз «Палец двоится», «Моргание», «Вижу палец». Решение логически-поисковых задач.  Закончи фразеологизмы.

13

 

 

Поиск закономерностей

Задачи и упражнения на развитие мышления. Разминка «Отгадай, что это?» Поиск закономерностей. Корригирующие упражнения для глаз

«Письмо носом», «Моргание». Решение нестандартных задач.

14

 

 

Ребусы.

Задачи и упражнения на развитие воображения. Разгадывание загадок.  Работа с изографами и числографами. Игры «Внимание», «Фантазёр», «Ассоциация».  Задания на перекладывание спичек.

Составление ребусов.

15

 

 

Игры  и упражнения на развитие  быстроты реакции. 

Игры  и упражнения на развитие  быстроты реакции.  «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинке». Решение логически-поисковых задач, нестандартных задач.

16

 

 

Игры  и упражнения на развитие внимания, мышления

Игры  и упражнения на развитие внимания, мышления. «Внимание», « Не верь глазам своим», «Найди пару».

Закончи фразеологизмы. Решение нестандартных задач.

17

 

 

Тренировка внимания.

Игры  и упражнения на развитие внимания. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», « Внимание».

18

 

 

Тренировка слуховой памяти.

Игры и упражнения на развитие памяти. Разминка «Мир живой природы»,  «Закончи пословицу»,  «Зашифрованные имена».  Решение  нестандартных задач.

19

 

 

Тренировка зрительной памяти.

Игры и упражнения на развитие памяти . «Внимание», «Игры со словами», «Установи связь между словами».  Решение нестандартных задач

20

 

 

Установление числовых закономерностей

Игры и упражнения на развитие  мышления Поиск закономерностей «Четвёртый лишний». Установление числовых закономерностей. Решение нестандартных задач.

21

 

 

Ребусы

Игры и упражнения на развитие  воображения.  Разминка «Сказки». Игры «  Изобрази без предмета», «Внимание», «Так же, как..»,  Решение нестандартных задач. Ребусы.

22

 

 

Разгадывание кроссворда

Игры  и упражнения на развитие быстроты реакции. Разминка «Мир живой природы». Игра «Слоговица». Работа с фразеологизмами. Разгадывание кроссворда. Решение нестандартных задач.

23

 

 

Тренировка концентрации внимания.

Игры  и упражнения на развитие внимания. Вопросы-загадки.  Однокоренные слова и их подбор. Пословицы и поговорки. Работа над скороговоркой.

24

 

 

 Тренировка внимания.

Игры  и упражнения на развитие внимания. Игры «Внимание», «Третий лишний», « Вычисли слово».  Работа с фразеологизмами.

25

 

 

Тренировка слуховой памяти.

Игры  и упражнения на развитие памяти. Игры «Найди фигуры»,  игры со словами. Слушание рассказа, ответы на вопросы. Решение нестандартных задач.

26

 

 

Логически-поисковые задачи.

Игры и упражнения на развитие памяти. Разминка «Это интересно!». Игра «Внимание!» Логически-поисковые задачи.

27

 

 

Игры и упражнения для развития логического мышления

Игры и упражнения на развитие логического мышления.  Разминка «Это интересно». «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия».

28

 

 

Совершенствование воображения. Работа с фразеологизмами.

 Игры и упражнения на развитие воображения. «Дорисундия», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Работа с фразеологизмами.

29

 

 

Нестандартные задачи. Тренировка концентрации внимания.

Игры  и упражнения на развитие внимания.  Разминка  «Мир живой природы».  Минутка смеха. Логические задачи.

30

 

 

 Тренировка внимания.

Игры и упражнения на развитие внимания. Разминка  «Назови, что это?»   Магические квадраты. Фразеологизмы в баснях и их значение.

31

 

 

 Тренировка слуховой памяти.

Игры и упражнения на развитие  памяти. Игры со словами, ответы на вопросы.  Работа с фразеологизмами.

32

 

 

Тренировка зрительной памяти.

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти. Восстановление предложений, игры со словами. Игра «Внимание».  Работа с магическим квадратом. Нестандартные задачи.

33

 

 

Викторина «Умники и умницы»

Тестирование.  Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами  диагностики. Рекомендации от учителя.

34

 

 

Итоговое занятие

 

 

                                                                             

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Умники и умницы» составлена на основе: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Умники и умницы» составлена на основе: 1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать…

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать…

Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач

Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач

УТВЕРЖДЕНО»

УТВЕРЖДЕНО»

Учиться работать по предложенному учителем плану

Учиться работать по предложенному учителем плану

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником

Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником

Учиться овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности

Учиться овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности

Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач

Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач

Мозговая гимнастика Вводная беседа

Мозговая гимнастика Вводная беседа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2023