рабочая программа по лит чтению на родном (русском) языке

  • docx
  • 16.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по лит чтению на родном (русском) языке.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РУДНИК-АБАГАЙТУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

 

 

Директор МОУ ООШ №5

                                                                            __________ Кремнева Т.С.

                                                                                                                                                          РОСПИСЬ

Дата: «     »_________2019 г.                                     

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

На родном языке

3 КЛАСС

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: учитель Калинова Е.В.

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рудник -Абагайтуй   2019-2020 уч. г


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной  программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской  программы по литературному чтению и авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. М.: «Просвещение», 2011г.).

 К учебнику    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3кл. в  2 частях, М: «Просвещение» 2012-2014 г

 Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1.-Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г№273- ФЗ

2.-Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г., №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  » (зарегистрирован в Минюст России от 22. 12. 2009г. № 15785

3. -Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г №373.» (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2012г, регистрационный номер 19707)

4. – СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г, регистрационный номер 19993)

5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2 Предгорного муниципального района Ставропольского края.

6.Учебный план МОУ ООШ №5 на 2019-2020 учебный год.

 

             Изучение курса литературного чтения направлено на достижение следующих

        целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника,      осознание себя как грамотного читателя,           способного к творческой деятельности. Читательская                        компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

1.  Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2.  Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3.  Воспитание эстетического отношения к действительности,

отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4.       Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение.

 

Реализация учебной программы обеспечивается учебником «Литературное чтение» 3 класс в 2-х частях, авторов Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова - М.: Просвещение, 2013.

Учебный предмет Литературное чтение на родном (русском) языке» изучается в 3 классе 0,5 часа в неделю (17 часов в год)

Планируемые результаты

 

1.                    Понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2.                    Осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.

3.                    Использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4.                    Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5.                    Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

-           эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-           эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-           чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-           любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-           интерес к чтению, потребность в чтении;

-           осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-           самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-           составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-           работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-           в   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;         

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;      несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

-           перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-           пользоваться словарями, справочниками;

-           осуществлять анализ и синтез;

-           устанавливать причинно-следственные связи;

-           строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-           оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

-           адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-           высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-           слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-           договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-           задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

-           воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-           осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-           самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

-           самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-           делить текст на части, составлять простой план;

-           самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-           находить в тексте материал для характеристики героя;

-           подробно и выборочно пересказывать текст;

-           составлять рассказ-характеристику героя;

-           составлять устные и письменные описания;

-           по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-           высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-           относить произведения к жанрам по определённым признакам;

-           различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-           видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

                                  Содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете  (2ч)

Богатство Древности. Илья Муромец и Соловей Разбойник .

Алёша Попович и Илья Муромец. (Славянский эпос).

Устное народное творчество (1ч)

Чтение и инсценирование русских народных сказок «Медведь и лиса»,  «Лиса и волк»

Поэтическая тетрадь 1 (1ч)

Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Печальная берёза». Федор Тютчев «В небе тают облака», «Есть в осени первоначальной». Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Времена года. Средства художественной выразительности.

                Великие русские писатели (4ч)

А.С. Пушкин. Стихи и рассказы о родной природе. «Гонимы вешними лучами», «Зимнее утро», «В тот год осенняя погода».

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни.

Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

Поэтическая тетрадь 2 (1ч)

Н.А. Некрасов. Стихи о природе.

Литературные сказки (2ч)

                А.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы(1ч)

К.Г.Паустовский и его произведения: «Растрёпанный воробей», «Жёлтый свет», «Стальное колечко», «Собрание чудес». Герои произведения. Характеристика героев.

Поэтическая тетрадь 1.(1ч)

С.А.Есенин. Стихи. «Черёмуха» Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое ( 2ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

                В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Поэтическая тетрадь2. (1ч)

Праздник поэзии. Стихи о детях. А.Барто, С. Михалков, Е. Благинина.

По страницам детских журналов. (1ч)

Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Особенности юмористических произведений.

Учебно-тематическое планирование

 

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

 

Богатство Древности. Илья Муромец и Соловей Разбойник.

1

2

 

Алёша Попович и Илья Муромец. Славянский эпос.

1

3

 

Чтение и инсценирование русских народных сказок «Медведь и Лиса», «Лиса и Волк».

1

4

 

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Печальная берёза». Ф. Тютчев «В небе тают облака», «Есть в осени первоначальной». Стихи о природе. Средства художественной выразительности.

1

5

 

А.С. Пушкин- великий русский писатель. Стихи и рассказы о родной природе. «Гонимы вешними лучами», «Зимнее утро», «В тот год осенняя погода»

1

6

 

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Работа над содержанием сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение с художественным текстом.

1

7

 

И.А. Крылов-  русский баснописец. И.А. Крылов «Ворона и лисица». Характеристика героев на основе их поступков.Инсценирование басен И.Крылова.

1

8

 

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Составление различных вариантов плана.

1

9

 

Н.А. Некрасов «Стихи о природе»

1

10

 

В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев и нравственный смысл сказки.

1

11

 

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнительная характеристика героев.

1

12

 

К.Г. Паустовский и его произведения: «Растрёпанный воробей», Жёлтый свет», «Стальное колечко», Собрание чудес».Герои произведения. Характеристика героев.

1

13

 

Стихи С. Есенина. «Черёмуха». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

1

14

 

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок –«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

1

15

 

В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

1

16

 

Праздник поэзии. Стихи о детях А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой.

1

17

 

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Особенности юмористических произведений.

1

 

 

 

17 часов.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также