Рабочая программа по литературе
Основного общего образования
8 класс ( 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы
«Литература 5-9 классы. Базовый уровень». Под редакцией Курдюмовой Т.Ф.
УМК по дисциплине:
Учебник: « Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях». Москва: «Дрофа», 2017 г. Авторы: Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н.
Сроки реализации: 1 год
Рабочая программа по литературе является составной частью образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 48 города Тюмени. Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089, приказом Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089», с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г., от 19.10.2009 г., от 24.01.2012 г. № 39, и на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классов (базовый уровень): Курдюмова Т.Ф. - М.: Дрофа, 2017.
Для реализации программы используется учебник: 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях / автор-составитель Курдюмова Т.Ф., М.: Просвещение, 2017
Раздел I. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностными результатами выпускников основной школы являются:
· формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
· осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;
· формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
· выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;
· формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Предметные результаты изучения литературы предполагают:
· понимание ключевых проблем изученных произведений;
· понимание связи произведения с эпохой его написания;
· владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;
· владение навыками сопоставления произведений;
· освоение техники самостоятельных творческих работ;
· понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;
· понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;
· овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;
· создание рефератов на литературные и общекультурные темы.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:
· использование понятийного аппарата и научных методов познания;
· умение формулировать и аргументировать свои мысли;
· умение привлекать новый и изученный материал;
· совершенствование устной и письменной речью;
· самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;
· владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;
· формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.
Раздел II. Содержание учебного курса
Литература и время
Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.
Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.
Т е о р и я. Литература и история. Эпиграф.
Фольклор
История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора.
Т е о р и я. Исторические сюжеты в народном толковании.
П р а к т и к у м. Знакомство с фрагментами из поэм А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Ответы на вопросы и выполнение заданий.
Народная историческая песня
Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. Петр Великий и Иван Грозный в песнях.
«П р а в е ж». Образ Ивана Грозного.
«П е т р а П е р в о г о у з н а ю т в ш в е д с к о м г ор о д е» и др. Художественные особенности исторических песен.
Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.
Т е о р и я. Историческая народная песня.
Народный театр
Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.
«К а к ф р а н ц у з М о с к в у б р а л». Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.
Т е о р и я. Народная драма.
М е т о д и к а. Целесообразно максимально использовать специфику устного народного творчества и поощрять в ответах как воспроизведение фрагментов изученных текстов, так и импровизацию учащихся при пересказе. Песни и пьесы могут звучать на уроках и в подготовленной учениками или учителем записях на видео или аудиокассетах.
Зарубежная литература
Литература эпохи Возрождения
М. де Сервантес Сааведра. «Д о н К и х о т» (главы). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».
Т е о р и я. Рыцарский роман. «Вечный образ».
М е т о д и к а. «Вечный образ» Дон Кихота широко представлен в мировом искусстве. Учителю для проведения урока необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал. Это поможет учащимся оценить различные взгляды на один и тот же образ.
Древнерусская литература
Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.
Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.
Летопись
Воинская повесть
«П о в е с т ь в р е м е н н ы х л е т», «П о в е с т ь о р аз о р е н и и Р я з а н и Б а т ы е м». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.
Т е о р и я. Летопись. Воинская повесть.
П р а к т и к у м. Знакомство с фрагментом из «Повести временных лет» — «Смерть Олега от своего коня». Чтение фрагмента из «Повести о разорении Рязани Батыем». Ответы на вопросы и выполнение заданий.
Житие
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.
«С к а з а н и е о ж и т и и А л е к с а н д р а Н е в с к ог о». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев. «П р е п о д о б н ы й С е р г и й Р а д о н е ж с к и й». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.
Т е о р и я. Житие. Художественные особенности жанра жития.
Литература эпохи Просвещения
Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.
Т е о р и я. Классицизм. Комедия.
М е т о д и к а. Знакомство с Мольером может включать подготовленное исполнение фрагмента пьесы с комментарием.
Литература XVIII века
Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Исторические драмы Я. Б. Княжнина. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III («История государства Российского»). Повесть «Марфа-посадница».
Т е о р и я. Историческая драма. Историческая повесть.
Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.
Т е о р и я. Классицизм в драматическом произведении.
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Инсценировка одного из фрагментов пьесы «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Создание электронного альбома иллюстраций к пьесе.
М е д и а р е с у р с ы. Коллективный просмотр и обсуждение в классе телеверсии спектакля Малого театра по пьесе Фонвизина.
М е т о д и к а. Традиционно этот раздел вводится как обзорная тема, но в классе с хорошо успевающими учащимися возможно и текстуальное изучение фрагментов из «Истории государства Российского» и повести «Марфа-посадница» Н. М. Карамзина. Обращение к русской живописи этого века существенно расширит понимание эпохи и обогатит кругозор учеников.
Литература XIX века
Постоянство интересов читателей и писателей XIX в. к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.
Историческое прошлое в лирике и прозе
В. А. Жуковский. «В о с п о м и н а н и е», «П е с н я»; А. С. Пушкин. «В о с п о м и н а н и е», «С т а н с ы»; Д. В. Давыдов. «Б о р о д и н с к о е п о л е»; И. И. Козлов. «В е ч е рн и й з в о н»; Ф. И. Глинка. «М о с к в а»; А. Н. Апухтин. «С о л д а т с к а я п е с н я о С е в а с т о п о л е». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.
А. К. Толстой. «И л ь я М у р о м е ц», «П р а в д а», «К у р г а н»; С. Д. Дрожжин. «П е с н я М и к у л ы С е л ян и н о в и ч а» (по выбору учителя и учащихся). Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С. Д. Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихотворений.
Т е о р и я. Былина и баллада.
М е т о д и к а. Возможен анализ одной-двух баллад с самостоятельными комментариями исполнителя. Особый интерес вызывает сопоставление двух произведений разных жанров с общим героем, что обогащает и углубляет представление о характере отражения жизни в искусстве.
Г. Лонгфелло. «П е с н ь о Г а й а в а т е» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.
Т е о р и я. Песнь как жанр.
В. Скотт. «А й в е н г о» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.
Т е о р и я. Исторический роман.
М е т о д и к а. Обсуждение романа, если он прочитан хотя бы частью учеников, зависит от того, насколько юные читатели увлеклись произведением и его проблематикой. Возможны выступления учащихся с краткими сообщениями о сюжете произведения, его героях.
И. А. Крылов. «В о л к н а п с а р н е». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.
Т е о р и я. Басня на историческую тему.
А. С. Пушкин. «П е с н ь о в е щ е м О л е г е», «А н ч а р». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.
«П о л т а в а» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.
«К а п и т а н с к а я д о ч к а». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и романом «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет романа «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах романа. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).
«Б о р и с Г о д у н о в». История создания. Нравственная проблематика трагедии. Образ Бориса Годунова. Особенности жизненной философии героя и конфликт трагедии.
Т е о р и я. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.
П р а к т и к у м. Чтение стихотворения «Анчар». Ответы на вопросы и выполнение заданий.
П р а к т и к у м. Знакомство с описанием внешности Емельяна Пугачева, приведенным Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта». Ответы на вопросы и выполнение заданий. Сопоставление портрета Пугачева с портретом того же героя, созданным Пушкиным в «Капитанскаой дочке».
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект в виде электронной презентации: «Жизненная правда и художественный вымысел в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”». Нанесение маршрута войск Е. Пугачева и основных сражений на современную карту России.
М е д и а р е у р с ы. Просмотр и сопоставление эпизодов из кинофильма В. Шкловского «Капитанская дочка», телеспектакля П. Резникова и кинофильма А. Прошкина «Русский бунт», снятым по мотивам пушкинской повести.
М е т о д и к а. Наблюдение за жанровым многообразием в произведениях А. С. Пушкина на исторические темы.
М. Ю. Лермонтов. «Р о д и н а», «П е с н я п р о ц а р я И в а н а В а с и л ь е в и ч а, м о л о д о г о о п р и ч н и к а и у д а л о г о к у п ц а К а л а ш н и к о в а». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение.
Т е о р и я. Историческая поэма.
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект «О жизни и быте в эпоху царя Ивана Грозного». Презентация «Поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” в контексте русской истории и культуры».
М е д и а р е с у р с ы. Прослушивание фрагмента увертюры из оперы М. Мусоргского «Хованщина»: «Рассвет над Москвой-рекой». Просмотр художественного фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Для учащихся, интересующихся историей — авторские передачи Эдварда Радзинского.
Н. В. Гоголь. «Т а р а с Б у л ь б а». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.
Т е о р и я. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Презентация или доклада «Роль Запорожской Сечи в формировании характеров героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Развернутое сообщение на тему «Биография и география понятия «товарищество» (по материалам повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). Презентация «Картина И. Е. Репина “Письмо запорожцев турецкому султану” и повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
М е д и а р е с у р с ы. Просмотр художественного фильма В. Бортко «Тарас Бульба». Просмотр научно-популярного фильма «Три тайны Гоголя».
А. Дюма. «Т р и м у ш к е т е р а» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.
Т е о р и я. Авантюрно-исторический роман.
М е т о д и к а. При обсуждении романа стоит сосредоточиться на вопросе: «Что дает право называть произведение А. Дюма историческим и каковы основания считать его авантюрным романом?»
А. К. Толстой. «В а с и л и й Ш и б а н о в». Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.
«К н я з ь С е р е б р я н ы й». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.
Т е о р и я. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.
Л. Н. Толстой. «П о с л е б а л а». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как геройрассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя. «П о с м е р т н ы е з а п и с к и с т а р ц а Ф е д о р а К у з ьм и ч а» как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений «После бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» для широты представления о позиции автора.
Т е о р и я. Контраст как прием композиции.
П р а к т и к у м. Знакомство с фрагментом из публицистических сочинений Л. Н. Толстого. Ответы на вопросы и выполнение заданий.
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект в виде реферата к итоговому уроку по рассказу «После бала»: «Воплощение религиозно-философских воззрений Л. Н. Толстого в его рассказе «После бала».
М е т о д и к а. Проведение сопоставительного анализа при изучении произведений исторической тематики.
Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи
Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристики нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.
Т е о р и я. Место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения.
Литература XX века
Былины и герои в произведениях XX века
И. А. Бунин. «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р», «С в ят о г о р и И л ь я»; К. Д. Бальмонт. «Ж и в а я в о д а»; Е. М. Винокуров. «Б о г а т ы р ь». Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.
Т е о р и я. Былины в лирике XX в.
Ю. Н. Тынянов. «В о с к о в а я п е р с о н а», «П о д п ор у ч и к К и ж е». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.
Т е о р и я. Язык и стиль исторического повествования.
М. Алданов. «Ч е р т о в м о с т» (главы), «С в я т а я Е л е н а, м а л е н ь к и й о с т р о в». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла. Т е о р и я. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).
Б. Л. Васильев. «У т о л и м о я п е ч а л и...». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Владимир Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.
Т е о р и я. Исторический роман и его название.
Великая Отечественная война в литературе
Л.М. Леонов. «З о л о т а я к а р е т а». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.
Т е о р и я. Символика названия пьесы.
Мотивы былого в лирике поэтов XX века
В. Я. Брюсов. «Т е н и п р о ш л о г о», «В е к з а в ек о м»; З. Н. Гиппиус. «14 д е к а б р я»; Н. С. Гумилев. «С т а и н а», «П р а п а м я т ь»; М. А. Кузмин. «Л е т н и й с а д»; М. И. Цветаева. «Д о м и к и с т а р о й М о с к в ы», «Г е н е р а л а м д в е н а д ц а т о г о г о д а»; Г. В. Иванов. «Е с т ь в л и т о г р а ф и я х с т а р и н н ы х м а с т ер о в...»; Д. Б. Кедрин. «З о д ч и е» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.
Т е о р и я. Роль темы прошлого в лирике XX в. П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект в виде электронной презентации «Тема памяти в лирике русских поэтов XX века».
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Создание книги стихов «Российские поэты о Великой Отечественной войне» с помощью компьютерных технологий. Школьный вечер «Строки, опаленные войной». Подготовка и выпуск школьного альманаха или стенной газеты к юбилею празднования Дня Победы.
М е д и а р е с у р с ы. Просмотр музыкального фильма «Песни военных лет» или подборки песен о войне. Знакомство с материалами сайта, которые нужны в работе над проектом «Мотивы былого в лирике поэтов XIX века».
Итоги
Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
А. А. Ахматова. «К л я т в а», «М у ж е с т в о». А. А. Прокофьев. «М о с к в а». К. М. Симонов. «Т ы п о м н и ш ь, А л е ш а, д о р о г и С м о л е н щ и н ы...». А. Т. Твардовский. «Ра с с к а з т а н к и с т а». Ю. В. Друнина. «З и н к а». М. А. Дудин. «З д е с ь г р я з ь, и б р е д, и в ш и в т р а нш е я х...». А. А. Сурков. «Б ь е т с я в т е с н о й п е ч у р к е о г о н ь...». М. В. Исаковский. «О г о н е к». Б. Ш. Окуджава. «Д о с в и д а н и я, м а л ь ч и к и ». Е. М. Винокуров. «В п о л я х з а В и с л о й с о н н о й...». В. С. Высоцкий. «Ш т р а ф н ы е б а т а л ь о н ы».
М е т о д и к а. В курсе этого года особое внимание обращено на движение времени, и при изучении всех произведений этот момент сохраняет главенствующее значение. Отсюда и особая роль обзорных тем при обращении к произведениям, которые могут впоследствии войти в читательский багаж учеников.
Содержание |
Кол-во часов |
Введение. |
1 |
Фольклор. |
2 |
Древнерусская литература. |
8 |
Из литературы XVIII века. |
3 |
Из литературы XIX века. |
36 |
Из литературы XX века. |
18 |
ИТОГО |
68 |
III. Календарно-тематическое планированиещая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
№ урока |
Дата план |
Дата факт |
Раздел. Тема урока. |
Количество часов. |
Планируемые результаты |
Формы контроля. |
Подготовка к ГИА (ОГЭ) |
1 |
|
|
Литература и время. История на страницах произведений различных жанров. Техника безопасности на уроках литературы. Х. К. Андерсен. «Калоши счастья» |
1 |
Личностные формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня Предметные понимание ключевых проблем изученных произведений Метапредметные использование понятийного аппарата и научных методов познания |
Составление плана, пересказ по данному плану. |
1.1 |
2 |
|
|
Народная историческая песня «Правеж», «Петра I узнают в шведском городе». Художественные особенности песен исторической тематики. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Беседа, работа с учебником |
1.3 |
3 |
|
|
Р.К. Романтизация образов Ермака и Сибири |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
|
|
4 |
|
|
Народный театр. «Как француз Москву брал». Наполеон и Потемкин в одной исторической пьесе |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение; комментирование, беседа по вопросам, элементы анализа текста |
1.3., 1.7. |
5 |
|
|
М . д е С е р в а н т е с С а а в е д р а. «Дон Кихот» «Вечный образ» в произведении литературы |
1 |
Личностные формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение, беседа по вопросам |
1.1 |
6 |
|
|
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. «Повесть временных лет»
|
1 |
Личностные формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Чтение, анализ текста, составление тезисного плана. |
1.4., 1.7. |
7 |
|
|
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Летопись "Смерть Олега от своего коня." |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Чтение, анализ текста, составление тезисного плана. |
1.4., 1.6. |
8 |
|
|
Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем» |
1 |
|||
9 |
|
|
Житие как жанр. «Сказание о житии Александра Невского» |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Беседа по вопросам; выразительное, комментированное чтение |
1.4., 1.5., 4.2. |
10-11 |
|
|
Б.К.Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский» |
2 |
|||
12 |
|
|
Внеклассное чтение Произведения Древней Руси |
1 |
Личностные формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Игра-конкурс |
1.4., 1.6., 1.7. |
13 |
|
|
Ж . Б . М о л ь е р «Мещанин во дворянстве». Классицизм. Комедия. Сатирическое изображение героев. Господин Журден |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Беседа по вопросам; выразительное, комментированное чтение |
1.6 |
14-15 |
|
|
Д . И . Ф о н в и з и н. «Недоросль». Классицизм в драматургии. Урок Митрофанушки |
2 |
Личностные формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов |
Устные выступления, выразительное чтение. |
1.3., 1.4., 1.6., 1.7. |
16 |
|
|
Историческое прошлое в лирике XIX в. В. А. Жуковский «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин «Воспоминание», «Стансы»; Д. В. Давыдов «Бородинское поле»; И. И. Козлов «Вечерний звон»; Ф. И. Глинка «Москва». |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение; элементы анализа текста |
1.4., 1.6., 1.7., 1.8., 5.5. |
17 |
|
|
Былины и их герои в произведениях XIX в. А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда» и др. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение; элементы анализа поэтического текста. |
1.6. |
18 |
|
|
Внеклассное чтение Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение; беседа по вопросам; элементы анализа поэтического текста |
1.2., 1.6. |
19 |
|
|
Внеклассное чтение Исторический роман. В . С к о т т. «Айвенго». |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Беседа по вопросам; анализ текста. |
1.6., 5.9. |
20 |
|
|
И . А . К р ы л о в. «Волк на псарне» и другие басни, связанные с историей |
1 |
Личностные формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов |
Беседа по вопросам; анализ текста. |
1.2., 1.6., 1.7., 5.9. |
21 |
|
|
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Анчар». |
1 |
Выразительное чтение; анализ текста. |
1.2., 1.6., 1.7., 5.9.
|
|
22 |
|
|
Личность Петра 1 в произведениях А.С. Пушкина. «Полтава». |
1 |
|||
23 |
|
|
Развитие речи А.С.Пушкин «Борис Годунов» |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение ; беседа по вопросам |
1.3., 1.6., 1.7., 5.9. |
24 |
|
|
Р.К. П.Ершов. Поэтизация национального женского характера в поэме "Сузге". |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Беседа по вопросам; анализ текста. |
|
25 |
|
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал
|
Комментированное чтение; вопросы. |
1.2 |
26 |
|
|
Образ Гринева. Становление личности под влиянием «благих потрясений» ( анализ I-II глав) |
1 |
Выразительное чтение; сжатый пересказ |
1.4., 1.8. |
|
27 |
|
|
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (анализ III – V глав) |
1 |
Выразительное чтение; анализ текста; пересказ |
Перечитать главы VI – VII; пересказ о падении Белогорской крепости |
|
28 |
|
|
Пугачёв и народ в повести. Разбор VI – VII глав |
1 |
Сжатый пересказ; аналитическая беседа; выразительное чтение эпизодов |
1.6., 1.7., 5.12. |
|
29 |
|
|
Средства характеристики героев повести на примере VIII – XII глав |
1 |
Личностные формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов |
Аналитическая беседа |
1.5., 1.7., 1.8., 5.12. |
30 |
|
|
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. |
1 |
Беседа по вопросам; анализ текста; описание иллюстраций |
1.4. |
|
31 |
|
|
Развитие речи Сочинение "Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина. |
1 |
Работа над содержанием произведения |
1.2., 1.4., 1.6., 5.14. |
|
32 |
|
|
Вн. чт. по произведениям А.С.Пушкина. |
1 |
Личностные формирование чувства любви к Родине и патриотизма Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности |
Выразительное чтение; анализ поэтического текста |
|
33 |
|
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Особенности лирики. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал
|
Выразительное чтение; анализ поэтического текста |
1.6., 1.7., 5.14. |
34 |
|
|
М.Ю.Лермонтов "Родина" |
1 |
|
|
|
35 |
|
|
«Песня про царя Ивана Васильевича…».Герои поэмы и их судьбы. |
1 |
|||
36 |
|
|
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Знакомство с автором. Сюжет повести. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Комментированное чтение; элементы анализа текста |
1.2., 1.6., 1.7., 5.14. |
37 38 |
|
|
Система образов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Художественные особенности повести. Сопоставление Остапа и Андрия |
1 1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал
|
Беседа по вопросам; пересказ текста; элементы хзарактеристики героев |
1.4., 1.6., 5.14. |
1.2., 1.6., 5.15. |
|||||||
39 |
|
|
Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести. |
1 |
Выразительное чтение; анализ текста; характеристика героев |
1.2., 1.6., 1.7., 5.15. |
|
40 |
|
|
Развитие речи Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
1
|
Личностные формирование чувства любви к Родине и патриотизма Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности |
Сравнительная характеристика литературных героев |
|
41-42 |
|
|
Мотивы былого в лирике поэтов XIX века |
2 |
Личностные формирование чувства любви к Родине и патриотизма Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности |
Выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста |
1.1., 1.6.,6.8. |
43 |
|
|
А.К.Толстой «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои Вымысел и реальность в художественном произведении. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение; элементы анализа текста; словарная работа |
1.2., 1.6., 1.7. |
44 |
|
|
А.К.Толстой «Князь Серебряный». Сюжет и герои романа. Народная речь в литературном тексте.
|
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Комментированное чтение; элементы анализа текста; беседа по вопросам. |
1.2., 1.6., 6.9. |
45 |
|
|
Внеклассное чтение А . Д ю м а. «Три мушкетера». Авантюрно-исторический роман и его роль в нашем чтении |
1 |
Навык монологической речи |
|
|
46 |
|
|
Р.К. Л.Лапцуй "Эдейка". Значение национальных преданий о становлении личности человека. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Элементы анализа текста, словарная работа |
|
47 |
|
|
Исторические лица и вымышленные герои в исторических произведениях |
1 |
Личностные формирование чувства любви к Родине и патриотизма Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности |
Анализ творческих работ, беседа по вопросам; комментарии |
1.6., 1.7., 6.9. |
48 |
|
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» |
1
|
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал. |
Комментированное чтение; беседа по вопросам |
1.2., 1.4., 1.7., 1.8., 5.5., 5.11., 6.4. |
49 |
|
|
Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной приём. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Аналитическая беседа; выразительное чтение; работа с таблицей. |
1.6., 1.7. |
50 |
|
|
Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Время и пространство в художественном тексте. |
1 |
Беседа; элементы диспута; тест. |
1.2., 1.4., 1.6., 1.7. |
|
51 |
|
|
Р.р. Творческая работа. Рассказ, построенный на контрасте |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Аналитическая беседа |
|
52 |
|
|
Контрольная работа по теме: « Литература XIX века» |
1 |
Личностные формирование чувства любви к Родине и патриотизма Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности |
тест |
1.6., 1.7. |
53 |
|
|
Русская литература ХХ века Былинные герои в поэзии ХХ века. |
1 |
Личностные формирование чувства любви к Родине и патриотизма Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности |
Выразительное чтение, элементы анализа текста. |
|
54 |
|
|
Былины и их герои в поэзии И. Бунина. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Анализ былин. |
1.1., 1.2., 1.6., 1.7. |
53-54 |
|
|
Внеклассное чтение Ю.Н. Тынянов «Подпоручик Киже». «Восковая персона» |
2 |
Личностные формирование чувства любви к Родине и патриотизма Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности
|
Анализ текста; пересказ; беседа по вопросам. |
1.4., 1.6, 1.7., 1.8. |
55 |
|
|
Внеклассное чтение М. Алданов «Чёртов мост». |
1 |
Комментированное чтение; анализ текста |
1.7. |
|
56 |
|
|
Б.Л.Васильев «Утоли моя печали…».Изображение ходынской трагедии. |
1
|
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста; чтение по ролям. |
1.5., 1.6. |
57 |
|
|
Великая Отечественная война в лирике ХХ века (А.А. Ахматова, А.Т. Твардовский) |
1
|
Личностные формирование чувства любви к Родине и патриотизма Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности
|
Выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ текста. |
1.4., 1.7. |
58 |
|
|
Стихи и песни о Великой Отечественной войне в XX веке (Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий). |
1
|
Групповая работа по анализу лирических произведений |
1.2., 1.6. |
|
59 |
|
|
Литературная гостиная «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» |
1 |
|
|
|
60 |
|
|
РК. В. Крапивин «Далеко-далеко от моря» (отрывок из рассказа) |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Составление плана |
1.1., 1.4., 1.8, 7.6. |
61 |
|
|
Внеклассное чтение С.Цвейг. «Невозвратимое мгновение (Ватерлоо, 8 июня 1815 года)» |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Выразительное чтение. |
1.4., 1.6, 7.6. |
62 |
|
|
Тема Великой Отечественной войны в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». |
1 |
|
|
|
63 |
|
|
Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
1.3., 1.6., 1.7., 1.8., 7.6. |
|
64 |
|
|
Р.К. Н.М.Чукмалдин. Мои воспоминания (главы из книги). Тема детства. Образ города Тюмени. |
1 |
Личностные осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Наизусть |
1.1., 1.2., 1.7., 1.8. |
65 |
|
|
Контрольная работа за год. |
1 |
Наизусть стихи о ВОВ |
1.6. |
|
66 |
|
|
Работа над ошибками. Творческая работа. |
1 |
Личностные совершенствование духовно-нравственных качеств личности Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
|
|
67-68 |
|
|
Богатство жанров. Важность проблематики. Связь истории с сегодняшним днем |
|
Личностные совершенствование духовно-нравственных качеств личности Предметные понимание связи произведения с эпохой его написания Метапредметные умение привлекать новый и изученный материал |
Тест. |
1.6., 1.7. |
IV. Критерии оценивания
При оценивании деятельности учащихся по предмету «Литература» необходимо учитывать достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. При этом предполагается понимание вопроса или задания, умение давать точный и четко мотивированный ответ, свободное владение собственной речью. При оценивании по пятибалльной системе:
—оценка 5 ставится при верном понимании заданного вопроса и полном и обстоятельном ответе. При этом учитывается умение использовать убедительные доказательства и уместные примеры. Отличный ответ должен демонстрировать свободное владение речью, умение пользоваться цитатами из художественного текста в ходе своих рассуждений, экономно излагать необходимый материал;
—оценка 4 предполагает наличие тех же положительных моментов, как и оценка 5, но допускает менее подробное и обстоятельное освещение материала;
—оценка 3 ставится при наличии лишь самых необходимых сведений по предложенному вопросу. Допускается наличие стилистических неточностей или погрешностей в тексте ответа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.