РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Потаповой Ольги Евгеньевны
по учебному курсу «Литература»
7 класс
(ФГОС 000)
Калинин
2021 -v 2022 учебный год
Т. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
1) развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью
1) формирование и развитие компетентности
в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ—
компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1)
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2)
понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;-
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
П. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:
жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие
представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос
(развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой
(развитие понятия)
понятие о теме и идее произведения
(начальные представления) геройповествователь (развитие понятия) портрет как
средство характеристики; автобиографическое художественное произведение
(развитие понятия ода (начальные представления); баллада (развитие
представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные
представления); поэма (развитие понятия)•
трехсложные размеры
стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления);
гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор
как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие
представлений); мемуары как публицистический жанр
(начальные
Учащиеся должны уметь:
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях
литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров,
композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических,
драматических и лирических
произведениях;
видеть индивидуальное,
национальное и общечеловеческое в характере героя
произведения;
объяснять
чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в
собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать
словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять
смену интонаций в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в
выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа
и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте
противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к
произведению;
аргументировать оценку героев и событий
всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции -
и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять
основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать
его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять
произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать
игру актеров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод
эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения
выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст
произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню,
былину, письмо или дневник литературного героя.
ш. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение ИВШШ Грозного», «Петр и ПЛОТНИК».
Былины. О собирании, значении, исполнении былин. «Вольга и
Микула
Воплощение в былине нравственных свойств русского народа,
прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств
(трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость,
физическая сила). «Сайт». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое
различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.
Собирание былин. Собиратели. «Калевала» - карелофинский мифологический эпос.
Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и
праздников. «Песнь о РОЈШШ)е» (фрагменты). Французский средневековый
героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Теория
литературы. ПреДапие (развитие преДспкк;мепия). Гипербола (развитие
преДспкк;мепия). Былина. Руны. Мифологический эпос.
Героический эпос (начальные преДспкк;мепия).
Пословицы и поговорки. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие преДставления).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч)
О «Повести временных лет». «Из похвалы КНЯЗЮ Ярославу и (отрывок).
Формирование традиции уважительного отношения к книге. Из «Поучения» Владимира
Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы
Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности. Теория. Поучение
(начальные преДстсшления). Житие (начальные преДстсшления). Теория. Летопись
(развитие прсч)стсшлепий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХИП ВЕКА (2ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого». Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина. Теория. ода (начальные преДставления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте.«Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МХ ВЕКА (30 ч)
Александр
Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «МеДНЫЙ
(вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория. Баллада «Борис ГоДунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. «СПИШЦИОИИЫЙ смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести. Теория. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про
царя Ивана ВИСИЛЬС'ВИЧИ, молодого ОПРИЧНИКИ и уДалого купца Поэма об
историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания
характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять
за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к
изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.
Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «КогДа
волнуется желтеющая Ишт ... », «Молитва», «Ангел». Теория. Фольклоризм
литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
«Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения. Теория. Стихотворения в прозе. Лирическая
миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские
(”Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного поДъезДа». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения. Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество писателя. Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье... «Как беден наш язык»
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о писателе.
Исторические баллады «ВаСИЛИЙ Шибанов» и «КНЯЗЬ Михайло Воспроизведение
исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского
«рыцарства», противостоящего самовластию. Теория. Историческая баллада
(развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, Кк один МУЖИК двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...».
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья «Матап» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к
себе, анализ собственных поступков. Теория. Автобиографическое художественное
произведение (развитие понятия). Геройповествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон».
Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия
рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «РОЗЛИВНЯ». Многогранность комического в рассказах А. П.
Чехова. Теория. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край». Стихотворения русских поэтов МХ века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев,
И.А.Бунин др.). Поэтическое изображение родной природы и выраженне авторского настроени$!ђ миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (21 ч)
МяКСИМ Горький. Краткий рассказ о писателе. Автобиолјафлческий
характер повести. Изображение «СВИНЦОВЫХ мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое,
здоровое; творческое в русской (Алеша. бабушка. Цыганок. Хорошее Дело).
Изображение бьпа характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха
Изерги.ть», о (Для внеклассного чтения). Теория. Понятие о теме и
идее
произведения. Портрет как средство характеристик“ героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о лисателе
«Необычайное прикъпочение, бывшее с МЫСЛИ автора о роли ПОЗВИК в жизни
человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество
«Хорошее
отношение к
Два взгляда на мир: безразличие,
бессердечие мещанина л гуманизм; доброта, сострадание лирического героя
стихотворения. Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение
знаний о ртггме рифме.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассктз писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания уважения к человеку. Неповторимость и тленность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. «Икиь», «НИкОГО не буДегп в доме...». Картины природы, изображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения метафоры в художественном мире поэта. Теория. Сравнение. Метафора (развитие предствленмй).
Час мужества. Интервью с поэтом-участником Великой
Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности радости
грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.
«Клятва», «Песня мира», К Симонов. «Ты ПОМНИШЬ, Теши, Дороги
Смоленщины », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и
образы военной лирики. Теория. Публищтстмка. нитервьто хак жанр публицистики
(начальные дредставлемия).
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие „„макушка н, «нп Дне моей жизни » -
воспоминания о детстве, подведелие итогов жизни, р;вмышлегмя лозта о
неразделимости судьбы человека и народа. Теория. Лирический герой (развитие
понятия).
Евгений Александрович Евтушенко. Кратютй рассжаз о поте. «Хотят ли русские соймы?.. лирико„лублнцистичесхое стихотворение сугубо мирных устремлениях России. Осооенностм КОМПОЗ41ЦИГ1 сткхотворения: развернутый СУГВ"'Г на вопрос. заданный в первом стихе.
Федор
Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О ЧЕЧ плачут
Эстеткческие нравственно•зкологические проблемы, поднятые в рассказе Теория. Литературные традици и .
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла»
(«АКИМЫЧ>>), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.
Протест против равнодушия бездуховности, безразличного отношения к
окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека,
в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля роДиая» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).
Писатели улыбаются. Слово о писателе. Г. И. Горин. Комически-курьёзный рассказ «Почему повязка на ноге?»
«Тихая моя родина. Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В. Я. Брюсова, ФК. Сологуба, С. А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова
Песни на стихи русских поэтов ХХ века. И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. А.Н. Вердинский «Доченьки»
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. (1ч)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною РОДНИ земля», «Я ВНОВЬ пришел сюда и сам не верю», «О моей роДне». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)
Роберт Бернс. Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная беДиостљ». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. Краткий рассказ о писателе. «Ты КОНЧИЛ жИЗНИ путь, герой...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трехстишия) Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. Краткий рассказ о писателе. «ДОРЫ волхвов». Сила
любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в
рассказе. Теория. Рождественский рассказ (развитие
представления).
Рей Дуглас Брэдбери. Краткий рассказ о писателе. Фантастические
рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности
на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Теория. Фантастика в художественной
литературе (развитие представлений)
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч)
А. Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Голубой карбункул». Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм. Теория литературы. детектив.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч)
Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
УРока |
Раздел. Тема урока |
дата проведения |
|
|
ВВЕ ЕНИЕ |
|
|
|
Изображение человека как важнейшая идейнон авственная п облема лите ат ы |
|
|
|
УСТНОЕ НАРО НОЕ ТВОРЧЕСТВО |
|
|
2. |
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Устный ассказ об исто ических событиях. |
|
|
З . |
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Былина «Садко». Своеоб азие былины. Поэтичность. |
|
|
4 |
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. |
|
|
5 . |
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры олькло а. |
|
|
|
РЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
|
|
6. |
О «Повести временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (отрывок). Формирование традиции уважительного отношения к книге. Из «Поучения» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. |
|
|
7 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности. |
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
|
|
8 |
МВ. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Ода «К статуе Петра Великого» |
|
|
9. |
ГР Державин. Жизнь и творчество писателя. Стихотворение «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. |
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МХ ВЕКА |
|
|
|
Александ Се геевич П шкин |
|
|
10. |
А С. Пушкин. Жизнь и творчество писателя. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в произведении. |
|
|
П |
А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимний вечер». Зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком. |
|
|
12. |
Пушкин- драматург. Драма «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. Стихотворение «Во глубине сибирских руд... » |
|
|
13 |
Проза АС Пушкина. «Станционный смотритель» повесть о «маленьком» человеке |
|
|
14 |
А. С. Пушкина. «Станционный смотритель». Художественное совершенство и человечность повести А. СП шкина «Станционный смот итель». |
|
|
15. |
Классное СОЧИНИ-ше по повести А. С. Пушкина «Станционныи смот итель»» |
|
|
16. |
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок) Исто ическая основа поэмы. Об аз Пет а 1. |
|
|
|
Михаил Ю ьевич Ле монтов |
|
|
17. |
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество писателя. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем. Защита Калашниковым человеческого достоинства |
|
|
18 |
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства |
|
|
19. |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. .», «Ангел», «Молитва» |
|
|
|
Николай Васильевич Гоголь |
|
|
20 |
НВ. Гоголь. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, ос ждение п едательства |
|
|
21 |
Героизм и самоотверженность Тараса и товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях НВ. Гоголя «Тарас Б льба» |
|
|
22. |
Противопоставление Остапа Андрию в повести НВ Гоголя «Тарас Б льба» |
|
|
23 |
Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» НВ Гоголя |
|
|
24 |
КЈШССИОе сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Б лљба» |
|
|
|
Иван Се геевичТ генев |
|
|
25 |
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» |
|
|
26. |
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека, «Два богача» |
|
|
|
Николай Алексеевич Нек асов |
|
|
27. |
Н А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы |
|
|
28. |
Н. А. Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом... «Несжатая полоса» |
|
|
29. |
Н А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н А. Некрасова за судьбу народа |
|
|
|
А анасий А анасьевич Фет |
|
|
30 |
А. А. Фет. Жизнь и творчество писателя. Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье.. .», «Как беден наш язык» |
|
|
|
Алексей Константинович Толстой |
|
|
31 |
АК. Толстой. Жизнь и творчество писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исто ические баллады |
|
|
|
Михаил Евг а ович Салтыков- ед ин |
|
|
32. |
М.Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щед ина. |
|
|
|
Лев Николаевич Толстой |
|
|
33. |
Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Главы из повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и вз ослых |
|
|
34 |
Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого |
|
|
35. |
Контрольная работа по ПРОИЗВеДеНИЯМ Н.В.Гоголя, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, ММ. Салтыковаед ина, Л. Толстого |
|
|
|
Антон Павлович Чехов |
|
|
36. |
А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. |
|
|
37. |
АП. чехов. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова. |
|
|
|
«К ай ты мой, одимый к ай...» |
|
|
38 |
В. А. Жуковский «Приход весны». АК. Толстой «Край ты мой, родимый край.. .», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала... » |
|
|
|
И. А Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения миросозерцания |
|
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА |
|
|
|
Максим Го ький |
|
|
40. |
М. Горький. Жизнь и творчество писателя. «Детство». Автобиографический характер повести |
|
|
|
М. Горький «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. |
|
|
|
Сочинение — характеристика литературного героя ПО П ОИЗВеДШШЮ М. Го („КОГО «Детство» |
|
|
43 |
Романтические рассказы М.Горького. Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». |
|
|
|
Владими Владими ович Маяковский |
|
|
44. |
В В. Маяковский. Жизнь и творчество писателя. |
|
|
о РОЛИ поэзии В ЖИЗНИ человека И общества стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
45. Два ВЗГЛЯДТ на МИР н стихотворении В.В. МаЯКОВСКОIХ1
«Х ошее отношение к лошадям»
Анд й Платонович Платонов
46. А. П. Платонов. Краткий рассказ о лисателе. Рассказ «Юшка.». Незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость ценность К&ЖДОЙ человеческой лкчностн.
47 А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты; взаимопонимания, латзнг• мя
Бо нс Леонидович Па на К
48. Б. Л. Пастернак. Краткий рассказ о писателе. С, отхотворения «ИЮЛЬ“, «НИКОГО не будет в доме». Картины природы, преображенные лозтг•ческим з шлем Ь.Л. Пасте пака
Час мужества
49 • Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии. Героизм, самоотверженность, трудности радости грозных лет войны в стихотв ниях ПОЭТОВ— частников войны.
Александ Т н нович Тва пвскнн
50 А. Т. Твардоњсхий, Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие.,.г, «Июль — макушка лета.», «На дне моей ЖИЗНи...». Размышления лозта о неразделг•мости дьбы человека и на ода.
Евгений Александ вн•т Е емко
51 Е, А. Евтушенко. Краткий рассказ о
«ХОтят ли русские войны? — лирикопублицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности КОМпОЗИциИ стихогв нм;
Федо Александ вич Аб амов
52. ф .А. Абрамов, Жизнь творчество писателя. «О чем плачут лошади». Эстетические нравственноэхологические л облемыд асс•зе
Евгений Иванович Посов
53 ЕМ. Носов. Жизнь творчество лисателя. Сила внултенней духовной красогъј человека н рассказе ЕМ. Носова «К клад «Акимыч» .
54. Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в ассказе ЕИ. Носова «Живое пламя» И) ••ii Павлощн•ј
КУП. Казаков. Жизнь творчество лксателя. детей.
взаимов чка в ссказе ОП. Казакова «Тихое
|
утро» |
|
|
|
Дмит Ий Се геевич Лихачев |
|
|
56 |
Д. С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля одная» |
|
|
|
Писатели лыбаются |
|
|
57. |
Г. И. Горин. Комически-курьёзный рассказ «Почему повязка на ноге?» |
|
|
|
«Тихая моя одина...» |
|
|
58 |
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, ФК. Сологуба, СА. Есенина, НА. Заболоцкого, НМ. Р бцова |
|
|
|
Песни на стихи сских поэтов ХХ века |
|
|
59. |
И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. А.Н. Ве динский «Доченьки» |
|
|
|
Из лите ат ы на одов России |
|
|
60 |
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Земля как будто стала шире... », «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю.. Возвращения к истокам, основам жизни |
|
|
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
|
|
61 |
Роберт Бернс. Жизнь и творчество писателя. Представления народа о справедливости и честности. «Честная бедность» Роберта Бернса. «Уж не встаю я на за е» |
|
|
62. |
Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество писателя. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни п ть, герой!» |
|
|
63 |
Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года |
|
|
64 |
О. Генри. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. |
|
|
65 |
Р. Бредбери. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра |
|
|
|
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
|
|
66. |
А. Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Голубой карбункул». Образ Шерлока Холмса. |
|
|
67. |
А. Конан Дойл. «Голубой карбункул». Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм. |
|
|
|
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД |
|
|
68. |
Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.