Рабочая программа по Литературе. 7 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по Литературе. 7 класс

Оценка 4.6
docx
22.02.2022
Рабочая программа по Литературе. 7 класс
лит 7 кл 68.docx

ГКОУ УР «Якшур-Бодьинская школа-интернат»

 

Надпись: РАССМОТРЕНО	СОГЛАСОВАНО	УТВЕРЖДАЮ
на заседании школьного МО	Зам. директора по УВР	Директор 
Протокол №______	___________ФИО	___________ФИО
«_____» __________________ 20___ г.	«_____» _____________ 20____ г.	Приказ № ____ от _______________


Рабочая программа

 

 

 

 

Наименование учебного предмета: Литература

Класс: 7

Учебный год реализации программы: 2021-2022

Количество часов по учебному плану: 68

Планирование составлено:

на основе АООП ООО ГКОУ УР «Якшур-Бодьинская школа-интернат»

на основе: авторской программы «Литература для учащихся 5-11 классов» (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.), Просвещение, 2012)

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 7 класс. В двух частях. 2012 г. Просвещение. № 1.1.2.1.2.2.3 ФУП

 

 

Рабочую программу составил (а):                                       Шипилова Л.Е.

 

                                                                                                                     

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

·         осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

·         восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

·      обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

·      воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

·      развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

·      овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной:

·       выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (67 кл.);

·       оценивать систему персонажей (67 кл.);

·      находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (57 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (79 кл.);

·      определять родо-жанровую специфику художественного произведения (59 кл.);

·      объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (79 кл.);

·      выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (57 кл.);

·      выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);

·      пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

·      представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (79 кл.);

·                    собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

·      выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

·                    выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

·      ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (59 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (59 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

·      выразительно прочтите следующий фрагмент;

·      определите, какие события в произведении являются центральными;

·      определите, где и когда происходят описываемые события;

·      опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

·      выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

·      ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

·      определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

     К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших  II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

     Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

·      выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

·      покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

·                     покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так  и  внутреннего мира человека);

·      проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

·      сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

·      определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

·      дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших  III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

·      выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

·      определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

·      определите позицию автора и способы ее выражения;

·      проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

·      объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

·      озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

·      напишите сочинение-интерпретацию;

·      напишите рецензию на произведение, неизучавшееся на уроках литературы.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами[1]).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 56 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 78 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

·           на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

·           на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

·           на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

·           на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

·           на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности..

Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

·                    осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

·                    формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

·                    овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

·                    формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

·                    формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

·                    воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

·                    воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

·                    воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

·                    формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

·                    обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

·                    осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

·                    формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Примерная программа по литературе строится с учетом:

·           лучших традиций отечественной методики преподавания литературы, заложенных трудами В.И.Водовозова, А.Д. Алферова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, Л.И.Поливанова, В.В.Голубкова, Н.М.Соколова, М.А.Рыбниковой, И.С.Збарского, В.Г.Маранцмана, З.Н.Новлянской и др.;

·           традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике;

·                    традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);

·           необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;

·           соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

·           требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;

·           минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.

Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно собирать собственную конструкцию. Общность инвариантных разделов программы обеспечит преемственность в изучении литературы и единство обязательного содержания программы во всех образовательных учреждениях, возможности компоновки – необходимую вариативность.

В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это значит, что учитель имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать УМК и следовать ему, может  при необходимости откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Учитель имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учёта положений данной примерной образовательной программы.

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого, в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений, названных в списке авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А.Блок. 1стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.

Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.

Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.

Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.

При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе. В таблице представлены списки в кратком виде, чтобы легче было увидеть принцип; более детализированные списки представлены после таблицы.

 

 

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

 Древнерусская литература: «Поучение»Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть временных лет».

Русский фольклор: Предания, былины, эпос, пословицы, поговорки.

 

 

 

 

 

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.

Г.Р.Державин.

 

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

 

А.С. Пушкин.«Повести Белкина» (1830) - «Станционный смотритель». Поэмы «Медный всадник» (1833) (Вступление), «Борис Годунов»

 

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения.

 

М.Ю. Лермонтов. «Ангел» (1831), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840).

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837).

 

Н.В.Гоголь.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

 

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848).

Н.А.Некрасов.«Русские женщины»

Поэзия второй половины XIX века. А.К. Толстой, В.А. Жуковский.

 

И.С.Тургенев.«Бирюк». Стихотворения в прозе «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.

М.Е.Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869).

Л.Н.Толстой «Детство» (1852)

А.П.Чехов.«Хамелеон» (1884),«Злоумышленник» (1885).

 

 

В.В.Маяковский.«Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).

С.А.Есенин. «Топи да болота»

А.П.Платонов. «Юшка»

М.М.Зощенко. «Беда»

 

А.Т. Твардовский. Стихотворение по выбору.

 

 

 

Проза конца XIX-начала XX века. М.Горький, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин.

Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:

 И.А.Бунин.

 

Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:

Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий.

 

Проза о Великой Отечественной войне.

 

Проза о детях.Ю.П.Казаков.

 

Поэзия 2-й половины ХХ в.

Н.М.Рубцов, Б.Ш.Окуджава.

 

Литература народов России

 

 

Р. Гамзатов.

Зарубежная литература

 

 

Зарубежный фольклор: баллады, песни, легенды, саги.

 

Дж. Г. Байрон. 1 стихотворение по выбору.

Зарубежная новеллистика, например: О`Генри, А.К.Дойл.

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

·                    Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

·                    Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

·                    Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

·                    Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

·                    Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

·                    Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

·                    Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

 

 

 

Тематическое планирование.

№ урока

Дата

Наименование темы, раздела (количество часов в теме, разделе)

Наименование темы урока

Содержание урока

 

 

Введение. (1 час)

 

1

 

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

 

 

Устное народное творчество. (6 часов)

 

2

 

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Предания.

3

 

Былина. «Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа.

Былины.

4

 

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

Былины.

5

 

Проверочная работа по теме «Былины».

Былины.

6

 

Карело-финский эпос «Калевала».

Зарубежный фольклор.

7

 

Французский эпос «Песнь о Роланде»

Зарубежный фольклор.

 

 

Древнерусская литература. (3 часа)

 

8

 

Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». «Поучение» Владимира Мономаха

«Повесть временных дет»

«Поучение» Владимира Мономаха.

9

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

10

 

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»

«Древнерусская литература»

 

 

Произведения русских писателей 18 века. (2 часа)

 

11

 

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок)

М. В. Ломоносов.

12

 

Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством.

Г. Р. Державин.

 

 

Произведения Русских писателей 19 века. (29 часов)

 

13

 

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы.

А. С. Пушкин.

14

 

Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12

А. С. Пушкин.

15

 

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.

А. С. Пушкин.

16

 

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

А. С. Пушкин.

17

 

А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

А. С. Пушкин.

18

 

А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель». Образы Самсона Вырина и Дуни.

А. С. Пушкин.«Станционный смотритель».

19

 

Сочинение по повести «Станционный смотритель».

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».

20

 

М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова».

М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова».

21

 

Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова».

22

 

Сочинение по поэме «Песня про купца Калашникова…»

М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова».

23

 

М. Ю. Лермонтов.  «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

24

 

Н. В. Гоголь. Страницы жизни. История создания повести «Тарас Бульба».

Н. В. Гоголь.«Тарас Бульба».

25

 

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

26

 

Трагедия Тараса Бульбы.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

27

 

Сочинение «Сопоставление Остапа и Андрия в повести Гоголя».

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

28

 

Проверочная работа по творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя.

А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь.

29

 

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

И. С. Тургенев. «Бирюк».

30

 

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

31

 

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.

Н. А. Некрасов. «Русские женщины».

32

 

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Н. А. Некрасов. Стихотворения.

33

 

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

34

 

Проверочная работа по произведениям Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин.

35

 

Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы).  История создания.

Л. Н. Толстой.

36

 

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

Л. Н. Толстой. «Детство».

37

 

 Сочинение по повести «Детство».

Л. Н. Толстой. «Детство».

38

 

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Проза конца XIX-начала XX века.

39

 

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

А. П. Чехов.

40

 

А. П. Чехов. «Злоумышленник».

А. П. Чехов.

41

 

«Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

Поэзия второй половины XIX века.

 

 

Произведения русских писателей 20 века. (21 часов)

 

42

 

М. Горький. Биография писателя. «Детство». Автобиографический характер повести.

Проза конца XIX-начала XX века.

43

 

Сочинение-характеристика литературного героя.

Проза конца XIX-начала XX века.

44

 

«Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

Проза конца XIX-начала XX века.

45

 

В. В. Маяковский «Необычайное приключение…»,«Хорошее отношение к лошадям».

В. В. Маяковский «Необычайное приключение…»«Хорошее отношение к лошадям».

46

 

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Проза конца XIX-начала XX века.

47

 

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

А. П. Платонов «Юшка».

48

 

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

А. П. Платонов.

49

 

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

А. П. Платонов.

50

 

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»

Б. Л. Пастернак.

51

 

Поэзия А. Т. Твардовского.

А. Т. Твардовский.

52

 

Трудности и радости грозных лет войны в поэзии. Песни военных лет.

Поэзия Великой Отечественной войны.

53

 

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».

Проза о детях.

54

 

Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Проза о детях.

55

 

Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение анализу эпического произведения.

Проза о детях.

56

 

Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

Проза о детях.

57

 

Проверочная работа по произведениям Е. И. Носова и Ю. П. Казакова.

Проза о детях.

58

 

Д. С. Лихачев. «Земля родная».

Язык художественного произведения.

59

 

Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

60

 

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

М. Зощенко.

61

 

Песни на слова русских поэтов 20 века.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

62

 

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Расул Гамзатов.

 

 

Зарубежная литература (6 часов)

 

63

 

Р. Бернс «Честная бедность».

Р. Бернс «Честная бедность».

64

 

Д. Г. Байрон. Слово о поэте.

Д. Г. Байрон.

65

 

Японские хокку. Особенности жанра.

Японские хокку.

66

 

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

О. Генри «Дары волхвов».

67

 

Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

Р. Брэдбери.

68

 

Итоговая контрольная работа.

Произведения русских писателей, зарубежные произведения, изученные за год.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



 

ГКОУ УР «Якшур-Бодьинская школа-интернат»

ГКОУ УР «Якшур-Бодьинская школа-интернат»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются: · осознание значимости чтения и изучения литературы для своего…

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются: · осознание значимости чтения и изучения литературы для своего…

Интернете (5 – 9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне)

Интернете (5 – 9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне)

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени…

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени…

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него…

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него…

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в…

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в…

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами [1] )

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами [1] )

В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности

В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются…

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются…

Примерная программа по литературе строится с учетом: · лучших традиций отечественной методики преподавания литературы, заложенных трудами

Примерная программа по литературе строится с учетом: · лучших традиций отечественной методики преподавания литературы, заложенных трудами

УМК и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного

УМК и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного

Минимальное количество произведений указано, например:

Минимальное количество произведений указано, например:

Обязательное содержание ПП (5 – 9

Обязательное содержание ПП (5 – 9

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»

Зарубежная литература

Зарубежная литература

Тематическое планирование. № урока

Тематическое планирование. № урока

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Край ты мой, родимый край…»

Край ты мой, родимый край…»

Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки

Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2022