ГКОУ УР «Якшур-Бодьинская школа-интернат»
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Литература
Класс: 7
Учебный год реализации программы: 2021-2022
Количество часов по учебному плану: 68
Планирование составлено:
на основе АООП ООО ГКОУ УР «Якшур-Бодьинская школа-интернат»
на основе: авторской программы «Литература для учащихся 5-11 классов» (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.), Просвещение, 2012)
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 7 класс. В двух частях. 2012 г. Просвещение. № 1.1.2.1.2.2.3 ФУП
Рабочую программу составил (а): Шипилова Л.Е.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
· восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
· обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
· развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
· овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной:
· выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
· оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
· находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
· определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
· объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
· выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.);
· выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
· пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
· представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
· собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
· выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
· выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
· ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
· выразительно прочтите следующий фрагмент;
· определите, какие события в произведении являются центральными;
· определите, где и когда происходят описываемые события;
· опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
· выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
· ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
· определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
· выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
· покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
· покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
· проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
· сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
· определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
· дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
· выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
· определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
· определите позицию автора и способы ее выражения;
· проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
· объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
· озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
· напишите сочинение-интерпретацию;
· напишите рецензию на произведение, неизучавшееся на уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами[1]).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
Цели и задачи литературного образования
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
· на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
· на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
· на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
· на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
· на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности..
Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
· формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
· обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
· формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.
Примерная программа по литературе строится с учетом:
· лучших традиций отечественной методики преподавания литературы, заложенных трудами В.И.Водовозова, А.Д. Алферова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, Л.И.Поливанова, В.В.Голубкова, Н.М.Соколова, М.А.Рыбниковой, И.С.Збарского, В.Г.Маранцмана, З.Н.Новлянской и др.;
· традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике;
· традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);
· необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
· соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
· требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
· минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно собирать собственную конструкцию. Общность инвариантных разделов программы обеспечит преемственность в изучении литературы и единство обязательного содержания программы во всех образовательных учреждениях, возможности компоновки – необходимую вариативность.
В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это значит, что учитель имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать УМК и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Учитель имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учёта положений данной примерной образовательной программы.
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого, в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений, названных в списке авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А.Блок. 1стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.
Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.
Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.
При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе. В таблице представлены списки в кратком виде, чтобы легче было увидеть принцип; более детализированные списки представлены после таблицы.
Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)
А |
В |
С |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
||
|
Древнерусская литература: «Поучение»Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть временных лет». |
Русский фольклор: Предания, былины, эпос, пословицы, поговорки.
|
|
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др. Г.Р.Державин. |
|
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
|
А.С. Пушкин.«Повести Белкина» (1830) - «Станционный смотритель». Поэмы «Медный всадник» (1833) (Вступление), «Борис Годунов» |
|
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения.
|
М.Ю. Лермонтов. «Ангел» (1831), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840). Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837). |
|
Н.В.Гоголь. |
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» |
|
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848). |
Н.А.Некрасов.«Русские женщины» |
Поэзия второй половины XIX века. А.К. Толстой, В.А. Жуковский. |
|
И.С.Тургенев.«Бирюк». Стихотворения в прозе «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др. М.Е.Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869). Л.Н.Толстой «Детство» (1852) А.П.Чехов.«Хамелеон» (1884),«Злоумышленник» (1885). |
|
|
В.В.Маяковский.«Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). С.А.Есенин. «Топи да болота» А.П.Платонов. «Юшка» М.М.Зощенко. «Беда»
А.Т. Твардовский. Стихотворение по выбору.
|
Проза конца XIX-начала XX века. М.Горький, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин. Поэзия конца XIX – начала XX вв., например: И.А.Бунин.
Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например: Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий.
Проза о Великой Отечественной войне.
Проза о детях.Ю.П.Казаков.
Поэзия 2-й половины ХХ в. Н.М.Рубцов, Б.Ш.Окуджава.
|
Литература народов России |
||
|
|
Р. Гамзатов. |
Зарубежная литература |
||
|
|
Зарубежный фольклор: баллады, песни, легенды, саги. |
|
Дж. Г. Байрон. 1 стихотворение по выбору. |
Зарубежная новеллистика, например: О`Генри, А.К.Дойл. |
· Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
· Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
· Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
· Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
· Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
· Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
· Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
Тематическое планирование.
№ урока |
Дата |
Наименование темы, раздела (количество часов в теме, разделе) Наименование темы урока |
Содержание урока |
|
|
Введение. (1 час) |
|
1 |
|
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
|
|
Устное народное творчество. (6 часов) |
|
2 |
|
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». |
Предания. |
3 |
|
Былина. «Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа. |
Былины. |
4 |
|
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. |
Былины. |
5 |
|
Проверочная работа по теме «Былины». |
Былины. |
6 |
|
Карело-финский эпос «Калевала». |
Зарубежный фольклор. |
7 |
|
Французский эпос «Песнь о Роланде» |
Зарубежный фольклор. |
|
|
Древнерусская литература. (3 часа) |
|
8 |
|
Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». «Поучение» Владимира Мономаха |
«Повесть временных дет» «Поучение» Владимира Мономаха. |
9 |
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности. |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
10 |
|
Контрольная работа по теме «Древнерусская литература» |
«Древнерусская литература» |
|
|
Произведения русских писателей 18 века. (2 часа) |
|
11 |
|
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок) |
М. В. Ломоносов. |
12 |
|
Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. |
Г. Р. Державин. |
|
|
Произведения Русских писателей 19 века. (29 часов) |
|
13 |
|
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы. |
А. С. Пушкин. |
14 |
|
Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12 |
А. С. Пушкин. |
15 |
|
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. |
А. С. Пушкин. |
16 |
|
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. |
А. С. Пушкин. |
17 |
|
А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. |
А. С. Пушкин. |
18 |
|
А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель». Образы Самсона Вырина и Дуни. |
А. С. Пушкин.«Станционный смотритель». |
19 |
|
Сочинение по повести «Станционный смотритель». |
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». |
20 |
|
М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». |
М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». |
21 |
|
Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. |
М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». |
22 |
|
Сочинение по поэме «Песня про купца Калашникова…» |
М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». |
23 |
|
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. |
24 |
|
Н. В. Гоголь. Страницы жизни. История создания повести «Тарас Бульба». |
Н. В. Гоголь.«Тарас Бульба». |
25 |
|
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. |
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». |
26 |
|
Трагедия Тараса Бульбы. |
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». |
27 |
|
Сочинение «Сопоставление Остапа и Андрия в повести Гоголя». |
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». |
28 |
|
Проверочная работа по творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. |
А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь. |
29 |
|
И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. |
И. С. Тургенев. «Бирюк». |
30 |
|
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. |
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. |
31 |
|
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. |
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». |
32 |
|
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. |
Н. А. Некрасов. Стихотворения. |
33 |
|
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». |
34 |
|
Проверочная работа по произведениям Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. |
Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин. |
35 |
|
Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания. |
Л. Н. Толстой. |
36 |
|
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. |
Л. Н. Толстой. «Детство». |
37 |
|
Сочинение по повести «Детство». |
Л. Н. Толстой. «Детство». |
38 |
|
И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. |
Проза конца XIX-начала XX века. |
39 |
|
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». |
А. П. Чехов. |
40 |
|
А. П. Чехов. «Злоумышленник». |
А. П. Чехов. |
41 |
|
«Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. |
Поэзия второй половины XIX века. |
|
|
Произведения русских писателей 20 века. (21 часов) |
|
42 |
|
М. Горький. Биография писателя. «Детство». Автобиографический характер повести. |
Проза конца XIX-начала XX века. |
43 |
|
Сочинение-характеристика литературного героя. |
Проза конца XIX-начала XX века. |
44 |
|
«Легенда о Данко». Романтический характер легенды. |
Проза конца XIX-начала XX века. |
45 |
|
В. В. Маяковский «Необычайное приключение…»,«Хорошее отношение к лошадям». |
В. В. Маяковский «Необычайное приключение…»«Хорошее отношение к лошадям». |
46 |
|
Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. |
Проза конца XIX-начала XX века. |
47 |
|
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. |
А. П. Платонов «Юшка». |
48 |
|
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». |
А. П. Платонов. |
49 |
|
Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» |
А. П. Платонов. |
50 |
|
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» |
Б. Л. Пастернак. |
51 |
|
Поэзия А. Т. Твардовского. |
А. Т. Твардовский. |
52 |
|
Трудности и радости грозных лет войны в поэзии. Песни военных лет. |
Поэзия Великой Отечественной войны. |
53 |
|
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». |
Проза о детях. |
54 |
|
Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. |
Проза о детях. |
55 |
|
Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение анализу эпического произведения. |
Проза о детях. |
56 |
|
Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. |
Проза о детях. |
57 |
|
Проверочная работа по произведениям Е. И. Носова и Ю. П. Казакова. |
Проза о детях. |
58 |
|
Д. С. Лихачев. «Земля родная». |
Язык художественного произведения. |
59 |
|
Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. |
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. |
60 |
|
М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. |
М. Зощенко. |
61 |
|
Песни на слова русских поэтов 20 века. |
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. |
62 |
|
Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. |
Расул Гамзатов. |
|
|
Зарубежная литература (6 часов) |
|
63 |
|
Р. Бернс «Честная бедность». |
Р. Бернс «Честная бедность». |
64 |
|
Д. Г. Байрон. Слово о поэте. |
Д. Г. Байрон. |
65 |
|
Японские хокку. Особенности жанра. |
Японские хокку. |
66 |
|
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. |
О. Генри «Дары волхвов». |
67 |
|
Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». |
Р. Брэдбери. |
68 |
|
Итоговая контрольная работа. |
Произведения русских писателей, зарубежные произведения, изученные за год. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.