МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласована Зам. директора по УВР ______________Т.Г.Зиборова 30.08.2024 г. |
Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № 1 от 30. 08. 2024 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы________Е.В.Алябьева Приказ от 30.08.2024 г. № 98 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
8 класс
Суханова Инна Александровна
I квалификационная категория
с. Афанасьево
2024 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты освоения литературы:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Ученик получит возможность научиться:
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п |
Название темы |
Необходимое количество часов для ее изучения |
Основные изучаемые вопросы |
1 |
Введение |
1 |
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. |
2 |
Устное народное творчество |
2 |
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка, предание (развитие представлений). |
3 |
Из древнерусской литературы
|
2 |
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). |
4 |
Из русской литературы ХVIII века |
3 |
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Сотая и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. |
5 |
Из русской литературы ХIХ века |
34 |
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Теория литературы. Историзм художественной литературы; роман; реализм (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой; романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Отношение писателя к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма гния авторской поэзии (начальные представления). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Ася». Образ «тургеневской девушки». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-поэтическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ; художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза; композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш»', А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления). |
6 |
Из русской литературы ХХ века |
20 |
Иван Алексеевич Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются: журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования, иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни», Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах. Михаил Андреевич Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Александр Трифонович Твардовский. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание крестьянина и убеждений гражданина, защитника род- страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь юра и литературы. Композиция поэмы. Восприятие читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1945 -1945 годов (обзор) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», JI. Ошанин. «Дороги» Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер, отражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие явлений). Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях, поэтов Русского зарубежья о Родине. |
7 |
Из зарубежной литературы |
6 |
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением, отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий). Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений). |
щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Календарно-тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ |
Тема урока |
Кол-во часов
|
Дата |
||||
план |
факт |
||||||
1 |
Вводный урок. Литература и история. |
1 |
|
|
|||
2 |
Русские народные песни. |
1 |
|
|
|||
3 |
Предания как исторический жанр русской народной прозы: «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». |
1 |
|
|
|||
4 |
Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского» |
1 |
|
|
|||
5 |
«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. |
1 |
|
|
|||
6 |
Русская литература ХVIII века и ее традиции. Классицизм. Д.И. Фонвизин и его время. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика. |
1 |
|
|
|||
7 |
Образ Митрофана. Обучение характеристике литературного героя. |
1 |
|
|
|||
8 |
Р/р. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов |
1 |
|
|
|||
9 |
И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. |
1 |
|
|
|||
10 |
К.Ф. Рылеев. Историческая основа произведения. Дума «Смерть Ермака». |
1 |
|
|
|||
11 |
А.С. Пушкин – историк. "История Пугачёва" (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Урок внеклассного чтения |
1 |
|
|
|||
12 |
Формирование характера Петра Гринёва. «Я рос недорослем». Анализ 1-2 глав. |
1 |
|
|
|||
13 |
Гринёв в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5 глав. |
1 |
|
|
|||
14 |
Гринёв и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика. |
1 |
|
|
|||
15 |
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Главы 4-7. |
1 |
|
|
|||
16 |
Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринёва и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Главы 8-9. |
1 |
|
|
|||
17 |
Подготовка к написанию сочинение по повести «Капитанская дочка» |
1 |
|
|
|||
18 |
Р/р. Написание сочинения по повести «Капитанская дочка». |
1 |
|
|
|||
19 |
Обобщающий урок-игра. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина Контрольная работа за 1 четверть |
1 |
|
|
|||
20 |
«Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения |
1 |
|
|
|||
21 |
А.С. Пушкин. Основные темы лирики. |
1 |
|
|
|||
|
22 |
Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта |
1 |
|
|
||
|
23 |
«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. |
1 |
|
|
||
|
24 |
Образ Мцыри в поэме |
1 |
|
|
||
|
25 |
Своеобразие поэмы «Мцыри» |
1 |
|
|
||
|
26 |
Р/р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». |
1 |
|
|
||
|
27 |
Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». |
1 |
|
|
||
|
28 |
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». |
1 |
|
|
||
|
29 |
Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. |
1 |
|
|
||
|
30 |
Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. |
1 |
|
|
||
|
31 |
Контрольная работа за 2 четверть |
1 |
|
|
||
|
32 |
Н.В. Гоголь. "Шинель". Образ "маленького человека" в литературе. Образ города. |
1 |
|
|
||
|
33 |
И.С. Тургенев. Характеристика героев повести «Ася». Урок внеклассного чтения. |
1 |
|
|
||
|
34 |
Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести «Ася». Урок внекл.чтения. |
1 |
|
|
||
|
35 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города" (отрывок). |
1 |
|
|
||
|
36 |
Н.С. Лесков. "Старый гений". Нравственные проблемы рассказа. |
1 |
|
|
||
|
37 |
Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала»: проблемы и герои. |
1 |
|
|
||
|
38 |
Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. |
1 |
|
|
||
|
39 |
Р/р. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". |
1 |
|
|
||
|
40 |
Р/р. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. |
1 |
|
|
||
|
41 |
А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. |
1 |
|
|
||
|
42 |
Урок внеклассного чтение по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре». «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. |
1 |
|
|
||
|
43 |
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ». |
1 |
|
|
||
|
44 |
А.И. Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». |
1 |
|
|
||
|
45 |
Р/р. Сочинение по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. Урок контроля |
1 |
|
|
||
|
46 |
А.А. Блок. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». |
1 |
|
|
||
|
47 |
Образ Родины в поэзии А.А. Блока. |
1 |
|
|
||
|
48 |
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. |
1 |
|
|
||
|
49 |
Р/р. Сочинение на тему «Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина». |
1 |
|
|
||
|
50 |
И.С. Шмелёв "Как я стал писателем". Рассказ о пути к творчеству. |
1 |
|
|
||
|
51 |
Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» |
1 |
|
|
||
|
52 |
М.А. Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». |
1 |
|
|
||
|
53 |
Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий. Контрольная работа за 3 четверть. |
1 |
|
|
||
|
54 |
Урок внеклассного чтения М. М. Зощенко. "История болезни". Тэффи. "Жизнь и воротник". |
1 |
|
|
||
|
55 |
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война. |
1 |
|
|
||
|
56 |
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя. |
1 |
|
|
||
|
57 |
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. |
1 |
|
|
||
|
58 |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. |
1 |
|
|
||
|
59 |
В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. |
1 |
|
|
||
|
60 |
Р/р. Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей».
|
1 |
|
|
||
|
61 |
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине. |
1 |
|
|
||
|
62 |
Контрольная работа за год |
1 |
|
|
||
|
63 |
У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». |
1 |
|
|
||
|
64 |
У. Шекспир. Сонет как форма лирической поэзии. |
1 |
|
|
||
|
65 |
Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве". Урок внеклассного чтения |
1 |
|
|
||
|
66 |
Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" (главы). Сатира в романе. Гротеск. Урок внеклассного чтения |
1 |
|
|
||
|
67 |
В. Скотт. "Айвенго". Жанр исторического романа. Урок внеклассного чтения |
1 |
|
|
||
Реализация воспитательного потенциала на уроках литературе в 8 классе будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Афанасьевская СОШ» на 2024 – 2025 учебный год и предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципа учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимо информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций и кейсов для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, дебатов, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимопомощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов как возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- организация деятельности, предполагающей использование современных инструментов образования (социальные сети, интернет-платформы для обучения, вебинары, онлайн-квесты, сетевые сообщества);
Таким образом при реализации рабочей программы по литературе в 8 классе основными воспитательными целями на уроках станут:
- формирование основных мировоззренческих понятий;
- формирование у школьников эстетических чувств;
- воспитание нравственных качеств (патриотизма, гуманизма, активной жизненной позиции и др.);
- формирование навыка соблюдения этических норм;
- привитие аккуратности, сосредоточенности, ответственности;
- воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сострадания;
- воспитание средствами окружающего мира культуры личности: отношения к литературе как части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития литературы, понимания значимости литературы для общественного прогресса.
В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.