Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Синеборская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»: Зам. дир. по УВР Директор школы
МБОУ «Синеборская СОШ» МБОУ «Синеборская СОШ»
Брантова Т.Ю. Каблукова Н.Г. «___» ___________2019 г. «____» __________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 КЛАСС
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Лесничева Татьяна Ивановна
п. Синеборск
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Синеборская СОШ», требованиями Примерной основной образовательной программы по литературному чтению.
Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации.
Задачи:
Ÿ обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
Ÿ учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
Ÿ систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
Ÿ включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
Ÿ формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
Ÿ расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Предпочтительные формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная, игровая.
Предпочтительные формы учебной деятельности – урок-викторина, урок-путешествие, урок - исследование
Технологии: ИКТ, КСО, игровая.
Учебный предмет «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология».
1 класс
Рабочая программа рассчитана на 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели). Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте (чтение) отводится 4 часа в неделю, 1 час в неделю – на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
33 часа на литературное слушание, 1 час в три недели (по 15–20 мин на уроке) – на самостоятельное чтение (уроки работы с книгой) (в учебнике обозначены под рубрикой «Книжная полка»).
2 класс
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю 34 учебные недели)
3 класс
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю 34 учебные недели)
4 класс
Рабочая программа рассчитана на 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
По результатам диагностики обратить внимание на нахождение информации по картинкам, в неявном виде в художественном тексте, составлять план, выделять главную мысль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты освоения должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Основные требования к результатам обучения в 1 классе:
1. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Ученик научится:
- понимать содержание прослушанных произведений;
– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
– понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
– высказывать суждения о произведении и поступках героев;
– узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
– оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
2. Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Ученик научится:
– определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
– находить в тексте произведения сравнения, обращения;
– находить в тексте и читать диалоги героев;
– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.
3. Раздел «Творческая деятельность».
Ученик научится:
– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
– придумывать истории с героями изученных произведений;
– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
– иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
– создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
4. Раздел «Чтение: работа с информацией».
Ученик научится:
– понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;
– находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном виде;
– определять тему текста;
- работать с небольшими таблицами, схемами, моделями;
– сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
– находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
– находить в тексте информацию о героях произведений.
Основные требования к результатам обучения во 2 классе:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- выразительно читать подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон и темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
-
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
-дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в ее аппарате;
- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У второклассника продолжится:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, на- учно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Основные требования к результатам обучения в 3 классе:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
— осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
—понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
—читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60-75 слов в минуту);
—читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
—читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
—читать наизусть заранее подготовленные произведения;
—пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
—практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
—отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
—правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
—понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
—пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
— различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
- работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
— уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
—различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
—определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений,
загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
—подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
—находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
—находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
—подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
—употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
—находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
— понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
—инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
—моделировать «живые картины» к изученным произведениям;
—создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
— иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
—выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
—творчески пересказывать произведение от лица героя;
—создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
— определять и формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги — сведения об авторе, жанре;
—работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
—делить текст на составные части, составлять план текста;
—понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;
—сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик может научиться:
—самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
—находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
—целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
—сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Основные требования к результатам обучения в 4 классе:
Ученик научится:
• понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
• понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
• осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
• проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
• работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);
• пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
— проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
— воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
— пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
— читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
— пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
— различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;
— ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
— работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
— понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
— пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;
— выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;
— составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
— пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
— воспринимать художественную литературу как вид искусства;
— определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;
— отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;
— сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;
— формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
— работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
• различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный научно-популярный;
• сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица загадка);
• использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр просвещения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные отрицательные герои произведения;
• практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
• подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
• находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и "стеков героев, повествования и рассуждения;
• различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
• читать по ролям и инсценировать литературное произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
• создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
• выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок: представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
• писать небольшие сочинения о произведениях, о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
· творчески пересказывать текст произведения от имени героя, ют лица автора, от своего имени;
· сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
· пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
· создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развёрнутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя или пейзаж).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
— находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;
— прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
— работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
— использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;
— пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
— находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;
— находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
— собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;
— сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов учтены и общие педагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания – слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого класса проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
. 1. Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2. Круг чтения.
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов-классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
3. Литературоведческая пропедевтика.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
4. Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений).
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
5. Чтение: работа с информацией.
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
6. Межпредметные связи:
с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
2 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя.
Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Универсальные учебные действия(УУД):
· воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
· читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;
· овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;
· понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
· воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);
· понимать учебную задачу, определять способы её решения;
· анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);
· определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
· выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;
· отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);
· формулировать высказывание (о произведении, о героях);
· планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;
· использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач (определения темы, жанра и автор
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обЛожка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация. Универсальные учебные действия (УУД):
• усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
• группировать пословицы и загадки по темам и видам;
• характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;
• использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказки от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Универсальные учебные действия (УУД):
• понимать позицию автора текста и выражать свою точку прения (через выразительное чтение, творческий пересказ);
• читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
• создавать истории о героях произведений.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг. Универсальные учебные действия (УУД):
• искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
• слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
•
понимать информацию, данную в тексте, и на её
основе до
полнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Межпредметные связи:
• с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
• с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
• с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
• с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливайте частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Универсальные учебные действия (УУД):
• понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
• понимать и ставить учебную задачу, определять способы её решения, проводить самоконтроль и самооценку, сравнивая результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности; выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от учебной задачи;
• воспринимать содержание различных
видов текста при чтении
(вслух и молча) и слушании (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить
текст на смысловые
части и составлять план,
понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию);
• выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках) при составлении плана;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с учётом его специфики, пользуясь разными видами пересказа;
• объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
• воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений), понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (при анализе литературного произведения);
• произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли с учётом цели высказывания и особенностей слушателя;
• участвовать в диалоге или дискуссии (о произведении, героях и их поступках), проявляя уважение к мнению собеседника;
• выявлять мотивы поведения героев,
формировать собственную
позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности; давать оценку морального
содержания и нравственного значения действий
персонажей при изучении художественных
произведений;
• осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
• читать самостоятельно произведения и книги по заданной теме, жанру или авторской принадлежности;
• классифицировать произведения и книги по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Круг чтения
• Произведения устного народного творчества русского народи и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
• Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
• Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в I и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение на ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
• Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных прекращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
• Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
• Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
• Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
• Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Универсальные учебные действия (УУД):
• сравнивать фольклорные и авторские произведения с «бродячим» сюжетом, указывать их сходство и различия;
• отличать прозаический текст от стихотворного, научно-популярный от художественного;
• сравнивать тексты малых жанров фольклора по структуре; пользоваться изученными литературоведческими понятиями.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Универсальные учебные действия (УУД):
• понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;
• распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;
• интерпретировать текст произведения (рассказывать от лица одного из героев произведения или от первого лица); восстанавливать деформированный план по тексту;
• инсценировать художественные произведения, моделировать «живые картины»;
• создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Универсальные учебные действия (УУД):
• воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных запросов;
• выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпретировать текст, оценивать содержание и языковые особенности;
• устанавливать последовательность событий в тексте произведения и анализировать причинно-следственные связи;
• синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках);
• понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией, сравнивать информацию, представленную в текстовом и схематическом виде;
• ориентироваться в книге (пользоваться содержанием (оглавлением), предисловием, послесловием);
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Межпредметные связи:
• с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
• с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
• с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
• с уроками технологии: переплёт книг, работа с элементами книги, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве соде и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рис человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.
Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии нормами литературного произношения, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги.
Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом.
Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении с выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений.
Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану.
Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных положений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии из летописи. Стихотворные прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.
Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки -«народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказе эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства разительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия; термины; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола).
Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла, -Фантастическое и реальное.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Чтение: работа с информацией
Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).
Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.
Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.
Оценка полученной информации о книге и литературных героях.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, с взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Рабочей программой предусмотрено выполнение 5 контрольных работ в рамках текущего контроля, которые проводятся по итогам изучения основных тем предмета и 1 итоговой контрольной работы, которая проводится в конце учебного года.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ |
Дата проведения |
Форма контроля |
|
план факт |
|||
1 |
18.09. |
|
Проверка навыка чтения вслух (1ч) |
2 |
23.12. |
|
Контрольная работа за 1 полугодие |
3 |
18.12. |
|
Проверка навыка чтения вслух ( 2ч) |
4 |
17.03. |
|
Проверка навыка чтения вслух (3ч) |
5 |
18.03. |
|
Контрольная работа(работа с текстом) |
6 |
27.04. |
|
Итоговая контрольная работа |
7 |
26.05. |
|
Проверка навыка чтения вслух (4ч) |
Тематическое планирование
№ |
Дата |
Корректи ровка |
Тема урока |
|
|
|
Устное народное творчество (16 ч) |
1 |
2.09. |
|
Загадки. Какие бывают загадки. В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка) |
2 |
3.09. |
|
Пословицы. Какие бывают пословицы. |
3 |
4.09. |
|
Русская народная сказка «Самое дорогое» |
4 |
6.09. |
|
Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». |
5 |
9.09. |
|
Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч» |
6 |
10.09. |
|
Сказки с загадками. «Дочь-семилетка», «Умная внучка» |
7 |
11.09. |
|
Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». |
8 |
13.09. |
|
Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках. |
9 |
16.09. |
|
Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская сказка «Девушка и Месяц» . |
10 |
17.09. |
|
Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки. |
11 |
18.09. |
|
Обобщение по теме. Проверка навыка чтения вслух. |
12 |
20.09. |
|
Былины. «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». |
13 |
23.09. |
|
Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич» |
14 |
24.09. |
|
Былины. «Вольга и Микула» |
15 |
25.09. |
|
Былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович». |
16 |
27.09. |
|
Обобщение по разделу «Былины» |
|
|
|
Басни (5 ч) |
17 |
30.09. |
|
Эзоп. «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и виноград». |
18 |
1.10. |
|
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». |
19 |
2.10. |
|
И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник». |
20 |
4.10. |
|
Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е.Измайлов. «Филин и чиж». |
21 |
7.10. |
|
Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя». |
|
8.10. |
|
Произведения A.C. Пушкина (10 ч) |
22 |
9.10. |
|
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…» |
23 |
11.10. |
|
А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой» |
24 |
14.10. |
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) |
25 |
15.10. |
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) |
26 |
16.10. |
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) |
27 |
18.10. |
|
К.Г. Паустовский «Сказки А.С.Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
28 |
21.10. |
|
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны…» |
29 |
22.10. |
|
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер» |
30 |
23.10. |
|
А.С. Пушкин «Няне» |
31 |
25.10. |
|
Обобщение по разделу «Произведения А.С. Пушкина». |
|
|
|
Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, A.A. Фета (5 ч) |
32 |
28.10. |
|
Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою…» |
33 |
29.10. |
|
А.Н. Майков «Осень».
|
34 |
30.10. |
|
Стихи А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» |
35 |
1.11. |
|
Стихи русских поэтов. И.А. Бунин «Листопад». |
36 |
11.11. |
|
Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя» |
|
|
|
Произведения Л.Н. Толстого (11 ч) |
37 |
12.11. |
|
Л.Н. Толстой «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня) |
38 |
13.11. |
|
Л.Н. Толстой «Ореховая ветка». |
39 |
15.11. |
|
Сказки Л.Н. Толстого. |
40 |
18.11. |
|
Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». |
41 |
19.11. |
|
Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». |
42 |
20.11. |
|
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». |
43 |
22.11. |
|
Художественные рассказы Л.Н. Толстого. |
44 |
25.11. |
|
Л.Н. Толстой «Прыжок». |
45 |
26.11. |
|
Былины Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» |
46 |
27.11. |
|
Книги Л.Н. Толстого. Рубрика «Книжная полка» |
47 |
29.11. |
|
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
|
|
|
Произведения Н.А. Некрасова (7ч) |
48 |
2.12. |
|
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок» |
49 |
3.12. |
|
Стихотворения о детях. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении). |
50 |
4.12. |
|
Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Славная осень…» |
51 |
6.12. |
|
Н.А. Некрасов «Зеленый Шум». К.И. Чуковский «Зеленый Шум». |
52 |
9.12. |
|
Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») |
53 |
10.12. |
|
К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов «Саша». Рубрика «Книжная полка» |
54 |
11.12. |
|
Обобщение по разделу. Русские поэты. Рубрика «Проверьте себя». |
|
|
|
Произведения А.П. Чехова (6 ч) |
55 |
13.12. |
|
Повести и рассказы. А.П. Чехов. Повесть «Степь» (отрывок) |
56 |
16.12. |
|
А.П. Чехов «Белолобый». |
57 |
17.12. |
|
Произведения о детях. А.П. Чехов «Ванька». |
58 |
18.12. |
|
Произведения о детях. А.П. Чехов «Ванька». Проверка навыка чтения вслух. |
59 |
20.12. |
|
Л.Н. Андреев «Кусака». Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова». |
60 |
23.12. |
|
Контрольная работа за 1 полугодие. |
|
|
|
Сказки зарубежных писателей (4 ч) |
61 |
24.12. |
|
Работа над ошибками Сказки Ш. Перро «Подарки феи» |
62 |
25.12. |
|
Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре». Ц. Топелиус «Зимняя сказка». |
63 |
27.12. |
|
Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Снеговик». Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» . |
64 |
10.01. |
|
В мире сказок. |
|
|
|
Стихи русских поэтов (7 ч) |
65 |
13.01. |
|
Стихи о Родине. И.С. Никитин «Русь». |
66 |
14.01. |
|
Стихи о природе. И.С. Никитин «Утро». |
67 |
15.01. |
|
Стихи о детях и для детей. И.З. Суриков «Детство». |
68 |
17.01. |
|
И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…» |
69 |
20.01. |
|
Стихи о Родине С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».
|
70 |
21.01. |
|
Стихи о Родине и родной природе. Ф.Н. Глинка «Москва» |
71 |
22.01. |
|
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
|
|
|
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч) |
72 |
24.01. |
|
Рассказы о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». |
73 |
27.01. |
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». |
74 |
28.01. |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». |
75 |
29.01. |
|
Сказки о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». |
76 |
31.01. |
|
Произведения о животных Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко». |
77 |
3.02. |
|
Книги Д.Н. Мамина-Сибиряка. |
|
|
|
Произведения А.И. Куприна (7 ч) |
78 |
4.02. |
|
Произведения о людях. А.И. Куприн «Синяя звезда» |
79 |
5.02. |
|
А.И. Куприн «Синяя звезда» (составление плана). |
80 |
7.02. |
|
А.И. Куприн «Синяя звезда» (сравнение с легендами) |
81 |
10.02. |
|
А.И. Куприн «Синяя звезда». |
82 |
11.02. |
|
Рассказы о животных. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». |
83 |
12.02. |
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». |
84 |
14.02. |
|
Рубрика «Книжная полка». А.И. Куприн «Собачье счастье». |
85 |
17.02. |
|
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна. Рубрика «Проверьте себя». |
|
|
|
Стихи С.А. Есенина (7 ч) |
86 |
18.02. |
|
Стихи о Родине С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывки). |
87 |
19.02. |
|
Стихи о природе. С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» |
88 |
21.02. |
|
С.А. Есенин «Береза». Стихи С. Есенина о березе (отрывки). |
89 |
25.02. |
|
Стихотворения для детей. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». |
90 |
26.02. |
|
Родные поэты. С.А. Есенин «Сыплет черемуха снегом…»; И.С. Тургенев «Деревня». |
91 |
28.02. |
|
Обобщение по разделу «Стихи С.А. Есенина». «Проверьте себя». |
92 |
2.03. |
|
Стихи русских поэтов. |
|
|
|
Произведения
К.Г. Паустовского (12 ч) |
93 |
3.03. |
|
Произведения для детей. К.Г. Паустовский «Стальное колечко». |
94 |
4.03. |
|
К.Г. Паустовский «Стальное колечко»(составление плана). |
95 |
6.03. |
|
К.Г. Паустовский «Стальное колечко» (описание образа Вари). |
96 |
10.03. |
|
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». |
97 |
11.03. |
|
Рассказы о животных. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». |
98 |
13.03. |
|
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». |
99 |
16.03. |
|
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (образ кота). |
100 |
17.03. |
|
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди?».Проверка навыка чтения вслух. |
101 |
18.03. |
|
Контрольная работа «Работа с текстом». |
102 |
20.03. |
|
Работа над ошибками «Работа с текстом». Моя любимая книга. |
103 |
30.03 |
|
Рубрика «Книжная полка». К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». |
104 |
31.03. |
|
Рассказы о животных. И.С. Тургенев «Воробей», «Перепелка». |
|
|
|
Произведения С.Я. Маршака (4 ч) |
105 |
1.04. |
|
Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка» . |
106 |
3.04. |
|
С.Я. Маршак «Ландыш». |
107 |
6.04. |
|
Пьесы-сказки С.Я. Маршака. «Кошкин дом». |
108 |
7.04. |
|
Обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака». В.Е. Субботин «С Маршаком». |
|
|
|
Произведения Л. Пантелеева (6 ч) |
109 |
8.04. |
|
Художественные рассказы. Л. Пантелеев «Честное слово». |
110 |
10.04. |
|
В.А. Осеева «Бабка». |
111 |
13.04. |
|
Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель». |
112 |
14.04. |
|
Л. Пантелеев «Камилл и учитель». |
113 |
15.04. |
|
Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая». |
|
|
|
Произведения А.П. Гайдара (5 ч) |
114 |
17.04. |
|
А.П. Гайдар «Горячий камень». |
115 |
20.04. |
|
Повесть о детях. А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) |
116 |
21.04. |
|
А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) |
117 |
22.04. |
|
С.В. Михалков «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.В. Михалков «Ошибка». |
118 |
24.04. |
|
В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре». |
119 |
27.04. |
|
Обобщение по теме «Произведения о детях и для детей». Итоговая контрольная работа |
|
|
|
Произведения М.М. Пришвина (7 ч) |
120 |
28.04. |
|
Разножанровые произведения М.М. Пришвина. «Моя Родина». Работа над ошибками. |
121 |
29.04. |
|
М.М. Пришвин «Двойной след». |
122 |
30.04. |
|
Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка». |
123 |
6.05. |
|
Рассказы о природе. М.М. Пришвин «Жаркий час». |
124 |
8.05. |
|
Рассказы о природе. В.А. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине» |
125 |
11.05. |
|
Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». |
|
|
|
Произведения зарубежных писателей (10 ч) |
126 |
12.05. |
|
Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый Волк» (в сокращении). |
127 |
13.05. |
|
Дж. Лондон «Волк» (в сокращении). |
128 |
15.05. |
|
Дж. Лондон «Волк». |
129 |
18.05. |
|
Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении). |
130 |
19.05. |
|
Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении). |
131 |
20.05. |
|
Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (рассказ о героях). |
132 |
22.05. |
|
Книги о животных. Рубрика «Книжная полка». |
133 |
25.05. |
|
Книги зарубежных писателей. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». |
134 |
26.05. |
|
Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика «Проверьте себя». |
135 |
27.05. |
|
Проверка навыка чтения вслух. |
136 |
28.05. |
|
Библиотечный урок «Летнее чтение». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.