Государственное бюджетное учреждение Республики Крым « Санаторий имени Н.К. Крупской
для детей и детей с родителями»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ПМС завпедчастью Главный врач
протокол № ______ _______Ю.В. Жосан ________И.В. Винников
от «____»______2019 г. «__ »_______2019 г. Приказ № _______
от«___»________2019г.
Рабочая программа
учебного курса «Литературное чтение»
для 1-го класса
базовый уровень ФГОС ООО
2019-2020 учебный год
Разработала
Остапенко Светлана Григорьевна
учитель начальных классов
Евпатория, 2019 г.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Обучение грамоте» В. Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной, авторской программы «Литературное чтение» (Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.).
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю, 33 недели).
Цели и задачи учебного курса
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с
различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для
расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники
участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений
и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно
пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе
прочитанного и услышанного.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
-мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
-эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
-эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;
-первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
-освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
-формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;
-способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
-выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
-оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;
-стремиться к успешной учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;
составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;
оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
-понимать цель и смысл выполняемых заданий;
-самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;
-самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
-самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
-работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;
-читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
-определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
-представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
-использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.
Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
-самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации;
-находить заданное произведение разными способами;
-выделять в тексте основные части;
-определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
-группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
-сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
-слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
-принимать участие в обсуждении прочитанного;
-принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
-работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
-задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
-следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.
Предметные результаты
Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с
основными разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей
программы по литературному чтению:
виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);
круг детского чтения;
литературоведческая пропедевтика;
творческая деятельность.
Результатом формирования предметных действий (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
-воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
-читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
-читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;
-самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
-вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);
-участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);
-представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).
Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
-читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
-самостоятельно определять главную мысль произведения;
-задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
-пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
-находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.
Результатом формирования предметных действий (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
-называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;
-находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).
Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
-участвовать в организации выставки книг в классе;
-находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Результатом формирования предметных действий (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
-ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, фильма;
-различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
-различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;
-находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).
Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
-определять особенности сказочного текста;
-характеризовать героя произведения;
-самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.
Результатом формирования предметных действий (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
-создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
-придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
-создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.;
-иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
-разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.
Обучающиеся 1 класса получат возможность научиться:
-придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
-читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
-инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.
Содержание программы (66 ч).
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного
анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления,
нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования,
систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На
этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения,
выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (43 ч).
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение ос-
новной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффектив-
ного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой
речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии
с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходи-
мого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирова-
ние простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различа-
ющихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравне-
ние моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и
согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких
и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным спо-
собом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости -мягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предше-
ствующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью
букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение це-
лыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осо-
знанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с инто-
нациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и вы-
разительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с
орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при спи-
сывании
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложе-
нием: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование
предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характе-
ра по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюд ений, на
основе опорных слов.
Круг детского чтения.
Сказки А. С. Пушкина. Рассказы для детей Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Сказки К.
И. Чуковского. В. В. Бианки «Первая охота». С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».
Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весё-
лые стихи Б. Заходера, В. Берестова.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся научатся:
· Называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
· Правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
· Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; разли-
чать гласные и согласные звуки в словах;
· Выделять слоги, различать ударные и безударные;
· Определять место ударения в слове, вычленять слова из предложения;
· Устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся получат
возможность научиться:
· Слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых
предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
· Выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последова-
тельность, обозначать звуковой состав слова в виде звуковой модели;
· Различать буквы гласных, обозначающих твёрдость или мягкость согласных; раз-
личать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
· Правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со ско-
ростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
· Соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
Блок «Литературное чтение» (23 ч).
Виды речевой и читательской деятельности.
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед ника, слуша-
ние различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отве-
чать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после-
довательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы
по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведени-
ям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся форми-
рование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличе-
ние скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (вы-
брать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомитель-
ное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: ху-
дожественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей со-
здания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художе-
ственных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозиро-
вание содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источ-
ник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книго-
печатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показа-
тели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, пе-
риодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту сло-
варями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей ху-
дожественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм мо-
рали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в лите-
ратуре разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре
разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы -
разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последователь-
ное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведе-
ния лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-
выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характе-
ризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его моти-
вов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика ге-
роя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление ав-
торского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливан ие; план
(в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сфор-
мулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих соста-
вить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков геро-
ев.Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения пред-
восхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия
произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простей-
шими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микро-
тем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведе-
нию текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подроб-
ный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным мате-
риалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и са-
мостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собе-
седника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произве-
дению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять добро-
желательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст
или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многознач-
ность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опо-
рой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирова-
ние грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательно-
сти. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитан-
ного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художе-
ственного текстов. Передача впечатлений (из повседнев ной жизни, художественного про-
изведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествова-
ние). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использо-
вание выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произ ведения, отдельных его сю-
жетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, ме-
ста действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, опи-
сание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писате-
лей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творче-
ства, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому
принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста
детей стороны их жизни и окружающего мира
Жили-были буквы (4 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Ток маковой, С. Черным, Ф.
Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (4 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небы-
лицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (3 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токма ковой, Т. Белозерова, Е.
Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (3 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К.
Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (3 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Бла гининой, В. Орловым, С.
Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом,
о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (6 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.Михалкова, В.Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н.Сладкова, Д. Хармса, К.Ушинского
Примерное тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
|
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»
|
43 |
1. |
Виды речевой деятельности. Слушание. Говорение. Чтение.
|
4 |
2. |
Обучение грамоте. Фонетика. Графика.
|
32 |
3. |
Слово и предложение. Развитие речи.
|
7 |
|
Блок «Литературное чтение»
|
23 |
4. |
Жили-были буквы.
|
4 |
5. |
Сказки, загадки, небылицы.
|
4 |
6. |
Апрель, апрель! Звенит капель.
|
3 |
7. |
И в шутку и всерьёз.
|
3 |
8. |
Я и мои друзья.
|
3 |
9. |
О братьях наших меньших.
|
6 |
|
Итого:
|
66 |
Календарно-тематическое планирование
|
|
||||
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Оборудование урока |
|
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»
1 четверть |
43 часа
18 часов
|
|
|
|
1 |
Виды речевой деятельности. Слушание. Введение в систему языкового и литературного образования. «Азбука» – первая учебная книга.
|
1
|
|
|
Картинки, слайды |
2 |
Виды речевой деятельности. Слушание. Общее представление о речи устной и письменной. Членение речи на предложения, предложения на слова с использованием графических схем. |
1 |
|
|
Картинки, слайды |
3 |
Виды речевой деятельности. Слушание. Понимание содержания звучащей речи. Деление слов на слоги. Слог. Ударение. Ударный слог. |
1 |
|
|
Картинки, таблицы |
4 |
Виды речевой деятельности. Фонетика. Представления о звуках в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. |
1 |
|
|
Картинки, таблицы |
5 |
Виды речевой деятельности. Фонетика. Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Слог - слияние. |
1 |
|
|
Картинки, таблицы |
6 |
Фонетика. Гласный звук [а], буквы А, а. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
7 |
Фонетика. Гласный звук [и], буквы И, и.
|
1 |
|
|
Таблица, картинки |
8 |
Фонетика. Гласный звук [ы], буква ы. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
9 |
Фонетика. Гласный звук [у], буквы У, у.
|
1 |
|
|
Таблица, картинки |
10 |
Фонетика. Чтение. Первые согласные звуки [н], [н’], их буквенное обозначение. Формирование навыка слогового чтения. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
11 |
Фонетика. Чтение. Разграничение понятий «звук» - «буква». Согласные звуки [с], [с’],буквы С,с. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
12 |
Фонетика. Чтение. Усвоение механизма слогового чтения. Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
13 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т. Осознанное чтение слов и предложений. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
14 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [л], [л¢], буквы Л, л. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
15 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
16 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
17 |
Фонетика. Чтение. Гласные буквы Е, е, обозначающие два звука. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
18 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
|
2 четверть |
17 часов
|
|
|
|
19 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Расширяем знания о профессиях.
|
1 |
|
|
Таблица, картинки, слайды |
20 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Расширение знаний о зоопарке. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
21 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Работа со скороговорками и ребусами. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
22 |
Фонетика. Чтение. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
23 |
Фонетика. Чтение. Культура речевого общения. Гласные буквы Я, я, обозначающие два звука. Я – показатель мягкости предыдущего согласного. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
24 |
Фонетика. Чтение вслух. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.
|
1
|
|
|
Таблица, картинки |
25 |
Фонетика. Чтение вслух. Орфография. Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Введение правила - сочетания ЧА и ЧУ. |
1
|
|
|
Таблица, картинки |
26 |
Фонетика. Чтение вслух. Орфография. Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
27 |
Фонетика. Работа с текстом. Орфография. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ШИ. |
1
|
|
|
Таблица, картинки |
28 |
Фонетика. Работа с текстом. Орфография. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Сочетание ЖИ.
|
1 |
|
|
Таблица, картинки |
29 |
Фонетика. Работа с текстом. Гласные буквы Ё, ё, обозначающие два звука. |
1
|
|
|
Таблица, картинки |
30 |
Фонетика. Работа с текстом. Согласный звук [й’], буквы Й, й. |
1
|
|
|
Таблица, картинки |
31 |
Фонетика. Работа с текстом. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
|
1
|
|
|
Таблица, картинки |
32 |
Фонетика. Работа с текстом. Гласные буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Ю – показатель мягкости согласного, стоящего перед ним. |
1 |
|
|
Таблица, картинки |
33 |
Фонетика. Работа с текстом. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. |
1
|
|
|
Таблица, картинки |
34 |
Фонетика. Работа с текстом. Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать. |
1
|
|
|
Таблица, картинки |
35 |
Фонетика. Работа с текстом. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания ЧУ и ЩУ. |
1
|
|
|
Таблица, картинки |
|
3 четверть |
19 часов
|
|
|
|
36 |
Фонетика. Работа с текстом. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
|
1
|
|
|
Таблица, картинки |
37 |
Фонетика. Работа с текстом. Буквы, не обозначающие звуков. Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
|
1
|
|
|
Таблица, картинки |
38 |
Работа с текстом художественного произведения. Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям.
|
1 |
|
|
Картинки, книги |
39 |
Работа с учебным текстом. Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество». Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
40 |
Библиографическая культура. Слушание. История славянской азбуки. О создателях первого букваря – Кирилле и Мефодии. В. Крупин «Первоучители словенские» |
1 |
|
|
Картинки, книги |
41 |
Чтение вслух. Совершенствование процессов плавного выразительного чтения при знакомстве со стихами и рассказами поэтов и писателей: А. Пушкина, С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. |
1 |
|
|
|
42 |
Чтение вслух. Совершенствование процессов плавного выразительного чтения при знакомстве с весёлыми стихами Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». |
1 |
|
|
Картинки, книги |
43 |
Культура речевого общения. Проект «Живая Азбука». Осмысление полученных знаний.
|
1 |
|
|
Картинки, книги |
|
Блок «Литературное чтение». Круг детского чтения.
Раздел: «Жили-были буквы…»
|
23 часа
4 часа |
|
|
|
44 |
Библиографическая культура. Знакомство с учебником по литературному чтению. Книга - как особый вид искусства. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
45 |
Работа с разными видами текста. Работа над выразительным чтением с использованием интонаций. Стихи о буквах азбуки, написанные В. Данько, С. Чёрным, С. Маршаком, Г. Сапгиром. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
46 |
Работа с разными видами текста. Подробный и выборочный пересказ рассказов - сказок о буквах И.Токмаковой, Ф. Кривина. Введение понятий «автор» , «писатель».
|
1 |
|
|
Картинки, книги |
47 |
Творческая деятельность обучающихся на основе литературных произведений. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок». |
1 |
|
|
Картинки, книги |
|
Раздел: Сказки, загадки, небылицы
|
4 часа |
|
|
|
48 |
Работа с разными видами текста. Сравнение содержания народной и литературной сказок . Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка». |
1 |
|
|
Картинки, книги |
40 |
Работа с разными видами текста. Обучение приемам выразительной речи и чтения в произведениях устного народного творчества: английские и русские песенки, загадки, небылицы, потешки.
|
1 |
|
|
|
50 |
Работа с разными видами текста. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Отрывок из сказки А.С. Пушкина, сказка народная «Петух и собака». |
1 |
|
|
Картинки, книги |
51 |
Работа с разными видами текста. Совершенствование навыка смыслового чтения. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
|
Раздел: Апрель, апрель. 3венит капель! |
3 часа
|
|
|
|
52 |
Работа с текстами художественных произведений. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение поэта.
|
1 |
|
|
Картинки, книги |
53 |
Культура речевого общения. Определение особенностей загадок как малого литературного жанра. Литературная загадка. Сочинение загадок. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
54 |
Творческая деятельность обучающихся на основе литературных произведений Проект «Составляем сборник загадок». |
1 |
|
|
Картинки, книги |
|
4 четверть |
12 часов
|
|
|
|
|
Раздел: И в шутку и всерьёз
|
3 часа
|
|
|
|
55 |
Работа с текстами художественных произведений. Выразительное чтение стихотворений Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
56 |
Работа с текстами художественных произведений. Характеристика героя юмористического рассказа. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой. М. Пляцковского |
1 |
|
|
Картинки, книги |
57 |
Культура речевого общения. Чтение вслух. Диалог героев в произведении К.И. Чуковского «Телефон». Чтение по ролям. Оценка планируемых достижений. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
|
Раздел: Я и мои друзья
|
3 часа
|
|
|
|
58 |
Работа с разными видами текста. Совершенствование навыка смыслового чтения. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
59 |
Работа с с текстами художественных произведений. Нахождение главной мысли, которые хотели передать авторы стихотворений Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
60 |
Творческая деятельность обучающихся на основе литературных произведений Проект «Наш класс – дружная семья». |
1 |
|
|
|
|
Раздел: О братьях наших меньших
|
6 часов |
|
|
|
61 |
Работа с текстами художественных произведений. Взаимоотношения человека с животными, выраженные в стихотворениях С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. М. Пляцковского. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
62 |
Работа с текстом художественным. Произведения о взаимоотношениях человека с природой. Рассказы Н. Сладкова, В. Осеевой. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
63 |
Внеклассное чтение. Любимые рассказы о животных. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
64
|
Проверка техники чтения. |
1 |
|
|
|
65 |
Заключительный урок по учебнику. Творческая деятельность обучающихся на основе литературных произведений Урок-презентация. |
1 |
|
|
Картинки, книги |
66
|
Итоговый урок за год. Чему научились. |
1 |
|
|
|
Итого: 66 часов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.