Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
РАССМОТРЕНО: методическим советом МБОУ «СШ № 12» протокол от 29.08.2022 № 1 |
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СШ № 12» ____________ О.А. ……………. приказ от ___1.08.2022 №___08/01-13
|
СОГЛАСОВАНО: Управляющим советом МБОУ «СШ № 12» протокол от 30.08.2022 № 1 |
|
СОГЛАСОВАНО: педагогическим советом МБОУ «СШ № 12» протокол от ___1.08.2022 № 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«литературное чтение»
для обучающихся 1 класса
на 2022-2023 учебный год
|
Автор-составитель: Мякишева Тамара Николаевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории |
г. Нижневартовск,
2022 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)
2. Примерной образовательной программой по литературному чтению.
3. Программой к предметной линии учебников по литературному чтению для 1 класса под редакцией Н.В. Нечаева
4. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ № 12» на 2022-2023 учебный год.
Программа соответствует учебнику Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : (В.Ю.Свиридова.).– М. Бином. Лабаратория знаний, 2020
.
1.1. Цели и задачи учебного предмета
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Задачи:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
1.2. Общая характеристика учебного предмета
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Важно, чтобы ученик эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане школы на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 3 часа в неделю, всего - 32 часа. Построение рабочей программы позволило распределить разными способами учебный материал и время для его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 10% от общего объема учебных часов, то есть 3 часа от общего учебного времени. Этот резерв будет использован на повторение изученного материала, или, при необходимости, на прохождение учебного материала в случае актированных дней в зимний период.
1.4. Ценностные ориентиры содержания образования
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам. Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации).
2Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения литературного чтения
В ходе обучения литературному чтению обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
2.1. Личностными результатами обучающихся в 1-ом классе по литературному чтению являются:
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к уроку литературного чтения;
- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
- восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;
- чувство любви к природе родного края;
- основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;
- основы для эмоционального переживания художественного текста;
- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;
- понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина;
- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
- позитивной самооценки;
- ориентации на здоровый образ жизни;
стремления к успешности в учебной деятельности.
2.2. Метапредметными результатами по литературному чтению в 1-ом классе является:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения литературоведческих характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2.3. Предметными результатами по литературному чтению в 1-ом классе являются:
Раздел ««Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик 1-го класса научится:
- читать, плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 40-50 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного; определять тему и выделять главную мысль произведения;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
- выделять главные события произведения и их последовательность;
- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение)
- находить рифмы;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- отличать монолог от диалога;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Ученик 1-го класса получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик 1-го класса научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, давать характеристику героя;
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
- откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок;
- подбирать иллюстрации к литературному произведению;
- создавать рисунки-иллюстрации к произведениям;
- выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Ученик 1-го класса получит возможность научиться:
- читать наизусть стихи разных авторов (6-8 стихотворений) разных авторов;
- определять эмоциональный тон произведений;
- инсценировать произведения со свободным использованием текста. воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
- выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать ее в чтении;
- выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
- инсценировать несложные произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик 1-го класса научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ученик 1-го класса получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора;
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Раздел «Круг детского чтения»
Ученик 1-го класса научится:
- определять автора и название книги;
- называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
- понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»;
- ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации);
- ориентироваться в главах учебника, находить разделы «Твой день», «Проверь себя», ориентироваться в заданиях учебника по значкам;
- понимать назначение библиотеки.
3. Содержание учебного предмета
Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). В процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Ученик 1 класса учится использовать ресурсы библиотек. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
С 1 класса формируется умение осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
Характерными особенностями содержания литературного чтения являются: наличие заданий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий (УУД), навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. В программе определяется также необходимый минимум практических и творческих работ.
Основное содержание в рабочей программе представлено разделами:
Где она – книжная страна
Выявление опыта общения детей с книгами. Книга как особый мир, населенный разными героями. Разница между читателем, слушателем, зрителем.
Границы страны Литературии
Представление о разнице бытового чтения и художественной литературы. Начальные представления о движении литературы во времени. Различие художественного и научного текста.
Кухня литературы: как варится рассказ
Первичное представление о рассказе. Читательский кругозор учащихся. Персонаж, главный герой, название рассказа. Авторские средства для создания характера героя. Начальные представления о сюжете.
Сады поэзии: из чего растут стихи
Поэзия как особый взгляд на мир. Нравственная коллизия текста. Олицетворение как художественный прием. Народная и авторская литература. Мир глазами поэта. Сравнение как художественный прием.
Сказочные дорожки: твой путеводитель
Родственность поэтического и сказочного мира. Жанровая специфика сказки. Различие волшебной сказки и сказки о животных. Басня.
Открытия в литературе и фантазии в науке
Сравнительный анализ фольклора и литературы. Жанр произведения. Рифма, ритм, звукопись. Жанровая специфика сказки. Различия между чтением и литературой. Художественный и научный тексты.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Книги - твои друзья |
6 часов |
2 |
Путешествие в мир Литературы |
5 часов |
3 |
Долина рассказов: тайна за тайной |
5 часов |
4 |
Сады поэзии: из чего растут стихи |
8 часов |
5 |
Сказочные дорожки: твой путеводитель |
8 часов |
6 |
Открытия в литературе и фантазия в науке |
8 часов |
|
Итого |
40 часов |
. Календарно-тематическое планирование
№п\п |
Дата |
Тема урока |
Страница Учебника и рабочей тетради |
Предметные результаты |
Виды деятельности обучающихся, направленные на формирование УДД |
||||||
по плану |
по факту |
||||||||||
Глава 1. Книги - твои друзья (6 часов) |
|||||||||||
1 (1) |
|
|
Что такое книга. Книга в нашей жизни. С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения.
|
Стр. 3-5. |
- Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. - Владение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). - Первичное представление о различии прозы и поэзии, о рифме. |
- Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. - Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп. - Характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). - Анализировать иллюстрации (при помощи учителя). -Создавать устное сочинение по иллюстрации. - Озаглавливать иллюстрации. |
|||||
2 (2) |
|
|
Кто в книгах живет. Герои, созданные фантазией и воображением писателя. «Под ковром» (По Д. Биссету).
|
Стр. 6-7. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характер-ка героя произведения. - Овладение навыками осозн-го, правильного и выразительного чтения. - Расширение представления или знакомство с героями произв-й для детского чтения. - Первичное представление о писателе, герое литературного произведения. |
- Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. - Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. - Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. - Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. - Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. - Читать по ролям. - Создавать устно небольшой текст: продолжение истории. |
|||||
3 (3) |
|
|
Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза». Портрет поэта. Д. Хармс «Я проснусь...», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок). |
Стр. 8-9. |
- Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом (различение устаревших слов), использование словаря учеб. - Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский или Д. Хармс). -Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии, персонаже. |
- Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. -Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. - Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. - Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. - Характеризовать и сравнивать книги, приготовленные учителем или учащимися (одного автора, одно произведение разного издания и т.п.). |
|||||
4 (4) |
|
|
Связь книги с самыми разными сторонами Человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги. |
Стр. 10-11. |
- Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения.
|
- Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя. - Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. - Ориентироваться по ленте времени, располагать на ней события. |
|||||
5 (5) |
|
|
Ориентация в структуре книги. В. Берестов «Читалочка».
|
Стр. 12-14. |
- Ориентирование в структуре книги. - Овладение умением предполагать, представлять содержание книги по ее обложке, названию, иллюстр-ям, оглавлению (содержанию). - Ориентирование в словаре. - Осознанное восприятие и оценка содержания стихот-го текста. - Уточнение значения слов, их уместности в конкретной ситуации. |
- Характеризовать книги: анализировать обложку, содержание, иллюстрации. -Распознавать название, автора. - Презентовать любимые книги. - Строить короткое монологическое высказывание: отзыв о любимой книге. - Различать прозаические и поэтические произведения. - Видеть структуру текста: деление его на абзацы. Пользоваться словарем учебника. - Выразительно читать стихотворения, анализируя использование разной интонации, паузы, темп. - Ориентироваться в библиотеке. |
|||||
6 (6) |
|
|
Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. Проверь себя. В. Лунин «Я видела чудо».
|
Стр. 15-17. |
- Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практическое сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. - Рефлексия, оценка своих зн-й, полученных за определенный период учебного времени. |
- Восстанавливать загадки по рифмам и угадывать их. - Выразительно читать стихотворение, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. - Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. - Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение. |
|||||
Глава 2. Путешествие в мир Литературы (5 часов) |
|||||||||||
7 (1) |
|
|
Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу»
|
Стр. 18-21. |
- Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, учебное задание). - Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Представление о литературе, литературном чтении. |
- Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания. - Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения, используя текст, ориентируясь в специфике научного и художественного текстов. - Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. - Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. |
|||||
8 (2) |
|
|
БЗаходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд.», скороговорки, загадки народные и авторские. |
Стр. 22-24. |
- Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. - Коллективное создание текстов заданного жанра. - Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста (что делает текст похожим на скороговорку, небылицу, считалку). |
- Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. - Читать по ролям. - Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности сказки, скороговорки, пословицы, загадки, особенности народных и авторских произведений. - Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам. |
|||||
9 (3) |
|
|
Литературный герой, его имя, характер. «Винни Пух и все- все-все», К. Чуковский «Барабек».
|
Стр. 25-27. |
- Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, небылица). - Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его употребления). - Устное сочинение. - Инсценирование. - Оценка и самооценка инсценирования. |
- Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. - Характеризовать жанровые особенности текста, находить в нем доказательства такой принадлежности. - Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (продолжение истории, рассказ о своих предпочтениях). |
|||||
10 (4) |
|
|
Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. Угадайте-ка. Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели».
|
Стр. 28-31. |
- Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). - Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. - Первичное представление о монологе. - Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту и точности, краткости научного текста), ориентирование в специфике учебного текста. |
- Характеризовать и сравнивать книги (как знакомые, так и незнакомые). Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. - Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (забавную азбуку). - Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. - Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. - Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. - Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. - Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. |
|||||
11 (5) |
|
|
Различение научного и художественного текстов. Проверь себя. М. Яснов «Радость».
|
Стр. 32-33. |
- Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. - Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. |
- Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. - Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения. - Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученной главе, ориентироваться по ленте времени). |
|||||
Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов) |
|||||||||||
12 (1) |
|
|
Первичные представления о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка». |
Стр. 34-35. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. - Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
|
- Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. - Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. - Объяснять выбор автором заглавия произведения. - Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения. |
|||||
13 (2) |
|
|
Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой. Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался».
|
Стр. 36-40. |
- Использование простейших приемов анализа текстов. - Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. - Осознанное восприятие и оценка содержания текста. - Характеристика героя произведения. - Расширение представления или знакомство с произведениями Е. Чарушина, особенностями этих произведений. - Первичное представление о характере героя литературного произведения. - Представление о путях и способах поиска информации. |
- Характеризовать сюжет рассказа: находить завязку, кульминацию и развязку. - Создавать иллюстрацию к тексту. - Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. - Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. - Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. - Характеризовать героя произведения с использованием предложенных в учебнике слов. - Пересказывать текст по картинному плану. |
|||||
14 (3) |
|
|
Различение фольклора и авт. литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко». |
Стр. 41-44. |
- Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Осознанное восприятие и оценка содержания текста. - Характеристика героя произведения. - Использование простейших приемов анализа текстов. - Анализ языковых средств и построения произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, характера), отношения автора к герою. - Первичное представление о малых фольклорных формах: потешке, прибаутке и побасенке. |
- Сравнивать авторские и фольклорные произведения, обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер. -Анализировать средства, используемые автором для подчеркивания особенностей изображаемого, в том числе, форму произведения. - Характеризовать героя произведения с использованием предложенных учебником слов. - Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. - Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения. |
|||||
15 (4) |
|
|
Художественное опис-е. Средства выражения Авторского отношения к описываемому. Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики». |
Стр. 44-47. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художеств-го описания, настроение стихот-я). - Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. - Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту. |
- Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. - Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. - Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или художественный). - Объяснять выбор слов, используемых в произведении. |
|||||
16 (5) |
|
|
Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. А. Барто «Я одна ничья сестра.», А.Орлов «Кто кого обидел первый.», A. В. Берестов «Гляжу с высоты.», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять». |
Стр. 48-51. |
- Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Осознанное восприятие и оценка содержания текста. - Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. - Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. - Ориентирование в учебнике, его содержании. - Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. |
- Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. - Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении. - Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. - Читать по ролям, участвовать в инсценировании. - Ориентироваться на ленте времени. |
|||||
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов) |
|||||||||||
17 (1) |
|
|
Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая. И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно...».
|
Стр. 52-54 |
-Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. -Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения. - Декламация стихотворения. - Распознавание особенностей поэтического текста. - Первичное представление об олицетворении (без введения термина). |
- Читать вслух стихотворение И. Пивоваровой, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении. - Воспринимать стихотворение Л. Друскина: определять отношение автора к изображаемому. - Создавать текст по заданным свойствам. |
|||||
18 (2) |
|
|
Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа. В. Драгунский «Друг детства».
|
Стр. 55-59. |
- Осознанное восприятие и оценка сод-я текста, его характера, характера героя рассказа. - Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
|
- Воспринимать произведение на слух. -Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. - Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. - Объяснять выбор слов их порядка, повторов, используемых в произведении. - Сравнивать произведение с ранее прочитанными. - Ориентироваться в содерж-и учебника. |
|||||
19 (3) |
|
|
Определение эмоционального настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы. М. Яснов «Горести- печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой.», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке.». |
Стр. 59-62. |
- Осознанное восприятие и оценка сод-я текста, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и позиции героя. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм», «смысл названия». Представление об особенностях поэтич. текста. |
- Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. -Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. - Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова. |
|||||
20 (4) |
|
|
Признаки художеств- го текста. Олицетворение как художеств. прием. В. Инбер «Оттепель, оттепель.», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль.». |
Стр. 63-65. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения. - Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Участие в диалоге при обсуждении просл-го/прочит-го произведения. - Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». - Представление об особенностях поэтического текста. - Первичное представление об олицетворении (без использования термина). |
- Читать вслух плавно, целыми словами с интонац. выделением ос-стей текста. - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. удар-я. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. -Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. - Характеризовать текст, доказывать, что данный текст - художественный (формулируя цель и тему текста, анализируя выбор языковых средств). -Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения). |
|||||
21 (5) |
|
|
Прием олицетворения в сказке. Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадки. |
Стр. 66-69. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения. - Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Участие в диалоге при обсуждении прослгопрочит-го произведения. - Углубление представления об олицетворении (без использования термина), использование этого приема в сказке и в своем творчестве. - Использование приема олицетворения и сравнения в загадках. |
- Презентовать сочинение слушателям. - Воспринимать на слух и анализировать составленные дома сочинения. - Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого общения. - Воспринимать художественное произведение в исполнении учителя или при самостоятельном чтении. - Отвечать на вопросы по сод-ю лит. текста. - Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. - Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. - Сравнивать авторск. и фолькл. произвед. Анализировать прием сравнения, используемые для подчеркивания особенностей изображаемого. |
|||||
22 (6) |
|
|
Прием олицетворения в авторской поэзии. А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень».
|
Стр. 70- 71. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Участие в диалоге при обсуждении просл-го/прочит-го произведения. - Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». - Представление об особенностях поэтического текста. Представление об олицетворении. |
- Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. ударения. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. - Анализировать текст, различая позицию автора. - Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств. |
|||||
23 (7) |
|
|
Прием сравнения в загадке. Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели.», Р. Сеф «На свете все на все похоже.». |
Стр. 72-74. |
- Осознанное восприятие и оценка сод-я текста. - Использование простейших приемов анализа текстов. - Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, назначения). Представление о загадке, использовании приема сравнения . |
- Сравнивать авторские и фольклорные произведения. - Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого. - Выразительно читать текст стихотворения, анализируя сходство предметов, подмеченное автором. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. |
|||||
24 (8) |
|
|
Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В. Панова «Кто такой Сережа.» (фрагменты). |
Стр. 75-79. |
- Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Осознанное восприятие и оценка содержания текста. - Использование простейших приемов анализа текстов. - Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. |
- Читать вслух плавно, целыми словами с интонац. выделением особ-стей текста. - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. удар-я. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. - Анализировать текст, различая прием сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и проверять каждую, обращаясь к тексту. - Характеризовать текст, анализируя выбор автором язык. средств для созд-я мягкого юмора текста, его лиричности. |
|||||
Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель(8 часов) |
|||||||||||
25 (1) |
|
|
Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок. Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный.». |
Стр. 80-83. |
- Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. - Выявление этих особенностей (особая интонация сказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции). - Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. - Представление о русской народной сказке. |
- Сравнивать авторские и фолькл. произведения по настроению, тональности. -Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. ударения. |
|||||
26 (2) |
|
|
Сказки о животных. Русская народная сказка. «Лисичка- сестричка и Волк», «Кот и Лиса». |
Стр. 84-87. |
- Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи). - Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. |
- Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. - Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. - Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. - Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям. |
|||||
27 (3) |
|
|
Сказки о животных. Обобщение читательского опыта. Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг.
|
Стр. 88-89. |
- Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. - Презентация одноклассникам любимой фольклорной сказки. Различение фольклорной и авторской сказки. - Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере читательского опыта: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. - Выделение типов книг: книга-сборник, книга- произведение. |
- Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. - Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. - Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. - Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. - Ориентироваться в структуре книги. - Анализировать принадлежность произведения к жанру сказки. Выделять особенности русской народной сказки о животных. |
|||||
28 (4) |
|
|
Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Потешка и автор. стихотворение. Звукопись в авторском стихотворении. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского. Отрывок из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису».. |
Стр. 90-93. |
- Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. - Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. - Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором. |
- Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. - Анализировать средства, используемые в сказках и других фольклорных произведениях для подчеркивания их особенностей (в скороговорке - звукопись; в потешке - повтор слов, ритм, настрой). - Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. - Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. |
|||||
29 (5) |
|
|
Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин «Листопад». |
Стр. 94-95. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. - Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм», «особенностях поэтического текста». - Представление об использовании цвета в сказке и авторском произведении. |
- Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. - Анализировать текст, различая позицию автора. - Конструировать монологическое высказывание . |
|||||
30 (6) |
|
|
Законы волшебной сказки. Русская народная сказка «Гуси- лебеди».
|
Стр. 96-99. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей (традиционный сюжет волшебной сказки, где дети остаются одни и попадают в лес; традиционная композиция - троекратный повтор, испытание героя; наличие волшебных помощников). |
- Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. - Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. - Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. - Рассказывать сказку с опорой на схему. |
|||||
31 (7) |
|
|
Народные и авторские сказки. Сказки разных народов. «Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро |
. Стр. 100-103. |
- Расширение представления или знакомство со сказками народов мира, сказками народов России. - Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. - Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями. |
- Сравнивать фольклорные произведения разных народов. - Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки разных народов (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). - Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. - Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. |
|||||
32 (8) |
|
|
Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка. Проверь себя. С. Михалков «Прививка», частушки. |
Стр. 104-107. |
- Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. - Осознанное восприятие и оценка содержания текста. - Использование простейших приемов анализа текстов. - Расширение представления или знакомство со стихотворениями С. Михалкова. - Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. |
- Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. - Декламация стихотворения. -Сравнивать и анализировать тексты, народные и авторские. -Характеризовать текст, анализируя языковые средства, используемые для создания юмора текста. |
|||||
Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов) |
|||||||||||
33 (1) |
|
|
Характер героя в поэзии и в фольклоре. В. Берестов «Заяц- барабанщик»,Н. Ламм «Заячья любовь». Автор-герой- читатель. Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
|
Стр. 108-113. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. -Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение», «авторское произведение», «характер литературн. героя». - Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. - Сопоставление авторского текста с фольклорными произведениями: «сказочный сюжет» в рассказе Е. Чарушина, «язык сказки» в рассказе К. Ушинского. |
- Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. - Анализировать текст, различая характер героя авторского произведения, сопоставляя с традиционным характером героя фольклорного произведения. - Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. - Анализировать текст, находя черты сходства и различия авторского текста и фольклорного. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. |
|||||
34 (2) |
|
|
опул. литература. К.Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму».
|
Стр. 114-117. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. - Сопоставление художественного (сказочного) и научного текста. - Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. - Углубление представления о приеме сравнения, олицетворении, звукописи. - Представление о научно-популярной литературе. |
- Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. - Анализировать текст, различая позицию автора, находя поэтические сравнения, способы олицетворения. - Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. |
|||||
35 (3) |
|
|
Поэзия в рассказе и стихотворениях. М. Пришвин«Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин «Цветок», А. Толстой «Колокольчики мои». |
Стр. 118-121. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. - Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых). - Подбор рифм и эпитетов. Расширение читательского опыта. |
- Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. - Сравнивать фольклорные и авторские произведения. |
|||||
36 (4) |
|
|
Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. В. Берестов «Весенняя сказка», Пшеничных «И летом и зимою»,П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого. |
Стр. 122-125. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. - Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. - Подбор заголовка к рассказу. |
- Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. - Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. - Анализировать выбор автором языковых средств для описания предметов, создания поэтических образов. |
|||||
37 (5) |
|
|
Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый». |
Стр. 126-129. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. - Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. - Обсуждение главной мысли произведения. Осознание юмористического характера рассказа. |
- Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя или подготовленное заранее учениками. - Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. - Анализировать особенности авторских выразительных средств. Описывать особенности поведения и характера героев. |
|||||
38 (6) |
|
|
Фантазия в авторском произведении. Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка». |
Стр. 130-133. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. - Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. - Осознание юмористического характера рассказа. - Расширение представления или знакомство с произведениями Н. Носова. |
- Воспринимать на слух художественное произведение. - Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. - Понимать общее содержание произведения, описывать особенности поведения героев, анализировать особенности авторских выразительных средств. - Инсценировать художественное произведение (его часть). |
|||||
39 (7) |
|
|
Изобразительные возможности поэтического произведения. Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа».
|
Стр. 134-136. |
- Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. - Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Ю. Мориц. |
- Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. - Описывать особенности поведения и характера героев. - Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. - Анализировать ос-сти авторских выразительных средств. Инсценировать стихотворение. |
|||||
40 (8) |
|
|
Проверь себя. Что читать летом. |
|
Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. |
Различать и называть произведения), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.