Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основании нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- Устав МБОУ СОШ
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ;
- Календарного графика МБОУ СОШ на 2020-2021 учебный год;
- ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
- Учебного плана МБОУ СОШ на 2020-2021 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений.
- Авторская программа курса «Литературное чтение» 2 класс Пособия для учителей общеобразовательных организаций: Климановой Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. – М.: «Просвещение», 2020
Цель изучения предмета «Литературное чтение»:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
• развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
• развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
• формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
• обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
• обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). В программу входят все основные литературные жанры; сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать), а также работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. Совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Школьники учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выходит художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка проводится в объеме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и научиться сопереживать.
Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут ученикам адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения; развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в качестве актеров, режиссеров и художников. Они пишут сочинения и изложения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, к близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного, их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребёнка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учётом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по её заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Личностные результаты
• Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
• Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
• Осознавать свою принадлежность к определённому Этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
• Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
• Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (например, татарскую, коми, чеченскую и др.)
• Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
• Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное, время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
• Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
• Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
• Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
• Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
• Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
• Приводить примеры ответственного / безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
• Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
• Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
• Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркостй, точности и лаконичности описания.
• Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам «Небо», «Звёзды», «Ветер», «Тучи», «Горы» и пр.).
• Использовать устное словесное рисование, употреблять понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих высказываниях.
• Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «Радуге чувств» (графическом изображении развития чувств с помощью цветовой гаммы), объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
• Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений, — это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
• Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие им.
• Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
• На основе моральных понятий и норм строить морально-этическое суждение из 5- 6 предложений о поступке того или иного персонажа произведения.
• Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
• Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работе с компьютером.
• Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием.
• Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
• Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
• Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
• Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
• Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
• Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
• Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказки). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, с репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений.
• Осознавать значение русских народных и литературных сказок, басен И. Крылова для русской национальной культуры.
• Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, лите-ратурный и научно-познавательный тексты, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
• Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
• Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
• Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5—6 предложений по предложенной теме.
• Оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
• Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
• Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/ недостойно, искренне /лживо, нравственно/безнравственно и др.).
• Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
• Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
• Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.
• Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через. Интернет. Готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя группы продлённого дня и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор-читатель), выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
• читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
• ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
• просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
• осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
• распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
• соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанномуц выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюду паузы между предложениями и частями текста;
• понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
• рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
• осуществлять переход с уровня восприятия событий произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
• находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
• составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
• находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познава- тельному или художественному стилю; составлять таблицу различий;
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами;
• находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Второклассники научатся:
− осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
− читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
− применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
− полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
− ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
− работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
− определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
− устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
− отличать поэтический текст от прозаического;
− распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
− осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламации, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
− делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
− передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
− высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
− создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
− осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
− ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Второклассники получат возможность научиться:
− осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
− воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
− применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
− испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
− уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
− бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
− развивать способность к эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
− определять сходство и различие произведений разных жанров;
− использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
− высказывать и пояснять свою точку зрения;
− применять правила сотрудничества;
− выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
− делать устную презентацию книги (произведения);
− пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
− работать с детской периодикой;
− расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Формы контроля:
|
Виды контроля
|
|
· устный; · письменный; · практический
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2020.
2.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2020.
3.С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. М.: «Просвещение», 20
Содержание программы
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Поиск необходимой книги в библиотеке. Подготовка сообщения о книге-справочнике, научно-познавательной книге. |
Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения . Определять эмоциональный характер текста. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ориентироваться в учебнике; различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.
|
|
Устное народное творчество (15 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. |
Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Пересказывать текст с опорой на картинку; владеть понятием «действующее лицо». Определять эмоциональный характер текста. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Выполнять словесное рисование картин природы. Ориентироваться в учебнике; различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация Участвовать в диалоге при обсуждении темы урока, знать народные загадки. |
|
Люблю природу русскую. Осень (7 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. |
Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.). Осознанно читать произведения, пересказывать текст. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного. Относить объекты к известным понятиям. Оценивать свой ответ. |
|
Русские писатели (12 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смыл а басни со смыслом пословицы. Л. Толстой. Басни Л. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. |
Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Толковать и разграничивать значение звучащего слова. Подтверждать аргументы фактами. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них. Высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам. |
|
О братьях наших меньших (11 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений.
|
Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Осознавать роль языка и речи в жизни людей. «Проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. |
|
Люблю природу русскую. Зима (7 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. |
Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Оценивать свой ответ; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении, контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
Писатели — детям (17 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. Михалков. Стихи. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.А. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана |
Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять последовательность событий в произведении. |
|
Я и мои друзья (12 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя. |
Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Прогнозировать содержание раздела. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения или других источников. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Определять последовательность событий в произведении. |
|
Люблю природу русскую. Весна (10 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись. |
Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения. Понимать причины успеха в учебной деятельности, понимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других. Определять последовательность событий в произведении. Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Иметь мотивацию к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Придумывать продолжение стихотворения. Передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
|
И в шутку и всерьёз (21ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. |
Принимать образ «хорошего ученика». Прогнозировать содержание раздела. Анализировать заголовок произведения Уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определять эмоциональный характер текста. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Прогнозировать содержание читаемого. Характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений. Планировать виды работ с текстом. |
|
Литература зарубежных стран (16 ч) |
||
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Г.-Х. Андерсен. Герои сказок. Выборочный пересказ эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель сказочник». |
Принимать образ «хорошего ученика». Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определять эмоциональный характер текста. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию. Использовать знаково-символических средства представления информации о книгах. Объяснять значение незнакомых слов. |
|
Нормы отметок навыков техники чтения (слов/мин)
Второй класс |
||||
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
|
«5» |
больше 45 слов |
больше 55 слов |
больше 65 слов |
больше 70 слов |
«4» |
35–45 слов |
40–55 слов |
50–65 слов |
55–70 слов |
«3» |
25–34 слова |
25–39 слов |
35–49 слов |
40–54 слова |
«2» |
меньше 25 слов |
меньше 25 слов |
меньше 35 слов |
меньше 40 слов |
Количество контрольных работ за год
Период обучения |
Диагностический материал (контрольные работы.) |
1 четверть |
Техника чтения. Техника чтения за 1 четверть. |
2 четверть |
Техника чтения за 2 четверть. |
3 четверть |
Техника чтения за 3 четверть. |
4 четверть |
Техника чтения за 4 четверть. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и темы уроков. |
Планируемые результаты УУД |
контроль |
Кол-во часов |
Дата |
|||||||||||||||
1 четверть (31 час) Самое великое чудо на свете (4 ч) |
|
|||||||||||||||||||
1 |
Введение. Знакомство с учебником. Стр.3-5 |
Личностные: -формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего ученика». Регулятивные: -понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. Познавательные: -строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра. |
Устный опрос |
1
|
02.09 |
|||||||||||||||
2 |
История книги. Стр.6-7 |
Устный опрос |
1 |
03.09 |
||||||||||||||||
3
|
Библиотеки. Стр.8 |
Устный опрос |
1 |
04.09 |
||||||||||||||||
4 |
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Стр.9-10 |
Практический |
1 |
07.09 |
||||||||||||||||
Устное народное творчество (15 ч) |
|
|||||||||||||||||||
5 |
Устное народное творчество. Стр.11-12 |
Личностные: -формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материал; - формирование осознания своей этнической принадлежности и развитие чувства толерантности к окружающим; - наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её; - развитие сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; - формирование мотивов достижения и социального признания; -формирование картины мира, как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека. Регулятивные: -умение контролировать свою деятельность по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - адекватность принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней; - изменение характера от тесно - совместного сотрудничества к самостоятельному выполнению действий; - контроль и коррекция, направленная на сопоставление плана и реального процесса; - выявление причин неудач и формирование правильного отношения к успеху и неудаче; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели. Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи; - осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; - контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: -умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; - контроль и оценка процесса и результата деятельности; - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной. |
Устный опрос |
1 |
09.09 |
|||||||||||||||
6 |
В мире книг. Стр.13-15 |
Устный опрос |
1 |
10.09 |
||||||||||||||||
7 |
Пословицы и поговорки. Стр.16-17 |
Устный опрос |
1 |
11.09 |
||||||||||||||||
8 |
Русские народные песни. Стр.18-19 Проверка техники чтения. |
Устный опрос |
1 |
14.09 |
||||||||||||||||
9 |
Потешки и прибаутки. Стр.20-21 Проверка техники чтения. |
Устный опрос |
1 |
16.09 |
||||||||||||||||
10 |
Считалки и небылицы. Загадки. Стр.22-25 |
Устный опрос |
1 |
17.09 |
||||||||||||||||
11 |
Ю. Коваль. Сказки. Стр.26-27 |
Устный опрос |
1 |
18.09 |
||||||||||||||||
12 |
Сказка. Петушок и бобовое зернышко. Стр.28-30 |
Устный опрос |
1 |
21.09 |
||||||||||||||||
13 |
Сказка. У страха глаза велики. Стр. 31-33 |
Устный опрос |
1 |
23.09 |
||||||||||||||||
14 |
Сказка. Лиса и тетерев. Стр.34-36 |
Устный опрос |
1 |
24.09 |
||||||||||||||||
15 |
Сказка. Каша из топора. Стр. 37-39 |
Устный опрос |
1 |
25.09 |
||||||||||||||||
16 |
Сказка. Лиса и журавль. Стр. 40-41 |
Устный опрос |
1 |
28.09 |
||||||||||||||||
17 18 |
Сказка. Гуси-лебеди. Стр.42-46
|
Устный опрос |
2 |
30.09 01.10 |
||||||||||||||||
19 |
Собака на сене. Знает кошка, чьё мясо съела. Стр. 47-52 |
Устный опрос |
1 |
02.10 |
||||||||||||||||
Люблю природу русскую. Осень (7 ч) |
||||||||||||||||||||
20 |
Люблю природу русскую. Осень. Стр. 53-57 |
Личностные: - формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; - формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Регулятивные: -преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; - контроль по результату и способу действий; - составление плана и последовательности действий. Познавательные: -строить речевое высказывание в устной форме; - осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез, как составление целого из частей; - контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию; - соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения; - строить понятное для партнёра высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию. |
Устный опрос |
1 |
05.10 |
|||||||||||||||
21 |
Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной. Бальмонт. Поспевает брусника. Стр.58-59 |
Устный опрос |
1 |
07.10 |
||||||||||||||||
22 |
А. Плещеев. Осень наступила. А. Фет Ласточки пропали. Стр.60-61 |
Устный опрос |
1 |
08.10 |
||||||||||||||||
23 |
А. Толстой. Осенние листья. С.Есенин. Закружилась листва золотая. Стр.62-63 |
Устный опрос |
1 |
09.10 |
||||||||||||||||
24 |
В. Брюсов. Сухие листья, сухие листья. И. Толмаков. Опустел скворечник. Стр.64-65 |
Устный опрос |
1 |
12.10 |
||||||||||||||||
25 |
В. Берестов. Хитрые грибы. Стр. 66-67 |
Устный опрос |
1 |
14.10 |
||||||||||||||||
26 |
Блокадный хлеб. М. Пришвин. Осеннее утро. Стр.68-70 Проверка техники чтения. |
Устный опрос |
1 |
15.10 |
||||||||||||||||
Русские писатели (12 ч) |
|
|||||||||||||||||||
27 |
Русские писатели. Стр.71-75 |
Личностные: -наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её; - грамотное построение своих высказываний; - умение поддерживать беседу по заданной теме; - формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. |
Устный опрос |
1 |
16.10 |
|||||||||||||||
28
|
А.С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый… Стр.76-78 |
Устный опрос |
1 |
19.10
|
||||||||||||||||
29 30 31 |
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Стр.79-87 |
Устный опрос
|
3 |
21.10 22.10 23.10 |
||||||||||||||||
2 четверть (31 час) |
||||||||||||||||||||
32 33 |
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Стр.79-87 |
Регулятивные: -способность принимать, сохранять цели, следовать им в учебной деятельности; - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - адекватность принятия задачи, как цели, данной в определённых условиях. Познавательные: -применение методов информационного поиска; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: -потребность в общении; - формулировать собственное мнение и позицию; - определять общую цель и пути её достижения во взаимодействии с коллективом. |
|
2 |
05.11 06.11 |
|||||||||||||||
34 |
И. А. Крылов. Лебедь, Щука и Рак. Стр.88-91 |
Устный опрос |
1 |
09.11 |
||||||||||||||||
35 |
И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Стр.92-93 |
Устный опрос |
1 |
11.11 |
||||||||||||||||
36 |
Л.Н. Толстой. Котенок. Стр.94-97 |
Устный опрос |
1 |
12.11 |
||||||||||||||||
37 38 |
Л.Н. Толстой. Филипок. Стр.98-104 |
Устный опрос |
2 |
13.11 16.11 |
||||||||||||||||
О братьях наших меньших (11 ч) |
||||||||||||||||||||
39 |
О братьях наших меньших. Стр.105-109 |
Личностные: - формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей; - соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику; -формирование основ успешности на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: -умение планировать работу до её начала; - различение способов и результата действий; - умение учитывать выделенные учителем ориентиры. Познавательные: -установление причинно-следственных связей; - анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - понятные для партнёра высказывания с учётом того, что он знает и видит, а что нет; - допускать возможность существования у учащихся различных точек зрения. |
Устный опрос |
1 |
18.11 |
|||||||||||||||
40 |
И. Пивоварова. Жила-была собака. В. Берестов. Кошкин щенок. Стр.110-112 |
Устный опрос |
1 |
19.11 |
||||||||||||||||
41 42 |
М. Пришвин. Ребята и утята. Стр.113-116 |
Устный опрос |
2 |
20.11 23.11 |
||||||||||||||||
43 44 |
Е. Чарушин. Страшный рассказ. Стр.117-119 |
Устный опрос |
2 |
25.11 26.11 |
||||||||||||||||
45 |
Б. Житков. Храбрый утенок. Стр.120-121 |
Устный опрос |
1 |
27.11 |
||||||||||||||||
46 |
В. Бианки .Музыкант. Стр.122-124 |
Устный опрос |
1
|
30.11 |
||||||||||||||||
47 48 |
В. Бианки. Сова. Стр.125-128 |
Устный опрос |
2 |
02.12 03.12 |
||||||||||||||||
49 |
Е. Благинина. Мороз. Стр.129-132
|
Устный опрос |
1 |
04.12 |
||||||||||||||||
Люблю природу русскую. Зима (7 ч) |
||||||||||||||||||||
51 |
И. Бунин. Первый снег. К. Бальмонт. Снежинка. Стр.138-139 |
Личностные: - формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; - формирование чувства сопричастности и гордости за красоту родного края; - формирование чувства прекрасного. |
Устный опрос |
1 |
07.12 |
|||||||||||||||
52 |
Я. Аким. Утром кот.. Ф. Тютчев. Чародейкою Зимою… Стр.140-141 |
Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - готовность к преодолению трудностей и поиск способов преодоления трудностей; - адекватность принятия задачи, как цели, данной в определённых условиях; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры на выполнение учебной задачи. Познавательные: -определение основной и второстепенной информации; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры на выполнение учебной задачи; - определять правильность построения предложений; - выбор вида чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: -умение доносить до собеседника собственное высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию; - формировать произвольной и осознанной речи, отражённых в подборе речевых средств. |
Устный опрос |
1 |
09.12 |
|||||||||||||||
53 |
С. Есенин. Поет зима - аукает… Береза. Стр.142-143
|
Устный опрос |
1
|
10.12 |
||||||||||||||||
54 |
А.С. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя. Зима!. Крестьянин, торжествуя. Стр. 144-145 |
Устный опрос |
1 |
11.12 |
||||||||||||||||
55 |
Сказка. Два Мороза. Стр.146-148 |
Устный опрос |
1 |
14.12 |
||||||||||||||||
56 |
С. Михалков. Новогодняя быль. Стр.149-152 |
Устный опрос |
1 |
16.12 |
||||||||||||||||
Писатели – детям (17 ч) |
||||||||||||||||||||
57 |
Писатели – детям. Стр.3-7 Проверка техники чтения. |
Личностные: - формирование сопричастности за культуру и историю. Умение найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя; - наблюдение и анализ за особенностями собственной речи. Знание произведений К.И. Чуковского; - умение поддерживать беседу по заданной теме; -формирование внутренней позиции школьника. |
Устный опрос |
1 |
17.12 |
|||||||||||||||
58 |
К.И. Чуковский. Путаница. Стр.8-12 |
Устный опрос |
1 |
18.12 |
||||||||||||||||
59 |
К.И. Чуковский. Радость. Стр.13-14
|
Устный опрос |
1 |
21.12 |
||||||||||||||||
60 61 62 |
К. И.Чуковский. Федорино горе. Стр.15-22 |
Устный опрос |
3 |
23.12 24.12 25.12
|
||||||||||||||||
3 четверть (39 часов) |
||||||||||||||||||||
63 64 |
С. В. Михалков. Сила воли. Мой щенок. Стр.23-27 |
Регулятивные: -оценивать правильность выполнения действия; - контроль и коррекция, направленные на сопоставление плана и реального процесса; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - оценка суждений по поводу поведения персонажа.
Познавательные: -правильность построения рифмы; - осуществлять анализ существенных и несущественных признаков; - распознавание особенностей построения стихотворения; - смысловое чтение, как осмысление цели чтения. Коммуникативные: -потребность в общении со сверстниками; - ориентация на партнёра по общению; - обсуждать и сравнивать высказывания авторов. |
Устный опрос |
2 |
11.01 13.01 |
|||||||||||||||
65 |
А.Л. Барто. Веревочка. Стр.28-31 |
Устный опрос |
1 |
14.01 |
||||||||||||||||
66 |
А.Л. Барто. Мы не заметили жука. Вовка – добрая душа. Стр.32-33 |
Устный опрос |
1 |
15.01 |
||||||||||||||||
67 68 |
Н.Н.Носов. Затейники. Стр.34-37 |
Устный опрос |
2 |
18.01 20.01 |
||||||||||||||||
69 70 |
Н.Н. Носов. Живая шляпа. Стр.38-41 |
Устный опрос |
2 |
21.01 22.01 |
||||||||||||||||
71 |
В. Осеева. Синие листья. Стр.42 |
Устный опрос |
1 |
25.01 |
||||||||||||||||
72 73 |
Н. Н.Носов. На горке. Стр. 43-48
|
Устный опрос
|
2 |
27.01 28.01 |
||||||||||||||||
Я и мои друзья (12 ч) |
||||||||||||||||||||
74 |
Я и мои друзья. Стр.49-53 |
Личностные: - оценивать свою речь и речь товарищей на предмет успешности; - развитие этических чувств; - ориентация на понимание причин успеха; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: -умение обнаруживать ошибки и отклонения, вносить соответствующие исправления; - учитывать установленные правила в планировании; - вносить необходимые действия после его завершения. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - смысловое чтение, как осмысление цели чтения; - поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: -координация разных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; - эмоционально – позитивные отношения к процессу сотрудничества; - формулировать собственное мнение и позицию. |
Устный опрос |
1 |
29.01 |
|||||||||||||||
75 |
Ю. Ермолаев. Два пирожных. Стр.54-55 |
Устный опрос |
1 |
01.02 |
||||||||||||||||
76 77 78 |
В. Осеева. Волшебное слово. Стр.55-59 |
Устный опрос |
3 |
03.02 04.02 05.02 |
||||||||||||||||
79 80 |
В. Осеева. Хорошее. Стр.60-62 |
Устный опрос |
2 |
08.02 10.02 |
||||||||||||||||
81 |
В.Лунин. Я и Вовка. Стр.63 |
Устный опрос |
1 |
11.02 |
||||||||||||||||
82 |
Э. Мошковская. Я ушёл в свою обиду. В. Берестов. За игрой. Стр.64-65 |
Устный опрос |
1 |
12.02 |
||||||||||||||||
83 84 85 |
В. Осеева. Почему? Стр.66-72 |
Устный опрос
|
3 |
15.02 17.02 18.02 |
||||||||||||||||
Люблю природу русскую. Весна (10 ч) |
||||||||||||||||||||
86 |
Люблю природу русскую. Весна. Стр.73-77 |
Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельно; - преобладание социального способа, оценки своих знаний; - формирование чувства прекрасного. Регулятивные: -аргументировано отвечать и доказывать своё мнение; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - умение обнаруживать ошибки и отклонения и вносить соответствующие исправления; - вносить необходимые действия после его завершения. Познавательные: -свободное восприятия текстов художественного произведения; - определять правильность построения предложений; - соотносить иллюстрацию и текст. Коммуникативные: -корректное оформление речевого высказывания; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы. |
Устный опрос |
1 |
19.02 |
|||||||||||||||
87 |
Стихи Ф. Тютчева. Зима недаром злится. Стр.78 |
Устный опрос |
1 |
22.02 |
||||||||||||||||
88 |
Стихи Ф. Тютчева. Весенние воды. Стр.79 |
Устный опрос |
1 |
24.02 |
||||||||||||||||
89 |
Стихи А. Плещеева. Весна. С. Дрожжин. Весеннее царство.Стр. 80 |
Устный опрос |
1 |
25.02 |
||||||||||||||||
90 |
А. Блок. На лугу. Стр.81 |
Устный опрос |
1 |
26.02 |
||||||||||||||||
91 |
А. Плещеев. В бурю. Стр.82-83 |
Устный опрос |
1 |
01.03 |
||||||||||||||||
92 |
И. Бунин. Матери. Е. Благинина. Посидим в тишине. Стр.84-85 |
Устный опрос
|
1 |
03.03 |
||||||||||||||||
93 |
Э. Мошковская. Я маму обидел…Стр.86-87 |
Устный опрос |
1 |
04.03 |
||||||||||||||||
94 |
С. Васильев. Белая берёза. Стр. 88 |
Устный опрос |
1 |
05.03 |
||||||||||||||||
95 |
Проект «День Победы – 9 мая» Стр. 89-90 |
Самост. |
1 |
10.03 |
||||||||||||||||
И в шутку и всерьез (21 ч) |
||||||||||||||||||||
96 |
И в шутку и всерьез. Стр.91-96 |
Личностные: - формирование мотивов достижения и социального признания; - оценивать свою речь и речь товарищей на предмет успешности; - формирование внутренней позиции школьника. Регулятивные: -оценивать правильность выполнения действия; - учитывать ориентиры действия, выделенные учителем; - контроль и коррекция, направленные на сопоставление плана и реального процесса; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
Устный опрос |
1 |
11.03 |
|||||||||||||||
97 98 |
А. Введенский. Учёный Петя. Стр.97-99 |
Устный опрос |
2 |
12.03 15.03 |
||||||||||||||||
99 100 |
Д. Хармс. Вы знаете? Стр.100-103 Проверка техники чтения |
Устный опрос |
2 |
17.03 18.03 |
||||||||||||||||
101 |
И. Толмакова. Плим. В чудесной стране. Стр.104-105
|
Устный опрос |
1 |
19.03 |
||||||||||||||||
4 четверть (31 час) |
||||||||||||||||||||
102 103 |
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Стр.106-108 |
Познавательные: - правильность построения рифмы; - распознавание особенностей построения стихотворения; - контроль и оценка процесса в результате деятельности. Коммуникативные: -потребность в общении со сверстниками; - координация разных точек зрения; - задавать вопросы; - умение слушать и анализировать собеседника; - формулировать собственное мнение и позицию. |
Устный опрос |
2 |
29.03 31.03 |
|||||||||||||||
104 |
Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Стр.109 |
Устный опрос
|
1 |
01.04 |
||||||||||||||||
105 |
Э. Успенский. Над нашей квартирой. Стр.110-111
|
Устный опрос |
1 |
02.04 |
||||||||||||||||
106 |
Э. Успенский Память. Стр.112 |
Устный опрос |
1 |
05.04 |
||||||||||||||||
107 108 109 110 |
Э. Успенский. Чебурашка. Стр.113-116 |
Устный опрос |
4 |
07.04 08.04 09.04 12.04 |
||||||||||||||||
111 112 113 |
В. Драгунский. Тайное становится явным. Стр.117-121
|
Устный опрос |
3 |
14.04 15.04 16.04 |
||||||||||||||||
114 115 116 |
Г. Остер. Будем знакомы. Стр.122-125 |
Устный опрос |
3 |
19.04 21.04 22.04 |
||||||||||||||||
Литература зарубежных стран (16 ч) |
||||||||||||||||||||
117 |
Литература зарубежных стран. Стр.127-131 |
Личностные: -- формирование мотивов достижения и социального признания; - оценивать свою речь и речь товарищей на предмет успешности; - формирование внутренней позиции школьника. Регулятивные: -оценивать правильность выполнения действия; - учитывать ориентиры действия, выделенные учителем; -готовность к преодолению трудностей и поиск способов. Познавательные: -правильность построения рифмы; - поиск и выделение необходимой информации; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе. Коммуникативные: -потребность в общении со сверстниками; - эмоционально – позитивные отношения к процессу сотрудничества; - координация разных точек зрения; - высказывать собственное мнение. |
Устный опрос |
1 |
23.04 |
|||||||||||||||
118 |
Английские народные песенки. Перчатки. Храбрецы. Стр.132-133 |
Устный опрос |
1 |
26.04 |
||||||||||||||||
119 120 121 122 123 |
Ш. Перро. Кот в сапогах. Стр.134-143 |
Устный опрос |
5 |
28.04 29.04 30.04 05.05 06.05 |
||||||||||||||||
124 125 |
Ш. Перро. Красная шапочка. Стр.144-145 |
Устный опрос |
2 |
07.05 12.05 |
||||||||||||||||
126 127 128 |
Г.Х. Андерсен. Огниво. Стр.146-149 |
Устный опрос |
3 |
13.05 14.05 17.05 |
||||||||||||||||
129 |
Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель сказочник». |
Самост. |
1 |
19.05 |
||||||||||||||||
130 |
Французская народная песенка. Сюзон и мотылёк. Стр.150 Проверка техники чтения. |
Устный опрос |
1 |
20.05 |
||||||||||||||||
131 |
Французская народная песенка. Знают мамы, знают дети. Стр.151 |
Устный опрос |
1 |
21.05 |
||||||||||||||||
132 |
Зарубежная литература.Стр.152-153 |
Устный опрос |
1 |
24.05 |
||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.