РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол № 1 от 27.08. 202 г. |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27.08. 2021г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директором МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева» Н.И. Федака Приказ от 31.08.2021г. № 481-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение» 3 а, б, в, г класса
начального общего образования на 2021 - 2022 учебный год
Составитель: Рудофилова С. А., учитель начальных классов
г. Бийск, 2021
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 а, б, в, г класса составлена на основе:
- Основной образовательной программы начального общего, образования МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева»
- программы «Школа России» по предмету «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова,
«Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России» 1- 4 классы. - Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2020.
Цели изучения литературного чтения в 3 классе:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Характеристика организации учебного процесса Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 136 часов Режим занятий: 4 часа в неделю
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева»
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностями авторского стиля.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно- популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), еѐ справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью
учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии
или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно- познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов
(малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать
состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
учебного предмета «Литературное чтение»
Номер темы и ее название |
Всего часов на тему |
Из них |
Теоретические занятия |
||
Тема 1. Самое великое чудо на свете |
2 |
2 |
Тема 2. Устное народное творчество |
14 |
14 |
Тема 3. Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
11 |
Тема 4. Великие русские писатели |
26 |
26 |
Тема 5. Поэтическая тетрадь 2 |
6 |
6 |
Тема 6. Литературные сказки |
9 |
9 |
Тема 7. Были-небылицы |
10 |
10 |
Тема 8. Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
6 |
Тема 9. Люби живое |
16 |
16 |
Тема 10. Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
8 |
Тема 11. Собирай по ягодке – наберѐшь кузовок |
12 |
12 |
Тема 12. По страницам детских журналов |
8 |
8 |
Тема 13. Зарубежная литература |
8 |
8 |
ИТОГО: |
136 |
136 |
учебного предмета «Литературное чтение»
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение» (вариант: 4 ч в неделю; 34 учебных недели)
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Дата |
Корректировка даты |
1 |
Самое великое чудо на свете |
2 |
|
|
1.1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь |
1 |
|
|
1.2 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства» Первопечатник Иван Фѐдоров. Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фѐдорове. Оценка достижений |
1 |
|
|
2 |
Устное народное творчество |
14 |
|
|
2.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
2.2 |
Русские народные песни. Обращение к силам природы. |
1 |
|
|
2.3 |
Лирические народные песни. Шуточные народные песни. |
1 |
|
|
2.4 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
1 |
|
|
2.5 |
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
1 |
|
|
2.6 |
Русская народная сказка «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. |
1 |
|
|
2.7 |
Русская народная сказка «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана сказки. |
1 |
|
|
2.8 |
Русская народная сказка «Иван царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. |
1 |
|
|
2.9 |
Русская народная сказка «Иван |
1 |
|
|
|
царевич и Серый Волк». Деление текста на части. Составление плана сказки. |
|
|
|
2.10 |
Русская народная сказка «Иван царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи. |
1 |
|
|
2.11 |
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. |
1 |
|
|
2.12 |
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова |
1 |
|
|
2.13 |
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Сравнение художественного текста и произведения живописи. |
1 |
|
|
2.14 |
Проект: «Сочиняем волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями». Оценка достижений |
1 |
|
|
3 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
|
|
3.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
3.2 |
Научно – популярная статья«Как научиться читать стихи» Я. Смоленского. |
1 |
|
|
3.3 |
Русские поэты XIX – XX века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Звукопись, еѐ художественно – выразительное значение. |
1 |
|
|
3.4 |
Ф. И. Тютчев «Листья». Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение – миниатюра «О чѐм расскажут осенние листья». |
1 |
|
|
3.5 |
А. А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…» Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. |
1 |
|
|
3.6 |
А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой …» Картины |
1 |
|
|
|
природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. |
|
|
|
3.7 |
И. С. Никитин «Полно, степь моя ...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приѐм создания картины природы. |
1 |
|
|
3.8 |
И. С. Никитин «Полно, степь моя ...» «Встреча зимы». Подготовка сценария утренника «Первый снег». |
1 |
|
|
3.9 |
И. З. Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
1 |
|
|
3.10 |
И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
1 |
|
|
3.11 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
4 |
Великие русские писатели |
26 |
|
|
4.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
4.2 |
А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». |
1 |
|
|
4.3 |
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. |
1 |
|
|
4.4 |
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. |
1 |
|
|
4.5 |
А. С. Пушкин. Звукопись, еѐ выразительное значение. Приѐм контраста как средство создания картин. |
1 |
|
|
4.6 |
А. С. Пушкин. Звукопись, еѐ выразительное значение. Приѐм контраста как средство создания картин. |
1 |
|
|
4.7 |
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. |
1 |
|
|
|
События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. |
|
|
|
4.8 |
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. |
1 |
|
|
4.9 |
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибинак сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. |
1 |
|
|
4.10 |
И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. А. Крылова. |
1 |
|
|
4.11 |
Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. |
1 |
|
|
4.12 |
Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. |
1 |
|
|
4.13 |
Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. |
1 |
|
|
4.14 |
М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. |
1 |
|
|
4.15 |
М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и |
1 |
|
|
|
произведения живописи. |
|
|
|
4.16 |
М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. |
1 |
|
|
4.17 |
Л. Толстой. Детство Л.Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. |
1 |
|
|
4.18 |
Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. |
1 |
|
|
4.19 |
Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. |
1 |
|
|
4.20 |
Рассказы Л. Н. Толстого. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). |
1 |
|
|
4.21 |
Рассказы Л. Н. Толстого. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). |
1 |
|
|
4.22 |
Рассказ – описание. Особенности прозаического лирического текстов. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. |
1 |
|
|
4.23 |
Рассказ – описание. Особенности прозаического лирического текстов. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. |
1 |
|
|
4.24 |
Текст – рассуждение. Сравнение текста – рассуждения и текста – описания. |
1 |
|
|
4.25 |
Текст – рассуждение. Сравнение текста – рассуждения и текста – описания. |
1 |
|
|
4.26 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
5 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 |
|
|
5.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
5.2 |
Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины |
1 |
|
|
|
природы. Средства художественной выразительности. |
|
|
|
5.3 |
Н. А. Некрасов. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. |
1 |
|
|
5.4 |
К. Д. Бальмонт. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. |
1 |
|
|
5.5 |
И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. |
1 |
|
|
5.6 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
6 |
Литературные сказки |
9 |
|
|
6.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
6.2 |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алѐнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. |
1 |
|
|
6.3 |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алѐнушкины сказки». Герои сказок. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки. |
1 |
|
|
6.4 |
В.М.Гаршин «Лягушка путешественница». Характеристика героев сказки. |
1 |
|
|
6.5 |
В.М.Гаршин «Лягушка путешественница». Нравственный смысл сказки. |
1 |
|
|
6.6 |
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. |
1 |
|
|
6.7 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. |
1 |
|
|
6.8 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ сказки. |
1 |
|
|
6.9 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
7 |
Были-небылицы |
10 |
|
|
7.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
7.2 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приѐм сравнения – основной приѐм описания |
1 |
|
|
|
подводного царства. |
|
|
|
7.3 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. |
1 |
|
|
7.4 |
К.Г.Паустовский «Растрѐпанный воробей». Определение жанра произведения. |
1 |
|
|
7.5 |
К.Г.Паустовский «Растрѐпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. |
1 |
|
|
7.6 |
К.Г.Паустовский «Растрѐпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. |
1 |
|
|
7.7 |
А. Куприн «Слон». Основные события произведения. |
1 |
|
|
7.8 |
А.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. |
1 |
|
|
7.9 |
А.Куприн «Слон». Пересказ. |
1 |
|
|
7.10 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
8 |
Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
|
|
8.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
8.2 |
Саша Чѐрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. |
1 |
|
|
8.3 |
А.А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. |
1 |
|
|
8.4 |
А.А. Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. |
1 |
|
|
8.5 |
С. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черѐмухи. |
1 |
|
|
8.6 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
9 |
Люби живое |
16 |
|
|
9.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
9.2 |
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. |
1 |
|
|
9.3 |
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему |
1 |
|
|
|
произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Рассказ о герое. |
|
|
|
9.4 |
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. |
1 |
|
|
9.5 |
В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещѐ про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. |
1 |
|
|
9.6 |
В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещѐ про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. |
1 |
|
|
9.7 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. |
1 |
|
|
9.8 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. |
1 |
|
|
9.9 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
1 |
|
|
9.10 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. |
1 |
|
|
9.11 |
Б. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. |
1 |
|
|
9.12 |
Б.Житков «Про обезьянку». Пересказ. |
1 |
|
|
9.13 |
Б.Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ. |
1 |
|
|
9.14 |
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. |
1 |
|
|
9.15 |
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. |
1 |
|
|
9.16 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
10 |
Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
|
|
10.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
10.2 |
С. Маршак «Гроза днѐм». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. |
1 |
|
|
10.3 |
А.Л.Барто «Разлука» Выразительное чтение. |
1 |
|
|
10.4 |
А.Л.Барто «В театре» Выразительное чтение. |
1 |
|
|
10.5 |
С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение. |
1 |
|
|
10.6 |
Е. Благинина «Кукушка». Выразительное чтение. |
1 |
|
|
10.7 |
Е. Благинина «Котѐнок». Выразительное чтение. |
1 |
|
|
10.8 |
Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений |
1 |
|
|
11 |
Собирай по ягодке – наберѐшь кузовок |
12 |
|
|
11.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
11.2 |
Б.Шергин «Собирай по ягодке- наберѐшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. |
1 |
|
|
11.3 |
А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. |
1 |
|
|
11.4 |
А.П. Платонов «Ещѐ мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. |
1 |
|
|
11.5 |
М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. |
1 |
|
|
11.6 |
М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. |
1 |
|
|
11.7 |
М.М.Зощенко«Великие путешественники». Главная мысль произведения. |
1 |
|
|
11.8 |
М.М.Зощенко«Великие путешественники». Восстановление порядка событий. |
1 |
|
|
11.9 |
Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
1 |
|
|
11.10 |
Н.Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
1 |
|
|
11.11 |
Н.Н. Носов «Телефон». Сборник юмористических рассказов Н. Носова. |
1 |
|
|
11.12 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
12 |
По страницам детских журналов |
8 |
|
|
12.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания |
1 |
|
|
|
раздела. |
|
|
|
12.2 |
«Мурзилка» и «Весѐлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. |
1 |
|
|
12.3 |
Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. |
1 |
|
|
12.4 |
Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. |
1 |
|
|
12.5 |
Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. |
1 |
|
|
12.6 |
Г. Остер «Как получаются легенды». Легенды своей семьи. |
1 |
|
|
12.7 |
Р. Сеф «Весѐлые стихи». Выразительное чтение. |
1 |
|
|
12.8 |
Оценка достижений |
1 |
|
|
13 |
Зарубежная литература |
8 |
|
|
13.1 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
1 |
|
|
13.2 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. |
1 |
|
|
13.3 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и подвиги. |
1 |
|
|
13.4 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Пересказ. |
1 |
|
|
13.5 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утѐнок». Нравственный смысл сказки. |
1 |
|
|
13.6 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утѐнок». Создание рисунков к сказке. |
1 |
|
|
13.7 |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утѐнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике |
1 |
|
|
13.8 |
Оценка достижений |
|
|
|
|
Всего: |
136 |
|
|
Класс |
Дата |
Количество непроведен- ных уроков |
Причина |
Коррекция |
Согласование с курирующим заместителем директора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение А
Критерии оценивания обучающихся
1 – 4 классы
Под оценкой в настоящем Положении понимается определение качества достигнутых школьником результатов обучения.
Нормы оценок по предметам представляют собой набор требований к различным видам деятельности по предметам учебного плана школы.
Под системой оценивания в настоящем Положении понимается система оценивания качества освоения образовательных программ обучающимися. В МБОУ «СОШ №40 им. В Токарева» применяется две системы оценивания: безотметочная, традиционная (оценочная) четырехбалльная («5», «4», «3», «2») система цифровых отметок.
Данное Положение регулирует нормы оценок по предметам федерального компонента учебного плана школы. При разработке критериев оценки к предметам компонента образовательного учреждения учитель вправе воспользоваться критериями к смежному предмету из федерального компонента.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся базовый уровень образовательных достижений. Достижение этого базового уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований ФГОС НОО. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Критерии выставления указанных отметок определяются в рабочих программах учебных предметов, либо в методических указаниях по проведению отдельных видов работ с учетом планируемых образовательных результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Качество освоения программы |
Уровень достижений |
Отметка в балльной шкале |
Интерпретация результатов оценки в ООП НОО |
90-100%
|
повышенный
|
«5»
|
«Выпускник получит возможность научиться»
|
66-89%
|
«4»
|
||
50-65%
|
базовый
|
«3»
|
«Выпускник научится»
|
меньше 50% |
не достигнут базового уровня |
«2» |
- |
Базовый – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось: - либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик получит возможность научиться» примерной программы); - либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки-характеристики) определяется предметная отметка по 5-бальной школе
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимися 2 – 4 классов, соотносятся с оценками типа:
· 5 баллов – «отлично»;
· 4 балла – «хорошо»;
· 3 балла – «удовлетворительно»;
· 2 балла – «неудовлетворительно».
Оценивание результатов обучения по литературному чтению
Нормы для проверки техники чтения обучающихся:
В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 60-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.