Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Начальная школа XXI век

  • docx
  • 27.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Начальная школа XXI век.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

3 класс

составлена на основе программы

Л.А.Ефросининой «Литературное чтение»

 (Начальная школа XXІ века)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов: 170

 

 

                                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)   формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)                   формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)                   овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)            принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)             развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)         развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)           овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)          освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)          формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)     формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)          освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)     использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)          активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)                          овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)                         готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)                         определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)                          готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)                         овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)                          овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)                          умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1)            понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)     осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3)           понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4)           достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)      умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Содержание программы

3 класс (170 ч)

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные

и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения*. Чтение вслух и про себя небольших про­изведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям  , выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

      самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

      отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;

      самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

      с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

      с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

      с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

      с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

 

 

 

 Поурочно-тематическое планирование170 часов (5 часов в неделю)

Дата урока

Номер урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Стр. в Уч.

Стр. в РТ

1 четверть – 45 часов

Устное народное творчество – 19 часов

 

1

Загадки. Виды загадок. Какие бывают загадки. Загадка-сказка В.И.Даль «Старик-годовик»

Отличать загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Сравнивать пословицы, загадки и скороговорки. Упражняться в выразительном чтении.

Ч.1

4-10

Хр. (ч.1)  3-4

№ 1

4-7

 

2

Пословицы. Какие бывают пословицы

10-13

Хр. (ч.1) 4-5

7-9

 

3

Русская народная сказка «Самое дорогое»

Самостоятельно читать сказки. Определять жанр, особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом, определять главной мысли. Выявлять характер героя, его поступков и их мотивов. Пересказывать сказки от лица одного героя.

13-18

10-11

 

4-5

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»

18-24

12-13

 

6-7

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Самостоятельно читать сказки. Выделять особенности сказок с загадками. наблюдать за развитием событий.

делить сказки на части по готовому плану, выразительно читать по частям.

24- 30

16-17

 

8

Сказки с загадками. «Умная внучка (в пер. А. Платонова)

Хр. (ч.1)

18

 

9-10

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках

Уяснить понятие «волшебные сказки». Делить на части и составлять план, выборочно выразительно читать по частям. Учиться художественному пересказу.

30-42

19-20

 

11-12

Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц»

 

Хр. (ч.1) 53-58

22-23

 

13

Малые формы фольклора: скороговорки, потешки

Уяснить общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнивать пословицы, загадки и скороговорок.

43-44

Хр. (ч.1) 4, 6-7

23-25

 

14

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

-

25-28

 

15

Былина. «Добрыня и змея»

Уяснить понятие: былина. Самостоятельно читать произведения. Работать с устаревшими словами. Определять времена и места событий, выделять описание портрета героя

Осознавать последовательность и смысл событий.

44-50

28-29

 

16

Былина. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

50-57

29-31

 

17

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»

57-70

31-33

 

18

19

Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

Хр. (ч.1) 7-32

33-36

 

20

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

71-73

36-38

Басни – 8 часов

 

21

Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лисица и виноград»

выделять главную мысль басни (мораль). Работать над жанром. Сравнивать жанры: сказка, басня. Отличать басни от сказки. Сравнивать басни Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работать с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительно читать. Формулировать  личную оценку героев басни.

74-77

38-39

 

22

23

И. Крылов «Ворона и лисица», Эзоп «Ворон и лисица»

77-78

Хр. (ч.1) 137

39-42

 

24

25

Литературное слушание. И. Крылов  «Волк и Ягненок»,   «Крестьянин и работник»

Хр. (ч.1) 141-144

42-44

 

26

27

Литературное слушание. Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,  А. Е. Измайлов «Филин и Чиж»

Хр. (ч.1) 138-141

44-45

 

28

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

79

45-47

Произведения  А. С. Пушкина - 12 часов

 

29-30

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…»

работать с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражняться в выразительном чтении: определять задачи чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, выбрать тон и темп чтения

80-82

48-49

 

31

32

33

34

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Узнавать жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнивать с народной сказкой. Выявлять главную мысль и систему событий. Работать с образами героев. Выразительно читать сказку в стихах. Делить текст на части, составлять план.

83-114

51-55

 

35-36

Литературное слушание  К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина». Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны»

114-115

Хр. (ч.1)

90-94

57-59

 

37-38

А. С. Пушкин  «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер»,

самостоятельно читать  стихотворения. Сравнивать стихотворения: автор, жанр, тема, заглавие. Упражняться в выразительном чтении

116-118

60-61

 

39

А. С. Пушкин «Няне».

 

119-120

62

 

40

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

121

62-64

Стихи русских поэтов: Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, А. А. Фета – 6 часов

 

41

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Определять тему чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Искать слова, выражающие чувства и мысли поэта. Упражняться в выразительном чтении.

122-123

65-66

 

42

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

124-125

66-67

 

43

А. Майков «Осень»

123-127

67-69

 

44

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

Сравнивать тексты стихов А. Фета.

128-129

69-70

 

45

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

130

72-74

2 четверть – 35 часов

Произведения Л. Толстого - 12 часов

 

46-47

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк»

Определять жанр, делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую главную мысль сказки. сравнивать жанры, выделять их особенности. Выделять особенности басни в прозаической форме,

131-134

74-75

77-79

 

48

Л. Толстой «Ореховая ветка»

Хр. (ч.1)

109-112

76-77

 

49

50

51

Литературное слушание  Л. Н. Толстой  «Работник Емельян и пустой барабан»

Работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям

Хр. (ч.1)

94-109

78-79

 

52

Л. Толстой. рассказы «Зайцы», «Лебеди».

Находить среди текстов научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделять в научно-познавательном тексте фактов и их описание.

134-138

79-81

 

53

Л. Толстой «Лев и собачка»

Понимать переживания героев, формулировать личную оценку героя, аргументировать своё мнение.

Хр. (ч.1)

181-183

82-84

 

54

55

Л. Толстой  «Прыжок»

Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения, аргументация позиции с привлечением текста произведения

138-142

84-85

 

56

Л. Толстой  былина «Как боролся русский богатырь»

142-145

85-86

 

57

Литературное слушание  А. Сергеенко «Как  Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев.

Хр. (ч.1)

113-124

87-89

 

58

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

146-148

89-91

Произведения  Н. Некрасова - 8 часов

 

59

Н. Некрасов «Крестьянские дети»

Определять тему чтения. Усвоить  понятие «лирический герой», искать слова, выражения, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение).

149-151

91-92

 

60

Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст)

Хр. (ч.1)

161-168

91-92

 

61

Н. Некрасов  «Мужичок с ноготок»

 К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

151-155

93-94

 

62

Н. Некрасов «Славная осень»

Работа над содержанием

стихотворений

155

94

 

63

Н. Некрасов «Зеленый шум».

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

Хр. (ч.1)

168-171

95-96

 

64

Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Создавать словесный образ Мороза-воеводы. Упражняться в выразительном чтении песни Мороза

156-158

96-97

 

65

Литературное слушание К. И. Чуковский  «О стихах Н. А. Некрасова» Н. А. Некрасов «Саша»

Работа над содержанием

стихотворения

158

Хр. (ч.1)

171-174

97-98

 

66

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

159-161

98-100

Произведения  А. П. Чехова - 7 часов

 

67-68

А. П. Чехов «Степь» И. С. Тургенев «Лес и степь»

Самостоятельно подготавливать выразительное чтение любой части. Определять жанр рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), делить текст на части, составлять план. Самостоятельно подготавливать выразительное чтение любой части.

162-165

Хр. (ч.1)

152-157

100-102

 

69

70

71

А. Чехов «Ванька».

Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

Определять жанр. Выделять главную мысль, композиционные части, комментировать заголовок. Искать описания героя, отношения автора к герою произведения.

165-174

104-105

 

72

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

-

106-107

Сказки зарубежных писателей - 6 часов

 

73-74

Ш. Перро «Подарки феи»

Выявлять сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделять главную мысль, комментировать заглавия. Выявлять особенности сказки.

175-181

107-108

 

75-76

И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

181-188

108-109

 

77

Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

Хр. (ч.2)

166-180

109-110

 

78-79

Литературное слушание  Г.-Х. Андерсена «Снеговик»

Хр. (ч.2)

151-158

111-112

 

80

Комплексная контрольная работа

Итоговая проверка. Сформированность  учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания

-

Стихи русских поэтов - 7 часов

 

81

И. Никитин «Русь»

Определять тему и содержание стихотворения. Делить на части, выразительно читать подготовленную часть.

Ч.2

4-7

№ 2

4-5

 

82

И. Никитин «Утро»

Работать со справочной статьей об авторе. Выявлять главную мысль и содержания стихотворения.

7-9

6-7

3 четверть – 50 часов

 

83-84

И. Суриков «Детство»

 

Делить на части по готовому плану, выделять описания.

9-14

8-9

 

85

Литературное слушание  И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения

Хр. (ч.1)

176-177

10

 

86

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

Объяснять заглавие стихотворения. Сравнивать темы стихотворений и их интонационные рисунки.

14-16

11-13

 

87

Литературное слушание Ф. Н. Глинка «Москва»

Сравнивать стихи по темам, авторам.

Хр. (ч.1)

174-176

13-14

 

88

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

17

15-17

Произведения  Д. Н. Мамина – Сибиряка – 8 часов

 

89

90

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Определять жанр. Высказывать собственное мнение. Выделять главную мысль, авторскую позицию, построение сюжета. Озаглавливать части.

18-25

17-20

 

91-92

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

выявлять авторскую позицию, формулировать личную оценку.  Сравнивать жанры: сказка, басня, рассказ

26-38

23-25

 

93

94

Литературное слушание Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Определять главную мысль. Читать по частям, выделять описания приюта, образа героя через его речь, озаглавливать части. Комментировать заглавие.

Хр. (ч.2)

90-101

25-26

 

95

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

-

26-28

Произведение А. Куприна – 10 часов

 

96

97

98

99

А. И. Куприн «Синяя звезда»

Выделять главную авторскую мысль, отношение автора к героям. Высказывать собственное мнение о произведении. работать над сюжетом. Делить на части, озаглавливать текст. Работать над образами героев

39-56

28-32

 

100-102

 

А. Куприн «Барбос и Жулька»

Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

56-64

33-34

 

103

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

65-67

37-39

Стихи  С. Есенина - 7 часов

 

104

Есенин. Стихи о Родине  (отрывки)

 Работать над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). упражняться в выразительном чтении

68-70

39-41

 

105

С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»

Работать над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнивать стихи: темы, заглавия, содержания. выразительно читать, работать над интонацией

70-71

41-42

 

106-107

С. Есенин «Береза»,  «Стихи о берёзе» (отрывки)

Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, сравнения строф. Выразительно читать

71-72

Хр. (ч.1)

180

43-44

 

108

 

С. Есенин «Бабушкины сказки»

Работать над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта).

72-73

44-45

 

109

Литературное слушание  С. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом»,

Выставка книг стихов русских поэтов о Родине, природе. Работать с аппаратом книги

Хр. (ч.1)

178-179

45-46

 

110

И. С. Тургенев «Деревня»

Хр. (ч.1)

159-160

47-48

 

111

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

74

48-50

Произведения К. Г. Паустовского – 15 часов

 

112

113

114

115

К. Паустовский «Стальное колечко»

Работать с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работать над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовить выразительное чтение диалога Вари и бойца. Работать над жанром

75-85

50-52

 

116

117

118

Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Работать с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация

Хр. (ч.2)

22-34

53-55

 

119

120

К. Паустовский «Кот-ворюга»

Определять главную мысль. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям

86-92

55-57

 

121

122

123

К. Паустовский «Заячьи лапы»

Обсуждать, отвечать на вопросы по содержанию текста. Комментировать заголовок. Делить текст на части, аналитическое чтение: выявлять позиции автора, структуру текста. Выделять описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составлять отзыв о прочитанном произведении

Хр. (ч.2)

101-110

58-60

 

124

К. Паустовский  «Какие бывают дожди»

Работать над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнивать рассказы с рассказом «Кот-ворюга» (чувства и отношение автора), выделять факты и их описания

92-95

60-62

 

125

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

96

64-66

Произведения С. Маршака - 5 часов

 

126

С. Маршак «Урок родного языка»

Работать над содержанием стихотворения. Упражняться в выразительном чтении

97-98

66-67

 

127

С. Маршак «Ландыш» В. Субботин  «С Маршаком»

98-100

68

 

 

128

129

130

Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом»

Пьеса-сказка. Работать с книгой: портрет писателя, предисловие, послесловие, аннотация

Хр. (ч.2)

118-129

69-71

4 четверть – 40 часов

Рассказы  Л. Пантелеева - 12 часов

 

131

132

133

Л. Пантелеев «Честное слово»

Определять главную мысль произведения. Работать над образом героя. Делить текст на части, составлять план. Читать по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов

101-110

72-73

 

134

135

В.А.Осеева «Бабка»

Хр. (ч.2)

73-90

73

 

136

137

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работать с сюжетным треугольником.

111-119

74-75

 

137

138

139

Литературное слушание Л. Пантелеев «Новенькая»

Хр. (ч.2)

34-59

75-76

 

140

141

Литературное слушание Л. Пантелеев «Фенька»

Хр. (ч.2)

60-73

76-78

 

142

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

-

78-81

Произведения А. Гайдара - 8 часов

 

143

144

А. Гайдар «Горячий камень»

Работать с сюжетом рассказа по сюжетно- композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работать над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою.

120-128

81-82

 

145

146

147

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

Справка об авторе. Работать с сюжетом рассказа по сюжетно- композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к героям. Сравнивать героев рассказа. Представлять книги. Знакомство с жанром: повесть

128-136

83-84

 

148

 

С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре».

137-139

 

84-86

 

149

150

С. В. Михалков «Ошибка». Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

140-141

Хр. (ч.2)

140-141

 

87

Произведения  М. Пришвина - 6 часов

 

151

М. Пришвин «Моя Родина»

Обобщение читательского опыта детей. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении

142-144

89-90

 

152

153

154

М. Пришвин «Двойной след»

Хр. (ч.2)

110-117

91

 

155

156

М. Пришвин «Выскочка»

Работать над жанром: художественный рассказ. Выделять главную мысль, комментировать заглавия. Наблюдать за развитием сюжета. Описывать героя

144-148

92-93

 

157

М. Пришвин «Жаркий час» В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине»

148-151

93

 

158

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

152

-

Произведения зарубежных писателей - 14 часов

 

159

160

161

162

 

Дж. Лондон «Бурый волк»

Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работать над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнивать (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений  Дж. Лондона, А. Чехова, А. Куприна

153-176

94-96

 

163

Комплексная контрольная работа

Итоговая проверка. Сформированность  учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания

-

 

164

Проверка навыка техники чтения

Контрольный урок

-

 

165

Тест

Итоговая проверка. Сформированность  учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания

-

 

166

167

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте  себя»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

188-189

99-100

 

168

Итоговая контрольная работа

Итоговая проверка

-

100-103

 

169

Для книгочея (любителя чтения). Самоконтроль и самооценка

Итоговая проверка

-

104-109

 

170

Библиотечный урок «Летнее чтение»

Задание на лето

-