Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
3 класс
составлена на основе программы
Л.А.Ефросининой «Литературное чтение»
(Начальная школа XXІ века)
Количество часов: 170
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание программы
3 класс (170 ч)
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные
и отрицательные.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Навык чтения*. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям , выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
• отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
• самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.
Межпредметные связи:
• с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
• с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
• с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
• с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Поурочно-тематическое планирование170 часов (5 часов в неделю)
Дата урока |
Номер урока |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Стр. в Уч. |
Стр. в РТ |
|
1 четверть – 45 часов |
||||||
Устное народное творчество – 19 часов |
||||||
|
1 |
Загадки. Виды загадок. Какие бывают загадки. Загадка-сказка В.И.Даль «Старик-годовик» |
Отличать загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Сравнивать пословицы, загадки и скороговорки. Упражняться в выразительном чтении. |
Ч.1 4-10 Хр. (ч.1) 3-4 |
№ 1 4-7 |
|
|
2 |
Пословицы. Какие бывают пословицы |
10-13 Хр. (ч.1) 4-5 |
7-9 |
||
|
3 |
Русская народная сказка «Самое дорогое» |
Самостоятельно читать сказки. Определять жанр, особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом, определять главной мысли. Выявлять характер героя, его поступков и их мотивов. Пересказывать сказки от лица одного героя. |
13-18 |
10-11 |
|
|
4-5 |
Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую» |
18-24 |
12-13 |
||
|
6-7 |
Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка» |
Самостоятельно читать сказки. Выделять особенности сказок с загадками. наблюдать за развитием событий. делить сказки на части по готовому плану, выразительно читать по частям. |
24- 30 |
16-17 |
|
|
8 |
Сказки с загадками. «Умная внучка (в пер. А. Платонова) |
Хр. (ч.1) |
18 |
||
|
9-10 |
Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках |
Уяснить понятие «волшебные сказки». Делить на части и составлять план, выборочно выразительно читать по частям. Учиться художественному пересказу. |
30-42 |
19-20 |
|
|
11-12 |
Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц» |
|
Хр. (ч.1) 53-58 |
22-23 |
|
|
13 |
Малые формы фольклора: скороговорки, потешки |
Уяснить общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнивать пословицы, загадки и скороговорок. |
43-44 Хр. (ч.1) 4, 6-7 |
23-25 |
|
|
14 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
- |
25-28 |
|
|
15 |
Былина. «Добрыня и змея» |
Уяснить понятие: былина. Самостоятельно читать произведения. Работать с устаревшими словами. Определять времена и места событий, выделять описание портрета героя Осознавать последовательность и смысл событий. |
44-50 |
28-29 |
|
|
16 |
Былина. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
50-57 |
29-31 |
||
|
17 |
Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула» |
57-70 |
31-33 |
||
|
18 19 |
Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича |
Хр. (ч.1) 7-32 |
33-36 |
||
|
20 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
71-73 |
36-38 |
|
Басни – 8 часов |
||||||
|
21 |
Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград» |
выделять главную мысль басни (мораль). Работать над жанром. Сравнивать жанры: сказка, басня. Отличать басни от сказки. Сравнивать басни Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работать с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительно читать. Формулировать личную оценку героев басни. |
74-77 |
38-39 |
|
|
22 23 |
И. Крылов «Ворона и лисица», Эзоп «Ворон и лисица» |
77-78 Хр. (ч.1) 137 |
39-42 |
||
|
24 25 |
Литературное слушание. И. Крылов «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник» |
Хр. (ч.1) 141-144 |
42-44 |
||
|
26 27 |
Литературное слушание. Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж» |
Хр. (ч.1) 138-141 |
44-45 |
||
|
28 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
79 |
45-47 |
|
Произведения А. С. Пушкина - 12 часов |
||||||
|
29-30 |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» |
работать с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражняться в выразительном чтении: определять задачи чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, выбрать тон и темп чтения |
80-82 |
48-49 |
|
|
31 32 33 34 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
Узнавать жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнивать с народной сказкой. Выявлять главную мысль и систему событий. Работать с образами героев. Выразительно читать сказку в стихах. Делить текст на части, составлять план. |
83-114 |
51-55 |
|
|
35-36 |
Литературное слушание К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина». Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны» |
114-115 Хр. (ч.1) 90-94 |
57-59 |
||
|
37-38 |
А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер», |
самостоятельно читать стихотворения. Сравнивать стихотворения: автор, жанр, тема, заглавие. Упражняться в выразительном чтении |
116-118 |
60-61 |
|
|
39 |
А. С. Пушкин «Няне».
|
119-120 |
62 |
||
|
40 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
121 |
62-64 |
|
Стихи русских поэтов: Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, А. А. Фета – 6 часов |
||||||
|
41 |
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» |
Определять тему чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Искать слова, выражающие чувства и мысли поэта. Упражняться в выразительном чтении. |
122-123 |
65-66 |
|
|
42 |
Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
124-125 |
66-67 |
||
|
43 |
А. Майков «Осень» |
123-127 |
67-69 |
||
|
44 |
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» |
Сравнивать тексты стихов А. Фета. |
128-129 |
69-70 |
|
|
45 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
130 |
72-74 |
|
2 четверть – 35 часов |
||||||
Произведения Л. Толстого - 12 часов |
||||||
|
46-47 |
Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк» |
Определять жанр, делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую главную мысль сказки. сравнивать жанры, выделять их особенности. Выделять особенности басни в прозаической форме, |
131-134 |
74-75 77-79 |
|
|
48 |
Л. Толстой «Ореховая ветка» |
Хр. (ч.1) 109-112 |
76-77 |
||
|
49 50 51 |
Литературное слушание Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» |
Работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям |
Хр. (ч.1) 94-109 |
78-79 |
|
|
52 |
Л. Толстой. рассказы «Зайцы», «Лебеди». |
Находить среди текстов научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделять в научно-познавательном тексте фактов и их описание. |
134-138 |
79-81 |
|
|
53 |
Л. Толстой «Лев и собачка» |
Понимать переживания героев, формулировать личную оценку героя, аргументировать своё мнение. |
Хр. (ч.1) 181-183 |
82-84 |
|
|
54 55 |
Л. Толстой «Прыжок» |
Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения, аргументация позиции с привлечением текста произведения |
138-142 |
84-85 |
|
|
56 |
Л. Толстой былина «Как боролся русский богатырь» |
142-145 |
85-86 |
||
|
57 |
Литературное слушание А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» |
Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев. |
Хр. (ч.1) 113-124 |
87-89 |
|
|
58 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
146-148 |
89-91 |
|
Произведения Н. Некрасова - 8 часов |
||||||
|
59 |
Н. Некрасов «Крестьянские дети» |
Определять тему чтения. Усвоить понятие «лирический герой», искать слова, выражения, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). |
149-151 |
91-92 |
|
|
60 |
Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст) |
Хр. (ч.1) 161-168 |
91-92 |
||
|
61 |
Н. Некрасов «Мужичок с ноготок» К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» |
151-155 |
93-94 |
||
|
62 |
Н. Некрасов «Славная осень» |
Работа над содержанием стихотворений |
155 |
94 |
|
|
63 |
Н. Некрасов «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум» |
Хр. (ч.1) 168-171 |
95-96 |
||
|
64 |
Н. Некрасов «Мороз-воевода» |
Создавать словесный образ Мороза-воеводы. Упражняться в выразительном чтении песни Мороза |
156-158 |
96-97 |
|
|
65 |
Литературное слушание К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова» Н. А. Некрасов «Саша» |
Работа над содержанием стихотворения |
158 Хр. (ч.1) 171-174 |
97-98 |
|
|
66 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
159-161 |
98-100 |
|
Произведения А. П. Чехова - 7 часов |
||||||
|
67-68 |
А. П. Чехов «Степь» И. С. Тургенев «Лес и степь» |
Самостоятельно подготавливать выразительное чтение любой части. Определять жанр рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), делить текст на части, составлять план. Самостоятельно подготавливать выразительное чтение любой части. |
162-165 Хр. (ч.1) 152-157 |
100-102 |
|
|
69 70 71 |
А. Чехов «Ванька». Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова» |
Определять жанр. Выделять главную мысль, композиционные части, комментировать заголовок. Искать описания героя, отношения автора к герою произведения. |
165-174 |
104-105 |
|
|
72 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
- |
106-107 |
|
Сказки зарубежных писателей - 6 часов |
||||||
|
73-74 |
Ш. Перро «Подарки феи» |
Выявлять сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделять главную мысль, комментировать заглавия. Выявлять особенности сказки. |
175-181 |
107-108 |
|
|
75-76 |
И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре». |
181-188 |
108-109 |
||
|
77 |
Ц. Топелиус «Зимняя сказка» |
Хр. (ч.2) 166-180 |
109-110 |
||
|
78-79 |
Литературное слушание Г.-Х. Андерсена «Снеговик» |
Хр. (ч.2) 151-158 |
111-112 |
||
|
80 |
Комплексная контрольная работа |
Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания |
- |
||
Стихи русских поэтов - 7 часов |
||||||
|
81 |
И. Никитин «Русь» |
Определять тему и содержание стихотворения. Делить на части, выразительно читать подготовленную часть. |
Ч.2 4-7 |
№ 2 4-5 |
|
|
82 |
И. Никитин «Утро» |
Работать со справочной статьей об авторе. Выявлять главную мысль и содержания стихотворения. |
7-9 |
6-7 |
|
3 четверть – 50 часов |
||||||
|
83-84 |
И. Суриков «Детство» |
Делить на части по готовому плану, выделять описания. |
9-14 |
8-9 |
|
|
85 |
Литературное слушание И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…» |
Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения |
Хр. (ч.1) 176-177 |
10 |
|
|
86 |
С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» |
Объяснять заглавие стихотворения. Сравнивать темы стихотворений и их интонационные рисунки. |
14-16 |
11-13 |
|
|
87 |
Литературное слушание Ф. Н. Глинка «Москва» |
Сравнивать стихи по темам, авторам. |
Хр. (ч.1) 174-176 |
13-14 |
|
|
88 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
17 |
15-17 |
|
Произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка – 8 часов |
||||||
|
89 90 |
Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
Определять жанр. Высказывать собственное мнение. Выделять главную мысль, авторскую позицию, построение сюжета. Озаглавливать части. |
18-25 |
17-20 |
|
|
91-92 |
Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» |
выявлять авторскую позицию, формулировать личную оценку. Сравнивать жанры: сказка, басня, рассказ |
26-38 |
23-25 |
|
|
93 94 |
Литературное слушание Д. Мамин-Сибиряк «Постойко» |
Определять главную мысль. Читать по частям, выделять описания приюта, образа героя через его речь, озаглавливать части. Комментировать заглавие. |
Хр. (ч.2) 90-101 |
25-26 |
|
|
95 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
- |
26-28 |
|
Произведение А. Куприна – 10 часов |
||||||
|
96 97 98 99 |
А. И. Куприн «Синяя звезда» |
Выделять главную авторскую мысль, отношение автора к героям. Высказывать собственное мнение о произведении. работать над сюжетом. Делить на части, озаглавливать текст. Работать над образами героев |
39-56 |
28-32 |
|
|
100-102
|
А. Куприн «Барбос и Жулька» |
Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев |
56-64 |
33-34 |
|
|
103 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
65-67 |
37-39 |
|
Стихи С. Есенина - 7 часов |
||||||
|
104 |
Есенин. Стихи о Родине (отрывки) |
Работать над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). упражняться в выразительном чтении |
68-70 |
39-41 |
|
|
105 |
С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…» |
Работать над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнивать стихи: темы, заглавия, содержания. выразительно читать, работать над интонацией |
70-71 |
41-42 |
|
|
106-107 |
С. Есенин «Береза», «Стихи о берёзе» (отрывки) |
Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, сравнения строф. Выразительно читать |
71-72 Хр. (ч.1) 180 |
43-44 |
|
|
108
|
С. Есенин «Бабушкины сказки» |
Работать над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). |
72-73 |
44-45 |
|
|
109 |
Литературное слушание С. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», |
Выставка книг стихов русских поэтов о Родине, природе. Работать с аппаратом книги |
Хр. (ч.1) 178-179 |
45-46 |
|
|
110 |
И. С. Тургенев «Деревня» |
Хр. (ч.1) 159-160 |
47-48 |
||
|
111 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
74 |
48-50 |
|
Произведения К. Г. Паустовского – 15 часов |
||||||
|
112 113 114 115 |
К. Паустовский «Стальное колечко» |
Работать с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работать над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовить выразительное чтение диалога Вари и бойца. Работать над жанром |
75-85 |
50-52 |
|
|
116 117 118 |
Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» |
Работать с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация |
Хр. (ч.2) 22-34 |
53-55 |
|
|
119 120 |
К. Паустовский «Кот-ворюга» |
Определять главную мысль. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям |
86-92 |
55-57 |
|
|
121 122 123 |
К. Паустовский «Заячьи лапы» |
Обсуждать, отвечать на вопросы по содержанию текста. Комментировать заголовок. Делить текст на части, аналитическое чтение: выявлять позиции автора, структуру текста. Выделять описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составлять отзыв о прочитанном произведении |
Хр. (ч.2) 101-110 |
58-60 |
|
|
124 |
К. Паустовский «Какие бывают дожди» |
Работать над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнивать рассказы с рассказом «Кот-ворюга» (чувства и отношение автора), выделять факты и их описания |
92-95 |
60-62 |
|
|
125 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
96 |
64-66 |
|
Произведения С. Маршака - 5 часов |
||||||
|
126 |
С. Маршак «Урок родного языка» |
Работать над содержанием стихотворения. Упражняться в выразительном чтении |
97-98 |
66-67 |
|
|
127 |
С. Маршак «Ландыш» В. Субботин «С Маршаком» |
98-100 |
68
|
||
|
128 129 130 |
Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом» |
Пьеса-сказка. Работать с книгой: портрет писателя, предисловие, послесловие, аннотация |
Хр. (ч.2) 118-129 |
69-71 |
|
4 четверть – 40 часов |
||||||
Рассказы Л. Пантелеева - 12 часов |
||||||
|
131 132 133 |
Л. Пантелеев «Честное слово» |
Определять главную мысль произведения. Работать над образом героя. Делить текст на части, составлять план. Читать по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов |
101-110 |
72-73 |
|
|
134 135 |
В.А.Осеева «Бабка» |
Хр. (ч.2) 73-90 |
73 |
||
|
136 137 |
Л. Пантелеев «Камилл и учитель» |
Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работать с сюжетным треугольником. |
111-119 |
74-75 |
|
|
137 138 139 |
Литературное слушание Л. Пантелеев «Новенькая» |
Хр. (ч.2) 34-59 |
75-76 |
||
|
140 141 |
Литературное слушание Л. Пантелеев «Фенька» |
Хр. (ч.2) 60-73 |
76-78 |
||
|
142 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
- |
78-81 |
|
Произведения А. Гайдара - 8 часов |
||||||
|
143 144 |
А. Гайдар «Горячий камень» |
Работать с сюжетом рассказа по сюжетно- композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работать над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. |
120-128 |
81-82 |
|
|
145 146 147 |
А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) |
Справка об авторе. Работать с сюжетом рассказа по сюжетно- композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к героям. Сравнивать героев рассказа. Представлять книги. Знакомство с жанром: повесть |
128-136 |
83-84 |
|
|
148
|
С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре». |
137-139
|
84-86 |
||
|
149 150 |
С. В. Михалков «Ошибка». Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
140-141 Хр. (ч.2) 140-141
|
87 |
|
Произведения М. Пришвина - 6 часов |
||||||
|
151 |
М. Пришвин «Моя Родина» |
Обобщение читательского опыта детей. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении |
142-144 |
89-90 |
|
|
152 153 154 |
М. Пришвин «Двойной след» |
Хр. (ч.2) 110-117 |
91 |
||
|
155 156 |
М. Пришвин «Выскочка» |
Работать над жанром: художественный рассказ. Выделять главную мысль, комментировать заглавия. Наблюдать за развитием сюжета. Описывать героя |
144-148 |
92-93 |
|
|
157 |
М. Пришвин «Жаркий час» В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» |
148-151 |
93 |
||
|
158 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
152 |
- |
|
Произведения зарубежных писателей - 14 часов |
||||||
|
159 160 161 162
|
Дж. Лондон «Бурый волк» |
Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работать над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнивать (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений Дж. Лондона, А. Чехова, А. Куприна |
153-176 |
94-96 |
|
|
163 |
Комплексная контрольная работа |
Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания |
- |
||
|
164 |
Проверка навыка техники чтения |
Контрольный урок |
- |
||
|
165 |
Тест |
Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания |
- |
||
|
166 167 |
Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» |
Тематический контроль. Самостоятельная работа |
188-189 |
99-100 |
|
|
168 |
Итоговая контрольная работа |
Итоговая проверка |
- |
100-103 |
|
|
169 |
Для книгочея (любителя чтения). Самоконтроль и самооценка |
Итоговая проверка |
- |
104-109 |
|
|
170 |
Библиотечный урок «Летнее чтение» |
Задание на лето |
- |
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.