ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы соответствуют нормативно-правовыми документами:
· Федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями;
· примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;
· основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· федеральному перечню учебников;
· Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Цель курса - формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Задачи курса:
1. Приоритетная задача- духовно-нравственное воспитание обучающихся. Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.
2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.
3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно- ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров.
Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Литературное чтение» реализуется в полном объёме из расчёта 3 часа в неделю.
В рабочей программе «Литературное чтение» вводится интеграция учебных предметов обязательной части «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке». В рамках интеграции учебного предмета «Литературное чтение» и учебного курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» формируется два основных направления в обучении:
- изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых компетенций;
- включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение произведений литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.
При этом в рамках интеграции обеспечивается достижение планируемых результатов: предметных, личностных и метапредметных универсальных учебных действий
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета- литературное чтение
Личностные качества:
положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору
и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности (П-1.) 1 ; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений;
сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги, произведения, информацию; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем (П-2.).
Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
2. Содержание предмета- литературное чтение
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.
Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-популярному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.
Чтение
Чтение вслух
Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.
Чтение про себя
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.
Работа с разными видами текста
Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.
Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-популярных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Составление плана (вопросного, цитатного самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями). Составление сложного плана. Умение работать с разными видами информации.
Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных (изучаемых) жанров. Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение темы и главной мысли текста. Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика
героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.
Выделение опорных (ключевых) слов текста. Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.
Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Умение пользоваться приёмами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения. Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста. Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс внетекстового аппарата книги.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учётом особенностей монологического высказывания.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании, рассуждении, повествовании).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура письменной речи)
Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, отражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).
Круг чтения
В четвёртом классе дети знакомятся с лучшими творениями всемирной литературы разных видов и жанров: гимны, сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная (научно-популярная) литература, повесть.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Практическое освоение особенностей различных жанров лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка – рассказ, басня – сказка, рассказ – повесть, сказка – сказочная повесть, рассказ – стихотворение, пьеса – рассказ, пьеса – сказка, былина – сказка, миф – сказка, очерк – рассказ.
Умение элементарно классифицировать сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Представление о различных разновидностях рассказов (о подвигах, о детях, о животных, философские, юмористические, исторические).
Общие представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворения, звукописи. Знание некоторых приёмов художественной композиции. Ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения, лирический герой. Умение отличить художественную литературу от учебной и познавательной на основе их практического сравнения. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов высказываний: повествование (сказка, рассказ, повесть), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Получение первоначальных представлений об известных писателях (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, X. К. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование,
составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа, презентация), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения.
Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения
Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей (Х. К. Андерсен, А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Н. Н. Носов и др.).
Создание рисунков к прочитанным произведениям.
Участие в конкурсах чтецов.
Создание коллажа «Моя Родина».
Создание сборника любимых стихотворений русских поэтов.
Создание альбома «Никто не забыт, ничто не забыто».
Сочинение собственных произведений в жанре эссе, очерка, сказки.
Участие в читательской конференции по теме «Наши любимые писатели».
Создание книжных выставок книг по темам: «Былины», «Мифы Древней Греции», «Русские народные волшебные сказки», «Книги Х. К. Андерсена», «Сказки А. С. Пушкина» и др.
3.Тематическое планирование- литературное чтение
№ |
Раздел программы |
количество часов |
1 |
С. Михалков «Гимн Российской Федерации» |
1ч |
2 |
Что за прелесть эти сказки!.. |
18 ч |
3 |
О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) |
3ч |
4 |
Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) |
4ч |
5 |
Оглянись вокруг» (Рассказы) |
20ч |
6 |
Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) |
3ч |
7 |
В начале было Слово...» (Библейские сказания) |
6ч |
8 |
Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка |
7ч |
9 |
Мир – театр, люди – актёры...» (Пьесы) |
5ч |
10 |
Мир волшебных звуков» (Поэзия) |
15ч |
11 |
Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) |
15ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Номер и тема урока |
Деятельность учащихся |
1 |
4.09 |
С. Михалков «Гимн Российской Федерации» |
Читают выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого. |
Раздел 1: «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (18 ч.) |
|||
2 |
6.09 |
И. Токмакова «В чудной стране»; Русская народная сказка «Пётр I и мужик» |
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно, выборочно. Характеризуют персонажей. Классифицируют народные сказки. Прогнозируют содержание текста перед его чтением. Расширяют словарный запас. Делают художественный частичный пересказ прочитанного. Обсуждают прочитанное. Сравнивают персонажей. Выявлять тему и идею текста. Составлять картинный план. Читать выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого. Анализировать текст с точки зрения его содержания. Составлять картинный план. Выборочно пересказывать прочитанное. Определять эмоциональное состояние персонажа и его причины. Выявлять тему и идею текста. Составлять картинный план. Выборочно пересказывать прочитанное. Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия характеру произведения. Учат наизусть фрагмент произведения. Анализировать текст с точки зрения его содержания. Составлять картинный план. Выборочно пересказывать прочитанное. Определять эмоциональное состояние персонажа и его причины. Выявлять тему и идею текста. Составлять картинный план Читать правильно, бегло и выразительно. Читать по ролям. Читать выборочно. Определять эмоциональное состояние персонажа и его причины. Выявлять тему и идею текста. Составлять картинный план. Читать выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого |
3 |
7.09 |
Русская народная сказка «Марья и ведьмы» |
|
4 |
11.09 |
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» |
|
5 |
13.09 |
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» |
|
6 |
14.09 |
Бразильская сказка «Жизнь человека» |
|
7 |
18.09 |
X. К. Андерсен «Русалочка» |
|
8 |
20.09 |
X. К. Андерсен «Русалочка» |
|
9 |
21.09 |
X. К. Андерсен «Русалочка» |
|
10 |
25.09 |
X. К. Андерсен «Русалочка» |
|
11 |
27.09 |
X. К. Андерсен «Русалочка» |
|
12 |
28.09 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
|
13 |
2.10 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
|
14 |
4.10 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
|
15 |
5.10 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
|
16 |
9.10 |
Д. Джекобс «Рыба и кольцо» |
|
17 |
11.10 |
А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» |
|
18 |
12.10 |
Дж. Родари «Эти бедные привидения» |
|
19 |
16.10 |
К. Драгунская «Лекарство от послушности» |
|
Раздел 2: «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (3 ч) |
|||
20 |
18.09 |
«Добрыня и Змей» А. Нечаев, Ю. Круглов |
Знакомятся с признаками жанра былины. Пополняют словарный запас. Характеризуют персонажей. Сравнивают персонажей. Обосновывают ответ ссылкой на текст. Находят в тексте образные средства. Наблюдают над использованием приема «противопоставление». Сравнивают произведения. Озаглавливают иллюстрацию. |
21 |
19.10 |
«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (А. Нечаев) |
|
22 |
23.10 |
«Илья Муромец и Тугарин» (А. Нечаев) |
|
Раздел 3: «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (4 ч) |
|||
23 |
25.10 |
X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп. Басни |
Читают осмысленно, правильно, бегло. Читают выразительно, соблюдая логические и психологические паузы. Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Определяют и формулируют главную мысль произведения. Соотносят пословицы с баснями (по смыслу). Наблюдают над использованием художественного приема «аллегория». Читают по ролям. Заучивают наизусть. |
24 |
26.10 |
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» «Мышь и Крыса», «Две Бочки» |
|
25 |
6.11 |
Л. Н. Толстой «Лев и лисица» С. Михалков «Просчитался» |
|
26 |
8.11 |
С. Михалков «Услужливый», «Заячье горе» И. Демьянов «Валерик и тетрадь» |
|
Раздел 4: «Оглянись вокруг» (Рассказы) (20ч) |
|||
27 |
9.11 |
М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока» |
Читают молча и выразительно вслух. Знакомятся с жанровыми признаками и разновидностями рассказов. Используют поисковый способ чтения. Сравнивают персонажей. Выявляют и анализируют образ рассказчика. Определяют главную мысль текста. Наблюдают над использованием в тексте метафоры. Сравнивают произведения одного автора. Цитируют. Отвечают на вопросы к произведению. Создают текст-рассуждение на заданную тему. Читают молча и вслух, выборочно. Характеризуют персонаж. Определяют тему текста. Выявляют подтекст, идею произведения. Делают выборочный пересказ. Сравнивают произведения. Пишут читательский отзыв. Делают сообщение на заданную тему. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют идею произведения. Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи. Создают рассказ по картине. |
28 |
13.11 |
К. Паустовский «Заячьи лапы» |
|
29 |
15.11 |
К. Паустовский «Заячьи лапы» |
|
30 |
16.11 |
Р. Фраерман «Девочка с камнем» |
|
31 |
20.11 |
Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой» |
|
32 |
22.11 |
Ю. Яковлев «Полосатая палка» |
|
33 |
23.11 |
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
|
34 |
27.11 |
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
|
35 |
29.11 |
Н. Носов «Огородники» |
|
36 |
30.11 |
О. Григорьев «Две трубы» |
|
37 |
4.12 |
С. Алексеев. Рассказы |
|
38 |
6.12 |
А. Чехов «Ванька» |
|
39 |
7.12 |
А. Чехов «Ванька» |
|
40 |
11.12 |
Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» |
|
41 |
13.12 |
Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» |
|
42 |
14.12 |
Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» |
|
43 |
18.12 |
Л. Кассиль «У классной доски» |
|
44 |
20.12 |
Л. Кассиль «У классной доски» |
|
45 |
21.12 |
В. Лидин «Завет» |
|
46 |
25.12 |
Р. Брэдбери « Всё лето в один день» |
|
Раздел 5: «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) (3 ч) |
|||
47 |
10.01 |
«Персей» |
Читают осмысленно, правильно и выразительно. Знакомятся с жанровой спецификой мифа. Выделяют ключевые (опорные) слова. Пересказывают прочитанное. Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи. Составляют план текста. Пересказывают прочитанное. Находят и читают книги на заданную тему. Создают отзыв о прочитанном. |
48 |
11.01 |
«Орфей и Эвридика» |
|
49 |
15.01 |
«Дедал и Икар»
|
|
Раздел 6: «В начале было Слово...» (Библейские сказания) (6ч) |
|||
50 |
17.01 |
Библейские сказания |
Знакомятся с жанровой спецификой библейских сказаний. Пополняют словарный запас. Анализируют название раздела. Выделяют опорные (ключевые) слова. Обосновывают свои высказывания примерами из текста. Делают частичный и выборочный пересказ прочитанного. Словесно иллюстрируют прочитанное. Создают высказывания (описание, рассуждение). |
51 |
18.01 |
«Всемирный потоп» |
|
52 |
22.01 |
«Моисей» |
|
53 |
24.01 |
«Моисей» |
|
54 |
25.01 |
С. Лагерлёф «Святая ночь» |
|
55 |
29.01 |
А. Мень «Милосердие Иисуса», «Блудный сын» |
|
Раздел 7: «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) (7ч) |
|||
56 |
31.01 |
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
Отвечают на вопросы к прочитанному. Выявляют образ рассказчика и характеризуют его. Определяют эмоциональное состояние персонажа. Выявляют мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей. Сравнивают поведение персонажа при разных обстоятельствах. Истолковывают иносказание. Выявляют причинно-следственные связи. Обосновывают высказывания примерами из текста или из собственного опыта. Выделяют эпизод. Знакомятся с жанром сказочной повести. Сравнивают произведения разных жанров (повесть – рассказ; сказочная повесть – сказка). Делают частичный и выборочный пересказ. Создают высказывание (рассуждение). Соотносят иллюстрацию с текстом. Иллюстрируют прочитанное (графически). Пересказывают прочитанное. |
57 |
1.02 |
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
|
58 |
5.02 |
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
|
59 |
7.02 |
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
|
60 |
8.02 |
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
|
61 |
12.02 |
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
|
62 |
14.02 |
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
|
Раздел 8: «Мир – театр, люди – актёры...» (Пьесы) (5 ч) |
|||
63 |
15.02 |
А.Барто, Р.Зелёная Ах, руки, руки! |
Читают выразительно, выборочно. Пополняют словарный запас. Знакомятся с особенностями драматургии. Выявляют в тексте признаки драматургического жанра. Сравнивают произведения разных жанров. Читают по ролям. Заучивают наизусть реплики персонажей. Рисуют афишу к спектаклю (графическое иллюстрирование). |
64 |
19.02 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
|
65 |
21.02 |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
|
66 |
22.02 |
Н. Носов «Два друга» |
|
67 |
26.02 |
Н. Носов «Два друга» |
|
Раздел 9: «Мир волшебных звуков» (Поэзия) (15ч) |
|||
68 |
28.02 |
В. Жуковский «Песня» А. С. Пушкин «Птичка» |
Читают выразительно, выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют главную мысль произведения. Наблюдают над использованием сравнения в художественно организованной речи. Формулируют кратко, сжимая информацию из познавательного текста. Применяют прием музыкального иллюстрирования. Знакомятся с правилами выразительного чтения стихов. Сравнивают произведения. Выразительно декламируют стихотворение. Наблюдают над использованием эпитета, метафоры, олицетворения, художественного повтора, сравнения в художественно организованной речи.
|
69 |
1.03 |
А. С. Пушкин «Няне» «Зимняя дорога» |
|
70 |
5.03 |
М. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс», «Молитва» |
|
71 |
7.03 |
И. Суриков «Весна» |
|
72 |
12.03 |
К. Бальмонт «Золотая рыбка» |
|
73 |
14.03 |
А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...» |
|
74 |
15.03 |
С. Есенин «С добрым утром!» |
|
75 |
19.03 |
М. Волошин «Сквозь сеть алмазную...»; В. Маяковский «Тучкины штучки» |
|
76 |
21.03 |
С. Маршак «Пожелания друзьям»; С. Чёрный «Зелёные стихи» |
|
77 |
22.03 |
Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история» |
|
78 |
2.04 |
В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы» |
|
79 |
4.04 |
О. Выготская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня» |
|
80 |
5.04 |
Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!» |
|
81 |
9.04 |
В. Высоцкий «Песня Кэрролла» |
|
82 |
11.04 |
Стихи о весне |
|
Раздел 10: «Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) (15 ч) |
|||
83 |
12.04 |
Н. Кун «Олимп» |
Читают молча и вслух, выборочно. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Составляют и отвечают вопросы к познавательному тексту. Составляют план. Находят в тексте опорные слова. Пересказывают прочитанное. Осваивают изучающий способ чтения. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Выделяют в тексте новую информацию. Находят в тексте главное. Составляют план. Пересказывают прочитанное. Читают молча и вслух, выборочно. Знакомятся с основными признаками познавательной литературы. Составляют и отвечают на вопросы к познавательному тексту. Составляют план. Пересказывают прочитанное. Составляют и задают вопросы по заданной теме. Выбирают и читают книги и журналы на заданную тему. Выявляют и характеризуют образ рассказчика. Наблюдают над использованием в тексте средств языковой выразительности. Пользуются толковыми словарями и справочной литературой. |
84 |
16.04 |
Ю. Яковлев «О нашей Родине» |
|
85 |
18.04 |
И. Соколов- Микитов «Русский лес» Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое» |
|
86 |
19.04 |
«Крещение Руси» |
|
87 |
23.04 |
Н. Соловьёв «Сергей Радонежский» |
|
88 |
25.04 |
Н. Соловьёв «Сергей Радонежский» |
|
89
|
26.04 |
В. Губарев «В открытом космосе» Л. Яхнин «Метро» |
|
90 |
30.04 |
М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего» «Сто тысяч почему» |
|
91 |
7.05 |
Н. Надеждина «Лук от семи недуг» |
|
92 |
14.05 |
М. Константиновский «Что такое электрический ток» |
|
93 |
16.05 |
В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» |
|
94 |
17.05 |
А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» |
|
95 |
21.05 |
К. Паустовский «Великий сказочник» Я. Смоленский «Как научиться читать стихи» |
|
96 |
23.05 |
К. Паустовский «Сказки Пушкина» |
|
97 |
24.05 |
К. Чуковский «Признания старого сказочника» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.