Рабочая программа по литературному чтению Школа России
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Оценка 5
docx
26.09.2022
Рабочая программа по литературному чтению Школа России
РП Литературное чтение.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 

 

РАССМОТРЕНА

на методическом объединении учителей начальных классов

протокол №____________

от «     »__________20__ г.

Руководитель ШМО:

_______________________

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора 

МАОУ «СОШ № 1»

директор школы

___________ Гайдабура Л.И.

приказ №____________

от «     »__________20____ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

по    литературному чтению

 

на уровне начального общего образования

 

 

УМК «Школа России»

 

 

                    

Срок реализации:  4 года

                                                                                           2019-2023 уч. годы

                                                                        

 

 

                                                                                Составитель: И.Н.Комогорцева

                                                                          учитель начальных классов

                                                                                           первой квалификационной категории

 

 

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Краснокаменск

2019 г

 

Настоящая программа по литературному чтению составлена в соответствии  со следующими нормативно-правовыми документами:

·         Федеральный закон от 29  декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями и дополнениями.

·         Приказ Минобрнауки  от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

·         Приказы Минобрнауки России  «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённые приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г №576; от 28.12.2015 г. №1529; от 26.01.2016г. №38; от 29.12.2016г. №1677; от 08.06.2017г. № 535; от 20.06.2017гг. № 581; от 13.07.2017г. № 629;

·         Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

·         Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением от 08 апреля 2015г., протокол № 1/15.

·         Примерные программы учебных предметов, утвержденные Министерством образования и науки РФ;

·         Основная образовательная программа начального  общего образования МАОУ «СОШ №1».

·         Положение о разработке и утверждении рабочих программ  учебных предметов на  уровне начального  общего образования.

·         Учебный план образовательной организации.

 

Обеспечена УМК «Школа России» авторов Л. Ф. Климановой и др.

Цели изучаемого предмета:

нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста.

Задачи изучаемого предмета:

- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребёнка и формирование нравственных понятий.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» (личностные, метапредметные и предметные результаты)

1.1. Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1.2. Метапредметные результаты:

1)   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)     использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)    активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)     использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)             овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)             готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)              определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)             готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

14)             овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)             овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)             умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

1.3. Предметные результаты освоения программы по литературному чтению

 

Основными критериями отбора произведений для включения в программудолжны быть их высокая художественная ценность, гуманистическаянаправленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам егоразвития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции ибогатый опыт отечественного образования. Требования к результатам освоенияучебного предмета «Литературное чтение» должны быть реализованы на детскойлитературе, литературе, вошедшей в круг детского чтения: произведениях устногонародного творчества, художественных произведениях выдающихся представителейотечественной литературы (А. С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова,И.А. Крылова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока), произведенияхотечественной литературы XX–XXI веков (с учётом многонационального характераРоссии), а также зарубежной литературы, доступных для восприятия младшимишкольниками.

 

Предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений:

- читать вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтениесловами без пропусков и перестановок букв и слогов) в темпе не менее 20 слов вминуту (без отметочного оценивания), читать осознанно, с соблюдениеморфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);

- понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;

- различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки,рассказы, стихотворения);

- определять последовательность событий в произведении; характеризоватьпоступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различатьпрозаическую и стихотворную речь; осознанно применять изученные литературныепонятия для беседы о произведении;

- отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлятьвысказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждатьответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержаниюпроизведения; пересказывать содержание произведения с соблюдениемпоследовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы,рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;

- ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

- объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.

 

Предметные результаты освоения второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений:

- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов втемпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать осознанно ссоблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтениинаизусть), переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебнойзадачей обращаться к различным видам чтения;

- понимать смысл прослушанного/прочитанного текста;

- различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы, загадки,небылицы, народные песни, бытовые и волшебные сказки) и художественнойлитературы (рассказы, литературные сказки, басни, стихотворения);

- определять тему и главную мысль произведения; воспроизводитьпоследовательность событий в произведении, описывать характер героя, оцениватьпоступки героев произведения; находить в тексте портрет героя; сравнивать героеводного произведения по предложенным критериям; называть особенностистихотворного произведения (ритм, рифма); осознанно применять изученныелитературные понятия для анализа произведения;

- отвечать на вопросы или составлять высказывание на заданную тему посодержанию произведения (не менее 4 предложений); задавать вопросы кфактическому содержанию произведений; формулировать устно простые выводы наоснове прочитанного/прослушанного текста и подтверждать ответ примерами изтекста; участвовать в беседе по прочитанному, подробно и выборочно пересказыватьсодержание произведения; рассказывать о прочитанной книге; сочинять по аналогиис прочитанным (загадки, небольшие сказки, рассказы); инсценировать;

- ориентироваться в содержании книги/учебника по оглавлению, аннотации,предисловию, условным обозначениям;

- использовать справочную литературу для получения дополнительнойинформации в соответствии с учебной задачей;

- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и сиспользованием словарей.

 

Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений:

- читать осознанно про себя и вслух целыми словами с переходом на чтениегруппами слов без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 словв минуту (без отметочного оценивания) и с соблюдением орфоэпических иинтонационных норм (в том числе при чтении наизусть) в соответствии с учебнойзадачей обращаться к различным видам чтения;

- различать произведения фольклора и литературы; приводить примерыпроизведений художественной литературы и фольклора разных жанров; различатьхудожественные произведения и познавательные тексты;

- определять главную мысль, тему произведения; устанавливать взаимосвязьмежду характером героя и его поступками; выявлять связь событий, эпизодов текста;отличать автора произведения от героя и рассказчика; характеризовать героев,определять авторское отношение к героям, поступкам, описанной картине; выявлятьвзаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; находить в текстепримеры использования слов в прямом и переносном значении; называть средстваизображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа иинтерьера; составлять портретные характеристики персонажей; сравнивать героеводного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (поаналогии или по контрасту); осознанно применять изученные литературные понятиядля анализа и интерпретации произведения;

- задавать вопросы к учебным и художественным текстам; строить устноедиалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм,правильной интонации; устно и письменно формулировать простые выводы наоснове прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами изтекста; подробно, выборочно, сжато пересказывать содержание произведения;составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов исмысловых частей;рассказывать о прочитанных произведениях; читать по ролям,инсценировать; придумывать продолжение прочитанного произведения; сочинятьпроизведения по аналогии с прочитанным; составлять рассказ по иллюстрациям, поначалу; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему посодержанию произведения (не менее 6 предложений), корректировать собственныйписьменный текст;

- приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, сиспользованием словарей и других источников информации.

 

 

Предметные результаты освоения четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений:

- читать осознанно про себя, используя технику автоматизированного чтения,и вслух группами слов без пропусков и перестановок букв и слогов, в темпе не менее80 слов в минуту (без отметочного оценивания) с соблюдением орфоэпических иинтонационных норм (в том числе при чтении наизусть) в соответствии с учебнойзадачей обращаться к различным видам чтения;

- различать произведения фольклора и литературы; приводить примерыпроизведений художественной литературы и фольклора разных жанров; различатьхудожественные произведения и познавательные тексты;

- понимать вопросы, поставленные в произведении, характеризоватьсобственное отношение к героям, поступкам, описанной картине и сравнивать савторским отношением к изображённому; находить в тексте средствахудожественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение),описание и средства изображения пейзажа и интерьера; интерпретироватьсодержание текста; подтверждать ответ примерами из текста; сравнивать героев, ихпоступки по предложенным критериям, а также уметь самостоятельно определятькритерии для сравнения героев, осознанно применять при анализе и интерпретациистихотворного и прозаического текста изученные литературные понятия; задаватьвопросы к познавательным, учебным и художественным текстам; строить устноедиалогическое и монологическое высказывание в объёме изученного материала ссоблюдением норм русского литературного языка (орфоэпические нормы,правильная интонация, нормы речевого взаимодействия) и оценивать соблюдениеэтих норм в речи собеседников; интерпретировать и обобщать содержащуюся втексте информацию; подробно, выборочно, сжато пересказывать художественныйтекст (устно и письменно), делать пересказ, используя разные типы речи(повествование, описание, рассуждение); составлять вопросный, номинативный,цитатный план текста с выделением эпизодов, смысловых частей; пересказыватьтекст от лица одного из персонажей; использовать выразительные средства языка всобственном высказывании для передачи чувств, мыслей, оценки прочитанного;составлять устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении позаданному образцу; сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным; писатьсочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительнойподготовки, корректировать собственный текст с учётом правильности,выразительности письменной речи; письменно формулировать простые выводы наоснове прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами изтекста;

- находить в произведениях фольклора и художественной литературыотражение нравственных ценностей, факты бытовой и духовной культуры;ориентироваться в нравственно-этических понятиях;

- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, сиспользованием словарей и других источников информации.

 

2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

 

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

3. Тематическое планирование по литературному чтению

 

№ п/п

Название темы/раздела

Количество часов

Первый год обучения

 

Обучение грамоте. Обучение чтению

 

1

Добукварный период.

14часов

2

Букварный период

54 часа

3

Резерв

4 часа

4

Послебукварный период

16 часов

5

Резерв

4 часа

 

Литературное чтение

 

6

Вводный урок

1 час

7

Жили-были буквы

7 часов

8

Сказки, загадки, небылицы

7 часов

9

Апрель, апрель! Звенит капель…

5 часов

10

И в шутку и всерьёз

7 часов

11

Я и мои друзья

7 часов

12

О братьях наших меньших

6 часов

Итого

132 часа

Второй  год обучения

13

Вводный урок

1 час

14

Самое великое чудо на свете

4часа

15

Устное народное творчество

15 часов

16

Люблю природу русскую! Осень

8 часов

17

Русские писатели

14 часов

18

О братьях наших меньших

12 часов

19

Из детских журналов

9 часов

20

Люблю природу русскую! Зима

9 часов

21

Писатели - детям

17 часов

22

Я и мои друзья

10 часов

23

Люблю природу русскую! Весна

10 часов

24

И в шутку и всерьёз

14 часов

25

Литература зарубежных стран

13 часов

26

Резерв

4 часа

Итого

140 часов

Третий  год обучения

27

Вводный урок

1 час

28

Самое великое чудо на свете

4 часа

29

Устное народное творчество

14 часов

30

Поэтическая тетрадь №1

11 часов

31

Великие русские писатели

24 часа

32

Поэтическая тетрадь №2

6 часов

33

Литературные сказки

8 часов

34

Были-небылицы

10 часов

35

Поэтическая тетрадь №1

6 часов

36

Люби живое

16 часов

37

Поэтическая тетрадь №2

8 часов

38

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12 часов

39

По страницам  детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»

7 часов

40

Зарубежная  литература

9 часов

41

Резерв

4 часа

Итого

140 часов

Четвёртый  год обучения

42

Вводный урок

1 час

43

Летописи. Былины. Жития

10 часов

44

Чудесный мир классики

23 часа

45

Поэтическая тетрадь

12 часов

46

Литературные сказки

16 часов

47

Делу время – потехе час

9 часов

48

Страна детства

8 часов

49

Поэтическая тетрадь

5 часов

50

Природа и мы

12 часов

51

Поэтическая тетрадь

8 часов

52

Родина

6 часов

53

Страна Фантазия

6 часов

54

Зарубежная  литература

20 часов

55

Резерв

4 часа

Итого

140 часов

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Настоящая программа по литературному чтению составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: ·

Настоящая программа по литературному чтению составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: ·

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» (личностные, метапредметные и предметные результаты) 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» (личностные, метапредметные и предметные результаты) 1

П редметные результаты освоения программы по литературному чтению

П редметные результаты освоения программы по литературному чтению

Предметные результаты освоения второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений: - читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и…

Предметные результаты освоения второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений: - читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и…

России; - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, сиспользованием словарей и других источников информации

России; - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, сиспользованием словарей и других источников информации

Чтение Чтение вслух

Чтение Чтение вслух

Характеристика героя произведения

Характеристика героя произведения

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору)

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору)

Вводный урок 1 час 14

Вводный урок 1 час 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2022