Рабочая программа
по литературному чтению
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373
3. Примерной образовательной программой начального общего образования ;
4. Требований к результатам освоения ООПНОО.
5. Программы формирования УУД.
6. Авторской программы начального общего образования по литературному чтению Ефросининой Л.А«Начальная школа XXI века», 2015 год.
7. Федерального перечня учебников
8. Требований к оснащению учебного кабинета (Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»)
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Она характеризуется учетом индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Акцент делается на адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Таким образом, соблюдается преемственность между 2 звеньями Центра образования- дошкольным и начальным.
Курс реализуется в рамках системы учебников «Начальная школа 21века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой (издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.), утвержденной МО РФ. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
· изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
· в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
· Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем:
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт;
овладеть основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события)
научить рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи:
· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
· учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
· систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
· включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
· расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;
-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;
-письмо: дописывание, списывание, сочинение;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книгах.
Все творческие работы проводятся в классе, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».
Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.
Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.
Режим занятий.
В
соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" и учебным планом школы уроки литературного чтения
проводятся для обучающихся 1-3 классов 4 раза в неделю, в 4 классе 3 раза.//
Межпредметные связи:
· с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
· с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
· с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
· с уроками православной культуры: обобщение понятий, рассмотрение вопросов с православной позиции.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к филологической области.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 540 ч, их них в 1 классе 132 ч (обучение грамоте -104 ч., литературное чтение – 28 ч;4 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе),4 классе 102 ч (3ч в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический комплект:
1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. ФГОС- М.: Вентана – Граф.
2. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф.
3. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
4. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС. Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф,
5. Литературное чтение . 1класс. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии, ФГОС, 2014 г. Ефросинина Л.А.
6. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 1 класс. ФГОС, 2013 г.
7. Литературное чтение. 1 класс.Уроки слушания. Методическое пособие. ФГОС, 2013 г.
8. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
9. Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
10. Л.А. Ефросинина, Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф
11. Литератрное чтение. 2 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
12. Литератрное чтение. 3 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
13. Литератрное чтение. 4 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.
14. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС. Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
15. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС. Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
16. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС. Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф
17. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 2 класс.
18. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 3 класс.
19. Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 4 класс.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое оборудование
1) Портреты писателей
2) Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы
3) Иллюстрации к художественным произведениям
4) Детская периодика
Электронно – программное обеспечение
1) Компьютер
2) Презентационное оборудование
3) Выход в интернет
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
1) К концу 1 класса:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Ученик научится:
– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
– понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
– высказывать суждения о произведении и поступках героев;
– узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
– оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
– находить в тексте произведения сравнения, обращения;
– находить в тексте и читать диалоги героев;
– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность».
Ученик научится:
– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
– придумывать истории с героями изученных произведений;
– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Раздел «Чтение: работа с информацией».
Ученик научится:
– получать информацию о героях, произведении или книге;
– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
– дополнять таблицы, схемы, модели;
– сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
– находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
– находить в тексте информацию о героях произведений.
2) К концу 2 класса:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
¾ отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
¾ определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
¾ понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
¾ находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
¾ читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
¾ читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
¾ читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
¾ пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
¾ группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик получит возможность научиться:
¾ понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
¾ пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
¾ пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
¾ постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
¾ различать стихотворный и прозаический тексты;
¾ определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
¾ различать пословицы и загадки по темам;
¾ использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик получит возможность научиться:
¾ осознавать нравственные и этические ценности произведения;
¾ выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
¾ уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
¾ понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
¾ инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
¾ моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
¾ рассказывать сказки с присказками;
¾ создавать истории о героях произведений.
Ученик получит возможность научиться:
¾ делать иллюстрации к изученным произведениям;
¾ иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
¾ выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
¾ инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
¾ находить информацию о героях произведений;
¾ работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
¾ дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик получит возможность научиться:
¾ самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
¾ находить информацию о книге в ее аппарате;
¾ сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
3) К концу 3 класса:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
¾ читать осознанно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
¾ выразительно читать подготовленное произведение;
¾ определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
¾ пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
¾ самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам.
Ученик получит возможность научиться:
¾ предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
¾ определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
¾ оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст.
Раздел « Круг детского чтения»
Ученик научится:
¾ пользоваться библиотечным фондом;
¾ отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
¾ пользоваться справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:
¾ ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
¾ различать литературные жанры:
сказка, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня.
¾ ориентироваться в литературоведческих понятиях: присказка, зачин, диалог, портрет героя.
¾ сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака.
Ученик получит возможность научиться:
¾ сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий и средств художественной выразительности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
¾ читать по ролям литературное произведение;
¾ использовать различные способы работы с деформированным текстом.
Ученик получит возможность научиться:
¾ создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
¾ работать в группе, создавая инсценировки по произведению.
4) К концу 4 класса:
Раздел « Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
¾ осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
¾ читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
¾ различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
¾ читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
¾ использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
¾ ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы
¾ по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
¾ использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста, находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
¾ использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
¾ ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
¾ передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
¾ участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
¾ воспринимать художественную литературу как вид искусства;
¾ предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
¾ выделять не только главную, но и избыточную информацию;
¾ осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
¾ определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
¾ оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
¾ высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
¾ делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Раздел « Круг детского чтения»
Выпускник научится:
¾ ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
¾ самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
¾ составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
¾ пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
¾ ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
¾ определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
¾ писать отзыв о прочитанной книге;
¾ работать с тематическим каталогом;
¾ работать с детской периодикой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
¾ сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два‑три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
¾ сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
¾ создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Раздел « Творческая деятельность»
Выпускник научится:
¾ читать по ролям литературное произведение;
¾ создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
¾ реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
¾ творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
¾ создавать иллюстрации по содержанию произведения;
¾ работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
¾ создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
Система оценки достижений учащихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
Оценка метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
ü способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
ü умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
ü умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
ü способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
ü умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых контрольных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы, включающие материал для проверки умения читать текст произведения, задания на понимание прочитанного, на определение уровня начитанности и знания изученных произведений, овладение литературоведческими понятиями и универсальными учебными действиями.
.
3.Содержание тем учебного курса.
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|||||||
|
Рабочая программа |
Рабочая программа по классам |
|||||||
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
||||||
1 класс |
|||||||||
|
Обучение грамоте. |
|
132 |
132 |
|
|
|
||
1. |
Раздел I. Предложение и слово |
|
13 |
13 |
|
|
|
||
1.1 |
Тема 1. Выделение предложения из речевого потока. Слово. |
|
|
6 |
|
|
|
||
1.2 |
Тема 2. Различение слова и предложения. |
|
|
7 |
|
|
|
||
2. |
Раздел II. Восприятие художественного произведения |
|
32 |
32 |
|
|
|
||
3. |
Раздел III. Звуковой анализ |
|
43 |
43 |
|
|
|
||
3.1 |
Тема 1. Выделение звуков в слове. |
|
|
6 |
|
|
|
||
3.2 |
Тема 2. Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков |
|
|
6 |
|
|
|
||
3.3 |
Тема 3. Построение моделей звукового состава слова. |
|
|
4 |
|
|
|
||
3.4 |
Тема 4. Слог как минимальная произносительная единица. |
|
|
6 |
|
|
|
||
3.5 |
Тема 5. Ударение. Выделение ударного гласного звука. |
|
|
6 |
|
|
|
||
3.6 |
Тема 6. Слоговой анализ слов» |
|
|
5 |
|
|
|
||
3.7 |
Тема 7. Подбор слов, соответствующих заданной модели. |
|
|
4 |
|
|
|
||
3.8 |
Тема 8. Знакомство с особенностями ь и ъ. |
|
|
6 |
|
|
|
||
4. |
Раздел IV. Чтение |
|
20 |
20 |
|
|
|
||
4.1 |
Тема 1. Живые буквы. |
|
|
7 |
|
|
|
||
4.2 |
Тема 2. Ребята и зверята. |
|
|
8 |
|
|
|
||
4.3 |
Тема 3. Бывает и так. |
|
|
5 |
|
|
|
||
|
Литературное чтение. |
|
24 |
24 |
|
|
|
||
5. |
Раздел V. Читаем сказке |
|
7 |
7 |
|
|
|
||
6. |
Раздел VI. Учимся уму-разуму |
|
6 |
6 |
|
|
|
||
7. |
Раздел VII. Читаем о родной природе |
|
6 |
6 |
|
|
|
||
8. |
Раздел VIII. О наших друзьях животных |
|
5 |
5 |
|
|
|
||
2 класс |
|||||||||
|
Литературное чтение. |
|
136 |
|
136 |
|
|
||
1. |
Раздел I. О нашей Родине |
|
5 |
|
5 |
|
|
||
2. |
Раздел II. Народная мудрость |
|
5 |
|
5 |
|
|
||
3. |
Раздел III. О детях и для детей |
|
18 |
|
18 |
|
|
||
3.1 |
Тема 1. Делу время. |
|
|
|
4 |
|
|
||
3.2 |
Тема 2. Учимся уму разуму. |
|
|
|
9 |
|
|
||
3.3 |
Тема 3. Сказки |
|
|
|
5 |
|
|
||
4. |
Раздел IV. О родной природе |
|
34 |
|
34 |
|
|
||
4.1 |
Тема 1. Уж небо осенью дышало. |
|
|
|
6 |
|
|
||
4.2 |
Тема 2. Снежок порхает, кружится. |
|
|
|
28 |
|
|
||
4.3 |
Тема 3. Идёт волшебница-зима |
|
|
|
9 |
|
|
||
4.4 |
Тема 4. И вот уже трещат морозы |
|
|
|
9 |
|
|
||
4.5 |
Тема 5. Здравствуй, праздник новогодний |
|
|
|
10 |
|
|
||
5. |
Раздел V. Произведения о животных |
|
26 |
|
26 |
|
|
||
5.1 |
Тема 1. О наших друзьях-животных |
|
|
|
6 |
|
|
||
5.2 |
Тема 2. Сказки о животных. |
|
|
|
10 |
|
|
||
5.3 |
Тема 3. Зарубежные сказки. |
|
|
|
10 |
|
|
||
6. |
Раздел VI. Рассказы, стихи, сказки о семье |
|
16 |
|
16 |
|
|
||
6.1 |
Тема 1. Произведения разных жанров о семье. |
|
|
|
6 |
|
|
||
6.2 |
Тема 2. При солнышке тепло, при матери добро. |
|
|
|
10 |
|
|
||
7. |
Раздел VII. Весна, весна красная |
|
25 |
|
25 |
|
|
||
7.1 |
Тема 1. Произведения о весне. |
|
|
|
10 |
|
|
||
7.2 |
Тема 2. Весенний гам. |
|
|
|
7 |
|
|
||
7.3 |
Тема 3. День Победы. |
|
|
|
4 |
|
|
||
7.4 |
Тема 4. Весенние деньки |
|
|
|
4 |
|
|
||
8. |
Раздел VIII. Волшебные сказки |
|
7 |
|
7 |
|
|
||
3 класс |
|||||||||
|
Литературное чтение |
|
136 |
|
|
136 |
|
||
1. |
Раздел I. Устное народное творчество |
|
16 |
|
|
16 |
|
||
1.1 |
Тема 1. Малые формы фольклора |
|
|
|
|
4 |
|
||
1.2 |
Тема 2. Русские народные сказки |
|
|
|
|
7 |
|
||
1.3 |
Тема 3. Былины. |
|
|
|
|
5 |
|
||
2. |
Раздел II . Басни |
|
5 |
|
|
5 |
|
||
3. |
Раздел III. Произведения А.С.Пушкина |
|
10 |
|
|
10 |
|
||
4. |
Раздел IV. Стихи русских поэтов |
|
30 |
|
|
30 |
|
||
4.1 |
Тема 1. Стихи о природе Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, И. Бунина. |
|
|
|
|
5 |
|
||
4.2 |
Тема 2. Стихи о детях и природе Н.А. Некрасова |
|
|
|
|
7 |
|
||
4.3 |
Тема 3. Стихи о Родине и природе И. Никитина, И.Сурикова, Дрожжина. |
|
|
|
|
7 |
|
||
4.4 |
Тема 4. Поэзия С. А. Есенина о Родине и природе |
|
|
|
|
7 |
|
||
4.5 |
Тема 5. С. Я. Маршак для детей |
|
|
|
|
4 |
|
||
5. |
Раздел V. Русские писатели детям |
|
61 |
|
|
61 |
|
||
5.1 |
Тема 1. Нравоучительные произведения Л.Н.Толстого. |
|
|
|
|
11 |
|
||
5.2 |
Тема 2. Рассказы А.П.Чехова для детей. |
|
|
|
|
6 |
|
||
5.3 |
Тема 3. Сказки и рассказы о животных Д.Н.Мамина-Сибиряка. |
|
|
|
|
7 |
|
||
5.4 |
Тема 4. «Произведения А.И.Куприна для детей» |
|
|
|
|
7 |
|
||
5.5 |
Тема 5. Рассказы К.Г.Паустовского. |
|
|
|
|
8 |
|
||
5.6 |
Тема 6. Рассказы В.Астафьева и И.Тургенева |
|
|
|
|
4 |
|
||
5.7 |
Тема 7. Честь и отвага в произведениях Л.Пантелеева. |
|
|
|
|
6 |
|
||
5.8 |
Тема 8. Повести и рассказы А.П. Гайдара о дружбе. |
|
|
|
|
5 |
|
||
5.9 |
Тема 9.Произведения М.М Пришвина о Родине. |
|
|
|
|
7 |
|
||
6. |
Раздел VI. Произведения зарубежных писателей |
|
14 |
|
|
14 |
|
||
6.1 |
Тема 1. Сказки Ш.Перро, Ц.Топелиуса, Г.Х.Андерсена. |
|
|
|
|
4 |
|
||
6.2 |
Тема 2. Рассказы Д.Лондона и Э.Сетон-Томпсона. |
|
|
|
|
10 |
|
||
4 класс |
|||||||||
|
Литературное чтение |
|
102 |
|
|
|
102 |
||
1. |
Раздел I. Повторение. Произведения фольклора |
|
4 |
|
|
|
4 |
||
2. |
Раздел II . Героическая песня, легенда, библейское предание |
|
6 |
|
|
|
6 |
||
2.1 |
Тема 1. «Народные песни» |
|
|
|
|
|
2 |
||
2.2 |
Тема 2. Легенды |
|
|
|
|
|
2 |
||
2.3 |
Тема 3. Библейское предание |
|
|
|
|
|
2 |
||
3. |
Раздел III. Басни. Русские баснописцы |
|
6 |
|
|
|
6 |
||
4. |
Раздел IV. Стихи русских поэтов |
|
28 |
|
|
|
28 |
||
4.1 |
Тема 1. Произведения В.А. Жуковского |
|
|
|
|
|
6 |
||
4.2 |
Тема 2. Произведения А.С. Пушкина |
|
|
|
|
|
4 |
||
4.3 |
Тема 3. Произведения М.Ю. Лермонтова |
|
|
|
|
|
4 |
||
4.4 |
Тема 4. Произведения А.А. Блока и К.Д. Бальмонта о Родине |
|
|
|
|
|
4 |
||
4.5 |
Тема 5. Произведения И.А. Бунина о природе |
|
|
|
|
|
4 |
||
4.6 |
Тема 6. Стихи Н.А. Заболоцкого |
|
|
|
|
|
3 |
||
4.7 |
Тема 7. Стихи Н.М. Рубцова |
|
|
|
|
|
3 |
||
5. |
Раздел V. «Русские писатели детям» |
|
26 |
|
|
|
26 |
||
5.1 |
Тема 1. Волшебные сказки. Произведения П.П. Ершова |
|
|
|
|
|
4 |
||
5.2 |
Тема 2. Произведения В.М. Гаршина |
|
|
|
|
|
5 |
||
5.3 |
Тема 3. Произведения Н.Г. Гарина-Михайловского |
|
|
|
|
|
3 |
||
5.4 |
Тема 4. Произведения Л.Н. Толстого |
|
|
|
|
|
4 |
||
5.5 |
Тема 5. Произведения А.И. Куприна |
|
|
|
|
|
2 |
||
5.6 |
Тема 6. Произведения С.Я. Маршака |
|
|
|
|
|
5 |
||
5.7 |
Тема 7. Произведения С.В. Михалкова |
|
|
|
|
|
3 |
||
6. |
Раздел VI. Произведения зарубежных писателей |
|
7 |
|
|
|
7 |
||
7. |
Раздел VII. Мифы народов мира |
|
7 |
|
|
|
7 |
||
7.1 |
Тема 1..Древнегреческие мифы |
|
|
|
|
|
2 |
||
7.2 |
Тема 2. Славянские мифы |
|
|
|
|
|
1 |
||
7.3 |
Тема 3. Древнеиндийские мифы |
|
|
|
|
|
1 |
||
7.4 |
Тема 4. Китайские мифы |
|
|
|
|
|
3 |
||
8. |
Раздел VIII. Книги Древней Руси |
|
4 |
|
|
|
4 |
||
9. |
Раздел IX. Юмористические произведения |
|
4 |
|
|
|
4 |
||
9.1 |
Тема 1. Юмористические рассказы |
|
|
|
|
|
2 |
||
9.2 |
Тема 2. Юмористические стихи |
|
|
|
|
|
2 |
||
10 |
Раздел X. Очерки |
|
3 |
|
|
|
3 |
||
11. |
Раздел XI. Путешествия, приключения, фантастика |
|
7 |
|
|
|
7 |
||
Общее количество часов: |
|
506 |
132 |
136 |
136 |
102 |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.