Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Программа направлена на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
• совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова,
• формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
• обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
- формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
- начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Рабочая программа основана на интеграции внутрипредметного образовательного модуля «Внеклассное чтение» в учебный предмет «Литературное чтение». Внутрипредметный модуль «Внеклассное чтение» является частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану на изучение модуля в 3 классе отводится 34 часа за год. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Под внутрипредметным образовательным модулем в настоящем документе понимается раздел учебного предмета, дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов.
Внутрипредметный модуль «Внеклассное чтение» для учащихся 3 класса направлен на:
Цель: формировать интерес к детским книгам, расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг.
Задачи:
· Формирование привычки к чтению, интереса к книге, потребности читать.
· Введение детей в мир литературы, формирование эстетического вкуса.
· Знакомство с различными литературными жанрами.
· Развитие творческих способностей детей через литературное творчество.
· Приобщение детей к литературе как к искусству слова.
Ожидаемый результат:
Личностными результатами изучения модуля является формирование следующих умений и качеств:
-умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
-умение воспринимать красоту природы, красоту художественного слова
-любовь и уважение к Отечеству, малой родине, языку, культуре, истории.
- понимание ценности семьи, дружбы
- уважение к культуре других народов
-интерес и потребность в чтении
-ориентация в нравственном содержании поступков- своих и окружающих.
-наличие собственных читательских приоритетов.
Метапредметными результатами является развитие следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия
-самостоятельное формулирование темы и цели работы.
- формулирование учебной проблемы и составление плана её решения,
- работа по плану, корректирование своих действий,
- определение успешности работы своей и одноклассников
Познавательные универсальные учебные действия:
-вычитывание различных типов информации: фактуальную, подтестовую, концептуальную,
- пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным,
- извлекать информацию из текста, аннотации, оглавления, иллюстрации,
- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи,
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
- владеть монологической и диалогической речью, участвовать в учебной дискуссии,
- высказывать и обосновывать свою точку зрения,
- слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою,
- задавать вопросы.
Предметными результатами является сформированность следующих учебных действий6
- воспринимать тексты при чтении вслух и «про себя»,
- осознанно, выразительно и правильно читать вслух и наизусть
- самостоятельно читать текст «про себя», проводить словарную работу,
- находить в тексте материал для характеристики героя,
- самостоятельно формулировать главную мысль текста,
- пересказывать текст кратко и выборочно,
- составлять рассказ по заранее составленному плану,
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному,
Формы проведения занятий:
Основные методы и технологии:
Изучение внутрипредметного модуля организуется с использованием дополнительной литературы для детского внеклассного чтения 3 класса.
Домашние задания по ВМ не предполагается.
Оценивание внутрипредметного образовательного модуля «Внеклассное чтение» осуществляется в рамках учебного предмета «Литературное чтение», в соответствии с нормами и критериями оценивания учебного предмета.
Под внутрипредметным образовательным модулем понимается раздел учебного предмета, дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях).
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1час |
2 |
Самое великое чудо на свете |
4 часа |
3 |
Устное народное творчество |
14 часов |
4 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 часов |
5 |
Великие русские писатели |
24 часа |
6 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 часов |
7 |
Литературные сказки |
8 часов |
8 |
Были-небылицы |
10 часов |
9 |
Поэтическая тетрадь 1 |
16 часов |
10 |
Люби живое |
16 часов |
11 |
Поэтическая тетрадь 2 |
12 часов |
12 |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок |
8 часов |
13 |
По страницам детских журналов |
8 часов |
14 |
Зарубежная литература |
5 часов |
|
ИТОГО |
136 часов |
Содержание программы (102 часа)
№ |
Наименование разделов и тем. Содержание программного материала. |
Часы |
Универсальные учебные действия. |
1. |
Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья. |
1 |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2. |
Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. |
4 |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
3. |
Устное народное творчество Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». |
14 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
4. |
Поэтическая тетрадь 1 Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». |
11 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
5. |
Великие русские писатели Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В.тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». |
24 |
Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. |
6. |
Поэтическая тетрадь 2 Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». |
6 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
7. |
Литературные сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». |
8 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
8. |
Были-небылицы М.. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон». |
10 |
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
9. |
Поэтическая тетрадь 1 С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха». |
6 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
10. |
Люби живое М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
|
16 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
11. |
Поэтическая тетрадь 2 С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии». |
8 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
12. |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства». |
12 |
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста. |
13. |
По страницам детских журналов Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи». |
8 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
14. |
Зарубежная литература Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике. |
8 |
Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
• осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
• бегло, выразительно читать текст;
• выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
• улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
• описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
• самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
• составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
• устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
• ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
• научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться.
• осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
• воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
• испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
• уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
• бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
• развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
• определять сходство и различие произведений разных жанров;
• использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
• высказывать и пояснять свою точку зрения;
• применять правила сотрудничества;
• выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
• делать устную презентацию книги (произведения);
• пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
• работать с детской периодикой;
• расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
• воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
• развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
• осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
• восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; *•
• овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
• овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
• осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; I
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
• умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
• умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
• умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
• искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
• неправильная постановка ударений (более 2);
• чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; ,
• непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
• неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
• неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
• нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
• нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
• монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
• отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
• осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
• неточности при формулировке основной мысли произведения;
• нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:
• умение читать текст бегло, выразительно;
• осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);
• умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
• безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
• индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
• индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
• индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
• умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
• ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
• интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
• замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
• ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
• выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
• выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
• выполнение заданий по ориентировке в книгах;
• наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
• наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
• наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
• анализ читательского дневника;
• анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
• анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
График проведения проверочных и контрольных работ
Период обучения |
Количество часов |
Контрольная работа |
Проверка техники чтения |
Проекты |
1 четверть |
32 часа |
- |
2 |
2 |
2 четверть |
32 часа |
1 |
1 |
- |
3 четверть |
40 часов |
- |
1 |
- |
4 четверть |
32 часа |
1 |
1 |
1 |
Итого: |
136 часов |
2 |
5 |
3 |
РК – не менее 10 % от общего количества часов за учебный год. Всего в программе: 17 уроков.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата |
Тема урока.
|
Тип урока. |
Основные виды учебной деятельности |
Домашнее задание |
1 четверть (32 урока) Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
||||
1 |
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. С. 2 |
Урок введения в новую тему.
|
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. |
|
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
||||
2 |
Внеклассное чтение. Летние каникулы с книгой. (Рассказ о понравившейся книге) |
Комбинированный урок.
|
Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. |
|
3 |
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. С. 3 – 7 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. |
|
4 |
Первопечатник Иван Фёдоров. С. 8 – 12 |
Урок-путешествие в прошлое |
Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. |
|
5 |
О первопечатнике Иване Фёдорове. С. 8 – 12 |
Урок-исследование
|
Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. |
|
6 |
Внеклассное чтение. Устное творчество русского народа. (Кутявина с. 11) |
Урок обобщения и систематизации.
|
Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. |
|
Устное народное творчество (14 часов) |
||||
7 |
Устное народное творчество. Русские народные песни. С. 13 - 17 |
Урок обобщения и систематизации.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Знакомство с шуточными народными песнями. Моделировать песенки. |
|
8 |
Докучные сказки. С. 18 – 19 Проверка техники чтения. (текст 2кл. 4 четв.) |
Урок изучения нового материала.
|
Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. |
|
9 |
Внеклассное чтение. Почему они так названы? Произведения прикладного искусства. С. 20 – 21 |
Комбинированный урок.
|
Называть виды прикладного искусства. Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение вслух. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Сравнивать произведения словесного, изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
Сказки о Иване. |
10 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». С. 22 – 27 |
Урок-исследование.
|
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. |
|
11 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». С. 22 – 27 |
Урок-драматизация.
|
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. |
|
12 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». С. 28 – 39 |
Комбинированный урок.
|
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. |
|
13 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». С. 28 – 39
|
Урок закрепления и систематизации знаний.
|
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. |
|
14 |
Внеклассное чтение. «Иван – герой русских сказок» (Кутявина с. 25) |
Урок закрепления и систематизации знаний. |
Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Пересказывать произведения. |
|
15 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». С. 40 – 50
|
Комбинированный урок.
|
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. |
|
16 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». С. 40 – 50
|
Урок-драматизация
|
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Характеризовать героев произведения. |
|
17 |
Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин С. 51 – 57 |
Комбинированный урок.
|
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. |
|
18 |
Внеклассное чтение. Проект «Сочиняем волшебную сказку». С. 58 |
Урок-проект.
|
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. |
|
19 |
Обобщение по разделу «Устное народное творчество» С. 51 – 57 |
Урок обобщения и систематизации.
|
Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
||||
20 |
Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. РК С. 59 – 61 |
Урок-проект.
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
21 |
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». С. 61 – 62 |
Урок изучения нового материала. |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
|
22 |
Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». РК С. 63 |
Урок-исследование.
|
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Придумать маленький рассказ об осенних листьях. |
|
23 |
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»., «Зреет рожь над жаркой нивой…». С. 64 – 65 |
Урок изучения нового материала.
|
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
24 |
Внеклассное чтение. Родные поэты. (Кутявина с. 30) |
Урок изучения нового материала.
|
Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, отбирать выразительные средства языка. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
(произведения о природе) |
25 |
И.С. Никитин «Полно, степь моя…». С. 66 – 67 |
Комбинированный урок.
|
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
26 |
И.С. Никитин «Встреча зимы». С. 68 – 71 РК |
Урок изучения нового материала.
|
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
27 |
И.З. Суриков «Детство». «Зима». РК С. 72 – 75 |
Комбинированный урок.
|
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
28 |
Внеклассное чтение. Знай и люби родную природу! (произведения о природе) |
Контрольно-обобщающий урок.
|
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала. |
|
29 |
Первый снег. РК С. 78 – 80 Проверка техники чтения. |
Урок-утренник.
|
Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. |
|
Великие русские писатели (24 часа) |
||||
30 |
Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». С. 81 – 85 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Уметь: читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
31 |
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». С. 86 |
Урок изучения нового материала.
|
Уметь: читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. |
|
32 |
Внеклассное чтение. Творчество А. Пушкина |
Комбинированный урок.
|
Читать и пересказывать биографию и произведения Пушкина. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Давать характеристику героев. |
|
2 четверть (32 урока) |
||||
33 |
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». РК С. 86 - 87 |
Урок изучения нового материала.
|
Уметь: читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. |
|
34 |
А.С. Пушкин «Зимнее утро». С. 88 – 89
|
Комбинированный урок.
|
Уметь: читать выразительно, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. |
|
35 |
А.С. Пушкин «Зимний вечер». С. 90 – 91 |
Комбинированный урок. |
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. |
|
36 |
Внеклассное чтение. Викторина по сказкам Пушкина. |
Комбинированный урок. |
Систематизировать и проверить свои знания по произведениям Пушкина. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
37 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». С. 92 – 129 |
Урок изучения нового материала.
|
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. |
|
38 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». С. 92 – 129 |
Урок развития умений и навыков.
|
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
39 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». С. 92 – 129 |
Урок обобщения.
|
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Пересказывать сказку в прозе по плану. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
40 |
Внеклассное чтение. Развивающий час по басням И. А. Крылова. Кутявина с. 42 |
Комбинированный урок.
|
Подготовить сообщение об И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Вспомнить знакомые басни. Анализировать и читать басни. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
41 |
И.А. Крылов «Мартышка и Очки». «Зеркало и Обезьяна». С. 136 – 137 |
Урок-театр.
|
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. |
|
42 |
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». С. 137 – 139
|
Урок развития умений и навыков.
|
Понимать содержание прочитанного. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Называть отличительные особенности басни. |
|
43 |
Внеклассное чтение. Урок-игра «Звездный час» по творчеству И.А. Крылова. (Кутявина с. 45) |
Урок обобщения.
|
Систематизировать и проверить свои знания по произведениям Крылова. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Проверять себя и оценивать свои достижения. Участвовать в литературной викторине. |
Сообщения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.,либо пересказ произведения. |
44 |
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. С. 140 – 143 |
Урок изучения нового материала.
|
Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
45 |
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». С. 144 – 145 |
Урок развития умений и навыков.
|
Читать осознанно произведение, понимать прочитанное. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
46 |
М.Ю. Лермонтов «Утёс». С. 146 – 147 |
Урок изучения нового материала. |
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. |
|
47 |
М.Ю. Лермонтов «Осень». РК С. 147 |
Урок изучения нового материала. |
Называть отличительные особенности стихотворного текста. Иллюстрировать стихотворение. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. |
|
48 |
Внеклассное чтение. Детство Л.Н. Толстого. Сообщения о жизни и творчестве писателя. (известные произведения – краткий пересказ) |
Комбинированный урок.
|
Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
Г. Снегирёв «В разных краях» В. Арсентьев «Встречи в тайге» или др. |
49 |
Л.Н. Толстой «Акула». С. 152 – 156
|
Урок изучения нового материала.
|
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. |
|
50 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». С. 156 – 159 |
Урок изучения нового материала. |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. |
|
51 |
Внеклассное чтение. Рассказы путешественников, о путешествиях.
|
Комбинированный урок.
|
Пересказывать кратко прочитанные произведения. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. Уметь: читать, осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Искать в тексте информацию для характеристики главного героя, мотивов его поступков. |
|
52 |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». С. 160 – 162 |
Урок изучения нового материала.
|
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. |
|
53 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. С. 162 – 163 |
Урок изучения нового материала.
|
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои). |
|
54 |
Внеклассное чтение. Литературный час (обобщение по разделу «Великие русские писатели»). |
Комбинированный урок.
|
Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в литературной викторине. |
|
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
||||
55 |
Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» С. 167 – 168 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
56 |
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». С. 169 – 170 |
Урок изучения нового материала.
|
Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
57 |
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. 170 – 172 |
Урок изучения нового материала.
|
Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. |
|
58
|
К.Д. Бальмонт «Золотое слово». С. 173 |
Урок изучения нового материала.
|
Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
|
59 |
И.А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». С. 174 – 177 |
Комбинированный урок.
|
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
60 |
Внеклассное чтение. «Знай и люби родную природу» Кутявина с. 121 |
Комбинированный урок.
|
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала. |
(рассказы про зверей и птц) |
Литературные сказки (8 часов) |
||||
61 |
Знакомство с названием раздела. Знакомство с литературными сказками. РК С. 179 – 181 Проверка техники чтения. |
Комбинированный урок.
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
62 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». С. 182 |
Урок изучения нового материала.
|
Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка». Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. |
|
63 |
Внеклассное чтение. «Где? Что? Как и почему?» (рассказы про зверей и птц) Кутявина с. 152 |
Комбинированный урок.
|
Пересказывать прочитанное. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. |
С. Маршак «12 месяцев» Гримм «Госпожа Метелица» Х. К. Андерсен «Снежная королева» |
64 |
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». С. 188 – 195 Контрольная работа №1. КИМ с. 55-59 |
Урок изучения нового материала.
|
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
3 четверть (40 уроков) |
||||
65 |
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». С. 188 – 195
|
Комбинированный урок.
|
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому. |
|
66 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». С. 196 – 208 |
Урок изучения нового материала.
|
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
67 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». С. 196 – 208 |
Комбинированный урок.
|
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку. |
|
68 |
Внеклассное чтение. Зимние сказки (С. Маршак «12 месяцев» Гримм «Госпожа Метелица» Х. К. Андерсен «Снежная королева» - прочитать одну на выбор) |
Комбинированный урок.
|
Пересказывать прочитанное. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. |
«Барсучий нос», «Кот Ворюга» |
Были – небылицы (10 часов) |
||||
69 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». С. 3 – 11 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому. |
|
70 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». С. 3 – 11 |
Комбинированный урок.
|
Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. |
|
71 |
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». С. 12 – 24 |
Урок изучения нового материала.
|
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
72 |
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». С. 12 – 24 |
Комбинированный урок.
|
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. |
|
73 |
Внеклассное чтение. Рассказы К. Г. Паустовского |
Комбинированный урок.
|
Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. |
Рассказы о детях. |
74 |
А.И. Куприн «Слон». С. 25 – 41 |
Урок изучения нового материала. |
Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. |
|
75 |
А.И. Куприн «Слон». С. 25 – 41 |
Урок изучения нового материала. |
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. |
|
76 |
А.И. Куприн «Слон». С. 25 – 41 |
Комбинированный урок. |
Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. |
|
77 |
А.И. Куприн «Слон». С. 25 – 41 |
Комбинированный урок. |
Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. |
|
78 |
Внеклассное чтение. Рассказы о детях. |
Комбинированный урок. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Произведения писателей НАО. |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
||||
79 |
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» С. 45 – 47 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. |
|
80 |
С. Чёрный «Воробей», «Слон». С. 47 – 49
|
Урок изучения нового материала.
|
Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. |
|
81 |
А.А. Блок «Ветхая избушка». С. 50 – 51 |
Урок изучения нового материала.
|
Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. |
|
82 |
А.А. Блок «Сны», «Ворона». С. 51 – 54 |
Урок формирования умений и навыков. |
Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. |
|
83 |
С.А. Есенин «Черёмуха». С. 55 – 56 |
Урок развития умений и навыков. |
Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
|
84 |
Внеклассное чтение. Моя малая родина. Произведения поэтов и писателей НАО. РК |
|
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. |
Рассказы о лесных жителях.
|
Люби живое (16 часов) |
||||
85 |
Знакомство с названием раздела. М.М. Пришвин «Моя Родина». РК С. 57 – 59 |
Урок изучения нового материала.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
|
86 |
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». С. 60 -67 |
Урок изучения нового материала.
|
Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
|
87 |
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». С. 60 -67
|
Комбинированный урок.
|
Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. |
|
88 |
Внеклассное чтение. Люби живое. Рассказы о лесных жителях. С. 68 – 70 |
Урок развития умений и навыков.
|
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение. |
|
89 |
В.И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». РК С. 70 – 72 |
Урок развития умений и навыков.
|
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
90 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». С. 73 – 82 |
Урок изучения нового материала. |
Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. |
|
91 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». С. 73 – 82 |
Комбинированный урок. |
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана. |
|
92 |
Внеклассное чтение. Рассказы-заагадки про зверей и птиц (по произведениям Бианки) Кутявина с. 155 |
Комбинированный урок. |
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
93 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». С. 83 – 97
|
Урок изучения нового материала.
|
Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
94 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». С. 83 – 97 |
Комбинированный урок. |
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Участвовать в обсуждении. |
|
95 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». С. 83 – 97 |
Урок формирования умений и навыков. |
Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Участвовать в обсуждении. |
|
96 |
Внеклассное чтение. «О братьях наших меньших» Кутявина с. 46 |
|
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
Рассказы Драгунского «Дымка и Антон», «Белые амадины». |
97 |
В.П. Астафьев «Капалуха». С. 98 – 101
|
Урок изучения нового материала.
|
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
98 |
В.П. Астафьев «Капалуха». С. 98 – 101
|
|
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Участвовать в обсуждении. |
|
99 |
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». РК С. 102 – 106 |
Урок изучения нового материала.
|
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
100 |
Внеклассное чтение. Рассказы Драгунского «Дымка и Антон», «Белые амадины». |
Комбинированный урок. |
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
Маршак, Барто |
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
||||
101 |
Знакомство с названием раздела. С.Я. Маршак «Гроза днём». С. 109 – 110 |
Урок развития умений и навыков.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. |
|
102 |
С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». С. 111 |
Урок-исследование.
|
Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть. |
|
103 |
А.Л. Барто «Разлука», «В театре». РК С. 112 – 115 Проверка техники чтения. |
Комбинированный урок.
|
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
104 |
Внеклассное чтение. Читаем стихотворения С. Я. Маршака и А.Л. Барто |
Урок формирования умений и навыков.
|
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать и воспринимать на слух тексты. Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть стихи. |
Сказки народов мира. |
4 четверть (32 урока) |
||||
105 |
С.В. Михалков «Если». С. 116 – 117 |
Урок-исследование.
|
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. |
|
106 |
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». С. 118 – 119 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения. |
|
107 |
«Крестики – нолики» (обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). |
Урок обобщения и систематизации.
|
Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
108 |
Внеклассное чтение. Сказки народов мира. РК |
Урок-проект.
|
|
О творчестве Платонова, его произведения. |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) |
||||
109 |
Знакомство с разделом. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». РК С. 123 – 128 |
Урок формирования умений и навыков.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. |
|
110 |
Внеклассное чтение. Творчество Платонова. А.П. Платонов «Цветок на земле». С. 129 – 136 |
Урок-дискуссия.
|
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. |
Рассказы и стихи о маме, семье. |
111 |
А.П. Платонов «Цветок на земле». С. 129 – 136 |
Комбинированный урок. |
Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст по ролям. |
|
112 |
А.П. Платонов «Ещё мама». С. 137 – 143 |
Урок изучения нового материала. |
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. |
|
113 |
А.П. Платонов «Ещё мама». РК С. 137 – 143
|
Комбинированный урок. |
Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
114 |
Внеклассное чтение. От чистого сердца. Произведения о маме и семье. |
Комбинированный урок. |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. |
(произведения о войне) |
115 |
М.М. Зощенко «Золотые слова». С. 144-153 |
Урок изучения нового материала.
|
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. |
|
116 |
М.М. Зощенко «Великие путешественники». С. 154 – 164
|
Комбинированный урок.
|
Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. |
|
117 |
Н.Н. Носов «Федина задача». С. 164 – 169
|
Урок-игра.
|
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием произведения. |
|
118 |
Н.Н. Носов «Телефон». С. 170 – 172
|
Урок развития умений и навыков.
|
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах. |
|
119 |
Внеклассное чтение. Трудная тема- война (произведения о войне) |
Урок обобщения и систематизации.
|
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Произведения Г.Б. Остера |
По страницам детских журналов (8 часов) |
||||
120 |
Знакомство с названием раздела. Чтение рассказов из детских журналов. |
Урок введения в новую тему.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. |
|
121 |
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» С. 173 – 178 |
Урок введения в новую тему.
|
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах. |
|
122 |
Ю.И. Ермолаев «Проговорился». С. 179 – 181 |
Урок изучения нового материала.
|
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах. |
|
123 |
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». С. 181 – 183 |
Урок-дискуссия.
|
Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. |
|
124 |
Внеклассное чтение. Творчество Г.Б. Остера |
Комбинированный урок. |
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. |
|
125 |
Г.Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». С. 184 – 186 |
Урок-игра.
|
Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды). |
|
126 |
Р. Сеф «Весёлые стихи». С. 186 - 188 |
Комбинированный урок. |
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок. |
|
127 |
Создание сборника добрых советов. |
Урок-проект.
|
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы). |
|
128 |
Внеклассное чтение. Пресс турнир «По страницам детских журналов». |
Урок обобщения и систематизации.
|
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Мифы Древней Греции |
Зарубежная литература (8 часов) |
||||
129 |
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». С. 189 - 199 |
Урок введения в новую тему.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. |
|
130 |
Внеклассное чтение. Поле чудес по теме «Мифология». |
Урок развития умений и навыков.
|
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. |
|
131 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». С. 200 – 215 Проверка техники чтения. |
Урок изучения нового материала.
|
Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). |
|
132 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». С. 200 – 215 |
Урок обобщения.
|
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. |
|
133 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». С. 200 – 215
|
Урок-проект.
|
Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку. |
|
134 |
Внеклассное чтение. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн – ринг» (обобщение за курс 3 класса). |
Контрольно-обобщающий урок.
|
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).
|
|
135 |
Обобщение. Контрольная работа №2.
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
|
136 |
Внеклассное чтение. Цветик – семицветик по теме «Мы – читатели…» |
Контрольно-обобщающий урок.
|
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
– наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме);
– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;
– детские книги разных типов из круга детского чтения;
– портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;
– электронное приложение к учебнику.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
– настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Для реализации программного содержания используются следующие
учебные пособия:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2013-16.
учебно – методическая литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.