Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Синеборская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»: Зам. дир. по УВР Директор школы
МБОУ «Синеборская СОШ» МБОУ «Синеборская СОШ»
Брантова Т.Ю. Каблукова Н.Г. «___» ___________2019 г. «____» ___________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
3 КЛАСС
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Лесничева Татьяна Ивановна
п. Синеборск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Синеборская СОШ», требованиями Примерной основной образовательной программы по математике и на основе авторской программы «Математика», разработанной В.Н. Рудницкой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), 2015г.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в третьем классе.
В авторскую программу изменения не внесены.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная, игровая.
Предпочтительные формы учебной деятельности – урок-путешествие, урок –сказка, урок-соревнование.
Технологии: ИКТ, КСО, игровая.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика и информатика». 1 класс. Рабочая программа рассчитана на 132 часа в год ( 4 часа в неделю, 33 учебной недели)
2 класс. Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
3 класс. Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
4 класс. Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
По результатам диагностики резервные часы распределены следующим образом:
10 резервных часов.
- 9 часов распределены на проведение контрольных работ и 1 час на деление чисел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами обучения учащихся являются:
• самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
• готовность и способность к саморазвитию;
• сформированность мотивации к обучению;
• способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
• заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических
знаний;
• готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
• способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
• способность к самоорганизованности;
• способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
• владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
• владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
• понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
• планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
• выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);
• создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
• понимание причин неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
• адекватное оценивание результатов своей деятельности;
• активное использование математической речи для решения разнообразных koммуникативных задач;
• готовность слушать собеседника, вести диалог;
• умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
• овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
• умение применять полученные математические знания для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
• овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике вели чины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
• умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
1 класс
К концу обучения в 1 классе ученик научится:
называть:
– предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
– натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
– число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
– геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
различать:
– число и цифру;
– знаки арифметических действий;
– круг и шар, квадрат и куб;
– многоугольники по числу сторон (углов);
– направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
– числа в пределах 20, записанные цифрами;
– записи вида: 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 · 2 = 10, 9 : 3 = 3;
сравнивать:
– предметы с целью выявления в них сходства и различий;
– предметы по размерам (больше, меньше);
– два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
– данные значения длины;
– отрезки по длине;
воспроизводить:
– результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
– результаты табличного вычитания однозначных чисел;
– способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
распознавать:
геометрические фигуры;
моделировать:
– отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
– ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
– ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
– расположение предметов на плоскости и в пространстве;
– расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
– результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
– предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
– расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
– текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
– предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифицировать:
распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
– предметы (по высоте, длине, ширине);
– отрезки в соответствии с их длинами;
– числа (в порядке увеличения или уменьшения);
конструировать:
– алгоритм решения задачи;
– несложные задачи с заданной
сюжетной ситуацией (по рисунку,
схеме);
контролировать:
свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
оценивать:
– расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
– предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
– пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
– записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
– решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
– измерять длину отрезка с помощью линейки;
– изображать отрезок заданной длины;
– отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
– выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
– ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.
К концу обучения в первом классе ученик может научиться:
сравнивать:
разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;
воспроизводить:
способ решения арифметической задачи или любой учебной задачи в виде связного устного рассказа;
классифицировать:
определять основные классификации;
обосновывать:
приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;
контролировать деятельность:
осуществлять взаимопроверку
выполняемого задания при работе
в парах;
решать учебные и практические задачи:
– преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
– использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
– выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
– составлять фигуры из частей;
– разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
– изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
– находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);
– определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей;
– представлять заданную информацию в виде таблицы;
– выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
2 класс
К концу обучения во втором классе ученик научится
называть:
- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз; единицы длины, площади;
- одну или несколько долей данного числа и число по его доле;
- компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
- геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
- числа в пределах 100;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); длины отрезков;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- российские монеты, купюры разных достоинств;
- прямые и непрямые углы;
- периметр и площадь прямоугольника;
- окружность и круг;
читать:
- числа в пределах 100, записанные цифрами; записи вида 5 * 2 = 10; 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
- однозначных и двузначных чисел; числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав двузначного числа; алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; распознавать:
- геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
- числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
- числовое выражение (название, как составлено); - многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- углы (прямые, непрямые);
- числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач; алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
-записывать цифрами двузначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- строить окружность с помощью циркуля;
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
формулировать:
- свойства умножения и деления; определения прямоугольника и квадрата; - свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами; - элементы многоугольника (вершины, стороны, углы); - центр и радиус окружности; координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
- обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
- луч и отрезок;
характеризовать:
- расположение чисел на числовом луче; - взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
- выбирать единицу длины при выполнении измерений; - обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; - указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата); - изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки; - составлять несложные числовые выражения; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
3 класс
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
- компоненты действия деления с остатком;
- единицы массы, времени, длины;
- геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
- различать:
- знаки > и <;
- числовые равенства и неравенства;
- читать:
- записи вида: 120 < 365, 900 > 850;
- воспроизводить:
- соотношения между единицами массы, длины, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000; приводить примеры:
- числовых равенств и неравенств;
- моделировать:
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
- способ деления с остатком с помощью фишек;
- упорядочивать:
- натуральные числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах; анализировать:
- структуру числового выражения;
- текст арифметической (в том числе логической) задачи;
- классифицировать:
-числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
- план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи; контролировать:
- свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком;
- определять время по часам;
- изображать ломаные линии разных видов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
- решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
формулировать:
- сочетательное свойство умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); читать:
- обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
- высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
- верных и неверных высказываний;
- различать:
- числовое и буквенное выражение;
- прямую и луч, прямую и отрезок;
- замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
- характеризовать:
- ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
- конструировать:
- буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
- воспроизводить:
- способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
- решать учебные и практические задачи:
- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
- проводить прямую через одну и через две точки;
- строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
4 класс
К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
называть:
любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
классы и разряды многозначного числа;
• единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
• пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
• многозначные числа;
• значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
• цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
читать:
• любое многозначное число;
• значения величин;
• информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
• устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводил а • действиям в пределах сотни;
• письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
• способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
• способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
• разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
• многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
• значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
• структуру составного числового выражения;
• характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
• алгоритм решения составной арифметической задачи;
• составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать:
• свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
• записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
• вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
• решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
• формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
• вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов.
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: «больше», «меньше», «одинаковые по размерам»; «длиннее», «короче», «такой же длины» (ширины, высоты).Соотношения между множествами предметов. Понятия: «больше», «меньше», «столько же», «поровну» (предметов), «больше», «меньше» (на несколько предметов).
Универсальные учебные действия:
• сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
• распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
• сопоставлять множества предметов по их численностям (путём составления пар предметов).
Число и счёт
Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.Римская система записи чисел.Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Универсальные учебные действия:
• пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
• сравнивать числа;
• упорядочивать данное множество чисел.
Арифметические действия и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, - •, :
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.
Деление с остатком.
Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.
Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до б арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.
Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.
Универсальные учебные действия:
• моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
• воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;
• прогнозировать результаты вычислений;
• контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
• оценивать правильность предъявленных вычислений;
• сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий.
Величины
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и её вычисление. Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближённых значений величины с использованием знака ~.
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.
Масштаб. План. Карта. Примеры вычислений с использованием масштаба.
Универсальные учебные действия:
• сравнивать значения однородных величин;
• упорядочивать данные значения величины;
• устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на ...», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.
Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
Универсальные учебные действия:
• моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
• планировать ход решения задачи;
• анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
• прогнозировать результат решения;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
• выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
• наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условий.
Геометрические понятия
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длин сто- рон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их модели, изображение на плоскости, развёртки.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы (пересечение) фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну"или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на бумаге в клетку.
Универсальные учебные действия:
• ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
• различать геометрические фигуры;
• характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
• конструировать указанную фигуру из частей;
• классифицировать треугольники;
распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как математические примеры истинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если... то...», «неверно, что...» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний. .
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов).
Универсальные учебные действия:
• определять истинность несложных утверждений;
• приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
• конструировать алгоритм решения логической задачи;
• делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
• конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
• анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
• актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией
Сбор информации, связанной со счётом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).
Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2, 3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определённым правилам. Определение правила составления последовательности.
Универсальные учебные действия:
• собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
• переводить информацию из текстовой формы в табличную.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Рабочей программой предусмотрено выполнение 8 контрольных работ в рамках текущего контроля, которые проводятся по итогам изучения основных тем предмета, 5 практических работ и 1 контрольной работы в рамках промежуточной аттестации, которая проводится в конце учебного года.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРОВЕРОЧНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ |
источник |
Дата проведения |
Форма контроля |
||
план факт |
|||||
1 |
Т. к/р с.4-7 |
12.09. |
|
Контрольная работа по теме «Чтение, запись и сравнение трехзначных чисел». |
|
2 |
|
4.10. |
|
Измерение массы с помощью весов (практическая работа). |
|
3 |
|
10.10. |
|
Измерение вместимости с помощью измерительных сосудов (практическая работа). |
|
4 |
Т. к/р с.8-11 |
14.10. |
|
Контрольная работа по теме «Длина, масса, вместимость». |
|
5 |
Т. к/р С. 16-19 |
25.10. |
|
Итоговая контрольная работа за 1 четверть. |
|
6 |
Т. к/р с.12-15 |
12.11. |
|
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел». |
|
7 |
|
9.12. |
|
Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге (практическая работа). |
|
8 |
Т. к/р с.24-27 |
24.12. |
|
Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях.» |
|
9 |
|
17.01. |
|
Деление окружности на равные части ( практическая работа) |
|
10 |
|
11.02. |
|
Прямые пересекающиеся непересекающиеся (практическая работа). |
|
11 |
Т. к/р с.36-39 |
21.02. |
|
Контрольная работа по теме «Умножение двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число». |
|
12 |
Т. к/р с.40-43 |
12.03. |
|
Итоговая контрольная работа за 3 четверть |
|
13 |
Т. к/р с.44-47 |
13.04. |
|
Контрольная работа по теме «Деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число». |
|
14 |
Т. к/р с.56-63 |
14.05. |
|
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) |
|
|
|
|
|
|
|
Критерии: В.Н.Рудницкая,Т.В.Юдачева Проверочные и контрольные работы. М. «Вентана-Граф» 2016 стр.3
Тематическое планирование
№ |
Дата |
Корректи ровка |
Тема урока |
|
|
|
Числа от 100 до 1000 (3 ч)
|
1 |
2.09. |
|
Числа от 100 до 1000. Счет сотнями, чтение и запись цифрами чисел, оканчивающихся нулями. |
2 |
3.09. |
|
Числа от 100 до 1000. Чтение и запись трехзначных чисел. |
3 |
5.09. |
|
Числа от 100 до 1000. Вспоминаем пройденное. |
|
|
|
Сравнение чисел. Знаки «<» и «>» (4 ч)
|
4 |
6.09. |
|
Сравнение чисел. Знаки «<» и «>». |
5 |
9.09. |
|
Сравнение чисел. Знаки «<» и «>». |
6 |
10.09. |
|
Использование знаков «<» и «>» для записи результатов сравнения чисел. |
7 |
12.09. |
|
Контрольная работа по теме «Чтение, запись и сравнение трехзначных чисел». |
|
|
|
Единицы длины: километр, миллиметр (4 ч)
|
8 |
13.09. |
|
Работа над ошибками. Единицы длины: километр, миллиметр, их обозначение. |
9 |
16.09. |
|
Соотношение между единицами длины. |
10 |
17.09. |
|
Измерение длины в метрах, сантиметрах и миллиметрах. |
11 |
19.09. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Единицы длины». |
|
|
|
Ломаная (3 ч)
|
12 |
20.09. |
|
Ломаная. |
13 |
23.09. |
|
Ломаная и ее элементы. |
14 |
24.09. |
|
Ломаная и ее элементы. |
|
|
|
Длина ломаной (3 ч)
|
15 |
26.09. |
|
Длина ломаной. |
16 |
27.09. |
|
Построение ломаной и вычисление ее длины. |
17 |
30.09. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Длина ломаной». |
|
|
|
Единицы массы: килограмм, грамм (4 ч)
|
18 |
1.10. |
|
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. |
19 |
3.10. |
|
Соотношения между единицами массы - килограммом и граммом. |
20 |
4.10. |
|
Измерение массы с помощью весов (практическая работа). Решение задач на нахождение массы. |
21 |
7.10. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Масса и ее единицы: килограмм, грамм». |
|
|
|
Единица вместимости: литр (4 ч)
|
22 |
8.10. |
|
Вместимость и ее единица - литр. |
23 |
10.10. |
|
Измерение вместимости с помощью измерительных сосудов (практическая работа). |
24 |
11.10. |
|
Вспоминаем пройденное по теме "Величины". |
25 |
14.10. |
|
Контрольная работа по теме "Длина, масса, вместимость" |
|
|
|
Сложение в пределах 1000 (8 ч)
|
26 |
15.10. |
|
Сложение в пределах 1000. |
27 |
17.10. |
|
Устные и письменные приемы сложения. |
28 |
18.10. |
|
Письменные приемы сложения. |
29 |
21.10. |
|
Письменные приемы сложения. |
30 |
22.10 |
|
Решение задач по теме «Сложение в пределах 1000» |
31 |
24.10. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Тысяча». |
32 |
25.10. |
|
Итоговая контрольная работа за 1 четверть. |
33 |
28.10. |
|
Работа над ошибками «Сложение в пределах 1000» |
|
|
|
Вычитание в пределах 1000 (6 ч)
|
34 |
29.10. |
|
Вычитание в пределах 1000. |
35 |
31.10. |
|
Письменные и устные приемы вычислений. |
36 |
1.11. |
|
Решение задач на вычитание в пределах 1000. |
37 |
11.11. |
|
Сложение и вычитание в пределах 1000. |
38 |
12.11. |
|
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел». |
39 |
14.11. |
|
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. |
|
|
|
Сочетательное свойство сложения (3 ч)
|
40 |
15.11. |
|
Сочетательное свойство сложения. |
41 |
18.11. |
|
Сочетательное свойство сложения. |
42 |
19.11. |
|
Сочетательное свойство сложения. |
|
|
|
Сумма трёх и более слагаемых (3 ч)
|
43 |
21.11. |
|
Сумма трёх и более слагаемых. |
44 |
22.11. |
|
Сумма трёх и более слагаемых. |
45 |
25.11. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». |
|
|
|
Сочетательное свойство умножения (3 ч)
|
46 |
26.11. |
|
Сочетательное свойство умножения. |
47 |
28.11. |
|
Сочетательное свойство умножения. |
48 |
29.11. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». |
|
|
|
Произведение трёх и более множителей (3 ч)
|
49 |
2.12. |
|
Произведение трёх и более множителей. |
50 |
3.12. |
|
Произведение трёх и более множителей. |
51 |
5.12. |
|
Вспоминаем пройденное по теме "Произведение трёх и более множителей." |
|
|
|
Симметрия на клетчатой бумаге (3 ч)
|
52 |
6.12. |
|
Симметрия на клетчатой бумаге. |
53 |
9.12. |
|
Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге (практическая работа). |
54 |
10.12. |
|
Закрепление по теме «Симметрия на клетчатой бумаге». |
|
|
|
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок (3 ч)
|
55 |
12.12. |
|
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. |
56 |
13.12. |
|
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. |
57 |
16.12. |
|
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. |
|
|
|
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками (5 ч)
|
58 |
17.12. |
|
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. |
59 |
19.12. |
|
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. |
60 |
20.12. |
|
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. |
61 |
23.12. |
|
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. |
62 |
24.12. |
|
Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях.» |
|
|
|
Верные и неверные предложения (высказывания) (3ч) |
63 |
26.12. |
|
Работа над ошибками. Верные и неверные предложения (высказывания). |
64 |
27.12. |
|
Верные и неверные предложения (высказывания). |
65 |
9.01. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Высказывание». |
|
|
|
Числовые равенства и неравенства (3 ч)
|
66 |
10.01. |
|
Числовые равенства и неравенства. |
67 |
13.01. |
|
Свойства числовых равенств. |
68 |
14.01. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Числовые равенства и неравенства». |
|
|
|
Деление окружности на равные части (3 ч)
|
69 |
16.01. |
|
Деление окружности на равные части. |
70 |
17.01. |
|
Деление окружности на равные части (практическая работа) |
71 |
20.01. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Деление окружности на равные части». |
|
|
|
Умножение суммы на число (3 ч)
|
72 |
21.01. |
|
Умножение суммы на число. |
73 |
23.01. |
|
Умножение суммы на число. |
74 |
24.01. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Умножение суммы на число». |
|
|
|
Умножение на 10 и на 100 (3 ч)
|
75 |
27.01. |
|
Умножение на 10 и на 100. |
76 |
28.01. |
|
Умножение на 10 и на 100. |
77 |
30.01. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Умножение на 10 и на 100». |
|
|
|
Умножение вида 50х 9, 200х4 (4 ч)
|
78 |
31.01. |
|
Умножение вида 50х 9, 200х4 |
79 |
3.02. |
|
Умножение вида 50х 9, 200х4 |
80 |
4.02. |
|
Умножение вида 50х 9, 200х4 |
81 |
6.02. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Умножение вида 50х 9, 200х4» |
|
|
|
Прямая (3 ч)
|
82 |
7.02. |
|
Прямая. |
83 |
10.02. |
|
Прямая. |
84 |
11.02. |
|
Прямые пересекающиеся и непересекающиеся (практическая работа). |
|
|
|
Умножение на однозначное число (7 ч)
|
85 |
13.02. |
|
Умножение на однозначное число. |
86 |
14.02. |
|
Умножение на однозначное число. |
87 |
17.02. |
|
Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное. |
88 |
18.02. |
|
Умножение на однозначное число. |
89 |
20.02. |
|
Умножение на однозначное число. |
90 |
21.02. |
|
Контрольная работа по теме «Умножение двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число». |
91 |
25.02. |
|
Работа над ошибками «Умножение двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число». |
|
|
|
Измерение времени (4 ч)
|
92 |
27.02. |
|
Единицы времени. |
93 |
28.02. |
|
Решение задач с единицами времени. |
94 |
2.03. |
|
Решение задач с единицами времени. |
95 |
3.03. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Измерение времени». |
|
|
|
Деление на 10 и на 100 (2 ч)
|
96 |
5.03. |
|
Деление на 10 и на 100. |
97 |
6.03. |
|
Деление на 10 и на 100. |
|
|
|
Нахождение однозначного частного (5 ч)
|
98 |
10.03. |
|
Нахождение однозначного частного. |
99 |
12.03. |
|
Итоговая контрольная работа за 3 четверть |
100 |
13.03. |
|
Работа над ошибками. Нахождение однозначного частного. |
101 |
16.03. |
|
Нахождение однозначного частного. |
102 |
17.03. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Нахождение однозначного частного». |
|
|
|
Деление с остатком (4 ч)
|
103 |
19.03. |
|
Деление с остатком. |
104 |
20.03. |
|
Деление с остатком. |
105 |
30.03. |
|
Решение задач с остатком. |
106 |
31.03. |
|
Деление с остатком. Самостоятельная работа. |
|
|
|
Деление на однозначное число (7 ч)
|
107 |
2.04. |
|
Деление на однозначное число. |
108 |
3.04. |
|
Деление на однозначное число. |
109 |
6.04. |
|
Деление на однозначное число. |
110 |
7.04. |
|
Деление на однозначное число. |
111 |
9.04. |
|
Решение задач по теме «Деление на однозначное число». |
112 |
10.04. |
|
Решение задач по теме «Деление на однозначное число». |
113 |
13.04. |
|
Контрольная работа по теме «Деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число». |
|
|
|
Умножение вида 23х40 (5 ч)
|
114 |
14.04. |
|
Работа над ошибками «Деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число».Умножение вида 23х40. |
115 |
16.04. |
|
Умножение вида 23х40 |
116 |
17.04. |
|
Умножение вида 23х40 |
117 |
20.04. |
|
Вспоминаем пройденное по теме «Умножение вида 23х40». |
|
|
|
Умножение на двузначное число (7 ч) |
118 |
21.04. |
|
Умножение на двузначное число. |
119 |
23.04. |
|
Умножение на двузначное число. |
120 |
24.04. |
|
Устные и письменные приемы умножения. |
121 |
27.04. |
|
Умножение на двузначное число. |
122 |
28.04. |
|
Умножение на двузначное число. |
123 |
30.04. |
|
Умножение на двузначное число. |
124 |
7.05. |
|
Умножение на двузначное число. |
|
|
|
Деление на двузначное число (9 ч)
|
125 |
8.05. |
|
Деление на двузначное число. |
126 |
11.05. |
|
Деление на двузначное число. |
127 |
12.05. |
|
Деление на двузначное число. |
128 |
14.05. |
|
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) |
129 |
15.05. |
|
Деление на двузначное число. |
130 |
18.05. |
|
Деление на двузначное число. |
131 |
19.05. |
|
Деление на двузначное число. |
132 |
21.05. |
|
Деление на двузначное число |
133 |
22.05. |
|
Деление на двузначное число. |
134 |
25.05. |
|
Деление на двузначное число. |
135 |
26.05. |
|
Вспоминаем пройденное по теме "Деление на двузначное число". |
136 |
28.05. |
|
Вспоминаем пройденное по теме "Умножение на двузначное число". |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.