Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 3» ___________ Тюрина Г.Н. Приказ № 54 31 августа 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 3» ___________ Феоктистова Е. К. 31 августа 2020 г. |
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________ Данькова С. М. Протокол № 1 от 28 августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
( профильный уровень)
11 класс
Составитель: Никитина Елена Анатольевна
г. Гагарин
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой среднего общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа:авторских программ Алимова Ш.А. по алгебре и началам анализа(10-11класс) иЛ.С.Атанасяна (10 -11класс) по геометрии.
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
1. Алимов Ш. А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2017.
2. Л. С. Атанасян , В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г. Позняк Геометрия 10- 11 класс / М: «Просвещение»
Данные учебники входят в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа по математике для 11 класса рассчитана на 198 часов в год (6 ч в неделю)33уч.недели., плановых контрольных уроков 11.
Рабочая программа по математике для среднего общего образования разработана на основе фундаментального ядра общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных образовательных программ среднего общего образования. В них соблюдается преемственность с примерной рабочей программой основного общего образования.
Практическая значимость школьного курса математики обусловлена тем, что его объектами являются отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройств и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
В соответствии с принятой Конституцией развития математического образования в Российской Федерации математическое образование должно решать следующие ключевые задачи:
- предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимых для дальнейшей успешной жизни в обществе;
- обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продвижения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавания математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.;
- в основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.
Соответственно выделяются три направления требований к результат математического образования: практико–ориентированное математическое образование (математика для жизни), математика для использования в профессии, не связанной с математикой, творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся, которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в области математики, физики, экономики и других областях.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12 п. 7 организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют эти требования в образовательном процессе с учетом примерной основной образовательной программы как на основе учебно-методических комплектов соответствующего уровня, входящих в Федеральный перечень МОиН РФ, так и с возможным использованием иных источников учебной информации (учебно-методические пособия, образовательные порталы и сайты и др.).
В соответствии с требованиями в программе выделены два уровня: базовый и профильный. Данная программа полностью отражает базовый и профильный уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, главной целью которого является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА В 10-11 КЛАССАХ
Математическое образование в средней школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): алгебра; начала анализа; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах. Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими математическими приемами.
Алгебра и начала анализа – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения, интуиции, математической культуры учащихся.
Алгебра и начала математического анализа нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Изучение алгебры и начал анализа вносит вклад в развитие логического мышления, способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Кроме того, основной задачей курса алгебры и начал анализа является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления, так как для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления. Изучение предмета развивает воображение, пространственные представлении способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Кроме того, основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Курс в 10-11 классе направлен на систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру; овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
Предметные результаты освоения интегрированного курса математики ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путём освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе, а предметные результаты освоения курса математики на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они предполагают:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы.
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей;
- сформированность умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
- владение геометрической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;
- сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
- применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.
Планируемые предметные результаты:
|
|
Углубленный уровень «Системно-теоретические результаты» |
|
|
Раздел |
II. Выпускник научится |
IV. Выпускник получит возможность научиться |
|
Цели освоения предмета |
Для успешного продолжения образования по специальностям, связанным с прикладным использованием математики |
Для обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук |
|
Элементы теории множеств и математической логики |
- Свободно оперировать[1] понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение, объединение и разность множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, полуинтервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости; - задавать множества перечислением и характеристическим свойством; - оперировать понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; - проверять принадлежность элемента множеству; - находить пересечение и объединение множеств, в том числе представленных графически на числовой прямой и на координатной плоскости; - проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности утверждений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений; - проводить доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов |
- Достижение результатов раздела II; - оперировать понятием определения, основными видами определений, основными видами теорем; - понимать суть косвенного доказательства; - оперировать понятиями счетного и несчетного множества; - применять метод математической индукции для проведения рассуждений и доказательств и при решении задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать теоретико-множественный язык и язык логики для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов |
|
Числа и выражения |
- Свободно оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, иррациональное число, корень степени n, действительное число, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел; - понимать и объяснять разницу между позиционной и непозиционной системами записи чисел; - переводить числа из одной системы записи (системы счисления) в другую; - доказывать и использовать признаки делимости суммы и произведения при выполнении вычислений и решении задач; - выполнять округление рациональных и иррациональных чисел с заданной точностью; - сравнивать действительные числа разными способами; - упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби, числа, записанные с использованием арифметического квадратного корня, корней степени больше 2; - находить НОД и НОК разными способами и использовать их при решении задач; - выполнять вычисления и преобразования выражений, содержащих действительные числа, в том числе корни натуральных степеней; - выполнять стандартные тождественные преобразования тригонометрических, логарифмических, степенных, иррациональных выражений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - выполнять и объяснять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений, используя разные способы сравнений; - записывать, сравнивать, округлять числовые данные реальных величин с использованием разных систем измерения; - составлять и оценивать разными способами числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов |
- Достижение результатов раздела II; - свободно оперировать числовыми множествами при решении задач; - понимать причины и основные идеи расширения числовых множеств; - владеть основными понятиями теории делимости при решении стандартных задач - иметь базовые представления о множестве комплексных чисел; - свободно выполнять тождественные преобразования тригонометрических, логарифмических, степенных выражений; - владеть формулой бинома Ньютона; - применять при решении задач теорему о линейном представлении НОД; - применять при решении задач Китайскую теорему об остатках; - применять при решении задач Малую теорему Ферма; - уметь выполнять запись числа в позиционной системе счисления; - применять при решении задач теоретико-числовые функции: число и сумма делителей, функцию Эйлера; - применять при решении задач цепные дроби; - применять при решении задач многочлены с действительными и целыми коэффициентами; - владеть понятиями приводимый и неприводимый многочлен и применять их при решении задач; - применять при решении задач Основную теорему алгебры; - применять при решении задач простейшие функции комплексной переменной как геометрические преобразования |
|
Уравнения и неравенства
|
- Свободно оперировать понятиями: уравнение, неравенство, равносильные уравнения и неравенства, уравнение, являющееся следствием другого уравнения, уравнения, равносильные на множестве, равносильные преобразования уравнений; - решать разные виды уравнений и неравенств и их систем, в том числе некоторые уравнения 3-й и 4-й степеней, дробно-рациональные и иррациональные; - овладеть основными типами показательных, логарифмических, иррациональных, степенных уравнений и неравенств и стандартными методами их решений и применять их при решении задач; - применять теорему Безу к решению уравнений; - применять теорему Виета для решения некоторых уравнений степени выше второй; - понимать смысл теорем о равносильных и неравносильных преобразованиях уравнений и уметь их доказывать; - владеть методами решения уравнений, неравенств и их систем, уметь выбирать метод решения и обосновывать свой выбор; - использовать метод интервалов для решения неравенств, в том числе дробно-рациональных и включающих в себя иррациональные выражения; - решать алгебраические уравнения и неравенства и их системы с параметрами алгебраическим и графическим методами; - владеть разными методами доказательства неравенств; - решать уравнения в целых числах; - изображать множества на плоскости, задаваемые уравнениями, неравенствами и их системами; - свободно использовать тождественные преобразования при решении уравнений и систем уравнений
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - составлять и решать уравнения, неравенства, их системы при решении задач других учебных предметов; - выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении различных уравнений, неравенств и их систем при решении задач других учебных предметов; - составлять и решать уравнения и неравенства с параметрами при решении задач других учебных предметов; - составлять уравнение, неравенство или их систему, описывающие реальную ситуацию или прикладную задачу, интерпретировать полученные результаты; - использовать программные средства при решении отдельных классов уравнений и неравенств |
- Достижение результатов раздела II; - свободно определять тип и выбирать метод решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств, иррациональных уравнений и неравенств, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; - свободно решать системы линейных уравнений; - решать основные типы уравнений и неравенств с параметрами; - применять при решении задач неравенства Коши — Буняковского, Бернулли; - иметь представление о неравенствах между средними степенными
|
Функции |
- Владеть понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; уметь применять эти понятия при решении задач; - владеть понятием степенная функция; строить ее график и уметь применять свойства степенной функции при решении задач; - владеть понятиями показательная функция, экспонента; строить их графики и уметь применять свойства показательной функции при решении задач; - владеть понятием логарифмическая функция; строить ее график и уметь применять свойства логарифмической функции при решении задач; - владеть понятиями тригонометрические функции; строить их графики и уметь применять свойства тригонометрических функций при решении задач; - владеть понятием обратная функция; применять это понятие при решении задач; - применять при решении задач свойства функций: четность, периодичность, ограниченность; - применять при решении задач преобразования графиков функций; - владеть понятиями числовая последовательность, арифметическая и геометрическая прогрессия; - применять при решении задач свойства и признаки арифметической и геометрической прогрессий. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: - определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, точки перегиба, период и т.п.); - интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации;. - определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.) |
- Достижение результатов раздела II; - владеть понятием асимптоты и уметь его применять при решении задач; - применять методы решения простейших дифференциальных уравнений первого и второго порядков
|
|
Элементы математического анализа |
- Владеть понятием бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и уметь применять его при решении задач; - применять для решения задач теорию пределов; - владеть понятиями бесконечно большие и бесконечно малые числовые последовательности и уметь сравнивать бесконечно большие и бесконечно малые последовательности; - владеть понятиями: производная функции в точке, производная функции; - вычислять производные элементарных функций и их комбинаций; - исследовать функции на монотонность и экстремумы; - строить графики и применять к решению задач, в том числе с параметром; - владеть понятием касательная к графику функции и уметь применять его при решении задач; - владеть понятиями первообразная функция, определенный интеграл; - применять теорему Ньютона–Лейбница и ее следствия для решения задач.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: - решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик процессов; - интерпретировать полученные результаты |
- Достижение результатов раздела II; - свободно владеть стандартным аппаратом математического анализа для вычисления производных функции одной переменной; - свободно применять аппарат математического анализа для исследования функций и построения графиков, в том числе исследования на выпуклость; - оперировать понятием первообразной функции для решения задач; - овладеть основными сведениями об интеграле Ньютона–Лейбница и его простейших применениях; - оперировать в стандартных ситуациях производными высших порядков; - уметь применять при решении задач свойства непрерывных функций; - уметь применять при решении задач теоремы Вейерштрасса; - уметь выполнять приближенные вычисления (методы решения уравнений, вычисления определенного интеграла); - уметь применять приложение производной и определенного интеграла к решению задач естествознания; - владеть понятиями вторая производная, выпуклость графика функции и уметь исследовать функцию на выпуклость |
|
Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика
|
- Оперировать основными описательными характеристиками числового набора, понятием генеральная совокупность и выборкой из нее; - оперировать понятиями: частота и вероятность события, сумма и произведение вероятностей, вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов; - владеть основными понятиями комбинаторики и уметь их применять при решении задач; - иметь представление об основах теории вероятностей; - иметь представление о дискретных и непрерывных случайных величинах и распределениях, о независимости случайных величин; - иметь представление о математическом ожидании и дисперсии случайных величин; - иметь представление о совместных распределениях случайных величин; - понимать суть закона больших чисел и выборочного метода измерения вероятностей; - иметь представление о нормальном распределении и примерах нормально распределенных случайных величин; - иметь представление о корреляции случайных величин.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; - выбирать методы подходящего представления и обработки данных |
- Достижение результатов раздела II; - иметь представление о центральной предельной теореме; - иметь представление о выборочном коэффициенте корреляции и линейной регрессии; - иметь представление о статистических гипотезах и проверке статистической гипотезы, о статистике критерия и ее уровне значимости; - иметь представление о связи эмпирических и теоретических распределений; - иметь представление о кодировании, двоичной записи, двоичном дереве; - владеть основными понятиями теории графов (граф, вершина, ребро, степень вершины, путь в графе) и уметь применять их при решении задач; - иметь представление о деревьях и уметь применять при решении задач; - владеть понятием связность и уметь применять компоненты связности при решении задач; - уметь осуществлять пути по ребрам, обходы ребер и вершин графа; - иметь представление об эйлеровом и гамильтоновом пути, иметь представление о трудности задачи нахождения гамильтонова пути; - владеть понятиями конечные и счетные множества и уметь их применять при решении задач; - уметь применять метод математической индукции; - уметь применять принцип Дирихле при решении задач |
|
Текстовые задачи |
- Решать разные задачи повышенной трудности; - анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; - строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения при решении задачи; - решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; - анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; - переводить при решении задачи информацию из одной формы записи в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - решать практические задачи и задачи из других предметов |
- Достижение результатов раздела II
|
|
Геометрия |
- Владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений; - самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новых классах фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям; - исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах; - решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач; - уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения; - владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр; - иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из них и уметь применять их при решении задач; - уметь строить сечения многогранников с использованием различных методов, в том числе и метода следов; - иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними; - применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач; - уметь применять параллельное проектирование для изображения фигур; - уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач; - владеть понятиями ортогональное проектирование, наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач; - владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач; - владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь применять его при решении задач; - владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении задач; - владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства параллелепипеда при решении задач; - владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его при решении задач; - владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач; - иметь представление о теореме Эйлера, правильных многогранниках; - владеть понятием площади поверхностей многогранников и уметь применять его при решении задач; - владеть понятиями тела вращения (цилиндр, конус, шар и сфера), их сечения и уметь применять их при решении задач; - владеть понятиями касательные прямые и плоскости и уметь применять изпри решении задач; - иметь представления о вписанных и описанных сферах и уметь применять их при решении задач; - владеть понятиями объем, объемы многогранников, тел вращения и применять их при решении задач; - иметь представление о развертке цилиндра и конуса, площади поверхности цилиндра и конуса, уметь применять их при решении задач; - иметь представление о площади сферы и уметь применять его при решении задач; - уметь решать задачи на комбинации многогранников и тел вращения; - иметь представление о подобии в пространстве и уметь решать задачи на отношение объемов и площадей поверхностей подобных фигур. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат |
- Иметь представление об аксиоматическом методе; - владеть понятием геометрические места точек в пространстве и уметь применять их для решения задач; - уметь применять для решения задач свойства плоских и двугранных углов, трехгранного угла, теоремы косинусов и синусов для трехгранного угла; - владеть понятием перпендикулярное сечение призмы и уметь применять его при решении задач; - иметь представление о двойственности правильных многогранников; - владеть понятиями центральное и параллельное проектирование и применять их при построении сечений многогранников методом проекций; - иметь представление о развертке многогранника и кратчайшем пути на поверхности многогранника; - иметь представление о конических сечениях; - иметь представление о касающихся сферах и комбинации тел вращения и уметь применять их при решении задач; - применять при решении задач формулу расстояния от точки до плоскости; - владеть разными способами задания прямой уравнениями и уметь применять при решении задач; - применять при решении задач и доказательстве теорем векторный метод и метод координат; - иметь представление об аксиомах объема, применять формулы объемов прямоугольного параллелепипеда, призмы и пирамиды, тетраэдра при решении задач; - применять теоремы об отношениях объемов при решении задач; - применять интеграл для вычисления объемов и поверхностей тел вращения, вычисления площади сферического пояса и объема шарового слоя; - иметь представление о движениях в пространстве: параллельном переносе, симметрии относительно плоскости, центральной симметрии, повороте относительно прямой, винтовой симметрии, уметь применять их при решении задач; - иметь представление о площади ортогональной проекции; - иметь представление о трехгранном и многогранном угле и применять свойства плоских углов многогранного угла при решении задач; - иметь представления о преобразовании подобия, гомотетии и уметь применять их при решении задач; - уметь решать задачи на плоскости методами стереометрии; - уметь применять формулы объемов при решении задач |
|
Векторы и координаты в пространстве |
- Владеть понятиями векторы и их координаты; - уметь выполнять операции над векторами; - использовать скалярное произведение векторов при решении задач; - применять уравнение плоскости, формулу расстояния между точками, уравнение сферы при решении задач; - применять векторы и метод координат в пространстве при решении задач
|
- Достижение результатов раздела II; - находить объем параллелепипеда и тетраэдра, заданных координатами своих вершин; - задавать прямую в пространстве; - находить расстояние от точки до плоскости в системе координат; - находить расстояние между скрещивающимися прямыми, заданными в системе координат |
|
История математики
|
- Иметь представление о вкладе выдающихся математиков в развитие науки; - понимать роль математики в развитии России |
Достижение результатов раздела II |
|
Методы математики |
- Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; - применять основные методы решения математических задач; - на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; - применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач; - пользоваться прикладными программами и программами символьных вычислений для исследования математических объектов |
- Достижение результатов раздела II; - применять математические знания к исследованию окружающего мира (моделирование физических процессов, задачи экономики)
|
|
Алгебра и начала математического анализа:
1. Тригонометрические функции , 20ч.
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций. Свойство функции y = cos x и её график. Свойство функции y = sin x и её график . Свойство функции y = tg x и её график. Обратные тригонометрические функции.
2. Производная и её геометрический смысл, 20ч.
Производная. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций . Геометрический смысл производной.
3. Применение производной к исследованию функций, 18 ч.
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Применение производной к построению графиков функций . Наибольшее и наименьшее значения функции.
Выпуклость графика функции, точки перегиба.
4. Интеграл, 17 ч.
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции и интеграл . Вычисление интегралов. Вычисление площадей с помощью интегралов
Применение производной и интеграла к решению практических задач.
5. Комбинаторика, 13 ч.
Правило произведения . Перестановки. Размещения . Сочетания и их свойства.
Бином Ньютона.
6. Элементы теории вероятностей, 16 ч.
Cобытия. Комбинация событий. Противоположное событие . Вероятность события
Сложение вероятностей . Независимые события. Умножение вероятностей . Статистическая вероятность.
7. Статистика, 9 ч.
Случайные величины . Центральные тенденции. Меры разброса.
8. Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по алгебре и началам математического анализа, 26 ч.
Геометрия:
1. Векторы в пространстве, 6 ч.
Понятие вектора в пространстве Понятие вектора Равенство векторов .Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число .Сложение и вычитание векторов Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы Компланарные векторы. Правило параллелепипеда .Разложение вектора по трём некомпланарным векторам.
2. Метод координат в пространстве, 11 ч.
Координаты точки и координаты вектора. Прямоугольная система координат в пространстве .Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах .Уравнение сферы.
Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов .Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Уравнение плоскости.
3. Движения, 3 ч.
Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия . Параллельный перенос .Преобразование подобия.
4. Цилиндр, конус и шар, 16 ч.
Цилиндр. Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Конус. Понятие конуса . Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера . Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости . Касательная плоскость к сфере . Площадь сферы. Взаимное расположение сферы и прямой . Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность . Сфера, вписанная в коническую поверхность. Сечения цилиндрической поверхности Сечения конической поверхности.
5. Объемы тел, 17 ч.
Объём прямоугольного параллелепипеда. Понятие объёма Объём прямоугольно параллелепипеда. Объёмы прямой призмы и цилиндра. Объём прямой призмы . Объём цилиндра. Объёмы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Вычисление объёмов тел с помощью интеграла. Объём наклонной призмы . Объём пирамиды . Объём конуса. Объём шара и площадь сферы. Объём шара. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы.
6. Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии14 ч.
Тематическое планирование.
№ |
Тема урока |
Кол-во час |
1а |
Область определения и множество значений тригонометрических функций |
1 |
2г |
Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов. |
1 |
3г |
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число. |
1 |
4а |
Область определения и множество значений тригонометрических функций |
1 |
5а |
Область определения и множество значений тригонометрических функций |
1 |
6а |
Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций |
1 |
7а |
Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций |
1 |
8г |
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число. |
1 |
9г |
Компланарные векторы |
1 |
10а |
Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций |
1 |
11а |
Свойство функции y = cos x и её график |
1 |
12а |
Свойство функции y = cos x и её график |
1 |
13а |
Свойство функции y = cos x и её график |
1 |
14г |
Компланарные векторы |
1 |
15г |
Решение задач по теме «Векторы в пространстве» |
1 |
16а |
Свойство функции y = sin x и её график |
1 |
17а |
Свойство функции y = sin x и её график |
1 |
18а |
Свойство функции y = sin x и её график |
1 |
19а |
Свойство функции y = tg x и её график |
1 |
20г |
Прямоугольная система координат. Координаты вектора в пространстве. |
1 |
21г |
Прямоугольная система координат. Координаты вектора в пространстве. |
1 |
22а |
Входная контрольная работа |
1 |
23а |
Свойство функции y = tg x и её график |
1 |
24а |
Обратные тригонометрические функции |
1 |
25а |
Обратные тригонометрические функции |
1 |
26г |
Связь между координатами векторов и координатами точек. |
1 |
27г |
Простейшие задачи в координатах. |
1 |
28а |
Обратные тригонометрические функции |
1 |
29а |
Решение задач по теме «Тригонометрические функции» |
1 |
30а |
Решение задач по теме «Тригонометрические функции» |
1 |
31а |
Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции» |
1 |
32г |
Уравнение сферы. |
1 |
33г |
Угол между векторами |
1 |
34а |
Анализ к.р. Производная |
1 |
35а |
Производная |
1 |
36а |
Производная |
1 |
37а |
Производная степенной функции |
1 |
38г |
Скалярное произведение векторов |
1 |
39г |
Скалярное произведение векторов |
1 |
40а |
Производная степенной функции |
1 |
41а |
Производная степенной функции |
1 |
42а |
Правила дифференцирования |
1 |
43а |
Правила дифференцирования |
1 |
44г |
Вычисление углов между прямыми и плоскостями. |
1 |
45г |
Вычисление углов между прямыми и плоскостями. |
1 |
46а |
Правила дифференцирования |
1 |
47а |
Производные некоторых элементарных функций |
1 |
48а |
Производные некоторых элементарных функций |
1 |
49а |
Производные некоторых элементарных функций |
1 |
50г |
Уравнение плоскости |
1 |
51г |
Движения |
1 |
52а |
Производные некоторых элементарных функций |
1 |
53а |
Геометрический смысл производной |
1 |
54а |
Геометрический смысл производной |
1 |
55а |
Геометрический смысл производной |
1 |
56г |
Движения |
1 |
57г |
Движения |
1 |
58а |
Геометрический смысл производной |
1 |
59а |
Решение задач по теме «Производная и её геометрический смысл» |
1 |
60а |
Контрольная работа «Производная и её геометрический смысл» |
1 |
61а |
Анализ к.р. Решение задач по теме «Производная и её геометрический смысл» |
1 |
62г |
Контрольная работа по теме «Метод координат в пространстве. Движения» |
1 |
63г |
Анализ к. р. Решение задач по теме «Метод координат в пространстве. Движения» |
1 |
64а |
Возрастание и убывание функции |
1 |
65а |
Возрастание и убывание функции |
1 |
66а |
Экстремумы функции |
1 |
67а |
Экстремумы функции |
1 |
68г |
Понятие цилиндра |
1 |
69г |
Площадь поверхности цилиндра |
1 |
70а |
Экстремумы функции |
1 |
71а |
Применение производной к построению графиков функций |
1 |
72а |
Применение производной к построению графиков функций |
1 |
73а |
Применение производной к построению графиков функций |
1 |
74г |
Площадь поверхности цилиндра |
1 |
75г |
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса |
1 |
76а |
Применение производной к построению графиков функций |
1 |
77а |
Наибольшее и наименьшее значения функции |
1 |
78а |
Наибольшее и наименьшее значения функции |
1 |
79а |
Наибольшее и наименьшее значения функции |
1 |
80г |
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса |
1 |
81г |
Усеченный конус |
1 |
82а |
Выпуклость графика функции, точки перегиба |
1 |
83а |
Выпуклость графика функции, точки перегиба |
1 |
84а |
Выпуклость графика функции, точки перегиба |
1 |
85а |
Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций» |
1 |
86г |
Усеченный конус |
1 |
87г |
Сфера и шар |
1 |
88а |
Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций» |
1 |
89а |
Контрольная работа по теме «Применение производной к исследованию функций» |
1 |
90а |
Анализ к. р. Первообразная |
1 |
91а |
Первообразная |
1 |
92г |
Взаимное расположение сферы и плоскости. |
1 |
93г |
Касательная плоскость к сфере |
1 |
94а |
Правила нахождения первообразных |
1 |
95а |
Правила нахождения первообразных |
1 |
96а |
Площадь криволинейной трапеции и интеграл |
1 |
97а |
Площадь криволинейной трапеции и интеграл |
1 |
98г |
Площадь сферы |
1 |
99г |
Взаимное расположение сферы и прямой |
1 |
100а |
Площадь криволинейной трапеции и интеграл |
1 |
101а |
Вычисление интегралов |
1 |
102а |
Вычисление интегралов |
1 |
103а |
Вычисление площадей с помощью интегралов |
1 |
104г |
Сфера, вписанная в цилиндрическую и коническую поверхность |
1 |
105г |
Сечения цилиндрической и конической поверхности |
1 |
106а |
Вычисление площадей с помощью интегралов |
1 |
107а |
Вычисление площадей с помощью интегралов |
1 |
108а |
Применение производной и интеграла к решению практических задач |
1 |
109а |
Применение производной и интеграла к решению практических задач |
1 |
110г |
Контрольная работа по теме «Цилиндр, конус, шар» |
1 |
111г |
Анализ к.р. Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар» |
1 |
112а |
Решение задач по теме «Интеграл» |
1 |
113а |
Решение задач по теме «Интеграл» |
1 |
114а |
Контрольная работа по теме «Интеграл» |
1 |
115а |
Анализ к.р. Правило произведения |
1 |
116г |
Понятие объема |
1 |
117г |
Объем прямоугольного параллелепипеда |
1 |
118а |
Правило произведения |
1 |
119а |
Перестановки |
1 |
120а |
Перестановки |
1 |
121а |
Размещения |
|
122г |
Объем прямой призмы |
1 |
123г |
Объем цилиндра |
1 |
124а |
Размещения |
1 |
125а |
Сочетания и их свойства |
1 |
126а |
Сочетания и их свойства |
1 |
127а |
Бином Ньютона |
1 |
128г |
Объем цилиндра |
1 |
129г |
Вычисление объемов тел с помощью интеграла |
1 |
130а |
Бином Ньютона |
1 |
131а |
Решение задач по теме «Комбинаторика» |
1 |
132а |
Решение задач по теме «Комбинаторика» |
1 |
133а |
Контрольная работа по теме «Комбинаторика» |
1 |
134г |
Объем наклонной призмы |
1 |
135г |
Объем пирамиды |
1 |
136а |
Анализ к.р. Cобытия |
1 |
137а |
Комбинация событий. Противоположное событие |
1 |
138а |
Комбинация событий. Противоположное событие |
1 |
139а |
Вероятность события |
1 |
140г |
Объем пирамиды |
1 |
141г |
Объем конуса |
1 |
142а |
Вероятность события |
1 |
143а |
Сложение вероятностей |
1 |
144а |
Сложение вероятностей |
1 |
145а |
Независимые события. Умножение вероятностей |
1 |
146г |
Объем шара |
1 |
147г |
Объем шарового сегмента, шарового слоя , шарового сектора |
1 |
148а |
Независимые события. Умножение вероятностей |
1 |
149а |
Статистическая вероятность |
1 |
150а |
Статистическая вероятность |
1 |
151а |
Решение задач по теме «Элементы теории вероятностей» |
1 |
152г |
Объем шарового сегмента, шарового слоя , шарового сектора |
1 |
153г |
Площадь сферы |
1 |
154а |
Контрольная работа по теме «Элементы теории вероятностей» |
1 |
155а |
Анализ к.р. Случайные величины |
1 |
156а |
Случайные величины |
1 |
157а |
Центральные тенденции |
1 |
158г |
Площадь сферы |
1 |
159г |
Контрольная работа по теме «Объемы тел» |
1 |
160а |
Центральные тенденции |
1 |
161а |
Меры разброса |
1 |
162а |
Меры разброса |
1 |
163а |
Меры разброса |
1 |
164г |
Анализ к.р. Решение задач по теме «Объемы тел» |
1 |
165г |
Повторение. Угол между касательной и хордой. Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью |
1 |
166а |
Решение задач по теме «Статистика» |
1 |
167а |
Контрольная работа по теме «Статистика» |
1 |
168а |
Анализ к.р. Повторение. Действительные числа |
1 |
169а |
Алгебраические выражения. |
1 |
170г |
Углы с вершинами внутри и вне круга Решение треугольников, теоремы синусов и косинусов. |
1 |
171г |
Теорема о медиане, теорема о биссектрисе треугольника. |
1 |
172а |
Тождественные преобразования |
1 |
173а |
Функции. Свойства функции |
1 |
174а |
Функции. Свойства функции |
1 |
175а |
Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств |
1 |
176г |
Формулы вычисления площади треугольника |
1 |
177г |
Параллельность прямых и плоскостей Перпендикулярность прямых и плоскостей. Теорема о трёх перпендикулярах. |
1 |
178а |
Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств |
1 |
179а |
Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств |
1 |
180а |
Производная, интеграл и их применение |
1 |
181а |
Производная, интеграл и их применение |
1 |
182г |
Метод координат в пространстве (вычисление расстояний между прямыми; прямыми и плоскостями; плоскостями.) |
1 |
183г |
Решение задач методом координат (вычисление углов между прямыми; прямыми и плоскостями; плоскост.) |
1 |
184а |
Вычисление и тождественные преобразования рациональных выражений. |
1 |
185а |
Рациональные уравнения, неравенства и системы уравнений и неравенств. |
1 |
186а |
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации |
1 |
187а |
Анализ к.р. Решение задач методом координат (вычисление углов между прямыми; прямыми и плоскостями; плоскост.) |
1 |
188г |
Многогранники, вычисление площадей поверхности, объемов тел. |
1 |
189г |
Многогранники, вычисление площадей поверхности, объемов тел. |
1 |
190а |
Вычисление и тождественные преобразования выражений, содержащих радикалы. |
1 |
191а |
Иррациональные уравнения, неравенства и системы уравнений. |
1 |
192а |
Вычисление и тождественные преобразования тригонометрических выражений. |
1 |
193а |
Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения, неравенства, системы уравнений. |
1 |
194г |
Многогранники, вычисление площадей поверхности, объемов тел. |
1 |
195г |
Тела вращения. Вычисление площадей поверхности, объемов тел. |
1 |
196а |
Вычисление и преобразования выражений, содержащих степени с рациональным показателем. |
1 |
197а |
Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. |
1 |
198а |
Вычисление и преобразования логарифмических выражений. Логарифмическая функция. |
1 |
199а |
Логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений. |
1 |
200г |
Тела вращения. Вычисление площадей поверхности, объемов тел. |
1 |
201г |
Тела вращения. Вычисление площадей поверхности, объемов тел. |
1 |
202а |
Прогрессии. Тестовые задачи. |
1 |
203а |
Прогрессии. Тестовые задачи. |
1 |
204а |
Прогрессии. Тестовые задачи. |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.