Ростовская область Неклиновский район село Васильево-Ханжоновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа имени А.Д. Зеленковой
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ В-Ханжоновской СОШ Приказ от «31» августа 2020 года № ____ _______________________ Безуглова В.А.
|
Рабочая программа
по Мировой художественной культуре
Уровень общего образования – среднее общее, 11 классы
Количество часов – 34
Учитель Саенко Майя Владимировна
Программа разработана на основе Авторской программы Л.Г. Емохоновой и Н.Н. Малаховой «Мировая художественная культура» Программа для 10-11 классов. Издательский центр «Академия» Москва 2019г
1. Пояснительная записка
Нормативными документами для составления данной программы являются:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273
· Приказ Министерства образования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждение ФКГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
· Приказ Министерства образования России от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
· Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № НТ-136-8.
· Образовательная программа МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2020-2021 учебный год.
· Учебный план МБОУ В-Ханжоновской СОШ на 2020-2021 учебный год
.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10—11 классов (далее — Программа) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и - Авторской программы Л.Г. Емохоновой и Н.Н. Малаховой «Мировая художественная культура» Программа для 10-11 классов. Издательский центр «Академия» Москва 2019г
Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.
Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:
- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
2. Основное содержание.
Общая характеристика учебного курса
Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он формирует целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе. Содержание программы дает возможность для развития важных личностных характеристик выпускника средней школы:
– уважение культуры и духовных традиций своего народа, своей Родины;
– осознание и принятие традиционных ценностей многонационального российского народа и человечества;
– мотивация на творческое развитие, активное и целенаправленное познание мира, самообразование.
Изучение мировой художественной культуры в средней школе направлено на достижение следующих целей:
– развитие духовно-нравственной личности, уважающей культурные традиции народов России и других стран мира;
– воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства;
– развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
– освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
– овладение умениями анализировать произведения искусства и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
– использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса Мировая художественная культура в 11 классе отводится 1 час в неделю, за курс 34 часа. Программа будет пройдена полностью за 34 часа в соответствии с календарно-учебным графиком.
Содержание курса
11 КЛАСС (34 ЧАСА)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (4 часа)
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
Северное Возрождение (4 часа)
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
Контрольная работа 1 час
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».
Классицизм (1 час)
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир (4 часа)
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».
Контрольная работа 1 час
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)
Реализм (2 часа)
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)
Модернизм (3 часа)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм (2 часа)
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».
Итоговый контроль 1 час
Тематическое планирование
11 класс
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 часов) Возрождение в Италии (5 часов) Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных.Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком»,«Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца» |
Восприятие произведений искусства Рассматривание живописных произведений с использованием визуальных эффектов (увеличение, уменьшение, изображения, создание «кружащегося» пространства), музыкального или литературного фона.Созерцание произведения искусства с последующим размышлением в группах, сопоставление своих впечатлений и мнений с точкой зрения автора учебника, одноклассников родителей. Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты). Аналитическая деятельность Размышления об особенностях отражения в архитектуре Возрождения нового восприятия пространства и времени. Характеристика архитектурных приемов Брунеллески, позволяющих назвать его родоначальником ренессансной архитектуры. Работа в индивидуально-творческой карте. Рассуждения об уникальности ренессансного человека и соответствующего ему пространства «идеального» города Обоснование использования в живописи Мазаччо изобразительных приемов, создающих метафору площади как нового мира. Определение сходных черт фресок Мазаччо и рельефов Донателло. Характеристика новаторских приемов Леонардо да Винчи как художника Высокого Возрождения, подтвержденная примерами. Определение специфики художественного синтеза архитектуры и живописи, реализованного Рафаэлем в росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане. Выявление стилистических черт творчества Микеланджело (особый акцент делается на обретение скульптурой равных прав с архитектурой). Анализ особенностей венецианской живописи и их отражения в творчестве Тициана.Определение отличий итальянской ренессансной живописи от живописи Северного Возрождения. Раскрытие специфики нидерландского Возрождения в живописи Питера Брейгеля Старшего. Анализ любой картины из серии «Месяцы» с точки зрения идейного содержания, композиции, палитры. Выявление в творчестве Альбрехта Дюрера черт немецкого Возрождения. Осмысление мировосприятия немцев через его преломление в творчестве Дюрера. Исследование ренессансных тенденций во французской культуре на основе школы Фонтенбло. Сравнение декора интерьеров во французском и итальянском Ренессансе. |
Северное Возрождение (4 часа) Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»:«Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой» |
Характеристика особенностей Ренессанса в Англии. Обоснование взгляда на драматургию У.Шекспира как на одну из вершин литературы эпохи Возрождения. Творческая деятельность Творческая работа, связанная с интерпретацией эстетики античности в культуре Ренессанса.Создание поэтических или прозаических текстов об «идеальном» городе. Сравнительный анализ самостоятельно выбранных картин художников итальянского и Северного Возрождения (композиция, образы, колорит).Пластическое интонирование художественных образов. Ритмическое, мелодическое озвучивание отдельных произведений эпохи Ренессанса.Групповая дискуссия о киноверсиях произведений У.Шекспира. Проектная деятельность Поиск черт «идеального» города в своем административном центре. Внесение предложений для создания этого образа в реальной действительности.Поиск точек соприкосновения мироощущения человека Северного Возрождения с современным восприятием повседневности, обоснование возможности или невозможности взаимосвязи времен |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 часов) Барокко (4 часа) Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в кафедральном соборе в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Сoncerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею»: |
Восприятие произведений искусства Восприятие живописи, архитектуры, скульптуры барокко в соединении с музыкой. Соотнесение архитектурных сооружений и живописных произведений с музыкальными композициями по образно- эмоциональному единству. Подготовленное восприятие оперы К.Монтеверди «Орфей» (предварительное знакомство с сюжетом, особенностями жанра оперы). Выражение собственного мнения об интонационной специфике музыки барокко. Коллективное рассматривание произведения живописи барокко, обсуждение отношения к увиденному. Аналитическая деятельность Выявление в архитектуре барокко черт эпохи. Анализ специфики русского барокко, стилевых особенностей «растреллиевского барокко». Постижение главного свойства стиля барокко в оформлении интерьеров. Обоснование эстетического кредо психологического реализма в живописи барокко на примере творчества Рембрандта. Выявление черт гуманизма в образах, созданных Рубенсом. Определение сходства между музыкой, архитектурой и живописью барокко, аргументация своей точки зрения. Рассуждения о театрализации жизни в эпоху барокко, появлении новых музыкальных жанров. |
Классицизм (1 час) «Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика» |
Творческая деятельность Выполнение поисково-исследовательского задания «Образ “короля-солнца” в ансамбле Версаля». Работа в индивидуально-творческой карте. Моделирование художественного пространства картины «Царство Флоры», сравнение своих вариантов с живописным полотном Н.Пуссена. Проектная деятельность Поиск черт культуры барокко в окружающей действительности (архитектура, декор, театральные постановки, одежда, аксессуары). Выявление архитектурного ядра города (населенного пункта) — того начала, которое объединяет, организует его облик. Исследование различий в садово-парковой архитектуре барокко и классицизма в своем городе, областном центре, пригородных усадьбах Петербурга и Западной Европы |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 часов) Рококо (1 час) Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели» Франсуа Неоклассицизм, ампир (5 часов) Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: Dies irac, Lacrimosa. Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Пари же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье» Романтизм (2 часа) Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Вен- герский танец № 1». Живопись романтизма. Рели- гиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Литературная тематика. Данте Габриел Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В.Давыдова» |
Восприятие произведений искусства Восприятие произведений архитектуры и живописи в соединении с музыкой. Соотнесение архитектурных сооружений и живописных произведений с музыкальными композициями по образно- эмоциональному единству. Активное слушание музыкальных произведений. Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии. Рассматривание произведения искусства с последующим размышлением в группах, сопоставление своих впечатлений и мнений с точкой зрения одноклассников, автора учебника, учителя, родителей. Аналитическая деятельность Раскрытие специфики отражения эстетики эпохи в интерьерах рококо. Исследование связи музыкальных «багателей» Ф.Куперена с салонным искусством. Выявление основ эстетики классицизма в музыке Й.Гайдна. Объяснение природы различий в творчестве В.А.Моцарта и Л.В.Бетховена. Сопоставление образа «идеального» города эпохи Ренессанса и классицистических ансамблей Парижа и Петербурга, объяснение различий между ними. Постижение стилистических особенностей русского ампира и градостроительных приемов, применяемых при создании архитектурных ансамблей в этом стиле. Обоснование различий между классицистической и академической живописью. Характеристика особенностей русской академической живописи. Рассуждения о проявлении принципа народности в опере М.И.Глинки «Жизнь за царя». Объяснение причин востребованности в романтическом искусстве образа пеликана как аллегории Иисуса Христа. Обоснование основного кредо романтизма, нашедшего отражение в музыке этого направления. Рассуждение о темах, привлекавших композиторов и художников-романтиков. Выявление различий русского и европейского романтизма. Творческая деятельность Сочинение поэтических идиллий в духе рококо.Создание «маршрутов» и проведение виртуальных экскурсий (на основе мультимедийной презентации) по Парижу и Петербургу. Выполнение познавательно-творческого задания «Эмоционально-психологический портрет героя» (по эпизодам оперы Глинки «Жизнь за царя»). Моделирование постановки сцен из оперы «Жизнь за царя» в театре, создание киносценария по этим сценам. Сопоставление образа Черномора в поэме А.С.Пушкина и в опере М.И.Глинки. Сравнение выразительных средств, использованных авторами для создания образа персонажа. Выражение своих впечатлений о произведениях композиторов и художников-романтиков в форме эссе, стихотворений, поэтических зарисовок. Проектная деятельность Подбор примеров, иллюстрирующих различия эстетики классицизма в Западной Европе и России. Характеристика специфики романтизма в этих культурных ареалах. |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛО- ВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 часов) Реализм (3 часа) Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. Песня «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. |
Восприятие произведений искусства Соотнесение архитектурных сооружений, живописных произведений с музыкальными композициями, поэтическими образами по образно-эмоциональному единству. Описание тембровой и интонационной природы музыкального произведения, подбор к нему образных соответствий и метафор. Соотнесение впечатления от восприятия произведений художников-импрессионистов и постимпрессионистов с использованными ими живописными приемами. Аналитическая деятельность Определение общих черт творчества французских художников-реалистов и русских передвижников. Выявление особенностей изображения скрытого антагонизма между обществом и личностью на полотнах В.И.Сурикова. Поиск в произведениях композиторов «Могучей кучки» музыкальных приемов, использованных для выражения социальных идей. Характеристика черт русского оперного искусства, заложенных в творчестве М.И.Глинки и развитых в операх |
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа) Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Зав- трак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Об- лака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Сало- мея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином» Модерн (2 часа) Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзи кая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. |
Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.П.Бородина «Князь Игорь».Анализ музыкальных средств П.И.Чайковского, служащих для характеристики персожей и создания настроения в балете «Щелкунчик». Сравнение арабского и китайского танцев из балета «Щелкунчик», по-разному передающих тонкости восточного колорита. Аналитическая работа с либретто оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского. Исследование проявлений эстетики импрессионизма в изобразительном искусстве. Анализ картин художников-символистов как окна в неведомое. Определение сходства и различия в тематике романтической и символистской живописи. Характеристика образного языка и главных примет стиля П.Сезанна, В.Ван Гога, П.Гогена. Раскрытие специфики критерия красоты в стиле модерн. Исследование особенностей отражения априорной красоты русскими художниками стиля модерн. Изучение стилевых черт русского музыкального модерна Творческая деятельность Моделирование вариантов сценической постановки отдельных сцен из опер русских композиторов. Создание эскизов костюмов и декораций, разработка пластической драматургии (сцены из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина).Создание на основе своих впечатлений о художественных произведениях эссе, стихотворений прозаических отрывков. Моделирование образа живописного произведения в графических зарисовках (индивидуально или в группе), выявление главного смыслового ядра. Проектная деятельность Анализ влияния символистского мироощущения на эстетику модерна в европейском и русском искусстве. Поиск признаков стиля модерн в современных архитектурных проектах, при оформлении интерьеров, в орнаментике, дизайне одежды, украшениях. Объяснение на конкретных примерах кардинального отличия мироощущения символизма от реалистического мировоззрения, сопоставление живописных полотен представителей стиля модерн и художников-реалистов |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 часов) Модернизм (5 часов) Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессиониз- ме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформа- ция форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракцио- низме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изоль- да». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города Бразилия. Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. Константин Сергеевич Станислав ский и Владимир Иванович Немирович- Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр. Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сычуа ни». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец “Потемкин”». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра». Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Постмодернизм (2 часа) Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре- музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан» |
Восприятие произведений искусства Прослушивание музыкальных произведений, наблюдение за развитием музыкальных образов и тем. Выражение своих впечатлений и размышлений от музыкального произведения в форме эссе. Сопоставление своих впечатлений от музыки XX века и музыкальных произведений Возрождения и барокко.Соотнесение архитектурных сооружений и живописных произведений с музыкальными композициями по образно-эмоциональному единству. рассматривание произведения искусства с последующим размышлением в группах, сопоставление своих впечатлений и мнений с точкой зрения одноклассников, автора учебника, учителя, родителей. Аналитическая деятельность Характеристика художественных приемов, передающих новое видение красоты в искусстве модернизма. Объяснение сущности разрыва с классической традицией в архитектуре модернизма, подкрепленное примерами. Сравнительный анализ архитектурного конструктивизма Ш.Э.Ле Корбюзье и В.Е.Татлина, обоснование их роли открывателей новых путей в архитектуре.Проблемный анализ, поиск принципиальных различий в драматургии А.П.Чехова и .Брехта, в режиссуре спектаклей К.С.Станиславского и Б.Брехта. Исследование новаторских художественных приемов С.М.Эйзенштейна.Характеристика новаторских приемов композиторов «нововенской школы». Обнаружение параллелей музыки А.Шенберга, А. фон Веберна, А. фон Берга с различными художественными течениями XX века. Сравнение балета С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» с балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик». Размышления о новаторстве Прокофьева. Выявление различий музыкальных образов «Реквиема» А.Г.Шнитке и «Реквиема» В.А.Моцарта.Творческая деятельность Анализ фрагментов фильмов Феллини с точки зрения творческого подхода режиссера. Сопоставление музыкальных тем Седьмой симфонии Шостаковича с поэтическими произведениями по образно-эмоциональному единству. Создание коллективных инсталляций, перформансов на актуальные темы. Проектная деятельность Исследование картин художников постимпрессионизма и модернизма, поиск эстетических связей и преемственности между ними. Исследование проявлений эстетики модернизма в театральном искусстве и кинематографе. Сравнение театральных постановок (спектакль, опера, балет) или кинофильмов на один сюжет, выполненных в разной стилистической манере |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п
|
Тема урока |
Элементы содержания
|
Основные виды деятельности |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
|
||||||
Страницы учебника |
план |
факт |
||||
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)
|
|
|
|
||
|
Возрождение в Италии (4 часа) |
|
|
|
|
|
1 |
Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. |
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. |
- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества |
16-21
|
03.09.20 |
|
2 |
Образ площади и улицы в живописи. Ренессансный реализм в скульптуре. |
Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. |
22-26 |
10.09.20 |
|
|
3 |
Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. |
Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». |
26-31 |
17.09.20 |
|
|
4 |
Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. |
Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца». |
31-36 37-41 |
24.09.20 |
|
|
|
Северное Возрождение (4часа) |
|
|
|
|
|
5 |
Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. |
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». |
42-47 |
01.10.20 |
|
|
6 |
Мистический характер Возрождения в Германии. |
Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». |
48-52 |
08.10.20 |
|
|
7 |
Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. |
Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. |
52-57 |
15.10.20 |
|
|
8 |
Ренессанс в Англии. Драматургия. |
Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой». |
58-64 |
22.10.20 |
|
|
9 |
Обобщающий урок по теме «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ |
|
|
05.11.20 |
|
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)
|
|
|
|
||
|
Барокко (4 часа) |
|
|
|
|
|
10 |
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера. |
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. |
- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества |
68-73 |
12.11.20 |
|
11 |
Специфика русского барокко. |
Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. |
75-81 |
19.11.20 |
|
|
12 |
Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма. |
Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенден-ций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антвер-пене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». |
73-75 81-83
|
26.11.20 |
|
|
13 |
Музыка барокко. |
Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею». |
86-88 |
03.12.20 |
|
|
|
Классицизм – 1 ч. |
|
|
|
|
|
14 |
Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. |
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика». |
90-97 |
10.12.20 |
|
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (7 ЧАСОВ) Рококо (1 час) |
|
|
|
||
15 |
Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо. |
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена. |
- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества |
100-105 |
17.12.20 |
|
|
Неоклассицизм, ампир (4 часа) |
|
|
|
|
|
16 |
Музыка Просвещения. |
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». |
106-109 |
24.12.20 |
|
|
17
|
Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. |
Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев.«Выход России к морю» Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайлов-ский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. |
110-115 116-121 |
14.01.21 |
|
|
|
|
|
||||
18 |
Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической живописи. |
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу». |
121-126 |
21.01.21 |
|
|
19 |
Зарождение классической музыкальной школы в России. |
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье». |
126-131 |
28.01.21 |
|
|
|
Романтизм (2 часа) |
|
|
|
|
|
20- 21
|
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Живопись романтизма. |
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Францис-ко Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова». |
132-137 141-142 |
04.02.21 11.02.21 |
|
|
138-141, 143
|
|
|||||
22 |
Контрольная работа ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА |
Материал раздела, репродукции картин |
Знать материал раздела |
|
18.02.21 |
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ) |
|
|
|
||
|
Реализм (2 часа) |
|
|
|
|
|
23 |
Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники |
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». |
- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества |
146-151 |
25.02.21 |
|
24 |
Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке. |
Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама». |
152-154, 155-159 |
04.03.21 |
|
|
|
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2часа) |
|
|
|
|
|
25
26 |
Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке. Символизм в живописи. Постимпрессионизм |
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином». |
160-166 |
11.03.21
17.03.21
|
|
|
167-173 |
|
|||||
|
Модерн (2 часа) |
|
|
|
|
|
27 |
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре. |
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». |
174-181 |
01.04.21 |
|
|
28 |
Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Специфика русского модерна в музыке. |
Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином». |
182-185 |
08.04.21 |
|
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ) |
|
|
|
||
|
Модернизм (3 часа) |
|
|
|
|
|
29 |
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразительности в абстракционизме. Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Функционализм. |
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстрак ционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». |
- Знать основные - Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества |
188-194 |
15.04.21 |
|
30 |
Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм. |
Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. |
194-198 |
22.04.21 |
|
|
31 |
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. Кинематограф. |
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра»
|
199-203 204-207 |
29..04.21 |
|
|
|
Постмодернизм (2 часа) |
|
|
|
|
|
32
33 |
Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы».
Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза. |
Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием. Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан». |
208-212
213-224 |
06.04.21
13.05.21 |
|
|
34 |
Повторение ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА |
материал раздела Художественная культура XX века |
Знать материал раздела Художественная культура XX века |
|
20.05.21 |
|
3.Требования к уровню подготовки
Требования к уровню подготовки
Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.
Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:
знать /понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
Система оценки
Критерии оценки знаний устных и письменных ответов учащихся
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.
В развернутых и кратких устных ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения школьников по пятибалльной системе. При этом учитывается: глубина знаний (опора на теоретические положения искусствоведения и культурологи), полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы, соблюдение норм литературной речи.
Оценка «пять» - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, хорошая речь. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное исправление и дополнение ответа другого учащегося.
Оценка «четыре» - в освоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложенные недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.
Оценка «три» - в усвоении материала имеются значительные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе, в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.
Оценка «два» - главное содержание материала не раскрыто.
Оценка «единица» - материал не усвоен, учащийся отказывается ответить по теме или обнаруживает незнание ее основных положений.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по МХК
% выполнения |
0-35 |
36-60
|
61-85 |
86-100 |
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ |
Максимальное количество баллов |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком |
5 |
|
|
Минимальное количество – 10 слайдов |
10 |
|
|
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) |
5 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
Использование эффектов анимации |
15 |
|
|
Вставка графиков и таблиц |
10 |
|
|
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных |
10 |
|
|
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов |
5 |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы |
10 |
|
|
Слайды представлены в логической последовательности |
5 |
|
|
Красивое оформление презентации |
10 |
|
|
Слайды распечатаны в формате заметок. |
5 |
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: |
90 |
|
|
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по МХК
Отметка Содержание |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 Общая информация |
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
|
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. |
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. |
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема |
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. |
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. |
Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. |
Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы
|
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. |
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. |
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. |
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Контрольные работы по МХК в 10-11 классах
№ раздела |
Наименование раздела |
Количество часов |
Контрольные работы |
№ урока |
Дата проведения |
|
|
11 класс |
|
|
|
1 |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
|
9 |
к/р |
9 |
|
2 |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
|
5 |
|
|
|
3 |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
|
7 |
к/р |
22 |
|
4 |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА |
7 |
|
|
|
5 |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА |
7 |
к/р |
34 |
|
|
ИТОГО |
34 |
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
УМК по МХК
Рекомендуемые ресурсы в интернете
http://www.edu.ru — Федеральный образовательный портал.
http://www.artclassic.edu.ru — Федеральный образовательный портал. Коллекция образовательных ресурсов по МХК (по-
иск произведений искусства по времени, стране, стилю и пр.).
http://www.artprojekt.ru/Menu.html — Всемирная энциклопедия искусства.
http://www.arts-museum.ru — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
http://www.tretyakovgallery.ru — Государственная Третьяковская галерея.
http://www.shm.ru — Государственный Исторический музей.
http://vmdpni.ru — Всероссийский музей декоративноприкладного и народного искусства (ВМДПНИ).
http://www.gctm.ru — Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.
http://www.rublev-museum.ru — Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
http://www.hermitagemuseum.org — Государственный Эрмитаж.
http://rusmuseum.ru — Русский музей (Санкт-Петер бург).
http://peterhofmuseum.ru — Государственный музей-заповедник «Петергоф».
http://www.tzar.ru — Государственный музей-заповедник Царское Cело.
http://www.gmgs.ru — Государственный музей городской скульптуры (Санкт-Петербург).
http://www.theatremuseum.ru — Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
http://kuskovo.ru — Музей «Усадьба Кусково».http://www.tsaritsyno.net — Государственный историко-
архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно».
http://www.museumot.com — Музей игрушки (Сергиев Посад).
http://www.dionisy.com — Музей фресок Дионисия (Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово).
http://nzsk.org.ua — Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская» (Киев, Украина).
http://www.louvre.fr — Лувр (Musee du Louvre).
http://www.arts-et-metiers.net — Парижский музей искусстви ремесел (Musйe2e des arts et meй2tiers).
http://www.musee-picasso.fr — Музей Пикассо (Париж, Фран-ция).
http://www.daliparis.com — Музей Сальвадора Дали (Париж, Франция).
http://www.museodelprado.es — Мадридский музей Прадо (Museo Nacional del Prado).
http://www.mnac.cat — Национальный музей искусства Ка-талонии (Museu Nacional d'Art de Catalunya; Museo Nacional de Arte de Cataln~йa).
http://www.smb.spk-berlin.de — Государственные музеи Берлина (Staatliche Museen zu Berlin).
http://www.skd.museum — Государственные художественные собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden).
http://dresdenmuseum.com — Картинная галерея старых мастеров (Gema#ldegalerie Alte Meister) в Дрездене (Дрезденская картинная галерея).
http://www.skd.museum/fileadmin/panoramav103 — Картинная галерея старых мастеров (Gema#ldegalerie Alte Meister) в Дрездене (Дрезденская картинная галерея). Панорамная экскурсия по залам.
http://www.mdbk.de — Музей изобразительных искусств в Лейпциге (Museum der bildenden Ku#йnste Leipzig).
http://www.fine-arts-museum.be — Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе (Muse2es royaux des Beaux-Arts de Belgique; Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van Belgie#).
http://mv.vatican.va — Музеи Ватикана (Musei Vaticani).
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану |
Дата проведения по факту |
Содержание корректировки (тема урока) |
Обоснование проведения корректировки Реквизиты документа (дата /№ приказа) |
Подпись заместителя директора по УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческих дисциплин МБОУ В-Ханжоновской СОШ от «26» августа 2020 г. За № _1_ Руководитель МО ____________Саенко М.В
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________________ Попова Ю.М..
от «___» августа 2020 г.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.