Рабочая программа по миру природы и человека 2 класс 1 вариант

  • docx
  • 13.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.Рабочая программа мир природы и человека 2 класса.docx

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа образования для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа по миру природы и человека учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно- практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.

Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Цель обучения: создание условий для формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) понимание ими простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно- ориентационную).

1.   Предметно - информационная:

-  формирование знаний об основных элементах неживой и живой природы;

-  формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды;

-  формирование представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времѐн года;


-  формирование представлений о воде и еѐ свойствах, о роли и участии воды в жизни живой природы.

2.   Деятельностно - коммуникативная:

-  корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

-  способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

-  активизировать творческие способности;

-  развивать навыки контроля и самоконтроля;

-  формировать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.

3.   Ценностно-ориентационная:

-  воспитание у учащихся интереса и бережного отношения к природе;

-  воспитание    у    обучающихся        целенаправленности,    терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности.

Специальной   задачей   обучения   является    преодоление   недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств.

Согласно учебному плану 2021 2022 учебного года для обучения миру природы и человека во 2 классе отводится следующее количество часов:

Период

2 класс

Количество часов

Неделя

1

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

10

4 четверть

9

Год

35

 

Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основании:

Программа:


Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

 

Содержательный минимум образования Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разные времена года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разные времена года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.


Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.

Человек. Безопасное поведение

Гигиена тела человека, закаливание.


Питание   человека.   Органы   пищеварения:   ротовая  полость,   пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

 

 

Планируемые результаты изучения учебной деятельности Состав базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1.Личностные         базовые учебные действия

-    осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-        способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

-  самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-  самостоятельность в выполнении поручений;

-      понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-  стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

2.Регулятивные      базовые учебные действия

-  входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-       ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-  пользоваться учебной мебелью;

-        адекватно    использовать    ритуалы    школьного    поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-      работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)

-  организовывать рабочее место;

-       передвигаться   по   школе,    находить   свой   класс,    другие необходимые помещения;

-    принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-     активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

-  оценивать действия одноклассников;


 

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою

деятельность с учетом выявленных недочетов.

3.Познавательные базовые учебные действия

-     выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-    устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-   делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-            пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-  читать;

-  писать;

-   наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с

помощью учителя.

4.Коммуникативные

базовые учебные действия

-   вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик – ученик, ученик класс, учитель - класс);

-   использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-  обращаться за помощью и принимать помощь;

-      слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-  договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения

других участников спорной ситуации.

 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:

   осознание себя как гражданина России;

    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

              овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;


        способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

       эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

    чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

         формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

 

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека »

на конец обучения во 2 классе:

 

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-   правильно называть изученные объекты и явления;

-      сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;

-    различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

-  бережно относиться к природе и к людям;

-    усвоить представления о человеке, работе его органов чувств;

-        усвоить представления о простейших свойствах воды, еѐ значении для жизни растений, животных, человека;

-        усвоить представления о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;

-   усвоить представления о земле, еѐ составе,


-   различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года;

-     выполнять элементарные гигиенические требования, правила приѐма пищи;

-     соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений.

свойствах, значении для жизни растений;

-     усвоить представления о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;

-          усвоить представления о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

-      усвоить представления о насекомых, их роли в жизни природы;

-     усвоить представления о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;

-       усвоить представления о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе;

-   усвоить представления о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний;

-      различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия;

-       различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

-    правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

-   соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

-       определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

-        соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по

профилактике пищевых отравлений.

 

 

Программное и учебно-методическое обеспечение Программа:

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Учебник:

Мир природы и человека. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1, 2 / [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др.]. М. : Просвещение, 2018.

Рабочая тетрадь:

Мир природы и человека. Рабочая тетрадь 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. 3-е изд. М. : Просвещение, 2020.

- 64 с.

Методические пособия:

Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1 - 4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. - 222 с.

Нормативно-правовые документы:

 

1.                  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

3.                  Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

4.                  Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

5.                  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г.  № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6.                  Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 

7.                  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 679 от 11.06.2021г.

8.                  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года  № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» 

9.                  Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января  2020 года № 20-Д.

10.             Учебный план для обучающихся 1 4 классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» на 2021 2022 учебный год.

11.             Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2021 – 2022 учебный год. Приказ № 680 от 11.06.21г.

12.         Расписание уроков ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2021 2022 учебного года.

Оборудование

Дидактический материал:

Муляжи овощей, фруктов, гербарии растений. Таблица «Части человека». Серия предметных картинок (травы, насекомые, птицы, рыбы, обувь и др.). Карточки с загадками. Мозаика «Цветной мир». Пазлы «Животные». Дидактическая игра «Кто в домике живѐт?» Развивающая игра «Чей домик?»

Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.

Интернет            ресурсы:            http://nsportal.ru/,            http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,           http://pedsovet.su/,           http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.


 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Предмет

Мир природы и человека

Класс

2 класс

Ф.И.О. учителя

Покровских  Любовь Алексеевна

 

Количество учебных часов:

Всего 35 ч.

В неделю – 1 ч.

1.Обучающе-развивающих

35 ч.

2. Контрольных

 

п/п

Раздел, тема

Кол-

во часов

Дата

Виды деятельности

Формы

деятельности

Примечание

1-9.

1 четверть

9

01.09.-

29.10.

 

1-9.

Раздел программы

«Сезонные изменения в природе»

9

03.09.-

29.10.

1.

Влияние    солнца                   на                   смену времѐн года.

1

03.09

Знакомство с учебником. Беседа о сезонных изменениях в природе о смене времен года. Ответы на вопросы. Работа с дидактическим

материалом.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

2.

Сутки. Долгота дня летом и зимой.

1

10.09

Беседа. Работа с дидактическим материалом. Ответы на вопросы.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

3.

Время года: осень.

1

17.09

Беседа по вопросам о состояниях и явлениях природы осенью. Презентация. Ответы на

вопросы.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

4.

Растения и животные осенью.

1

24.09

Беседа. Работа с дидактическим материалом.

Фронтальная,

 


 

 

 

 

 

 

 

Презентация.

индивидуальная,

групповая.

 

5.

Время года: зима.

1

01.10

Беседа о зимних изменениях в природе. Презентация. Ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

6.

Растения и животные зимой.

1

08.10

Беседа. Презентация. Работа по вопросам.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

7.

Время года: весна.

1

15.10

Беседа    о    весне,   еѐ               признаках. Работа  с дидактическим материалом.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

8-9.

Растения и животные весной.

1

22.10

29.10

Беседа о растениях, животных. Работа с дидактическим материалом. Работа в тетради.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

10-

16.

2 четверть

7

08.11.-

28.12.

 

10-

12.

Продолжение раздела программы

«Сезонные изменения в

природе»

3

12.11.-

26.11.

10.

Время года: лето.

1

12.11

Беседа    о   летних               изменениях в природе. Презентация. Ответы на вопросы.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

11.

Растения и животные летом.

1

19.11

Беседа о растениях, животных. Работа с дидактическим материалом. Работа в тетради.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

12.

Занятия людей летом.

1

26.11

Составление рассказа о работе людей летом. Составление рассказа о правилах купания.

Работа по вопросам.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 


 

 

 

13-

16.

Раздел программы

«Неживая природа»

4

03.12.-

24.12.

 

13.

Вода. Температура воды.

1

03.12

Беседа о свойствах воды, о температуре воды. Презентация. Работа по вопросам. Опыты.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

14.

Вода.      Значение      воды в природе.

1

10.12

Беседа о значении для жизни животных,

растений, человека. Презентация. Работа по вопросам.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

15.

Части        растений.                  Жизнь растений.

1

17.12

Беседа о растениях, их частях. Просмотр презентации. Ответы на вопросы.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

16.

Растения     влаголюбивые и засухоустойчивые;

светолюбивые и тенелюбивые.

1

24.12

Беседа о влаголюбивых, засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях (традесканция, кактус, фиалка, герань). Работа с дидактическим материалом. Ответы

на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

17-

26.

3 четверть

10

17.01.-

25.03.

 

17-

19.

Продолжение раздела программы

«Неживая природа»

3

21.01.-

04.02.

17.

Огород.    Овощи    в                  питании человека.

1

21.01

Беседа о растениях огорода, об особенностях произрастания.     Работа                               с                      дидактическим

материалом. Ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

18.

Сад.     Фрукты     в             питании человека.

1

28.01

Беседа о растениях сада, об особенностях

произрастания.                         Презентация.                               Ответы на вопросы.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 


 

 

 

19.

Уход за растениями сада и огорода.

1

04.02

Беседа.    Работа    с                учебником. Ответы на вопросы.    Зарисовка    в                тетради  садового

инструмента.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

20-

26.

Раздел программы

«Живая природа»

7

11.02.-

25.03.

 

20.

Дикие и домашние животные.

1

11.02

Беседа    о    диких   и               домашних  животных.

Работа с дидактическим материалом. Ответы на вопросы.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

21-

22.

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь.

2

18.02

25.02

Беседа о диких и домашних животных: кошка, рысь. Сравнение. Работа с дидактическим материалом. Презентация.

Ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

23-

24.

Сравнение домашних и диких животных. Собака волк.

2

05.03

11.03

Беседа    о    диких   и               домашних  животных:

собака, волк. Описание. Сравнение. Показ картинок.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

25-

26.

Рыбы.

2

18.03

25.03

Беседа     о    разнообразии                рыб.                Работа                       с дидактическим материалом. Презентация.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

27-

35.

4 четверть

9

04.04.-

27.05.

 

27-

35.

Раздел программы

«Человек»

9

01.04.-

27.05.

27-

28.

Гигиена тела человека.

2

01.04

08.04

Беседа о гигиене человека. Основные правила гигиены.        Работа        с дидактическим

материалом.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

29-

30.

Органы пищеварения.

2

15.04

22.04

Беседа об органах пищеварения. Презентация. Работа в тетради. Работа по вопросам.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

31-

Питание    человека.                   Правила

5

29.04

Беседа    о    правилах   питания   человека, о

Фронтальная,

 


 

 

 

35.

питания.                    Профилактика отравлений.

 

06.05

13.05

20.05

27.05

профилактике                              отравлений.                            Презентация. Работа по вопросам. Работа в тетради.

индивидуальная, групповая.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru