Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Синеборская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»; Зам. дир. по УВР Директор школы
МБОУ «Синеборская СОШ» МБОУ «Синеборская СОШ»
Брантова Т.Ю. Каблукова Н.Г. «___» ___________2019 г. «____» ___________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
3 КЛАСС
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Лесничева Татьяна Ивановна
п. Синеборск
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Синеборская СОШ», требованиями Примерной основной образовательной программы по музыке.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
1.
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой
деятельности человека- творца.
2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта —человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
4.
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы
приобщения к искусству.
5.
Овладение интонационно-образным языком музыки на основе
складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между
различными видами искусства.
6. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через
систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного
и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во
взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой,
которые должны быть сформированы в учебном процессе.
В авторскую программу изменения не внесены.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Предпочтительные формы учебной деятельности – урок-соревнование, урок-путешествие
Технологии: игровая, ИКТ. КСО.
Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство».
Программа рассчитана в 1 классе на проведение 1 урока в неделю (33 часа).
Программа рассчитана во 2 классе на проведение 1 урока в неделю (34 часа).
Программа рассчитана в 3 классе на проведение 1 урока в неделю (34 часа).
Программа рассчитана в 4 классе на проведение 1 урока в неделю (34 часа).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы решения;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами;
10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
13)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
14)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
15)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного
|
предмета «музыка»;
16)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
17)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
1) cформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
4)использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
К концу обучения в 1 классе
учащиеся научатся:
- проявлять
готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные
впечатления. воспринимать музыкальные произведения;
- проявлять способность к размышлению об
истоках происхождения
музыки;
- знать о способности и способах (голосом,
игрой на музыкальных
инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления
окружающего мира и внутреннего мира человека;
решать учебные и практические задачи.
Получат возможность научиться:
- выявлять жанровое начало (песня, танец,
марш) как способ передачи
состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- ориентироваться в многообразии
музыкальных жанров (опера, балет,
симфония и пр.);
- различать характер музыки, ее
динамические, регистровые, тембровые,
метроритмические, интонационные особенности;
- применять элементы музыкальной речи в
различных видах творческой
деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном
движении)
К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:
Проявлять устойчивый интерес к музыке;
Проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
Приобретать навыки слушательской культуры;
Решать учебные и практические задачи:
Определять жанровые признаки;
Характеризовать интонации по эмоционально-образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные и др.;
Называть запомнившиеся формы музыки;
Определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям;
Дирижировать главные мотивы, мелодии;
Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на музыкальных инструментах, пением, танцевальным движением;
Проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;
- понимать синкретику народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец;
- узнавать произведения;
- называть русских композиторов, называть их имена ( в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;
- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
Ученик получит возможность научиться:
· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую де·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
·использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
музицировать, адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1класс (33ч.)
Истоки возникновения музыки (8 ч )
Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов,
самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических
музыкально- языковых и образно- эмоциональных сфер: «маршевый порядок»,
«человек танцующий», «песенное дыхание».
Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной
деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность
деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах
жизненных явлений.
Содержание и формы бытования музыки (16 ч)
Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений -добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна- в музыке отражен весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.
Язык музыки (6 ч)
Музыкально-выразительные средства: мелодические, метро- ритмические и фактурные особенности, с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).
Резерв 3 часа.
2класс (34ч.)
Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)
От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности , танцевальности , маршевости как состояний природы , человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.
Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)
Одно из основных понятий музыки — «тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема». «Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основ тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия (Д.Б. Кабалевский).
Развитие как становление художественной формы (6 ч)
Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
3 класс (34ч.)
Характерные черты русской музыки (8 ч)
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.
Народное музыкальное творчество —«энциклопедия» русской интонационности (12 ч)
Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2 ч)
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
Величие России в музыке русских классиков.
4 класс(34 ч.)
Многоцветие музыкальной картины мира(7ч.)
Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии Испании, Норвегии, США Специфика музыкального высказывания Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч)
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию, Испанию, Японию, Украину. «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Музыкальное общение без границ (10ч)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь. Украина, Молдова, Казахстан, Балтия. Общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт. Шуман, Шопен. Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства
Искусство слышать музыку(9ч)
Восприятие произведений крупной формы, как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
Тематическое планирование
№ |
Дата |
Корректи ровка |
Тема урока |
Характерные черты русской музыки (8 ч)
|
|||
1 |
2.09. |
|
Интонационно-образный язык русской музыки. Музыкальный портрет М.И. Глинки. |
2 |
9.09. |
|
Музыкальный портрет П.И. Чайковского. |
3 |
16.09. |
|
Музыкальный портрет М.П. Мусоргского. |
4 |
23.09. |
|
Интонационно-образный язык музыки русских композиторов. Музыкальный портрет С.В. Рахманинова. |
5 |
30.09. |
|
Музыкальная культура России. Музыкальный портрет Н.А. Римского-Корсакова. |
6 |
7.10. |
|
Музыкальная культура России. Музыкальный портрет Н.А. Римского-Корсакова. |
7 |
14.10. |
|
Итоговый урок по теме «Характерные черты русской музыки». |
8 |
21.10. |
|
Повторение изученных песен. |
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч) |
|||
9 |
28.10. |
|
Обрядовость – ведущее начало русского фольклора. |
10 |
11.11. |
|
Обрядовость – ведущее начало русского фольклора. |
11 |
18.11. |
|
Героика в народном былинном эпосе. |
12 |
25.11. |
|
Знаменный распев. |
13 |
2.12. |
|
Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. |
14 |
9.12. |
|
Частушки и страдания. |
15 |
16.12. |
|
Танцевальные жанры. |
16 |
23.12. |
|
Инструментальные плясовые наигрыши. |
17 |
13.01. |
|
Обрядовые песни. |
18 |
20.01. |
|
Путешествие по страницам русской музыки. |
19 |
27.01. |
|
Путешествие по страницам русской музыки. |
20 |
3.02. |
|
Урок-викторина по теме «Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности». |
Истоки русского классического романса (6 ч)
|
|||
21 |
10.02. |
|
Интонационная сфера городского музицирования |
22 |
17.02. |
|
Интонационная сфера городского музицирования. |
23 |
27.02. |
|
Крестьянская песня и городской салонный романс. |
24 |
2.03. |
|
Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс. |
25 |
12.03. |
|
Взаимодействие жанров городского музицирования. |
26 |
16.03. |
|
Обобщение по разделу «Истоки русского классического романса» . |
Композиторская музыка для церкви (2 ч)
|
|||
27 |
30.03. |
|
Музыка для церкви как часть культуры России. П.Г. Чесноков |
28 |
6.04. |
|
Композиторская музыка для церкви. А.А. Аренский |
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре (6 ч)
|
|||
29 |
13.04. |
|
Обработка народных песен.
|
30 |
20.04. |
|
Композиторская музыка в русском стиле
|
31 |
27.04. |
|
Картины народной жизни в музыке композиторов.
|
32 |
14.05. |
|
Русская сказка в произведениях композиторов.
|
33 |
18.05. |
|
Урок-викторина по теме «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре».
|
34 |
28.05. |
|
Повторение изученных песен.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.