Рабочая программа по музыке 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по музыке 1-4 класс Начальная школа XXI века

Медиа
doc
02.12.2019
Рабочая программа по музыке 1-4 класс Начальная школа XXI века
музыка.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Синеборская средняя общеобразовательная школа»

 

 «СОГЛАСОВАНО»:                                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»;                                                                                       Зам. дир. по УВР                                                                                        Директор школы                                                                                       

МБОУ «Синеборская  СОШ»                                                                   МБОУ «Синеборская СОШ»

Брантова Т.Ю.                                                                                            Каблукова Н.Г.                                                                                             «___» ___________2019 г.                                                                       «____» ___________ 2019 г.  

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО МУЗЫКЕ

3 КЛАСС

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Лесничева Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Синеборск

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Синеборская СОШ», требованиями Примерной основной образовательной программы по музыке.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры,  где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1.    Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой
деятельности человека- творца.

2.    Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3.    Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта —человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4.    Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы
приобщения к искусству.

5.    Овладение интонационно-образным языком музыки на основе
складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между
различными видами искусства.

6.    Воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

      7.   Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8.  Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Цели  музыкального образования осуществляются через
систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного
и социального
развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во
взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой,
которые должны быть сформированы в учебном процессе.

В авторскую программу изменения не внесены.

 Предпочтительные формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Предпочтительные формы учебной деятельности – урок-соревнование, урок-путешествие

Технологии: игровая, ИКТ. КСО.

 

Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство».

Программа рассчитана  в 1 классе на проведение 1 урока в неделю (33 часа).

Программа рассчитана  во 2 классе на проведение 1 урока в неделю (34 часа).

Программа рассчитана  в 3 классе на проведение 1 урока в неделю (34 часа).

Программа рассчитана  в 4 классе на проведение 1 урока в неделю (34 часа).

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Личностные результаты

1)    Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2)    формирование основ национальных ценностей российского общества;

3)    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4)    формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

5)    развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7)    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

8)    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)    наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты:

1)    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы решения;

4)    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами;

10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

13)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

14)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;

15)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного

 

предмета «музыка»;

16)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

17)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

 

Предметные результаты:

1) cформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале

музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному

произведению;

4)использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

 

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
-  
проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные
впечатления. воспринимать музыкальные произведения;

-  проявлять способность к размышлению об истоках происхождения
музыки;

- знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных
инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления
окружающего мира и внутреннего мира человека;

решать учебные и практические задачи.

 Получат возможность научиться:

-  выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи
состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

-  ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет,
симфония и пр.);

-  различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые,
метроритмические, интонационные особенности;

-  применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой
деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном
движении)

 

К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:

Проявлять устойчивый интерес к музыке;

Проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

Приобретать навыки слушательской культуры;

Решать учебные и практические задачи:

Определять жанровые признаки;

Характеризовать интонации по эмоционально-образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные и др.;

Называть запомнившиеся формы музыки;

Определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям;

Дирижировать  главные мотивы, мелодии;

Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на музыкальных инструментах, пением, танцевальным движением;

Проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам.

 

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;

- понимать синкретику народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

- выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры;

- сравнивать народную и профессиональную музыку;

- свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец;

- узнавать произведения;

- называть русских композиторов, называть их имена ( в соответствии с программой);

- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

- различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;

- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

 

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);

- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;

- выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).

Ученик  получит возможность научиться:

· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую де·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

·использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

 музицировать, адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1класс (33ч.)

Истоки возникновения музыки (8 ч )

              Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально- языковых и образно- эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».
Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16 ч)

           Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений -добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна- в музыке отражен весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.

Язык музыки (6 ч)

           Музыкально-выразительные средства: мелодические, метро- ритмические и фактурные особенности, с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).

Резерв 3 часа.

 

2класс (34ч.)

Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)

 От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности , танцевальности , маршевости как состояний природы , человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодейст­вие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внут­реннего мира.

Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Испол­нительская интонация (прочтение и воплощение автор­ского интонационного замысла).

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)

Одно из основных понятий музыки — «тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплоще­ния. Диалектичность понятия «музыкальная тема». «Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музы­кальных образов (тем), образных сфер (частей) на основ тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и разли­чия (Д.Б. Кабалевский).

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

 

3 класс (34ч.)

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глин­ки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» дру­гих музыкальных культур внутри России. Общее — интона­ционные корни.

 

Народное музыкальное творчество —«энциклопедия» русской интонационности (12 ч)

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеоб­разие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцеваль­ные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Интонационная сфера городского музицирования: взаи­модействие крестьянской песни и городского салонного ро­манса, городская лирика (популярная), старинный романс.

 

Композиторская музыка для церкви  (2 ч)

 

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)

Обработки народных песен. Переосмысление интона­ционной сферы русской песенности в творчестве компо­зиторов: два пути — точное цитирование и сочинение му­зыки в народном духе.

Величие России в музыке русских классиков.

 

4 класс(34 ч.)

   Многоцветие  музыкальной картины мира(7ч.)

Знакомство с музыкальной речью  стран мира: Германии, Польши, Венгрии Испании, Норвегии, США Специфика музыкального высказывания Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи Соотнесение особенностей  западноевропейской музыки  со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное  «путешествие» русских классиков в Италию, Испанию, Японию, Украину. «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ (10ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь. Украина,  Молдова, Казахстан,  Балтия. Общее и различное.  Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт. Шуман, Шопен. Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как  форма музыкального представительства

Искусство слышать музыку(9ч)

Восприятие произведений крупной формы, как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Дата

Корректи

ровка

Тема урока

Характерные черты русской музыки (8 ч)

 

1

2.09.

 

Интонационно-образный язык русской музыки. Музыкальный портрет М.И. Глинки.

2

9.09.

 

Музыкальный портрет П.И. Чайковского.

3

16.09.

 

Музыкальный портрет М.П. Мусоргского.

4

23.09.

 

Интонационно-образный язык музыки русских композиторов. Музыкальный портрет С.В. Рахманинова.

5

30.09.

 

Музыкальная культура России. Музыкальный портрет Н.А. Римского-Корсакова.

6

7.10.

 

Музыкальная культура России. Музыкальный портрет Н.А. Римского-Корсакова.

7

14.10.

 

Итоговый урок по теме «Характерные черты русской музыки».

8

21.10.

 

Повторение изученных песен.

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности

(12 ч)

9

28.10.

 

Обрядовость – ведущее начало русского фольклора.

10

11.11.

 

Обрядовость – ведущее начало русского фольклора.

11

18.11.

 

Героика в народном былинном эпосе.

12

25.11.

 

Знаменный распев.

13

2.12.

 

Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки.

14

9.12.

 

Частушки и страдания.

15

16.12.

 

Танцевальные жанры.

16

23.12.

 

Инструментальные плясовые наигрыши.

17

13.01.

 

Обрядовые песни.

18

20.01.

 

Путешествие по страницам русской музыки.

19

27.01.

 

Путешествие по страницам русской музыки.

20

3.02.

 

Урок-викторина по теме «Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности».

Истоки русского классического романса  (6 ч)

 

21

10.02.

 

Интонационная сфера городского музицирования

22

17.02.

 

Интонационная сфера городского музицирования.

23

27.02.

 

Крестьянская песня и городской салонный романс.

24

2.03.

 

Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс.

25

12.03.

 

Взаимодействие жанров городского музицирования.

26

16.03.

 

Обобщение по разделу «Истоки русского классического романса»  .

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

 

27

30.03.

 

Музыка для церкви как часть культуры России. П.Г. Чесноков

28

6.04.

 

Композиторская музыка для церкви. А.А. Аренский

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре

(6 ч)

 

29

13.04.

 

Обработка народных песен.

 

 

 

30

20.04.

 

Композиторская музыка в русском стиле

 

31

27.04.

 

 

Картины народной жизни в музыке композиторов.

 

32

14.05.

 

Русская сказка в произведениях композиторов.

 

33

18.05.

 

Урок-викторина по теме «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре».

 

34

28.05.

 

Повторение изученных песен.

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)