I. Пояснительная записка.
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика – учебный предмет «Музыка» занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.
Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности каждого ребенка с нарушением интеллекта; оценить уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Отличительные особенности программы:
-интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
-обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
-использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки).
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по словам Л.С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Цель рабочей программы «Музыка» - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном пении, так и во время слушания, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумевается умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Общие коррекционные задачи:
Образовательные:
· Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
·
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
· Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
· Привить навыки сценического поведения;
·
Формировать чувство прекрасного на
основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
· Развить музыкально-эстетический вкус;
·
Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
. Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации
его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены
следующие принципы:
. коррекционная направленность обучения;
. оптимистическая перспектива образования;
. комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
2. Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598);
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г. ;
4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».
3. УМК (учебники и рабочие тетради).
4. Количество часов на учебный предмет «Музыка» 2 класс (1 час в неделю-34часа в год).
Урок музыки в специальной коррекционной школе является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа по «Музыке» во 2 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «Музыка» изучается во 2 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки во 2 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока во 2 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 2 класс – 34 учебных недели.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет четыре года.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
2 класс.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по музыке на конец обучения (VII класс):
Минимальный уровень:
определять характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
иметь представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и в середине слов;
правильно передавать мелодию в диапазоне ре1-си1;
различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни;
различать песню, танец, марш;
умение передавать ритмический рисунок попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные);
владеть элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельно исполнять разученные детские песни; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
иметь представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка, деревянные ложки, бас-балалайка);
иметь представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
исполнять выученные песни без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию песни, марши, танцы;
владеть элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты.
В результате изучения музыки во 2 классе у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры; воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебнотворческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся:
- смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- научатся воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;
- будут способны встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Предметные результаты.
- Предмет музыки обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий («Россия – Родина моя» 2 класс, 1 полугодие).
- На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся
- основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении .
- Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России ( «Музыка в народном стиле» 2 класс, 2 полугодие), образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе .
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения («Мы – музыканты» 2 класс, 2 полугодие).
- В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Обучающиеся должны знать:
- музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
- характер и содержание музыкальных произведений;
- музыкальные коллективы (хор, ансамбль, оркестр);
- музыкальные интонации в образах;
- произведения для детей П.И.Чайковского.
Обучающиеся должны уметь:
- исполнять песенный материал в диапазоне до1-до 2;
- правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента;
- правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные;
- интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни;
- воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определять их характер и настроение.
III. Содержание учебного предмета «Музыка» 2 класс.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы нотной грамоты. В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия - убеждение и внушение.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений, учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песни.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленной в начальной школе, является основой для дальнейшего изучения музыкального материала в старших классах.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов, которые включают в себя:
— музыкально- теоретическую подготовку;
— вокально- хоровую работу;
— концертно- исполнительскую деятельность (в рамках школы и т.д).
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
2 класс (1 час в неделю-34 часа в год).
№ п/п |
Тема урока. |
Кол-во часов. |
Дата план. |
Дата факт. |
1. |
«На горе-то калина» русская народная песня. |
1 |
|
|
2. |
Звуки по высоте и длительности. |
1 |
|
|
3. |
«Каравай» русская народная песня. |
1 |
|
|
4. |
«Неприятность эту мы переживем» музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. |
1 |
|
|
5. |
Музыкальные инструменты. |
1 |
|
|
6. |
«Огородная-хороводная» музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой. |
1 |
|
|
7. |
К. Сен-Сане «Лебедь». Из сюиты «Карнавал животных». |
1 |
|
|
8. |
Л. Боккерини «Менуэт». |
1 |
|
|
9. |
Ф. Мендельсон. «Свадебный марш» из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». |
1 |
|
|
10. |
«Как на тоненький ледок» русская народная песня. Обработка И. Иорданского |
1 |
|
|
11. |
С. Прокофьев «Марш». Из симфонической сказки «Петя и Волк». |
1 |
|
|
12. |
П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков». Из «Детского альбома». |
1 |
|
|
13. |
«Новогодняя» музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной. |
1 |
|
|
14. |
А. Спадавеккиа — Е. Шварц песня «Добрый жук». Из кинофильма «Золушка». |
1 |
|
|
15. |
А.Рамиресс « Жаворонок». |
1 |
|
|
16. |
Песня «Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева. |
1 |
|
|
17. |
С. Рахманинов «Итальянская полька». |
1 |
|
|
18. |
«Песня о пограничнике» музыка С. Богославского, слова О. Высотской. |
1 |
|
|
19. |
«Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. |
1 |
|
|
20. |
«Настоящий друг». Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. |
1 |
|
|
21. |
«Песню девочкам поем» музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой. |
1 |
|
|
22. |
Песня «Будьте добры» музыка А. Флярковского, слова А. Санина. |
1 |
|
|
23. |
«Мамин праздник» музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова. |
1 |
|
|
24. |
«Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. |
1 |
|
|
25. |
Песня «Волшебный цветок» из м/ф «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. |
1 |
|
|
26. |
Песня «Улыбка». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. |
1 |
|
|
27. |
«Бабушкин козлик» русская народная песня. |
1 |
|
|
28. |
Песня «Когда мои друзья со мной» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. |
1 |
|
|
29-30. |
Разучивание песни «Если добрый ты» музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. |
2 |
|
|
31-32. |
Разучивание песни «На крутом бережку» музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. |
2 |
|
|
33. |
Песенка «Деда Мороза». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. |
1 |
|
|
34. |
Пение песен по выбору учащихся. |
1 |
|
|
Сокращение: м/ф-мультфильм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.