Рабочая программа по музыке 4 класс
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373);
• Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15 (ред. от 28.10.2015)
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020 учебный год: приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
• ООП НОО МОБУ лицея на 2020-2021 учебный год;
• Учебный план МОБУ лицея на 2020-2021 учебный год;
Авторская программа «Музыка» для начальной школы, разработанная В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр в рамках проекта «Начальная школа 21 века», Москва: Издательский центр «Вентана - Граф» 2017 года.
Программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой и др.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы:
развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В. Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» – воспроизведения в сознании);
обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы (забегания вперед и возвращения к пройденному), музыкальной драматургии, интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);
развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, К. Орфа, усложнения творческих заданий);
формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М. Румер, Г. Струве);
активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Раздел I. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование основ национальных ценностей российского общества.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средстве осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка».
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свой мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета «Музыка».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Раздел II. «Содержание учебного предмета»
Раздел 1: Многоцветие музыкальной картины мира.
Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.
Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты
Раздел 2: Музыка мира сквозь призму русской классики.
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.
Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Раздел 3: Музыкальное общение без границ.
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой.
Раздел 4: Искусство слышать музыку.
Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры
Раздел III. «Тематическое планирование»
Название раздела |
Количество часов, отводимое на освоение раздела |
Название темы |
Количество часов, отводимое на освоение темы |
Примерные сроки освоения темы (с __ по __ ) |
Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки контроля |
Многоцветие музыкальной картины мира |
8 |
Музыкальная партитура мира |
1 |
3.09 |
устный опрос 3.09 |
Голос России. Гимн России |
1 |
10.09 |
устный опрос 10.09 |
||
Музыка стран мира: Германии, Польши |
1 |
17.09 |
устный опрос 17.09 |
||
Музыка стран мира: Испании, Венгрии |
1 |
24.09 |
устный опрос 24.09 |
||
Музыка стран мира: Норвегии, США |
1 |
1.10 |
викторина 1.10 |
||
Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки |
3 |
15.10-29.10 |
устный опрос 15.10-29.10 |
||
Музыка мира сквозь «призму» русской классики |
8 |
Композитор и его стиль. |
1 |
5.11 |
устный опрос 5.11 |
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. |
1 |
12.11 |
устный опрос 12.11 |
||
Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию. |
1 |
26.11 |
практическая работа 26.11 |
||
«Музыкальное «путешествие» русских классиков в Испанию. |
1 |
3.12 |
устный опрос 3.12 |
||
Музыкальное «путешествие» русских классиков в Японию. |
1 |
10.12 |
устный опрос 10.12 |
||
Музыкальное «путешествие» русских классиков в Украину |
1 |
17.12 |
устный опрос 17.12 |
||
«Русское» как характерное» - через взаимодействие музыкальных культур, через введение интонационного общего и частного, традиционного и специфического. |
2 |
23.12-31.12 |
тест 23.12-31.12 |
||
Музыкальное общение без границ
|
10 |
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Беларуси |
1 |
14.01 |
устный опрос 14.01 |
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Украины |
1 |
21.01 |
викторина 21.01 |
||
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Молдовы |
1 |
28.01 |
устный опрос 28.01 |
||
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья -Казахстана |
1 |
4.02 |
устный опрос 4.02 |
||
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - стран Балтии. |
1 |
11.02 |
устный опрос 11.02 |
||
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Кавказа. |
1 |
25.02 |
практическая работа 25.02 |
||
«Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой. Музыка Баха и Моцарта. |
1 |
3.03 |
устный опрос 3.03 |
||
Музыка Листа, Шуберта. |
1 |
10.03 |
устный опрос 10.03 |
||
Музыка Шумана, Шопена.. |
1 |
17.03 |
устный опрос 17.03 |
||
Музыка Дебюсси, Скрябина. |
1 |
24.03 |
устный опрос 24.03 |
||
Искусство слышать музыку |
9 |
Композитор, поэт, исполнитель. |
1 |
31.03 |
устный опрос 31.03 |
Симфонический оркестр и дирижёр. Инструментальная музыка. |
3 |
14.04-28.04 |
практическая работа 14.04-28.04 |
||
Вокальная музыка. Хоровые формы. |
2 |
5.05-12.05 |
практическая работа 5.05-12.05 |
||
Опера. Балет. |
1 |
19.05 |
практическая работа 19.05 |
||
Обобщение тем года. Урок-концерт |
2 |
26.05-29.05 |
урок-концерт 26.05-29.05 |
||
Итого: |
35 |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.