Рабочая программа по Музыке 5 класс.
Оценка 4.7

Рабочая программа по Музыке 5 класс.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка
30.04.2021
Рабочая программа по Музыке 5 класс.
Музыка 5 класс.docx

I. Пояснительная  записка.

1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Музыка» 5 класс.

Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика – учебный предмет «Музыка» занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.

Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.

В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности каждого ребенка с нарушением интеллекта; оценить уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Отличительные особенности программы:

-интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;

-обновление нотно-музыкального материала для разучивания;

-использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки).

    Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с проблемами в развитии. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

 Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся специальных заведений.

Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры обучающихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

- оптимистическая перспектива образования;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий

Задачи образовательные:

-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

-совершенствовать певческие навыки;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;

-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

 

2. Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией  доктора педагогических наук  В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр  «Владос» 2010.;

3. Примерная адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;

4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».

3. УМК (учебники и рабочие тетради).

В связи с отсутствием учебников по учебному предмету «Музыка», составленной  по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией  доктора педагогических наук  В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр  «Владос» 2010.,  допускается частичное использование учебника

-Учебник.  «Музыка» для 5 класса Науменко Т.И, Алеева В.В., М.: Дрофа, 2010 год.

 

4. Количество часов на учебный предмет «Музыка» 5 класс (1 час в неделю-34 часа в год).

Урок музыки в специальной коррекционной школе  является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа по «Музыке» в 5  классе  составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «Музыка» изучается в 5  классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки в 5 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 5 классе используется 40 минутный  режим обучения. Продолжительность учебного года: 5 класс – 34 учебные недели.

 

 

 

 

 

 

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

5 класс.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по музыке на конец обучения (VII класс):

Минимальный уровень:

определять характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;

иметь представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

петь с инструментальным сопровождением  и без  него (с  помощью  педагога);

выразительно  и  достаточно  эмоционально  исполнять  выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

одновременно  начинать  и  заканчивать  песню:  не  отставать  и  не  опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

правильно  формировать при пении гласные  звуки  и  отчетливо  произносить согласные звуки в конце и в середине слов;

правильно передавать мелодию в диапазоне ре1-си1;

различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни;

различать песню, танец, марш;

умение передавать ритмический рисунок попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные);

владеть элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

самостоятельно исполнять  разученные  детские  песни;  знание  динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);

иметь  представления  о  народных  музыкальных  инструментах  и  их  звучании  (домра,  мандолина,  баян,  гусли,  свирель, гармонь,  трещетка,  деревянные ложки, бас-балалайка);

иметь  представления  об  особенностях  мелодического  голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

исполнять  выученные  песни  без  музыкального  сопровождения,  самостоятельно;

различать  разнообразные  по  характеру  и  звучанию  песни,  марши, танцы;

владеть  элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

 

Личностные УУД

 

·                     положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

 

Коммуникативные УУД

 

·                     использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

·                     обращаться за помощью и принимать помощь;

·                     слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

·                     сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·                     доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Познавательные УУД

·                     выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

·                     делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

·                     пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

·                     наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

 

Личностные результаты:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.

 

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.

 

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

 

Обучающиеся должны знать:

- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);

- паузы (долгие, короткие);

- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь,

трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно начинать пение после вступления;

- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

- контролировать слухом пение окружающих;

- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.

 

 

III. Содержание учебного предмета «Музыка» 5 класс.

Содержание музыкального образования в начальной школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле, с эстетических и нравственных позиций.

Основной чертой музыки от других видов искусств является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательные психические реакции. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы развивать высшие психические функции ребенка, к которым относятся: мышление, воля, мотивация.

Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся: нарушение познавательной деятельности,  особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности обучающихся.

Рабочая программа по музыке и пению состоит из следующих разделов: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

 

Раздел «Пение»

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, пение влияет на звукопроизношение обучающихся с ОВЗ, развитие слухового, мышечного внимания.

Для обучающихся с ОВЗ очень важна точность передачи музыкальной интонации, так как многим из них музыкальная интонация или музыкальная речь является средством общения между собой.

Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речевого аппарата, углублению дыхания, укрепления осанки и собственно голосового аппарата.

Основные задачи пения:

1. Формировать у обучающихся певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению.

2. Учить детей исполнять песни, как с помощью учителя, так и самостоятельно.

3. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное интонирование высоты звука, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время исполнения песни.

4.Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное гудение у низко поющих детей.

5. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному исследованию песен в играх, хороводах, сценках.

 

Певческие умения и навыки.

1. Певческая установка - это позиция, при которой голос ребенка подается без особого труда при наличии правильно сформированного дыхания и прямой осанки.

2. Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть глубоким и быстрым, а выдох медленным. Слова произносятся четко, ясно, при этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюстью.

3. Хоровое пение - это взаимодействие ансамбля и строя, то есть правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, слитность звучания, выработка унисона, тембра и строя как точной чистой певческой интонации.

4. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие обучающиеся специальной коррекционной школы имеют стойкие речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится работать в течение всего процесса обучения. Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым.

Детям очень трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него или стараются перекричать других.

На выбор репертуара для пения оказывают влияния определенные ограничения, возникающие при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Это небольшой диапазон голоса, затрудненность воспроизведения обучающимися даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь удобный для воспроизведения диапазон мелодии, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако, если песни, трудные для воспроизведения, отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, то они вполне могут быть усвоены детьми.

 

Раздел «Слушание музыки».

Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

- знакомить обучающихся с художественными, доступными образцами классической и народной музыки;

- развивать музыкальную восприимчивость обучающихся, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств музыкальной выразительности;

- развивать умение передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

Содержание программы «Слушание музыки» включает в себя три основных элемента:

1.Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

2. Развитие навыков культуры слушания.

3.Формирование музыкального вкуса в процессе накопления музыкальных впечатлений, первоначальных сведений о музыке.

Музыка имеет свою речь, свой язык, мелодию, регистр, темповые изменения. В процессе слушания музыкальных произведений, обучающиеся постепенно приобщаются к музыкальной речи, учатся различать виды музыкальных произведений (песня, танец, марш), у них формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес и их форм (вступлении, запев, припев).

Музыка, рекомендуемая для пения и слушания, большей частью создана для детей. Однако, музыкальный репертуар может быть значительно расширен. Ознакомление обучающихся с музыкой, написанной не только для детей, значительно обогатит их общее развитие, окажет положительное воздействие на познавательные способности.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий, исторических изменений в стране.

 

Раздел «Элементы музыкальной грамоты».

Объем материала этого раздела сводится к минимуму. Это связано с ограниченностью усвоения обучающимися с ОВЗ отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др, опирающихся на абстрактно-логическое мышление, отсутствующее у обучающихся с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка»

5 класс (1 час в нед.-34 часа в год).

п/п

Тема урока.

Кол-во

часов.

Дата

план.

Дата

факт.

1.

Пение знакомых песен по выбору учащихся.

1

 

 

2.

Музыкальная грамота (нотный стан).

1

 

 

3.

Разучивание песни Т.Морозовой «Золотой листопад».

1

 

 

4.

Пение песни «Золотой листопад» Т.Морозовой.

1

 

 

5.

Разучивание песни « Пропала собака по кличке Дружок» сл.  А.Ламм.

1

 

 

6.

Пение песни « Пропала собака по кличке Дружок»

сл.  А.Ламм.

1

 

 

7.

Понятие об опере. Слушание вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского.

1

 

 

8.

Разучивание песни «Учиться надо весело» сл. К. Ибряев.

1

 

 

 

9.

Пение песни «Учиться надо весело» сл. К. Ибряев.

1

 

 

10.

Тема Родины в музыке. Слушание песни «Моя Россия» сл. Н.Соловьёва.

1

 

 

11.

Пение песни «Моя Россия» сл. Н.Соловьёва.

1

 

 

12.

Музыкальная грамота (нотный стан, звукоряд, нота).

1

 

 

13.

Разучивание песни Б.Савельева «Большой хоровод».

1

 

 

14.

Пение песни Б.Савельева «Большой хоровод».

1

 

 

15.

Разучивание песни А.Островского «Наша елка».

1

 

 

16.

Пение песни А.Островского «Наша елка».

1

 

 

 

17.

Тема патриотизма в музыке.

1

 

 

18.

Разучивание песни М.Блантера «Катюша».

1

 

 

19.

Пение песни М.Блантера «Катюша».

1

 

 

20.

Разучивание песни В.Шаинского «Облака».

1

 

 

21.

Музыкальная грамота (скрипичный, басовый ключ).

1

 

 

22.

Пение песни В.Шаинского «Облака».

1

 

 

23.

Разучивание песни Ю.Чичкова «Из чего же».

1

 

 

24.

Пение песни Ю.Чичкова «Из чего же».

1

 

 

25.

Разучивание песни В.Шаинского «Когда мои друзья со мной».

1

 

 

26.

Пение песни В.Шаинского «Когда мои друзья со мной».

1

 

 

 

27.

Особенности национального фольклора.

1

 

 

28.

Разучивание песни В.Шаинского «Дважды два четыре».

1

 

 

29.

Пение песни В.Шаинского «Дважды два четыре».

1

 

 

30.

Разучивание песни В.Шаинского «Вместе весело шагать».

1

 

 

31.

Пение песни В.Шаинского «Вместе весело шагать».

1

 

 

32.

Л.Бетховен. Жизнь и творчество.

1

 

 

33.

Разучивание  «Летних частушек» Е.Тиличеевой.

1

 

 

34.

Пение «Летних частушек» Е. Тиличеевой.

1

 

 

 

Сокращения: муз.-музыка; сл.-слова.


 

I . Пояснительная записка. 1

I . Пояснительная записка. 1

Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе

Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе

Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение

Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 5 класс

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 5 класс

Личностные результаты: - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации…

Личностные результаты: - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации…

III . Содержание учебного предмета «Музыка» 5 класс

III . Содержание учебного предмета «Музыка» 5 класс

Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым

Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым

IV . Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 5 класс (1 час в нед

IV . Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 5 класс (1 час в нед

Разучивание песни М.Блантера «Катюша»

Разучивание песни М.Блантера «Катюша»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2021