I.Пояснительная записка.
1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Музыка» 7 класс.
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика – учебный предмет «Музыка» занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.
Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности каждого ребенка с нарушением интеллекта; оценить уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Отличительные особенности программы:
-интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
-обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
-использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки).
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с проблемами в развитии. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных заведений.
Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий
Задачи образовательные:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
-формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
-совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая и современная.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
2. Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;
4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».
3. УМК (учебники и рабочие тетради).
В связи с отсутствием учебников по учебному предмету «Музыка», составленной по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010., допускается частичное использование учебника:
-Учебник. «Музыка» для 7 класса Науменко Т.И, Алеева В.В., М.: Дрофа, 2010 год.
4. Количество часов на учебный предмет «Музыка» 7 класс (1 час в неделю—34 часа в год).
Урок музыки в специальной коррекционной школе является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа по «Музыке» в 7 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «Музыка» изучается в 7 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки в 7 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 7 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 7 класс – 34 учебные недели.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
7 класс.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по музыке на конец обучения (VII класс):
Минимальный уровень:
определять характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
иметь представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и в середине слов;
правильно передавать мелодию в диапазоне ре1-си1;
различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни;
различать песню, танец, марш;
умение передавать ритмический рисунок попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные);
владеть элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельно исполнять разученные детские песни; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
иметь представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка, деревянные ложки, бас-балалайка);
иметь представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
исполнять выученные песни без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию песни, марши, танцы;
владеть элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Личностные результаты:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
· компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
· коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
· признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности еерешения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
· смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать вгруппе;
· формирование и развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
· сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
· сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизниотдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
· развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
· сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
· воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
· расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
· овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
· приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
· сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Обучающиеся должны знать:
· наиболее известные классические и современные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их указывать автора;
· основные жанры музыкальных произведений;
· музыкальны инструменты;
· средства музыкальной выразительности;
· музыкальные профессии и специальности;
· особенности творчества изученных композиторов;
· особенности народного музыкального творчества.
Уметь:
· контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы;
· самостоятельно исполнять несколько песен;
· отвечать на вопросы о прослушанных музыкальных произведениях;
· определять характер, содержание произведения, ведущие средства музыкальной выразительности;
· давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.
III. Содержание учебного предмета «Музыка» 7 класс.
Содержание музыкального образования в школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле, с эстетических и нравственных позиций.
Основной чертой музыки от других видов искусств является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательные психические реакции. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы развивать высшие психические функции ребенка, к которым относятся: мышление, воля, мотивация.
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся: нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности обучающихся.
Рабочая программа по музыке и пению состоит из следующих разделов: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.
Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни - главная причина совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов.
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
7 класс (1 час в нед.-34 часа в год).
№п/п |
Тема урока. |
Кол-во часов. |
Дата план. |
Дата факт. |
1. |
«Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» —муз. А.Флярковского, сл. А.Дидурова. |
1 |
|
|
2. |
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина. |
1 |
|
|
3. |
«Отговорила роща золотая» — муз. Г.Пономаренко, сл. С.Есенина. |
1 |
|
|
4. |
«Листья желтые» — муз. Р.Паулса, сл. Я.Петерса, пер. с латышского И.Шаферана. |
1 |
|
|
5. |
«Сторона моя» песня Гудвина. Из м/ф «Волшебник Изумрудного города» — муз. И.Космачева, сл. Л.Дербенева. |
1 |
|
|
6. |
«Школьный корабль» — муз. Г.Струве, сл. К.Ибряева. |
1 |
|
|
7. |
«Московские окна» — муз. Т.Хренникова, сл. М.Матусовского. |
1 |
|
|
8. |
«Огромное небо» — муз. О.Фельцмана, сл. Р.Рождественского. |
1 |
|
|
9. |
Повторение изученных песен. |
1 |
|
|
10. |
«Волшебник-недоучка» — муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенева. |
1 |
|
|
11. |
«Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина. |
1 |
|
|
12. |
«Песенка о хорошем настроении» из кинофильма «Карнавальная ночь»-муз. А.Лепина, сл. В.Коростылева. |
1 |
|
|
13. |
Повторение изученных песен. |
1 |
|
|
14. |
«Песня остается с человеком» — муз. А.Островского, сл. С.Островского. |
1 |
|
|
15. |
«Санта Лючия» — итальянская народная песня, пер. В.Струева и Ю.Берниковской. |
1 |
|
|
16. |
«Женька» — муз. Е.Жарковского, сл. К.Ваншенкина. |
1 |
|
|
17. |
«Звездочка моя ясная» —муз. В.Семенова, сл. О.Фокиной. |
1 |
|
|
18. |
«Надежда» — муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова. |
1 |
|
|
19. |
«Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, вперед!»— муз. В.Лебедева, сл. Ю.Ряшенцева. |
1 |
|
|
20. |
«Прощайте, скалистые горы» —муз. Е.Жарковского, сл. Н.Букина. |
1 |
|
|
21. |
«Трус не играет в хоккей» —муз. А.Пахмутовой, сл. С.Гребенникова и Н.Добронравова. |
1 |
|
|
22. |
Повторение пройденных песен. |
1 |
|
|
23. |
«Честно говоря» — муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина. |
1 |
|
|
24. |
«Хорошие девчата» — муз. А.Пахмутовой, сл. М.Матусовского. |
1 |
|
|
25. |
«Березовый сок». Из кинофильма «Мировой парень» — муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского. |
1 |
|
|
26. |
«На безымянной высоте». Из кинофильма «Тишина» — муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского. |
1 |
|
|
27. |
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш»- муз. А.Флярковского, сл. А.Дидурова. |
1 |
|
|
28. |
«Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» - муз. Н.Богословского, сл. В.Агатова. |
1 |
|
|
29. |
«Песня старого извозчика» — муз. Н.Богословского, сл. Я.Родионова. |
1 |
|
|
30. |
«Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» —муз. К.Молчанова, сл. народные. |
1 |
|
|
31. |
М.Мусоргский. «Сцена юродивого» из оперы «Борис Годунов». |
1 |
|
|
32. |
С. Прокофьев. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». |
1 |
|
|
33. |
Г. Свиридов. «Увертюра» из кинофильма «Время, вперед». |
1 |
|
|
34. |
Г. Свиридов. «Тройка», «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». |
1 |
|
|
Сокращения:муз.-музыка; сл.-слова; м/ф-мультфильм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.