Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Губернаторский инженерный лицей №102»
Утверждаю
Директор МБОУ
«Губернаторский инженерный лицей №102»
________________Ю.В.Пудова
Приказ №_____от_________20__г.
Рабочая программа
по курсу «Музыка»
для 8 классов
на 2021-2022 учебный год
учитель: Макашова О.А.
Рассмотрено и одобрено на заседании МО учителей эстетического цикла Протокол № ____ от __________2021 г. Руководитель МО:___________ Дубова О.А.
|
Согласовано Заместитель директора по НМР ___________ Астраханцева И.В. «______» ____________2021г. |
Рабочая учебная программа по музыке для 8-х классов составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Губернаторский инженерный лицей №102»
6. Учебный план лицея на 2021-2022 учебный год.
7. Программа курса «Музыка» для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. В соответствии с новым Базисным учебным планом в средних классах на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) и ориентирована на использование учебника: 8 класс : учебник для общеобразовательных организаций Авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа по музыке для 8-х классов составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным общеобразовательным стандартом содержания, основного общего и отражённых в его примерной программе курса музыки.
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение учащихся может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации дистанционного обучения по музыке будут использованы следующие электронные образовательные ресурсы (ЭОР): образовательная платформа «Учи.ру», «РЭШ»; Google Forms; электронная платформа Zoom.
Цель программы уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
· приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
· воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
· развитие общей музыкальности и эмоциональности, симпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
· освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
· овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Планируемые результаты учебного предмета
«Музыка 8 класс»
Предметные результаты
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться:
|
приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом; Øпо характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная; Øвыявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина «Князь Игорь», балет Б.Тищенко «Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко; Øпроводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Ø Øпонимать особенности развития музыки в камерных жанрах, знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони; Øопределять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения; Øвыразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы; Øразмышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Øанализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора. Øнаучатся понимать значение термина соната, выявлять содержание и идею произведения; Øсовершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. |
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств; Øпонимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы; Øформулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; Øприобретать умения и навыков работы с различными источниками информации; Øнакапливать опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях; Øсовершенствовать умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. наблюдать жизненные явления; Øсопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства; Øустанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств; Øнаходить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Øосмыслять
учебный материал, выделение главного, Øпонятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина». Øосновы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. Øо текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом, имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации |
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
· компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
· коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
· признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
· умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
· смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
· — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
2. Содержание курса
Раздел 1 - «Классика и современность» (16 ч)
Раскрываются следующие содержательные линии: продолжение освоения проблемы «классика в современной жизни». Углубление понимания разнообразных функций музыкального искусства в жизни современного человека, общества. Расширение представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки (симфония), об особенностях музыки в кино, в драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства.
Развитие умений и навыков интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения. Углубление представлений о современности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Знакомство с выдающимися композиторами, исполнителями и исполнительскими коллективами. Накопление практических способов пропаганды опыта исполнения музыки, расширение музыкальных интересов в процессе самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.
Раздел 2 - «Традиции и новаторство в музыке» (18 ч)
Раскрываются следующие содержательные линии: постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей, общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов. Углубление представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки для симфонического (симфония, симфонический фрагмент) и камерного оркестров, об особенностях музыки в хоровых циклах. Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки религиозной традиции. Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств. Понимание способов переинтонирования классической музыки в современных обработках в процессе сравнения интерпретаций разных исполнителей. Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами. Реализация творческого потенциала в процессе исполнительской деятельности, популяризации музыкального искусства, изучения музыкальной культуры своего региона, самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и темы |
Количество часов |
Итоговая работа |
1 |
Классика и современность |
16 |
2 |
2 |
Традиции и новаторство в музыке |
18 |
2 |
|
Итого: |
34 |
|
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методические пособия:
1. Учебник: Музыка: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2020.
2. ЭФУ: Музыка: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2020.
Дидактические материалы:
1.Наглядные пособия таблицы по музыке (комплекты)
2.Уроки музыки. Поурочные разработки 8 кл. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Просвещение: 2020 г.
3.Музыка 8 кл. Хрестоматия музыкального материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Просвещение: 2020 г.
Технические средства обучения:
1. Компьютер (Системный блок, монитор, веб-камера, клавиатура, мышь)
2. Музыкальные колонки
3. Интерактивная доска (проектор и экран)
4. Фортепиано, музыкальные инструменты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.