рабочая программа по музыке для детей с ЛУО 4 класс

  • docx
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала музыка и пение 4 класс.docx

Пояснительная записка

          Рабочая программа по музыке и пению разработана на основании авторской программы по музыке и пению И.В.Евтушенко для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой. В соответствии  с требованиями АООП НОО.

      

Коррекционная направленность:

·         корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

·         корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

 

Содержание программы

Пение 

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.  Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.  Работа над кантиленой. 

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте. 

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх). 

Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения. 

Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте - громко, пuано - тихо).  Слушание музыки  

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. 

Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы. 

Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод). 

Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации). Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.  Игра на музыкальных инструментах. 

Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах. 

Примерный музыкальный материал для пения

Первая четверть

·         Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.

·         Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

·         Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

·         Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

·         Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

·         Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

Вторая четверть

·         Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

·         Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.

·         Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

·         Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

·         Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

Третья четверть

·         Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

·         Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.

·         Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

·         Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

Четвертая четверть ·         Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.

·         Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.

·         Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

·         Во кузнице. Русская народная песня.

·         Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

·         Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

Музыкальные произведения для слушания ·         В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».

·         Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».

·         К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад». ·         Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».

·         Монте. Чардаш.

·         В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

·         Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

·         П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

·         М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

·         Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

·         Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.

·         Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

·         Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

·         В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

·         Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.

·         Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

 

При изучении предмета "Музыка" должны быть сформированы:

 

Обучающиеся должны знать:

 - современные детские песни для самостоятельного исполнения;

- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо);

 - народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

 - особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

Обучающиеся должны уметь:

- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

 - ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

 - различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

 

Тематическое планирование

 

Темы

Количество часов (программа)

Количество часов (рабочая программа)

1

Музыка и мы. Песня – душа человека

17

17

2

Танец, марш и песня – основа всей музыки. Многофункциональная музыка.

17

17

 

Итого:

34

34

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Виды деятельности

Примечание

 

 

 

 

1-2 четверть: Музыка и мы. Песня – душа человека. – 17 часов

 

 

 

1

Вводный урок.

Повторение песенного репертуара за 3 класс.

Слушание и исполнение песен с элементами игры.

 

 

 

2

Повторение нотной грамоты за 3 класс.

Слушание – Русский вальс. Пение – «Без труда не проживешь».

 

 

 

3

Одиночные музыкальные инструменты – арфа, орган.

Слушание – звучание инструментов. Пение – «Золотистая пшеница».

 

 

 

 

4

Одиночные музыкальные инструменты – фортепиано.

Беседа.  Слушание – игра на инструменте. Пение – «Золотистая пшеница».

 

 

 

5

Инструментальный ансамбль.

Слушание – музыка инструментального ансамбля. Импровизация на музыкальных инструментах под музыку. Выразительное исполнение песни – «Осень».

 

 

 

6

Вокальный ансамбль.

Слушание – «Три белых коня».  Инструмент гитара. Имитация игры на инструменте. Пение – «Наш край».

 

 

 

7

Хореографический ансамбль.

Беседа. Слушание – Канкан.  Игра на музыкальных инструментах в ансамбле.

 

 

 

8

Обобщение темы – Ансамбли.

Слушание плясовых народных танцев в исполнении оркестра русских народных инструментов. Имитация игры на баяне, домре, балалайке. 

 

 

 

9

Песня – душа человека.

 Слушание народных песен. Исполнение детских русских народных  песен. 

 

 

 

10

Кто сочиняет музыку.

Слушание записи «Народные инструменты».  Игра – «Какой инструмент звучит». Исполнение песни «Веселый музыкант» с элементами пластического интонирования. 

 

 

 

11

Композиторы – детям. Кто сочиняет музыку.

Гимн России – слушание и исполнение хором. Ролевая игра – «Играем в композитора». Пение – «Настоящий друг».

 

 

 

12

Можем ли мы понять музыку без слов?

Слушание – Марш Черномора. Хоровое пение. Пение – «Колыбельная Медведицы».

 

 

 

13

Песни о Родине.

Слушание – «Наша школьная страна».  Пение – «Пусть всегда будет солнце».

 

 

 

14

Умение исполнять песни под фонограмму.

Исполнение любимых песен под фонограмму. Слушание музыки – Три чуда.

 

 

 

15

Исполнение песен с фонограммой.

Слушание и анализ повторного прослушивания изученного материала.

Самостоятельный рассказ о музыке.

Исполнение песен с фонограммой.

 

 

 

16

-

Урок-концерт.

Обобщение темы 1 и 2

Инструментальное и пластическое интонирование, ролевые игры, творческие

 

 

 

 

17

четверти.

 

задания. Пение песенного репертуара 1 и 2 четверти.

 

 

 

 

            3-4 четверть: Танец, марш и песня – основа всей музыки. Многофункциональная музыка – 17 часов

 

 

18

Марши разных характеров. Военный, Спортивный.

 

Слушание военного и спортивного маршей. Имитация движений под музыку.

Пение – «Маленький барабанщик».

 

 

 

19

Марши – Праздничный и шуточный. 

 

Слушание праздничного и шуточного маршей. Разучивание и исполнение детской  песни «Пусть всегда будет солнце». Анализ сходства и различия маршей.

 

 

 

20

Марши – траурный.

 

Слушание марша. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Пение – «Солнечная капель».

 

 

 

21

Танцы разных характеров. Полька, Полонез.

 

Слушание польских народных танцев.   Исполнение детской  песни «Песня о волшебном цветке».

 

 

 

22

Танцы – вальс.

 

Слушание музыки – вальс. Пение – «Майский вальс».

 

 

 

23

Танцы – танго,  хоровод.

 

Слушание грузинского танца «Лезгинка».

Интонационно – образный анализ.

Исполнение детской песни «Цыплята». 

 

 

 

24

Танцы – Современные танцы.

 

Слушание – Музыка современных танцев.

Интонационно – образный анализ.

Сравнение музыки Грузии и Армении.

Игра на инструментах.

 

 

 

25

Обобщающий урок четверти.

 

Слушание музыки. Игра на ударных инструментах под аккомпанемент музыки.

Пение – Песни 1,2,3 четверти.

 

 

 

26

Представление о многофункциональности музыки. 

 

Беседа на тему.  Исполнение литовской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент». 

 

 

 

27

Спортивная музыка.

 

Слушание музыки о спорте. Пластическое интонирование под музыку. Пение – «Мама, папа и я – спортивная семья».

 

 

 

28

Музыка для отдыха.

Слушание музыки для релаксации.  Игра на инструментах по заданному ритмическому рисунку. Хоровое пение.

 

 

 

29

Музыка для релаксации.

Слушание  детской песни «Аннушка». Пение – «Ах вы, сени».

 

 

 

30

Развлекательная музыка.

Слушание – музыка легкого жанра. Пение хором. Песня «Песенка странного зверя».

 

 

 

31

Обобщающий урок четверти.

Закрепление и повторение материала. 

Пластическое интонирование под музыку.

Пение любимых песен.

 

 

 

32

Урок – обобщение – вспоминаем знакомые песни.

Слушание и  исполнение любимых детских песен. Игра на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.

 

 

 

33

Урок – концерт – До свидания начальная школа.

Исполнение хором и индивидуально песен о школе и дружбе. Размышления и высказывания детей.

 

 

 

34

Обобщение тем учебного года.

Повторение и закрепление выученного материала. Музыкально – ритмические упражнения.