Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке и пению разработана на основании авторской программы по музыке и пению И.В.Евтушенко для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой. В соответствии с требованиями АООП НОО.
Коррекционная направленность:
· корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
· корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Содержание программы
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте - громко, пuано - тихо). Слушание музыки
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности.
Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации). Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др. Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
· Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
· Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
· Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
· Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
· Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Вторая четверть
· Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
· Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.
· Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
· Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
· Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Третья четверть
· Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.
· Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.
· Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
· Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Четвертая четверть · Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.
· Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.
· Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
· Во кузнице. Русская народная песня.
· Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания · В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».
· Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».
· К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад». · Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
· Монте. Чардаш.
· В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
· Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
· П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
· М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
· Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
· Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
· Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
· Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.
· В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
· Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
· Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
При изучении предмета "Музыка" должны быть сформированы:
Обучающиеся должны знать:
- современные детские песни для самостоятельного исполнения;
- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Обучающиеся должны уметь:
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Тематическое планирование
|
Темы |
Количество часов (программа) |
Количество часов (рабочая программа) |
1 |
Музыка и мы. Песня – душа человека |
17 |
17 |
2 |
Танец, марш и песня – основа всей музыки. Многофункциональная музыка. |
17 |
17 |
|
Итого: |
34 |
34 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Виды деятельности |
Примечание |
|
|
|
|
1-2 четверть: Музыка и мы. Песня – душа человека. – 17 часов |
|
|
|
1 |
Вводный урок. Повторение песенного репертуара за 3 класс. |
Слушание и исполнение песен с элементами игры. |
|
|
|
2 |
Повторение нотной грамоты за 3 класс. |
Слушание – Русский вальс. Пение – «Без труда не проживешь». |
|
|
|
3 |
Одиночные музыкальные инструменты – арфа, орган. |
Слушание – звучание инструментов. Пение – «Золотистая пшеница». |
|
|
|
4 |
Одиночные музыкальные инструменты – фортепиано. |
Беседа. Слушание – игра на инструменте. Пение – «Золотистая пшеница». |
|
|
|
5 |
Инструментальный ансамбль. |
Слушание – музыка инструментального ансамбля. Импровизация на музыкальных инструментах под музыку. Выразительное исполнение песни – «Осень». |
|
|
|
6 |
Вокальный ансамбль. |
Слушание – «Три белых коня». Инструмент гитара. Имитация игры на инструменте. Пение – «Наш край». |
|
|
|
7 |
Хореографический ансамбль. |
Беседа. Слушание – Канкан. Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. |
|
|
|
8 |
Обобщение темы – Ансамбли. |
Слушание плясовых народных танцев в исполнении оркестра русских народных инструментов. Имитация игры на баяне, домре, балалайке. |
|
|
|
9 |
Песня – душа человека. |
Слушание народных песен. Исполнение детских русских народных песен. |
|
|
|
10 |
Кто сочиняет музыку. |
Слушание записи «Народные инструменты». Игра – «Какой инструмент звучит». Исполнение песни «Веселый музыкант» с элементами пластического интонирования. |
|
|
|
11 |
Композиторы – детям. Кто сочиняет музыку. |
Гимн России – слушание и исполнение хором. Ролевая игра – «Играем в композитора». Пение – «Настоящий друг». |
|
|
|
12 |
Можем ли мы понять музыку без слов? |
Слушание – Марш Черномора. Хоровое пение. Пение – «Колыбельная Медведицы». |
|
|
|
13 |
Песни о Родине. |
Слушание – «Наша школьная страна». Пение – «Пусть всегда будет солнце». |
|
|
|
14 |
Умение исполнять песни под фонограмму. |
Исполнение любимых песен под фонограмму. Слушание музыки – Три чуда. |
|
|
|
15 |
Исполнение песен с фонограммой. |
Слушание и анализ повторного прослушивания изученного материала. Самостоятельный рассказ о музыке. Исполнение песен с фонограммой. |
|
|
|
16 - |
Урок-концерт. Обобщение темы 1 и 2 |
Инструментальное и пластическое интонирование, ролевые игры, творческие |
|
|
|
17 |
четверти. |
|
задания. Пение песенного репертуара 1 и 2 четверти. |
|
|
|
|
|
3-4 четверть: Танец, марш и песня – основа всей музыки. Многофункциональная музыка – 17 часов |
|
|
||||
18 |
Марши разных характеров. Военный, Спортивный. |
|
Слушание военного и спортивного маршей. Имитация движений под музыку. Пение – «Маленький барабанщик». |
|
|
|
|
19 |
Марши – Праздничный и шуточный. |
|
Слушание праздничного и шуточного маршей. Разучивание и исполнение детской песни «Пусть всегда будет солнце». Анализ сходства и различия маршей. |
|
|
|
|
20 |
Марши – траурный. |
|
Слушание марша. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Пение – «Солнечная капель». |
|
|
|
|
21 |
Танцы разных характеров. Полька, Полонез. |
|
Слушание польских народных танцев. Исполнение детской песни «Песня о волшебном цветке». |
|
|
|
|
22 |
Танцы – вальс. |
|
Слушание музыки – вальс. Пение – «Майский вальс». |
|
|
|
|
23 |
Танцы – танго, хоровод. |
|
Слушание грузинского танца «Лезгинка». Интонационно – образный анализ. Исполнение детской песни «Цыплята». |
|
|
|
|
24 |
Танцы – Современные танцы. |
|
Слушание – Музыка современных танцев. Интонационно – образный анализ. Сравнение музыки Грузии и Армении. Игра на инструментах. |
|
|
|
|
25 |
Обобщающий урок четверти. |
|
Слушание музыки. Игра на ударных инструментах под аккомпанемент музыки. Пение – Песни 1,2,3 четверти. |
|
|
|
|
26 |
Представление о многофункциональности музыки. |
|
Беседа на тему. Исполнение литовской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент». |
|
|
|
|
27 |
Спортивная музыка. |
|
Слушание музыки о спорте. Пластическое интонирование под музыку. Пение – «Мама, папа и я – спортивная семья». |
|
|
|
|
28 |
Музыка для отдыха. |
Слушание музыки для релаксации. Игра на инструментах по заданному ритмическому рисунку. Хоровое пение. |
|
|
|
||
29 |
Музыка для релаксации. |
Слушание детской песни «Аннушка». Пение – «Ах вы, сени». |
|
|
|
||
30 |
Развлекательная музыка. |
Слушание – музыка легкого жанра. Пение хором. Песня «Песенка странного зверя». |
|
|
|
||
31 |
Обобщающий урок четверти. |
Закрепление и повторение материала. Пластическое интонирование под музыку. Пение любимых песен. |
|
|
|
||
32 |
Урок – обобщение – вспоминаем знакомые песни. |
Слушание и исполнение любимых детских песен. Игра на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение. |
|
|
|
||
33 |
Урок – концерт – До свидания начальная школа. |
Исполнение хором и индивидуально песен о школе и дружбе. Размышления и высказывания детей. |
|
|
|
||
34 |
Обобщение тем учебного года. |
Повторение и закрепление выученного материала. Музыкально – ритмические упражнения. |
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.