Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ «__» ________20___ г |
Согласовано на заседании МС Протокол № ____ «___» ________ 20___ г.
|
Утверждаю Директор школы _______ / Т.И. Бибик Приказ № __ от __.__.20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-4 класс)
Разработчик: Бутянова Галина Алексеевна
________________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, категория
________________________________________________________________________________
Автор программы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
________________________________________________________________________________
Срок реализации программы: с 01.09.2017г. по 31.08.2021г.
г.п. Федоровский, 2017г.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся начальной школы и составлена в соответствии:
- со Статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
- с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373 (с изменениями и дополнениями);
- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- с письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2012г. №4694/12 «О составлении рабочих программ»;
- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» на 2014-2018 гг.;
- с приказом МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» от 31.08.2016г. №489 «О внесении изменений в основные образовательные программы»;
- с локальным актом «Положение о рабочей программе учебных предметов»;
- с авторской программой по музыке для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-4-х классов общеобразовательной школы. Допущено Министерством Российской Федерации. В комплект входит издание авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Музыка. Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка. 2 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка. 3 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Музыка. 4 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Музыка. Рабочая тетрадь. 3класс.
Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, позитивных традиций в области музыкально-эстетического образования школьников.
Задачи:
- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- формировать основы художественного вкуса;
- учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь, литературой и изобразительным искусством);
- формировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, при этом в интересной форме (игры, беседы, концерты, экскурсии, сказки), знакомить с музыкальной терминологией, тематическим музыкальным материалом. Исподволь, пропевая, интонируя несложные мелодии, знакомиться с музыкой известных композиторов, научиться слышать музыку, запоминать и узнавать, определять ее настроение, характер. С помощью несложных вокальных упражнений дети привыкают к правильному дыханию, четкой дикции, протяжному пению гласных, чистому интонированию.
По окончании 4 класса учащиеся будут знать/понимать:
¾ взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
¾ музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
¾ ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
¾ тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
¾ основные формы музыки и приемы музыкального развития;
¾ характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена;
уметь:
¾ выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
¾ умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
¾ определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
¾ эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
¾ понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
¾ петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты;
¾ участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
¾ формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
¾ развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки.
«Музыка»
1 класс:
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящен музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
2 класс:
Содержание программы второго года обучения делится на разделы:
1. “Россия – Родина моя” - 3 ч.
2. “День, полный событий” -6 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм” -7 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч.
5. “В музыкальном театре” -4 ч.
6. “В концертном зале” -3 ч.
7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” -6 ч.
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Раздел 2. «День, полный событий»
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва.
Хорал.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Раздел 6. «В концертном зале»
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
3 класс:
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса:
1. “Россия – Родина моя” - 3 ч.
2. “День, полный событий” - 6 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм” -7 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - 5 ч.
5. “В музыкальном театре” - 4 ч.
6. “В концертном зале” - 3 ч.
7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” - 6 ч.
Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий»
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале»
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
4 класс:
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для 3 класса:
1. “Россия – Родина моя” - 4 ч.
2. “День, полный событий” - 5 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм” - 7 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - 5 ч.
5. “В музыкальном театре” - 4 ч.
6. “В концертном зале” - 3 ч.
7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” - 6 ч.
Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Раздел 1. «Россия — Родина моя».
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
4. Тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы
1 класс |
||||
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание |
Характеристика деятельности учащихся |
«МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» |
||||
1.1 |
«И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие) |
1 |
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
|
Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками, Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. |
1.2 |
Хоровод муз. (Урок – экскурсия) |
1 |
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
|
Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки. |
1.3 |
Повсюду музыка слышна. (Урок – игра) |
1 |
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. |
Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. |
1.4 |
Душа музыки - мелодия. (Урок – путешествие) |
1 |
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.
|
Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш). Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. |
1.5 |
Музыка осени. |
1 |
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
|
Различать тембр музыкального инструмента - скрипки, Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. |
1.6 |
Сочини мелодию. |
1 |
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.
|
Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполнять упражнения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. |
1.7 |
«Азбука, азбука каждому нужна…». |
1 |
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
|
Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать мелодию песни. |
1.8 |
Музыкальная азбука. |
1 |
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. |
Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. |
1.9 |
Музыкальные инструменты народов южного Урала. |
1 |
Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.
|
Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. |
1.10 |
«Садко». Из русского былинного сказа. |
1 |
Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”.
|
Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Определять на слух звучание народных инструментов. |
2.1 |
Музыкальные инструменты. |
1 |
Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов/
|
Распознавать духовые и струнные инструменты. Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов. Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов. |
2.2 |
Звучащие картины. |
1 |
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
|
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Узнавать музыкальные инструменты по изображениям. Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. |
2.3 |
Разыграй песню. |
1 |
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
|
Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. Находить нужный характер звучания. Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. |
2.4 |
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. |
1 |
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
|
Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей. Вовремя начинать и заканчивать пение. Понимать дирижерские жесты. |
2.5 |
Добрый праздник среди зимы. |
1 |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
|
Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Принимать участие в играх, танцах, песнях. |
2.6 |
Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас» |
1 |
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
|
Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. Создавать собственные интерпретации. Исполнять знакомые песни. |
«МУЗЫКА И ТЫ»
|
||||
2.7 |
Край, в котором ты живешь. |
1 |
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции.
|
Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине. Различать выразительные возможности – скрипки. |
2.8 |
Художник, поэт, композитор. |
|
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
|
Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. |
2.9 |
Музыка утра. |
1 |
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
|
По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Находить нужные слова для передачи настроения. |
2.10 |
Музыка вечера. |
1 |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
|
По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. |
2.11 |
Музы не молчали. |
1 |
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
|
Определять характер музыки и передавать ее настроение. Описывать образ русских воинов. Сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать. |
3.1 |
Музыкальные портреты. |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
|
Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. Соединять слуховые впечатления детей со зрительными. |
3.2 |
Мамин праздник. |
1 |
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства.
|
Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. |
3.3 |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. |
1 |
Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении
|
Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. |
3.4 |
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. |
1 |
Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
|
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. |
3.5 |
Музыкальные инструменты. |
1 |
Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности.
|
Сравнивать звучание музыкальных инструментов. Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. |
3.6 |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. |
1 |
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”.
|
Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщать характеристику музыкальных произведений. Воспринимать художественные образы классической музыки. Расширять словарный запас. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. |
3.7 |
Музыка в цирке. |
1 |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
|
Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. |
3.8 |
Дом, который звучит. |
1 |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
|
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
3.9 |
Опера-сказка. |
1 |
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
|
Называть понравившееся произведение, давая его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. |
3.10 |
Опера-сказка. |
1 |
Детальное знакомство с хорами из детских опер. |
Анализировать муз. произведения, определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем. |
3.11 |
«Ничего на свете лучше нет». |
1 |
Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. |
Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. |
3.12 |
Обобщающий урок по теме «Музыка и ты». Заключительный урок-концерт |
1 |
Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.
|
Уметь размышлять о музыке. Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. |
|
Итого: |
33 |
|
|
2 класс
|
||||
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» |
||||
1.1 |
Мелодия. |
1 |
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальность, песенность. Композитор – исполнитель – слушатель. |
Определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. Участвовать в коллективном пении. |
1.2 |
Здравствуй, Родина моя! НРК. Музыкальные образы родного края. |
1 |
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции. |
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. |
1.3 |
Гимн России. |
1 |
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
|
Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений |
«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»
|
||||
1.4 |
Музыкальные инструменты (фортепиано) |
1 |
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Музыкальные инструменты (фортепиано). |
Узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. |
1.5 |
Природа и музыка. Прогулка. |
1 |
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. |
Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. |
1.6 |
Танцы, танцы, танцы… |
1 |
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. |
Определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. |
1.7 |
Эти разные марши. |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). |
Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. |
1.8 |
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. |
1 |
Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. |
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. |
1.9 |
Русские народные инструменты. НРК. Инструменты Урала. |
1 |
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции. |
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. |
1.10 |
Звучащие картины. |
1 |
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. |
Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности. |
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»
|
||||
2.1 |
Великий колокольный звон. Звучащие картины. |
1 |
Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. |
Выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
2.2 |
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. |
1 |
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. |
Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella. |
2.3 |
Утренняя молитва. |
1 |
Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. |
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
|
2.4 |
С Рождеством Христовым! |
1 |
Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. |
Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
2.5 |
Музыка на Новогоднем празднике. |
1 |
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. |
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. |
2.6 |
Обобщение темы «О России петь - что стремиться в храм» |
1 |
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников. |
Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. |
«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
|
||||
2.7 |
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. |
1 |
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. |
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация). |
2.8 |
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. |
1 |
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. |
Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях и играх. |
2.9 |
Проводы зимы. Встреча весны…НРК. Вороний праздник. |
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
|
Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. |
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»
|
||||
2.10 |
Детский музыкальный театр. Опера |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. |
Передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. |
2.11 |
Балет. |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет. |
Определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не |
2.12 |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. |
1 |
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. |
Определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. |
3.1 |
Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. |
1 |
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. |
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
3.2 |
Увертюра. Финал. |
1 |
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. |
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»
|
||||
3.3-3.4 |
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». |
1 |
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). |
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
3.5 |
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. |
3.6 |
«Звучит нестареющий Моцарт». |
1 |
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. |
3.7 |
Симфония № 40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». |
1 |
Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. |
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»
|
||||
3.8 |
Волшебный цветик- семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. |
1 |
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. |
3.9 |
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. |
Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
3.10 |
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. |
1 |
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. |
Определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
3.11 |
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). |
1 |
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. |
Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). |
3.12 |
Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. |
1 |
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). |
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
|
Итого: |
34 |
|
|
3 класс
|
||||
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
|
||||
1.1. |
Мелодия – душа музыки. |
1 |
Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».Соединение изобразительного и выразительного в музыке. |
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.); Определять средства музыкальной выразительности.
|
1.2. |
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. |
1 |
Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. |
Выявлять жанровое начало музыки; Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.
|
1.3. |
Жанр канта в русской музыке. |
1 |
Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. |
Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов.
|
1.4. |
Кантата «Александр Невский». |
1 |
Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол). |
Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов. |
1.5. |
Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна… |
1 |
Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. |
Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш); Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов; Уметь: Выявлять жанровое начало музыки.
|
«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»
|
||||
1.6. |
Образы утренней природы в музыке. |
1 |
Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста. |
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. |
1.7. |
Портрет в музыке«В каждой интонации спрятан человек». |
1 |
Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. |
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации. |
1.8. |
Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. |
1 |
Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. |
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации. |
1.9. |
Образы вечерней природы. |
1 |
Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств. |
Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений. Исполнять песни о вечере мягко, распределяя дыхание на всю фразу. |
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»
|
||||
1.10. |
Два музыкальных обращения к Богородице. |
1 |
Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. |
Определять характер музыки, выражающий чувства художника. |
2.1. |
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. |
1 |
Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки. |
Сравнивать музыку Шуберта и Рахманинова. Уметь характеризовать духовную музыку. |
2.2. |
Образ матери в современном искусстве.
|
1 |
Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.
|
Сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы. |
2.3. |
Праздники православной церкви. Вербное воскресение.
|
1 |
Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания. |
Знакомство с праздниками Православной церкви. Знать историю праздника «Вербное воскресение». |
2.4. |
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. |
1 |
Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения. |
Исполнять знакомые песни о праздниках (рождественские песни). |
2.5. |
Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. |
1 |
Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. |
Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. |
2.6. |
Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. |
1 |
Тестирование учащихся. |
Демонстрировать навыки, приобретенные на уроках. |
«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
|
||||
2.7. |
Былина как древний жанр русского песенного фольклора. |
1 |
Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин. Имитация игры на гуслях. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин. |
Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина» /старина/. |
2.8. |
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.
|
1 |
Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. |
Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. |
2.9. |
Масленица – праздник русского народа.
|
1 |
Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен. |
Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями. |
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»
|
||||
2.10. |
Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. |
1 |
Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон. 3-частная форма арии. |
Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов. |
2.11. |
Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. |
1 |
Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо. |
Определение увертюры. Уметь услышать, на каких темах построена музыка увертюры. Исполнять тему заключительного хора. |
2.12. |
Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. |
1
|
Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.
|
Видеть контраст добра и зла, познакомиться с мифом об Орфее, выучить темы. Услышать в музыке современность/ написана давно, но созвучна нашим чувствам/. |
3.1. |
Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. |
1 |
Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). |
Услышать контраст в музыке пролога и сцены таяния, составить портрет царя Берендея, проследить развитие пляски скоморохов. |
3.2. |
Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского. |
1 |
Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете. Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.
|
Услышать контраст во вступлении к балету, слушая финал, рассказать о том, как заканчивается действие. |
3.3. |
Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова. |
1 |
Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла. |
Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр. |
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»
|
||||
3.4. |
Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.
|
1 |
Определение жанра концерта. Вариационное развитие народной темы в жанре концерта. |
Уметь в музыке услышать близость народной песне. |
3.5. |
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость. |
1 |
Определение жанра сюиты. Особенности вариационного развития. |
Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.
|
3.6. |
Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена. |
1 |
Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.
|
Сравнивать образ 1 части симфонии с картиной Айвазовского «Буря на северном море». Сравнить характер тем финала. Продирижировать оркестром. |
3.7. |
Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора. |
1 |
Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.
|
Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. |
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»
|
||||
3.8. |
Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина. |
1
|
Знакомство с разновидностями, особенностями джазовой музыки. |
Определение характерных элементов джазовой музыки. Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». |
3.9. |
Мир композиторов: Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов. |
1 |
Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет». |
Создать воображаемый портрет композиторов, что их объединяет. |
3.10. |
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт. |
1 |
Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера». |
Подчеркнуть значение музыки в жизни человека, великую силу искусства. Найти общее в музыке Моцарта, Бетховена, Глинки. |
3.11. |
Прославим радость на земле. |
1 |
Гимн человеческому счастью. |
Слушание гимна. Характерные черты гимна. |
3.12. |
Обобщающий урок |
1 |
Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. |
Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии. |
|
Итого: |
34 |
|
|
4 класс
|
||||
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» |
||||
1.1. |
Россия – Родина моя. Мелодия. |
1 |
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. |
Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном крае, созвучные музыке этих композиторов. Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки. |
1.2. |
Как сложили песню.
|
1 |
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. |
Знать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные мелодии. В музыке Рахманинова определять мелодическое начало. |
1.3. |
«Ты откуда, русская, зародилась музыка». |
1 |
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. |
Уметь исполнять главные темы хора «Вставайте, люди русские», услышать интонацию плача, мольбы, определять характер патриотической музыки. Сравнить хор «Славься» Глинки и «Въезд Александра Невского во Псков». |
1.4. |
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
|
1 |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Прокофьев «Александр Невский».
|
Знакомство со святыми земли Русской, назвать имена святых /Александр Невский, Сергий Радонежский, Княгиня Ольга, Великий князь Владимир/, знакомство с песней-гимном стихирой, слышать торжественный, праздничный характер. Сравнить музыку Бородина, Мусоргского с картиной Васнецова. |
«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»
|
||||
1.5. |
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка. |
1 |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. |
Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома». Описать чувства ребенка. Сравнить с настроением стихотворения Пушкина. Уметь выразительно читать стихи. Сравнить хор Шебалина «Зимняя дорога» с одноименным стихотворением Пушкина. |
1.6. |
Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька» |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
|
Сравнивать музыку Чайковского и стихи, слышать мечтательный, задумчивый характер. Знать сказки Пушкина, вспомнить героев сказки о царе Салтане, услышать, как в музыке передается сказочность. Назвать знакомые музыкальные инструменты, создающие образы белки, богатырей, царевны. Знать понятие тембра и регистра. |
1.7. |
«Что за прелесть эти сказки». Прокофьев «Сказочка». Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда». |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического, русского народного. Тембровая окраска музыкальных инструментов. |
Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые. В музыке Мусоргского из «Бориса Годунова» услышать отголоски колокольных звонов, определить характер музыки. |
1.8. |
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
|
1 |
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. |
Слушая романсы, определять характер музыки и слов. Знать отличительные особенности жанра романса. |
1.9. |
Романсы на стихи Пушкина. «Приют, сияньем муз одетый». |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. |
Уметь определять на слух музыкальные произведения. |
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»
|
||||
1.10-2.1 |
Глинка «Иван Сусанин». «Праздников праздник, торжество торжеств». |
2 |
Дальнейшее знакомство с музыкой оперы. Знакомство с песнопениями русской Православной церкви. |
Услышать интонации народной польской и русской музыки. Определить содержание арии Сусанина, характер музыки. |
2.2. |
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
|
1 |
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
|
Слышать интонационное своеобразие музыки других народов. Сравнивать музыку Мусоргского «Пляска персидок» и Глинки «Персидский хор», отличия от русской музыки. |
2.3. |
Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна
|
1 |
Народная и профессиональная музыка.
|
Услышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки, сравнить с картиной Сарьяна «Армения». В «Колыбельной Гаяне» обобщить особенности как армянской, так и русской музыки. Определить характер танца с саблями. |
«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
|
||||
2.4. |
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Песни родной стороны. |
1 |
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. |
Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами России. Исполнять народные песни с движением. |
2.5. |
Оркестр русских народных инструментов.
|
1 |
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. |
2.6. |
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. |
1 |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. |
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. |
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»
|
||||
2.7. |
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Чайковский «Вариации». |
1 |
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
|
Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций и мелодию хора «Уж как по мосту, мосточку». Выявить интонационное сходство. |
2.8. |
Мусоргский «Картинки с выставки» «Старый замок». |
1 |
Различные виды музыки: инструментальная, вокальная.
|
Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки. |
2.9. |
«Счастье в сирени живет». Рахманинов романс «Сирень». |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. |
Найти общие черты в музыке Рахманинова и Шопена, знать особенности полонеза, вальса, мазурки. Определять на слух трехчастную форму музыки. |
2.10. |
«Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы Шопена. |
1 |
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. |
Определить душевное состояние, которое передает музыка, эмоциональный строй, современна ли музыка сонаты. Сравнить музыку Бетховена со стихотворением Заболоцкого. |
2.11. |
Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. Глинка романс «Венецианская ночь», «Арагонская хота», Чайковский «Баркарола». |
1 |
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. |
Увидеть интернациональность музыкального языка. Закрепить средства выразительности, свойственные баркароле. Сравнить с ноктюрном Бородина (любование природой). Составить сравнительную характеристику музыки Глинки и Чайковского. |
2.12. |
«Царит гармония оркестра». Концертные залы Челябинска |
1 |
Особенности звучания различных видов оркестров. |
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении. |
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»
|
||||
3.1. |
Театр музыкальной комедии. Мюзикл. |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. |
Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. |
3.2. |
Балет «Петрушка»
|
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
|
Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»
|
||||
3.3. |
Святые земли Русской. Илья Муромец. Бородин «Богатырская симфония». Мусоргский «Богатырские ворота». |
1 |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
|
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
3.4. |
Кирилл и Мефодий. Праздники народов Севера.
|
1 |
Народные музыкальные традиции Отечества.
|
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
3.5. |
Праздников праздник, торжество из торжеств. |
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. |
Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. |
3.6. |
Родной обычай старины. Светлый праздник.
|
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
|
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. |
«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
|
||||
3.7. |
Народные праздники. Троица.
|
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
|
Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты. |
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»
|
||||
3.8. |
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
|
1 |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. |
Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. |
3.9. |
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
|
1 |
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. |
Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. |
3.10. |
В каждой интонации спрятан человек.
|
1 |
«Зерно» - интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. |
Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. |
3.11. |
Музыкальный сказочник. |
1 |
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. |
Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. |
3.12. |
Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке.
|
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. |
|
Итого: |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.