РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-4 класс)
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-4 класс)

Оценка 4.8
doc
27.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-4 класс)
рп по музыке 1-4.doc

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»

 

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ____

«__» ________20___ г

Согласовано

на заседании МС

Протокол № ____

«___» ________ 20___ г.

 

Утверждаю

Директор школы

_______ / Т.И. Бибик

Приказ № __ от __.__.20___г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-4 класс)

 

 

Разработчик: Бутянова Галина Алексеевна

________________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, категория

 

 

________________________________________________________________________________

Автор программы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

________________________________________________________________________________

 

 

Срок реализации программы: с 01.09.2017г. по 31.08.2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Федоровский, 2017г.

  1. Пояснительная записка

 

  Данная рабочая программа ориентирована на учащихся начальной школы и составлена в соответствии:

- со Статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

- с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373 (с изменениями и дополнениями); 

- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- с письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2012г. №4694/12 «О составлении рабочих программ»;

- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» на 2014-2018 гг.;

- с приказом МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» от 31.08.2016г. №489 «О внесении изменений в основные образовательные программы»;

- с локальным актом «Положение о рабочей программе учебных предметов»;

- с авторской программой по музыке для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-4-х классов общеобразовательной школы. Допущено Министерством Российской Федерации. В комплект входит издание авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

 

Музыка. Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы.

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка. 2 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы.

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка. 3 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы.

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014

Музыка. 4 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.

Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Музыка. Рабочая тетрадь. 3класс.

Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс.

 

 

Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, позитивных традиций в области музыкально-эстетического образования школьников.

Задачи:

- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

          - формировать основы художественного вкуса;

          - учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь, литературой и изобразительным искусством);

          - формировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, при этом в интересной форме (игры, беседы, концерты, экскурсии, сказки), знакомить с музыкальной терминологией, тематическим музыкальным материалом. Исподволь, пропевая, интонируя несложные мелодии, знакомиться с музыкой известных композиторов, научиться слышать музыку, запоминать и узнавать, определять ее настроение, характер. С помощью несложных вокальных упражнений дети привыкают к правильному дыханию, четкой дикции, протяжному пению гласных, чистому интонированию.

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

По окончании 4 класса учащиеся будут знать/понимать:

¾    взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

¾    музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

¾    ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);

¾    тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;

¾    основные формы музыки и приемы музыкального развития;

¾    характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена;

уметь:

¾    выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

¾    умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

¾    определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

¾    эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

¾    понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

¾    петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты;

¾    участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

¾    формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

¾    развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки.

 

  1. Содержание учебного предмета (курса)

«Музыка»

 

1 класс:

       Содержание программы первого года делится на   два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящен музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

      Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

 

Раздел 2. «Музыка и ты

      Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

 

2 класс:

Содержание программы второго года обучения делится на разделы:

1. “Россия – Родина моя” - 3 ч.

2. “День, полный событий” -6 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм” -7 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч.

5. “В музыкальном театре” -4 ч.

6. “В концертном зале” -3 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” -6 ч.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отли­чительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпане­мент.

Раздел 2. «День, полный событий»

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

 

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Празд­ники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва.

Хорал.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инстру­ментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народ­ном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, ре­жиссера, художника в создании музыкального спектакля. Те­мы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный те­атр.

Раздел 6. «В концертном зале»

Музыкальные портреты и образы в симфонической и форте­пианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность му­зыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

 

3 класс:

Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса:

1. “Россия – Родина моя” - 3 ч.

2. “День, полный событий” - 6 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм” -7 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - 5 ч.

5. “В музыкальном театре” - 4 ч.

6. “В концертном зале” - 3 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” - 6 ч.

Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских ком­позиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Раздел 2. «День, полный событий»

Выразительность и изобразительность в музыке разных жан­ров и стилей. Портрет в музыке.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, по­эзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказите­лей, народные традиции и обряды в музыке русских композито­ров.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интона­ционно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкально­го языка, исполнения.

Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композито­ров и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрип­ки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контраст­ные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчаст­ная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музы­кальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

 

4 класс:

Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для 3 класса:

1. “Россия – Родина моя” - 4 ч.

2. “День, полный событий” - 5 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм” - 7 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - 5 ч.

5. “В музыкальном театре” - 4 ч.

6. “В концертном зале” - 3 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” - 6 ч.

Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.

Раздел 1. «Россия — Родина моя».

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образ­ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, мо­литва, величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдох­новения композиторов. Интонационная выразительность народ­ных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на­родных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основные те­мы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфониче­ской музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драма­тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство извест­ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз­ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат­ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы

 

1 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

           «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»

1.1

«И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие)

1

Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

 

Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза.

Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку.

Владеть первоначальными певческими навыками,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Участвовать в коллективном пении.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике.

1.2

Хоровод муз. (Урок – экскурсия)

1

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

 

Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений.

Передавать настроение музыки в пении.

Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку.

Давать определения общего характера музыки.

1.3

Повсюду музыка слышна.

(Урок – игра)

1

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

1.4

Душа музыки - мелодия. (Урок – путешествие)

1

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.

 

Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша.

Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.

Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш).

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

1.5

Музыка осени.

1

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

 

Различать тембр музыкального инструмента - скрипки,

Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку,

Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

1.6

Сочини мелодию.

1

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.

 

Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.

Самостоятельно выполнять упражнения.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

1.7

«Азбука, азбука каждому нужна…».

1

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

 

Узнавать изученные произведения.

Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук.

Правильно передавать мелодию песни.

1.8

Музыкальная азбука.

1

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Запись нот -  знаков для обозначения музыкальных звуков.

Узнавать изученные произведения.

Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук.

1.9

Музыкальные инструменты народов южного Урала.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. 

 

Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов.

Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку.

 Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.

Давать определения общего характера музыки.

1.10

«Садко». Из русского былинного сказа.

1

Наблюдение народного творчества

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”.

 

Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах.

Определять на слух звучание народных инструментов.

2.1

Музыкальные инструменты.

1

Музыкальные инструменты.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов/

 

Распознавать духовые и струнные инструменты.

Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов.

Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

Находить сходства и различия в инструментах разных народов.

2.2

Звучащие картины.

1

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

 

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Узнавать музыкальные инструменты по изображениям.

Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.

2.3

Разыграй песню.

1

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

 

Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста.

Находить нужный характер звучания.

Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

2.4

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

 

Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей.

Вовремя начинать и заканчивать пение.

Понимать дирижерские жесты.

2.5

Добрый праздник среди зимы.

1

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. 

 

Узнавать освоенные музыкальные произведения.

Давать определения общего характера музыки.

Принимать участие в играх, танцах, песнях.

2.6

Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас»

1

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

 

Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям.

Создавать собственные интерпретации.

Исполнять знакомые песни.

 

«МУЗЫКА И ТЫ»

 

2.7

Край, в котором ты живешь.

1

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции.

 

Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине.

 Различать выразительные возможности – скрипки.

2.8

Художник, поэт, композитор.

 

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.   Средства музыкальной выразительности.

 

Воспринимать художественные образы классической музыки.

Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.

Давать определения общего характера музыки.

Ритмическая   и интонационная 

точность во время вступления к песне.

2.9

Музыка утра.

1

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

 

По звучавшему фрагменту 

определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.

 Находить нужные слова 

для передачи настроения.

2.10

Музыка вечера.

1

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

 

По звучавшему фрагменту 

определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.

Уметь сопоставлять, 

сравнивать, различные жанры музыки.

2.11

Музы не молчали.

1

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

 

Определять характер музыки 

и передавать ее настроение.

Описывать образ русских воинов.

Сопереживать 

музыкальному образу, внимательно слушать.

3.1

Музыкальные портреты.

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

 

Вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

На слух определять характер и настроение музыки.

Соединять слуховые впечатления детей со зрительными.

3.2

Мамин праздник.

1

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и

произведениях изобразительного искусства.

 

Передавать эмоционально 

во время хорового исполнения 

разные по характеру 

песни, импровизировать.

Выделять

характерные 

интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.

3.3

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

1

Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении

 

Выделять характерные 

интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и 

выразительные.

3.4

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

1

Музыкальные 

инструменты.

Инструментовка 

и 

инсценировка    песен.  Игровые 

песни, 

с 

ярко 

выраженным 

танцевальным   характером. Звучание   народных 

музыкальных 

инструментов.

 

Вслушиваться 

в звучащую музыку и определять характер произведения.

Выделять характерные 

интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.

Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

3.5

Музыкальные инструменты.

1

Музыкальные 

инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности.

 

Сравнивать звучание музыкальных инструментов.

Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию.

Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

3.6

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

1

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”. 

 

 Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.

Обобщать характеристику музыкальных произведений.

Воспринимать художественные образы классической музыки.

Расширять словарный запас.

Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.

3.7

Музыка в цирке.

1

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

 

Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

3.8

Дом, который звучит.

1

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.

 

Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения.

Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

3.9

Опера-сказка.

1

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

 

Называть понравившееся произведение, давая его характеристику.

Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.

3.10

Опера-сказка.

1

Детальное знакомство с хорами из детских опер.

Анализировать муз. произведения, определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем.

3.11

«Ничего на свете лучше нет».

1

Музыка для детей.

Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни.

Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.

3.12

Обобщающий урок по теме «Музыка и ты».

Заключительный урок-концерт

1

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

 

Уметь размышлять о музыке.

Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям.

Создавать собственные исполнительские интерпретации.

 

Итого:

33

 

 

2 класс

 

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

1.1

Мелодия.

1

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальность, песенность.

Композитор – исполнитель – слушатель.

Определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

Участвовать в коллективном пении.

1.2

Здравствуй, Родина моя! НРК. Музыкальные образы родного края.

1

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

1.3

Гимн России.

1

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

 

Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн.

Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений

«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»

 

1.4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.

Музыкальные инструменты (фортепиано).

 Узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

1.5

Природа и музыка.  Прогулка.

1

Знакомство с творчеством отечественных композиторов.  Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

1.6

Танцы, танцы, танцы…

1

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы.

1.7

Эти разные марши.

1

Песенность, танцевальность,  маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).

Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение.

1.8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

1

Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.

1.9

Русские народные инструменты. НРК. Инструменты Урала.

1

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

1.10

Звучащие картины.

1

Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности.

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

 

2.1

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.

Выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

2.2

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella.

2.3

Утренняя молитва.

1

Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

 

2.4

С Рождеством Христовым!

1

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви.

Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

2.5

Музыка на Новогоднем празднике.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.

2.6

Обобщение темы «О России петь - что стремиться в храм»

1

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников.

Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

 

2.7

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.

Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация).

2.8

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях  и играх.

2.9

Проводы зимы. Встреча весны…НРК. Вороний праздник.

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

 

Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

 

2.10

Детский музыкальный театр. Опера

1

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые.

Передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

2.11

Балет.

1

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет.

Определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не

2.12

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

3.1

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье.

1

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

3.2

Увертюра. Финал.

1

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах.

«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»

                                                                                             

3.3-3.4

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

1

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

3.5

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

3.6

«Звучит нестареющий Моцарт».

1

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

3.7

Симфония № 40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

1

Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»

 

3.8

Волшебный цветик- семицветик. Музыкальные инструменты (орган).

И все это – Бах.

1

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

3.9

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

3.10

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

1

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

3.11

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру.  Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).

3.12

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

1

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

 

Итого:

34

 

 

3 класс

 

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

 

1.1.

Мелодия – душа музыки.

1

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».

Соединение изобразительного и выразительного в музыке.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Определять средства музыкальной выразительности.

 

1.2.

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

1

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

 

1.3.

Жанр канта в русской музыке.

1

Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша.

Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов.

 

1.4.

Кантата «Александр Невский».

1

 Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов.

1.5.

Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…

1

Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями.

Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки.

 

«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»

 

1.6.

Образы утренней природы в музыке.

1

Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

 

1.7.

Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек».

1

 Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.

 

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

1.8.

Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского.

 

1

Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

1.9.

Образы вечерней природы.

1

Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.

Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений.  Исполнять песни о вечере мягко, распределяя дыхание на всю фразу.

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

 

1.10.

Два музыкальных обращения к Богородице.

1

Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

Определять характер музыки, выражающий чувства художника.

2.1.

Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

1

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Сравнивать музыку Шуберта и Рахманинова. Уметь характеризовать духовную музыку.

2.2.

Образ матери в современном искусстве.

 

1

Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.

 

Сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы.

2.3.

Праздники православной церкви. Вербное воскресение.

 

1

Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

Знакомство с праздниками Православной церкви. Знать историю праздника «Вербное воскресение».

2.4.

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

1

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.

Исполнять знакомые песни о праздниках (рождественские песни).

2.5.

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир.

1

Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе.

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

2.6.

Обобщающий урок.

Музыка на Новогоднем празднике.

1

 Тестирование учащихся.

Демонстрировать навыки, приобретенные на уроках.

«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

 

2.7.

Былина как древний жанр русского песенного фольклора.

1

Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Имитация игры на гуслях.

Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.

Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина» /старина/.

2.8.

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.

 

1

Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре.

Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

2.9.

Масленица – праздник русского народа.

 

1

 Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

 

2.10.

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

1

Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон.

3-частная форма арии.

Знакомство с разновидностями   голосов /баритон и сопрано/.   Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов.

2.11.

Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

1

Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.

Определение увертюры. Уметь услышать, на каких темах построена музыка увертюры. Исполнять тему заключительного хора.

2.12.

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.

1

 

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.

 

 

Видеть контраст добра и зла, познакомиться с мифом об Орфее, выучить темы. Услышать в музыке современность/ написана давно, но созвучна нашим чувствам/.

3.1.

Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

1

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

Услышать контраст в музыке пролога и сцены таяния, составить портрет царя Берендея,  проследить  развитие   пляски  скоморохов.

3.2.

Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

1

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.

 

Услышать контраст во вступлении к балету, слушая финал, рассказать о том, как заканчивается действие.

3.3.

Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.

1

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла.

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»

 

3.4.

Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.

 

1

Определение жанра концерта.

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.

Уметь в музыке услышать близость народной песне.

3.5.

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.

1

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития.

 Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

 

3.6.

Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.

1

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

 

Сравнивать образ 1 части симфонии с картиной Айвазовского «Буря на северном море». Сравнить характер тем финала.

Продирижировать оркестром.

3.7.

Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.

1

Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.

 

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена.

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»

 

3.8.

Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина.

1

 

 

 

Знакомство с разновидностями, особенностями джазовой музыки.

Определение характерных элементов джазовой музыки.

Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

3.9.

Мир композиторов:

Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов.

1

Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Создать воображаемый   портрет   композиторов, что их объединяет.

3.10.

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт.

1

Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

Подчеркнуть значение музыки в жизни человека, великую силу искусства.  Найти общее в музыке   Моцарта, Бетховена, Глинки.

3.11.

Прославим радость на земле.

1

Гимн человеческому счастью.

Слушание гимна. Характерные черты гимна.

3.12.

Обобщающий урок

1

Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии.

 

Итого:

34

 

 

4 класс

 

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

1.1.

Россия – Родина моя.

Мелодия.

1

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном 

крае, созвучные музыке этих композиторов.  Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки.

1.2.

Как сложили песню.

 

1

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Знать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные мелодии.  В музыке Рахманинова определять мелодическое начало.

1.3.

«Ты откуда, русская, зародилась музыка».

1

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Уметь исполнять главные темы   хора «Вставайте, люди русские», услышать интонацию плача, мольбы, определять

характер патриотической музыки.  Сравнить хор «Славься» Глинки   и «Въезд Александра Невского во Псков».

1.4.

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

 

1

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Прокофьев «Александр Невский».

 

Знакомство со святыми земли Русской, назвать имена святых /Александр Невский, Сергий Радонежский, Княгиня Ольга, Великий князь Владимир/, знакомство с песней-гимном    стихирой, слышать торжественный, праздничный характер.  Сравнить музыку Бородина, Мусоргского с картиной Васнецова.

«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»

 

1.5.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

А.С. Пушкин и музыка.

1

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома». Описать чувства ребенка.  Сравнить с настроением стихотворения Пушкина.  Уметь выразительно читать стихи. Сравнить хор Шебалина «Зимняя дорога» с одноименным стихотворением Пушкина.

1.6.

Зимнее утро. 

Зимний вечер. Чайковский «У камелька»

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 

Сравнивать музыку Чайковского и стихи, слышать мечтательный, задумчивый характер. 

Знать сказки Пушкина, вспомнить героев сказки о царе Салтане, услышать, как в музыке передается сказочность. Назвать знакомые музыкальные инструменты, создающие образы белки, богатырей, царевны.  Знать понятие тембра и регистра.

1.7.

«Что за прелесть эти сказки».  Прокофьев «Сказочка».  Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда».

1

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического, русского народного. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые.  В музыке    Мусоргского из «Бориса Годунова» услышать отголоски колокольных   звонов, определить характер музыки.

1.8.

Ярмарочное гулянье.  Святогорский монастырь.

 

1

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Слушая романсы, определять характер музыки и слов. Знать отличительные особенности жанра романса.

1.9.

Романсы на стихи Пушкина.   «Приют,

сияньем муз одетый».

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Уметь определять на слух музыкальные произведения.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

 

1.10-2.1

Глинка «Иван Сусанин».

«Праздников праздник, торжество торжеств».

2

Дальнейшее знакомство с музыкой оперы.  Знакомство с песнопениями   русской Православной церкви.

Услышать интонации народной польской и русской музыки. Определить содержание арии Сусанина, характер музыки.

2.2.

 Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

 

1

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

 

Слышать интонационное своеобразие    музыки других народов.  Сравнивать    музыку Мусоргского «Пляска персидок» и Глинки «Персидский хор», отличия от русской музыки.

2.3.

Русский Восток.

Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна

 

1

Народная и профессиональная музыка.

 

Услышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки, сравнить с картиной Сарьяна «Армения».  В «Колыбельной Гаяне» обобщить особенности как армянской, так и русской   музыки.  Определить характер танца с саблями.

«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

 

2.4.

Композитор – имя ему народ.

Музыкальные инструменты России. Песни родной стороны.

1

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

 Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами России.  Исполнять народные песни с движением.

2.5.

Оркестр русских народных инструментов.

 

1

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

2.6.

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

1

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Уметь   высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»

 

2.7.

Музыкальные инструменты. 

Вариации на тему рококо.  Чайковский

«Вариации».

1

Музыкальные инструменты.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 

Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций и мелодию хора «Уж   как по мосту, мосточку».  Выявить

интонационное сходство.

2.8.

Мусоргский «Картинки с выставки»

«Старый замок».

1

Различные виды музыки: инструментальная, вокальная.

 

Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки.

2.9.

«Счастье в сирени живет». Рахманинов

романс «Сирень».

1

Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

Найти общие черты в музыке Рахманинова и Шопена, знать особенности полонеза, вальса, мазурки.  Определять на слух трехчастную форму музыки.

2.10.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...».

Танцы Шопена.

1

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

Определить душевное состояние, которое передает музыка, эмоциональный строй, современна ли музыка   сонаты. Сравнить музыку Бетховена со стихотворением Заболоцкого.

2.11.

Патетическая соната Бетховена.

Годы странствий. Глинка романс «Венецианская ночь», «Арагонская хота», Чайковский «Баркарола».

1

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

Увидеть интернациональность музыкального языка.  Закрепить средства выразительности, свойственные баркароле.  Сравнить с ноктюрном Бородина (любование природой).  Составить сравнительную характеристику музыки   Глинки и Чайковского.

2.12.

«Царит гармония оркестра».

Концертные залы Челябинска

1

Особенности звучания различных видов оркестров.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

 

3.1.

Театр музыкальной комедии.  Мюзикл.

1

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

3.2.

Балет «Петрушка»

 

1

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.

 

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

 

3.3.

Святые земли Русской.

Илья Муромец.  Бородин «Богатырская симфония».  Мусоргский

«Богатырские ворота».

1

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

 

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

3.4.

Кирилл и Мефодий. Праздники народов Севера.

 

1

Народные музыкальные традиции Отечества.

 

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

3.5.

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

3.6.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

 

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

 

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

 

3.7.

Народные праздники. Троица.

 

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

 

Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края.

Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»

 

3.8.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

 

1

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

3.9.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

 

1

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

3.10.

В каждой интонации спрятан человек.

 

1

«Зерно» - интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

3.11.

Музыкальный сказочник.

1

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

3.12.

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1

Выразительность и изобразительность в музыке.

 

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

 

Итого:

34

 

 

 

  

 

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, позитивных…

Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, позитивных…

Содержание учебного предмета (курса) «Музыка» 1 класс:

Содержание учебного предмета (курса) «Музыка» 1 класс:

Колокольные звоны России. Святые земли

Колокольные звоны России. Святые земли

Музыкальная форма (трехчаст­ная, вариационная)

Музыкальная форма (трехчаст­ная, вариационная)

Тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы 1 класс № п/п

Тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы 1 класс № п/п

Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш)

Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш)

Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов

Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов

Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей

Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей

Музыкальные портреты.1 Выразительность и изобразительность в музыке

Музыкальные портреты.1 Выразительность и изобразительность в музыке

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”

Музыка и ты ». Заключительный урок-концерт1

Музыка и ты ». Заключительный урок-концерт1

Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться…

Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться…

Оркестр народных инструментов

Оркестр народных инструментов

Обобщение темы «О России петь - что стремиться в храм» 1

Обобщение темы «О России петь - что стремиться в храм» 1

Интонации музыкальные и речевые

Интонации музыкальные и речевые

Звучит нестареющий Моцарт». 1

Звучит нестареющий Моцарт». 1

Обобщающий урок. 1 Конкурсы и фестивали музыкантов

Обобщающий урок. 1 Конкурсы и фестивали музыкантов

Выявлять жанровое начало музыки

Выявлять жанровое начало музыки

Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве

Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др

Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад»

Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад»

Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А.

Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А.

Бородина, Мусоргского с картиной

Бородина, Мусоргского с картиной

Дальнейшее знакомство с музыкой оперы

Дальнейшее знакомство с музыкой оперы

Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций и мелодию хора «Уж как по мосту, мосточку»

Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций и мелодию хора «Уж как по мосту, мосточку»

О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ

О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2021