МБОУ «Подлопатинская средняя общеобразовательная школа»
Принята на МО учителей Гуманитарного цикла Руководитель МО З.Н.Бутина Протокол №1 От «14» сентября 2022 г.
|
Согласовано Зам.директора поУ.Р. Е.М. Токмакова От «14» сентября 2022 г. |
«Утверждаю» Директор школы Е.А. Жаркова. Приказ № От «14» сентября 2022 г. |
Рабочая программа по немецкому языку для учащихся
7 класса.
Учитель: З.Н.Бутина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
•Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ФГОС ООО (приказ МО РФ от 06.10 2009г. № 373).
•Примерной программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. Москва, Издательство «Просвещение», 2019 г.
•Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы. М.М. Аверин, Е.Ю.Гуцалюк, Е.Р.Харченко. Пособие для учителей образовательных учреждений. Москва, Издательство «Просвещение», 2019г.
Рабочая программа предусматривает изучение немецкого языка в 7 классе.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение второго иностранного языка в школе выделяется 1 час в неделю, 35 учебных недель.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект «Горизонты». Авторами, которого являются: Аверин М.М., Джин Фридерике, Рорман Лутц, Збранкова Милена. Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду.
Общая характеристика учебного предмета. Немецкий язык относится к предметной области «иностранный язык», в задачу которой входит формирование первоначальных представлений об иностранном языке, развитие диалогической и монологической речи устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
В основной школе можно условно выделить два этапа обучения: 5-7 классы и 8-9 классы. На первом этапе придаётся большое значение осознанию и закреплению тех навыков, которые были получены при изучении первого иностранного языка, а также их применению и развитию при изучении второго иностранного языка.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана.
К первым относятся:
• меньшее количество выделяемых на него учебных часов (1час),
• более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).
К особенностям содержательного плана относятся:• его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков -родного, первого(ИЯ l) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе; с другой стороны возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;
• наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Например, германской: английский, немецкий или западноевропейские языки, имеющие в силу исторического развития достаточно много общего.
Место учебного курса в учебном плане.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа для 7-9 классов предусматривает изучение немецкого языка в качестве второго иностранного, 35 часов.
Цели и задачи обучения немецкому как второму иностранному языку
Изучение второго иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
— развитие иноязычной коммуникативной компетенции совокупности её составляющих, а именно:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение языковыми средствами общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке;
социокультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
— развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала изучаемого иностранного языка: формирование у учащихся потребности изучения и овладения иностранными языками как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранных языков и родного языка как средства общения и познания в современном мире; формирование общекультурной и этнической идентичности личности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Применительно к курсу для 7 класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах:
- способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
- развивать его память и воображение;
- создавать условия для творческого развития ребёнка;
- прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
- развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
- создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
- воспитывать в ребёнке самоуважение;
- воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
- способствовать формированию чувства «успешности»;
-учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
- развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка;
- раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся:
• меньшее количество выделяемых на него учебных часов (1час);
• более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).
К особенностям содержательного плана относятся:
• его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков - родного, первого (ИЯl) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе; с другой стороны возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;
• наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Например, германской: английский, немецкий или западноевропейские языки, имеющие в силу исторического развития достаточно много общего, например английский и французский, английский и испанский.
Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому.
Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования по иностранным языкам.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
· ответственное отношение к учению;
· способность принимать и сохранять учебную задачу;
· способность планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия для решения задачи;
· способность действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
· умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли на немецком языке в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
· навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
у учащихся могут быть сформированы:
· коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· умение преобразовать практическую задачу в познавательную;
· умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их;
· креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении поставленных задач.
Метапредметные:
Регулятивные
учащиеся научатся:
· формулировать и удерживать учебную задачу;
· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
· составлять план и последовательность действий;
· осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
· адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
· сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
· определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
· предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
· осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
· выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
· концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные
учащиеся научатся:
· самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
· самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебнопознавательных задач;
· находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
· пользоваться знакомыми лингвистическими словарями и справочниками;
· анализировать и характеризовать способ языковой информации (словесный, схематичный и др.) и использовать их в процессе решения учебных задач;
· понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме и переводить её в словесную форму;
· осуществлять анализ, синтез, сравнение и классификацию языкового материала по заданным критериям;
· строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных источниках (словарях, справочниках, учебнике и пр.);
· находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации понятий, правил и закономерностей;
· осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
· анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
· проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
Коммуникативные
учащиеся научатся:
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
· взаимодействовать и находить общие способы работы;
· работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
· слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
· разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
· координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
Говорение. Диалогическая речь
ученики научатся:
· вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
ученик получит возможность научиться:
· вести диалог-обмен мнениями;
· брать и давать интервью;
· вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.д.)
Говорение. Монологическая речь
ученик научится:
· строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
· описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
· давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
· передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
· описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
ученик получит возможность научиться:
· делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
· комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
· кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
ученик научится:
· воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
ученик получит возможность научиться:
· выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
Чтение
ученик научится:
· читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
· читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
· читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
· выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
ученик получит возможность научиться:
· устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
Письменная речь
ученик научится:
· заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
· писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая адрес);
· писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
ученик получит возможность научиться:
· делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
· писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
· составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
Орфография и пунктуация
ученик научится:
· правильно писать изученные слова;
· правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
· расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Фонетическая сторона речи
ученик научится:
· различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
· соблюдать правильное ударение в изученных словах;
· различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
· членить предложение на смысловые группы;
· адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы);
Лексическая сторона речи
ученик научится:
· узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
· употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
ученик получит возможность научиться:
· распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
· распознавать принадлежность слов к частям речи;
Грамматическая сторона речи
ученик научится:
· оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
· распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
· распознавать и употреблять в речи, распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
· распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
· распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
· распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
· распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
· распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах;
· распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Социокультурные знания и умения
ученик научится:
· употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
· представлять родную страну и культуру на немецком языке;
· понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала
ученик получит возможность научиться:
· использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
· находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Литература.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по немецкому языку.
2.Примерная программа основного общего образования по немецкому языку.
3 Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. –
М. : Просвещение.
4. Аверин М.М, Джин Ф. – Горизонты. Немецкий язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение: Cornelsen, 2018.
5.Горизонты. Немецкий язык. Рабочая тетрадь 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (аудио курс CD mp 3) М.: Просвещение, 2014
Содержание учебного курса
7 класс (35 часов)
№ раздела |
Тема |
Количество часов |
1 |
«Как прошло лето» |
4 |
2 |
«Планы на будущее» |
5 |
3 |
«Дружба» |
7 |
4 |
«Изображение и звук» |
5 |
5 |
«Взаимоотношения» |
5 |
6 |
«Это мне нравится» |
4 |
7 |
«Подробнее о себе» |
5 |
Календарно-тематическое планирование к УМК «Горизонт» («Horizonte»), 7 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел 1. Как прошло лето? |
4 часа |
|
|
|
1. |
Рассказываем о каникулах. |
1 |
|
|
2. |
Погода. |
1 |
|
|
3. |
Твои каникулы. |
1 |
|
|
4. |
Читаем о летнем отдыхе. |
1 |
|
|
Раздел 2. Мои планы на будущее. |
5 часов |
|
|
|
5. |
Мечты. Введение лексики по теме. |
1 |
|
|
6. |
Профессии. |
1 |
|
|
7. |
Я хотел бы стать… |
1 |
|
|
8. |
Контрольная работа №1 по теме «Мои планы на будущее». |
1 |
|
|
9. |
Анализ контрольной работы. Учимся планировать. |
1 |
|
|
Раздел 3. Дружба. |
7 часов |
|
|
|
10. |
Дружба. Введение лексики. |
1 |
|
|
11. |
Друзья и подруги. Личные местоимения в дательном падеже. |
1 |
|
|
12. |
Качества личности. |
1 |
|
|
13. |
Хороший друг, какой он? |
1 |
|
|
14. |
Сравнительная степень сравнения прилагательных. |
1 |
|
|
15 |
Контрольная работа №2по теме «Дружба». |
1 |
|
|
16 |
Анализ контрольной работы. Повторение лексико-грамматического материала. |
1 |
|
|
Раздел 4. Изображения и звуки. |
5 часов |
|
|
|
17. |
Электрические приборы. Введение в тему. |
1 |
|
|
18. |
Средства коммуникации. |
1 |
|
|
19. |
Модальный глагол dürfen. |
1 |
|
|
20. |
Телеканалы и радиостанции. |
1 |
|
|
21. |
Ты должен… |
1 |
|
|
Раздел 5. Взаимоотношения |
5 часов |
|
|
|
22. |
Я радуюсь/сержусь, если … |
1 |
|
|
23. |
Школа К. Штреля в Марбурге. |
1 |
|
|
24. |
Интервью с ученицей. |
1 |
|
|
25. |
Контрольная работа №3 по теме «Взаимоотношения». |
1 |
|
|
26. |
Анализ контрольной работы. Школа, семья, друзья. Взаимоотношения в интернате. |
1 |
|
|
Раздел 6. Это мне нравится. |
4 часа |
|
|
|
27. |
Мне нравится /не нравится … Введение лексики. |
1 |
|
|
28. |
Описываем внешность. |
1 |
|
|
29. |
Покупки. |
1 |
|
|
30. |
Молодежь Германии. |
1 |
|
|
Раздел 7. Подробнее о себе. |
5 часов |
|
|
|
31. |
Ваши предположения - описываем подростка. Введение лексики. |
1 |
|
|
32. |
Какое сегодня число? Важные дни. Даты. |
1 |
|
|
33. |
Школьная жизнь. Важные этапы в (школьной) жизни. |
1 |
|
|
34. |
Контрольная работа №4 по теме «Подробнее о себе» |
1 |
|
|
35. |
Анализ контрольной работы. Повторение.Карин ушла. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
35 часов |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.