Рабочая программа по общество знанию 5-9 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по общество знанию 5-9 класс

Оценка 4.7
Документация
doc
обществознание
5 кл—9 кл
13.02.2021
Рабочая программа по общество знанию 5-9 класс
рабочая программа по обществу 5-9 класс.doc

\

Нормативная основа программы:

 

ü  Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

ü  ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

ü Примерная программа основного общего образования по обществознанию (М. Просвещение 2010 г.)

ü  Рабочая программа «Обществознание». Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] – 2-е изд., доработ. – М.: – Просвещение, 2013. – 63 с.

 

 

Структура Рабочей программы:

пояснительная записка;

содержание курса по предмету;

учебно-тематический план;

требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников);

раздел «Литература и средства обучения»;

календарно - тематическое планирование с перечнем контрольных и практических    работ.

 

 

 

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 класса составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова.

Актуальность изучения программы обществознания в основной школе возрастает в связи с необходимостью создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе, фундаментом которого являются научные знания об обществе и человеке, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Особое место курса обусловлено спецификой данной учебной дисциплины многоаспектным изучением общественной жизни, использованием для этого комплекса общественных наук ( социологии, политологии, экономики, правоведения,, социальной психологии, этики и культурологи), а также знаниях философии, а также в его интегративном характере, комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление

Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание основного общего  образования по обществознанию  представляет собой  комплекс знаний, отражающих  основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека  в обществе, правовое регулирование  общественных отношений.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами  курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических  ценностей; правовые  нормы, лежавшие в основе правомерного   поведения.

Не менее важным   элементом содержания  учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной  и практической деятельности, включающий  работу с адаптированными источниками  социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Сроки реализации программы: 5 лет

 

Общая характеристика учебного предмета

            «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

 

 

 

Раздел II. Содержание курса по предмету «Обществознание» 5 – 9 классы 

 

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

I. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

 

2.   Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

 

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

 

3.   Общество — большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

 

4.   Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.                                                                                                                                                  

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?  Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

5.   Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

 

6.   Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

 

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

7.   Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

 

8.  Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

 

9.   Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.                                                                                                                        Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

 

10.   Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

 

11.    Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

 

12.  Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

 

 

Раздел III. Учебно-тематический план.

Модули

Разделы

1. Социальная сущность личности

1.1. Человек в социальном измерении.

1.2. Ближайшее социальное окружение

2. Современное общество

2.1. Общество – большой дом для человечества.

2.2. Общество, в котором мы живём.

3. Социальные нормы

3.1. Регулирование поведения  людей в обществе.

3.2. Основы российского законодательства.

4. Экономика и социальные отношения

4.1. Мир экономики.

4.2. Человек в экономических отношениях.

4.3. Мир социальных отношений.

5. Политика. Культура

5.1. Политическая жизнь общества.

5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни.

5.3. Человек в меняющемся обществе.

 

 

Наименования разделов

Кол-во часов

5 класс

 

Введение

 

1

Человек

5

 

Семья

5

 

Школа

6

 

Труд

6

 

Родина

10

 

Обобщение и закрепление знаний по курсу «Обществознание»

2

 

Итого

35

 

6 класс

 

Введение

1

 

Человек в социальном измерении

11

 

Человек среди людей

9

 

Нравственные основы жизни

7

 

Обобщение и закрепление знаний по курсу «Обществознание»

7

 

Итого

35

 

7 класс

 

Введение

1

 

Регулирование поведения людей в обществе

11

 

Человек в экономических отношениях

13

 

Человек и природа

5

 

Обобщение и закрепление знаний по курсу «Обществознание»

5

 

Итого

35

 

8 класс

 

Введение

1

 

Личность и общество

6

 

Сфера духовной культуры

8

 

Социальная сфера

5

 

Экономика

13

 

Подведение итогов года

2

 

Итого

35

 

9 класс

 

Вводный урок

1

 

Политика

9

 

Право

22

 

Повторение изученного по курсу «Обществознание, 9 класс»

3

 

Итого

35

 

 

 

Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников)

 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

 

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование    элементов    причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; I

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

•  понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

 

 

Раздел V. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебные материалы

           5 класс

Учебник Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой; Просвещение, 2013

6 класс

Учебник Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой- М.: Просвещение, 2014

7 класс

Учебник Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой- М.: Просвещение, 2014

8 класс

Учебник Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой- М.: Просвещение, 2014

9 класс

Учебник Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой- М.: Просвещение, 2014

 

Рабочие тетради

Л.Ф.Иванова,Я.В.Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс.-М.:Просвещение,2017 (ФГОС)

Л.Ф.Иванова,Я.В.Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.:Просвещение,2017 (ФГОС)

О.А.Котова. Т.Е.Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь. 7 класс.-М.:Просвещение,2016-2017, ( ФГОС)

 

 

 

 

Список литературы

 

Литература для учителя обществознания (основная школа):

1)     Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин.

— М., 2008.

2)     Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

3)     Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

4)     Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб.,2001.

5)     Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.

6)     Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф.учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.

7)     Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.

8)     Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.

9)     Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.

10) Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.

11) Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.

12) Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

13) Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.

14) Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб.,2008.

15) Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.

16) Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / A. И. Кравченко. - М., 2008.

17) Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /B. В. Латышева. — М., 2004.

18) Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.

19) Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.

20) Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.

21) Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.

22) Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М.,2003.

23) Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.

24)  Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.

25) Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.

 

 

 

 

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.gov.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти

Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской

Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным

наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,

статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —

обществознание.

http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в

школе (дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).

http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный

образовательный портал.

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской

газете».

http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.

http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.

hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.

http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.

http://www.hpo.opg — Права человека в России.

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской

Федерации: официальный сайт.

http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.

nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.

http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».

http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.

http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.

http://www.russianculture.ru/ — Культура России.

http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический

портал.

http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».

http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».

http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.

http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе

мультимедиа. — М., 2004

 


Раздел VI. Календарно - тематическое планирования

 

Календарно - тематическое планирование, 5 класс


Раздел

№ урока

Часы

Тема урока

 

Вводный урок.

1

2

Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

2

Как подготовить проект.

Тема 1. Человек.

3

 

4

Загадка человека.

 

4

Отрочество – особая пора жизни.

 

5

Учимся общаться.

 

6

Практикум по теме «Человек»

 

Тема 2. Семья.

7

6

Семья и семейные отношения.

 

8

Семейное хозяйство.

 

9

Учимся помогать вести семейное хозяйство.

 

10

Свободное время.

 

11

Учимся распределять своё время.

 

12

Практикум по теме «Семья».

 

Тема 3. Школа.

13

5

Образование в жизни человека.

 

14

Образование и самообразование.

 

15

Одноклассники, сверстники, друзья.

 

16

Практикум по теме «Школа».

 

17

Учимся дружно жить в классе.

 

Тема 4. Труд.

18

5

Труд – основа жизни.

 

19

Учимся трудиться и уважать труд.

 

20

Труд и творчество.

 

21

Практикум по теме «Труд».

 

22

Учимся творчеству.

 

Тема 5. Родина.

23

7

Наша Родина Россия.

 

24

Государственные символы России.

 

25

Гражданин России.

 

26

Учимся быть достойными гражданами.

 

27

Мы – многонациональный народ.

 

28

Учимся уважать людей любой национальности.

 

29

Практикум по теме «Родина».

 

Итоговый урок.

30

6

Подведём итоги.

 

31

 

Итоговое повторение.

 

32-35

 

Защищаем проект.

 

Итого

 

35

 

 

 


 

 

 

Календарно-тематическое планирование, 6 класс

№ п/п

 в теме

Дата

Тема урока

 

Домашнее задание

1

1

 

Введение в обществознание

Записи в тетради

2

1

 

Человек – личность

§ 1.

3

2

 

Человек – личность

§ 1.

4

3

 

Познай самого себя

§ 2. Задание рубрики «В классе и дома»

5

4

 

Познай самого себя

с. 23–24

6

5

 

Человек и его деятельность

§ 3. Задания рубрики «В классе и дома»

7

6

 

Человек и его деятельность

с. 31–32

8

7

 

Потребности человека

§ 4.

9

8

 

Потребности человека

§ 4

10

9

 

На пути к жизненному успеху

§ 5. Задания рубрики «В классе и дома»

11

10

 

На пути к жизненному успеху

с. 47–48

12

11

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек
в социальном измерении»

§ 1–5. Повторение

13

1

 

Межличностные отношения

§ 6.

14

2

 

Межличностные отношения

§ 6.

15

3

 

Человек в группе

§ 7. Вопросы, с. 66

16

4

 

Человек в группе

с. 66

17

5

 

Общение

§ 8.

18

6

 

Общение

§ 8.

19

7

 

Конфликты в межличностных отношениях  

§ 9.

20

8

 

Конфликты в межличностных отношениях  

§ 9.

21

9

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей»

§ 6–9. Повторение

22

1

 

Человек славен добрыми делами

§ 10. Задания рубрики

«В классе и дома»

23

2

 

Человек славен добрыми делами

с. 91

24

3

 

Будь смелым

§ 11.

25

4

 

Будь смелым

§ 11.

26

5

 

Человек и человечность

§ 12.

27

6

 

Человек и человечность

§ 12.

28

7

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные
основы жизни»

§ 11-12. Повторение

29

1

 

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка

к итоговой проверочной работе

30

2

 

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка

к итоговой проверочной работе

31

3

 

Итоговая проверочная работа «Человек в системе общественных отношений»

 

32

4

 

Человек в системе общественных отношений

 

33

5

 

Итоговая работа

 

34-35

6,7

 

Урок-конференция «Человек
и общество»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 7 класс

                 

Тема урока

Количество часов

1

Введение

1

2

Что значит жить по правилам

1

3-4

Права и обязанности граждан.

2

5-6

 

Почему важно соблюдать законы.

2

7-8

Защита Отечества

2

9

Для чего нужна дисциплина.

1

10

Виновен-отвечай

1

11

Кто стоит на страже закона

1

12

 

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

1

13-14

 

Экономика и ее основные участники

2

15

Мастерство работника

1

16-17

 

Производство, затраты, выручка, прибыль

2

18-19

Виды и формы бизнеса

2

20

Обмен, торговля, реклама.

1

21-22

Деньги, их функции.

2

23-24

Экономика семьи.

2

25-26                                                 

 

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

2

27

Человек-часть природы.

1

28-29

 

Охранять природу - значит охранять жизнь

2

30

Закон на страже природы

1

31-32

 

Практикум по теме « Человек и природа»

2

33

ПОУ по всему курсу обществознания 7 класса

1

34-35

 

Заключительные уроки. Повторение курса «Обществознание, 7 класс»                      

2

                             

Календарно-тематическое планирование, 8 класс

 

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее

 задание

1.                   

Вводный урок.

1

С. 5-7

 

2.                   

Что делает человека человеком?

1

§ 1

 

3.                   

Человек, общество, природа.

1

§2

 

4.                   

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

§3

5.                   

Развитие общества.

1

§4

 

6.                   

Как стать личностью.

1

§5

 

7.                   

Практикум по теме «Личность и общество».

1

 

 

8.                   

Сфера духовной культуры.

1

§6

 

9.                   

Мораль.

1

§7

 

10.               

Долг и совесть.

1

§8

 

11.               

Моральный выбор – это ответственность.

1

§9

 

12.               

Образование

1

§10

 

13.               

Наука в современном обществе.

1

§11

 

14.               

Религия как одна из форм культуры.

1

§12

 

15.               

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

1

 

 

16.               

Социальная структура общества.

1

§13

 

17.               

Социальные статусы и роли.

1

§14

 

18.               

Нации и межнациональные отношения.

1

§15

 

19.               

Отклоняющееся поведение.

1

§16

 

20.               

Практикум по теме «Социальная сфера».

1

 

 

21.               

Экономика и её роль в жизни общества.

1

§17

 

22.               

Главные вопросы экономики.

1

§18

 

23.               

Собственность.

1

§19

 

24.               

Рыночная экономика.

1

§20

 

25.               

Производство – основа экономики.

1

§21

 

26.               

Предпринимательская деятельность.

1

§22

 

27.               

Роль государства в экономике.

1

§23

 

28.               

Распределение доходов.

1

§24

 

29.               

Потребление.

1

§25

 

30.               

Инфляция и семейная экономика.

1

§26

 

31.               

Безработица, её причины и последствия.

1

§27

 

32.               

Мировое хозяйство и международная торговля.

1

§28

 

33.               

Практикум по теме «Экономика».

1

 

 

34.

Защита проектов

1

 

 

35.

Заключительный урок.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование, 9 класс

Тема урока

Кол-во часов

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

1

2

Государство, его отличительные признаки.

1

3

Политический режим.

1

4

Правовое государство

1

5

Гражданское общество. Местное самоуправление

1

6

Участие граждан в политической жизни.

1

7

Практическая работа «Школа молодого избирателя»

 

8

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

1

9

Средства массовой информации

1

10

Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе»

1

11

Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество»

1

12

Право, его роль в жизни человека, общества и государства

1

13

Понятие правоотношения.

1

14

Понятие правонарушения.

1

15

Правоохранительные органы

1

16

Конституция  - основной закон РФ

1

17

Основы конституционного строя РФ

1

18

Практическая работа по теме: «Конституция РФ»

1

19

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

1

20

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка.

1

21

Практическая работа по теме: «Права и свободы граждан»

1

22

Гражданские правоотношения

1

23

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

24

Семейные правоотношения

1

25

Административные правоотношения

1

26

Основные понятия и институты уголовного права.

1

27

Социальные права

1

28

Практическая работа по теме: «Социальные права»

1

29

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

30

Практическая работа по теме: «Международная правовая защита»

1

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

32

Самостоятельная работа «Закон об Образовании»

1

33

Контрольная работа

1

34

Самостоятельная работа

1

35

Повторение и обобщение

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Нормативная основа программы: ü

Нормативная основа программы: ü

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление

Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических…

Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических…

Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся

Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся

Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга

Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга

На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и…

На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и…

Межличностные отношения. Общение

Межличностные отношения. Общение

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

Наше государство — Российская

Наше государство — Российская

Наименования разделов Кол-во часов 5 класс

Наименования разделов Кол-во часов 5 класс

Введение 1 Личность и общество 6

Введение 1 Личность и общество 6

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни,…

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни,…

Раздел V . Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Раздел V . Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы Литература для учителя обществознания (основная школа): 1)

Список литературы Литература для учителя обществознания (основная школа): 1)

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в

Раздел VI . Календарно - тематическое планирования

Раздел VI . Календарно - тематическое планирования

Раздел VI . Календарно - тематическое планирования

Раздел VI . Календарно - тематическое планирования

Календарно-тематическое планирование, 6 класс № п/п № в теме

Календарно-тематическое планирование, 6 класс № п/п № в теме

Урок-конференция «Человек и общество»

Урок-конференция «Человек и общество»

Календарно-тематическое планирование 7 класс №

Календарно-тематическое планирование 7 класс №

Как стать личностью. 1 §5 2

Как стать личностью. 1 §5 2

Календарно-тематическое планирование, 9 класс №

Календарно-тематическое планирование, 9 класс №

Административные правоотношения 1 26

Административные правоотношения 1 26
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021