Пояснительная записка
Авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" (136 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год). Письма Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 11 класс». Авторы: Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов (М. : Просвещение, 2010). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Цели и задачи курса:
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа, во-первых, направлена на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и, одновременно, на усиление практической направленности обучения. Программа нацелена на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Во-вторых, содержание рабочей программы соответствует новым целям обучения, изменениям в обществе и изменениям в современном научном обществознании. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному). Значительно вырос объем экономических и правовых знаний по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания. При изучении теоретических положений широко привлекается актуальный материал, отражающий развитие современной России.
В-третьих - в рабочей программе зафиксирован деятельностный компонент содержания, поэтому включение учащихся в указанные виды деятельности становится важным требованием к организации учебного процесса.
В-четвертых, усилена практическая направленность курса через его ориентацию на развитие и совершенствование базовых социальных компетентностей.
В-пятых, усилена личностная ориентация, воспитывающий характер отобранного содержания курса.
Возрастные особенности учащихся
В 11 классе обучается 3человека, из них 2 мальчика и 1девочка.
Уровень обученности большинства учащихся средний. Есть способные, но не имеющие прочных знаний из-за несистематических занятий. В целом для класса характерна организованность на уроках. При этом необходим дифференцированный подход.
Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как лабораторные занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа.
Основные методы работы на уроке
При реализации программы планируется использовать следующие принципы:
Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе
обучения.
Доступность - подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития
памяти, внимания и мышления.
Целенаправленность - соответствие результатов определенной цели.
Реалистичность - соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного
обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.
Преемственность - опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.
Результативность — овладение процессуальными умениями.
Методы обучения
Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении
всех других задач обучения.
Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым
вопросам.
Практические методы: для развития практических умений и навыков.
Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.
Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских
умений, творческого подхода к делу.
Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные
умозаключения (от частного к общему).
Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от
общего к частному) и развития умения анализировать явления.
Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной
деятельности, формирования навыков учебного труда.
Формы организации деятельности по развитию творческих способностей
обучающихся.
Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными , инновационными (уроки -викторины, олимпиадные состязания,, работа в группах, коллективное составление таблиц, написание сочинений разных вариаций, определённую тему, использование ресурсов Интернета и пр.
Связь с другими предметами
На каждом из этапов обучения реализуются межпредметные связи с курсом истории , литературы, биологии, географии, математики
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной
программой нет
Требования к уровню подготовки выпускников
ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая
экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные
этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как
сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных
отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты,
выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о
социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и
функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной
среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические
положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов(
правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни,
включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных
обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую
работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и
гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам.
Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 КЛАСС
Содержание программы
Человек и экономика (23 часа)
Экономика и экономическая наука.Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.
Понятие экономического роста. Факторы роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономические циклы. Понятие ВВП.
Рыночные отношения в современной экономике. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы. Основные
источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное поведение потребителя и производителя. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Проблемы социально-политической и духовной жизни. (14 часов )
Свобода в деятельности человека. Профилактика употребления ПАВ «Буриданов осел», «Свобода есть осознанная необходимость», Свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.
Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание.
Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое поведение. Политическая идеология. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Гражданские инициативы. СМИ в политической системе общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс, его особенности в РФ. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах. Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Профилактика употребления ПАВ Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Профилактика употребления ПАВ
Религиозные объединения и организации в РФ. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в РФ.
Человек и закон (25 часов)
Современные подходы к пониманию права Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Занятость и трудоустройство.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Повторение-обобщение (2 часа)
Резерв (2 часа)
Календарно-тематический план 11 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Примечание |
|||||
План |
Факт |
||||||||
1. |
Общество как сложная динамическая система |
1 |
|
|
|
||||
Глава 1. Человек и экономика (24 часа) |
|||||||||
2-3. |
Экономика: наука и хозяйство |
2 |
|
|
|
||||
4-5. |
Экономический рост и развитие |
2 |
|
|
|
||||
6-7. |
Рыночные отношения |
2 |
|
|
|
||||
8-9. |
Фирмы в экономике |
2 |
|
|
|
||||
10-11. |
Предпринимательская деятельность |
2 |
|
|
|
||||
12-13. |
Слагаемые успеха в бизнесе |
2 |
|
|
|
||||
14-15. |
Экономика и государство |
2 |
|
|
|
||||
16-17. |
Финансы в экономике |
2 |
|
|
|
||||
18-19. |
Занятость и безработица |
2 |
|
|
|
||||
20-21. |
Мировая экономика |
2 |
|
|
|
||||
22-23. |
Человек в системе экономических отношений |
2 |
|
|
|
||||
24-25 |
Контрольный тест по теме: « Человек и экономика |
2 |
|
|
|
||||
Глава2 Социально-политическая жизнь (17 часов) |
|||||||||
26-27 |
Свобода в деятельности человека |
2 |
|
|
|
||||
28-30 |
Общественное сознание |
3 |
|
|
|
||||
31-32 |
Политическое сознание |
2 |
|
|
|
||||
33-34 |
Политическое поведение |
2 |
|
|
|
||||
35-36 |
Политическая элита и лидерство |
2 |
|
|
|
||||
37-38. |
Демографическая ситуация в РФ |
2 |
|
|
|
||||
39-40. |
Религиозные объединения в РФ |
2 |
|
|
|
||||
41-42. |
Контрольная работа по теме: « Социально-политическая жизнь» |
2 |
|
|
|
||||
Глава 3. Человек и закон (20 часов) |
|||||||||
43-44. |
Современные подходы к пониманию права |
2 |
|
|
|
||||
45-46 |
Гражданин РФ |
2 |
|
|
|
||||
47-48. |
Экологическое право |
2 |
|
|
|
||||
49-51. |
Гражданское право |
3 |
|
|
|
||||
52-54. |
Семейное право |
3 |
|
|
|
||||
55-56. |
Правовое регулирование трудоустройства |
2 |
|
|
|
||||
57-58. |
Процессуальное право: гражданский процесс |
2 |
|
|
|
||||
59-60. |
Процессуальное право: уголовный процесс |
2 |
|
|
|
||||
61-62. |
Процессуальное право: административный процесс |
2
|
|
|
|
||||
63-64. |
Международная защита прав |
2 |
|
|
|
||||
65-66 |
Контрольное тестирование по теме: « Человек и закон» |
2 |
|
|
|
||||
67-68 |
Резерв
|
|
|
|
|
||||
Критерии оценивания учащихся по обществознанию
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.