муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ЗАВОЛЖСКИЙ ЛИЦЕЙ
155410, г. Заволжск, Ивановская область, ул. Мира, д.20 тел.: 8 (49333) 2-10-38
ИНН 3710005898 КПП 371001001 E-mail: z_ lizey@rambler.ru |
«Рассмотрено»
Руководитель МО
______ /_________________/ ФИО Протокол №____ от «___»__________20___г.
|
«Согласовано»
Зам.директора по УР:
________________/Зубарева С.М./
«____»____________ 20___ г. |
«Утверждаю»
Директор МКОУ Заволжского лицея: ___________ /О.Н. Торгашова/ ФИО Приказ №______ от «___» __________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Обществознание»
Предметная область: общественно-научные предметы
Уровень образования/класс(ы): основное общее образование/5 класс
Часть учебного плана: часть, формируемая участниками
Срок освоения: 1 год.
Руководитель ШМО:
Кондратьева А.С.
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ №1897 от 17.12.2010г.) и Примерной программы по обществознанию.
Программа по обществознанию для 5 класса разделы:
· Пояснительная записка
· Общая характеристика учебного предмета
· Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
· Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета
· Содержание учебного предмета, курса с примерным распределением часов
· Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Структура программы по обществознанию
Программа основного общего образования по обществознанию
содержит следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой определяются цели обучения по данному
предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса по
обществознанию на этой ступени, описывается структура курса по обществознанию и
последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и
освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в Базисном
учебном (образовательном) плане;
• содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала,
распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов
на его изучение;
• тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся и
указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе,
фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о
влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие,
интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате
комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология,
культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая
комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность
изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают
интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание
учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в основной школе
опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных
классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина
раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения
ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего
подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития
рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том,
чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в
подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего
подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных
задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и
общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в
семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе
призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Характеристика содержания основного общего образования по обществознанию
Отбор учебного материала для содержания программы по
обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его
места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных
возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации
(расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного
времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Последовательность, предложенная в программе по
обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов
отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения
учебного содержания курса на этом этапе обучения. При распределении тем
программы по обществознанию в основной школе учитывается, что каждый класс
рассматривается как звено в развертывании целостной и относительно завершенной,
т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.
Начинать изучение содержания программы по обществознанию как самостоятельного
учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко
и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего
социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять
нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5
классе.
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе необходимо
опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего
истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические
факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные
при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить
одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь,
обществоведческая подготовка учащихся 5 классов вносит свой вклад в формируемые
у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире
и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в
выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно
осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного
образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью
школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета
и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным
явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного
предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.
На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают
систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение
приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых
понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и
небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже
сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с
предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у
учащихся 5 готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению
поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных
социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных
технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные
возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь
органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию призвана помочь ученикам основной школы осуществить
осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей
профессиональной деятельности.
Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане.
«Обществознание» изучается в 5 классе в течение 34 часов. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности
за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию
являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Основное содержание (34 часа)
Социальная сущность личности (34 часов)
Введение – 1 час
Человек в социальном измерении (20 часов)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение (12 часов)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Итоговое повторение – 1 час
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Ученик научится:
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Ученик научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме.
.
4. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Ученик научится:
- ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- интерпретировать текст;
- откликаться на содержание текста;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Учебно-методический комплект
Линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание. 5-9 классы
Состав УМК 5 класс
1) Учебник. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
2) Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 5 класс. (CD)
3) Рабочая тетрадь. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В.
4) Поурочные разработки. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф.
5) Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
6) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.