Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
| 
 РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО МО гуманитарного цикла Протокол № 1 от 25. 08. 2021г. Руководитель МО______ Князева Т.В 
  | 
 
  | 
 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ №8 № 281 от 1.09.2021 Директор_____ Валитова Н.В. 
  | 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 6-9 классов
(срок реализации программы – 4 года )
Составитель
2021 г
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом, который предусматривает реализацию программы в 6-9 классах. Количество учебных часов определяется на основе учебного плана и календарного учебного графика и составляет 129 часов.
Структура Рабочей программы соответствует требованиям ФГОС и Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ СОШ №8.
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712).
3. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 (с изменениями от 23.12.2020 г., приказ №766).
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г.№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20).
5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г.№ 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(далее - СанПиН 1.2.3685-21).
6. Программа развития воспитания в РО на период до 2025г. Пр №546 от 10.06.2021 Министерства образования и профессионального образования РО.
7. Примерной программы по обществознанию ПООП основного общего образования, размещенной на государственном реестре в сети Интернет – fgosreestr.ru;
8. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №8
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как «система», «факт», «закономерность», «феномен», «анализ», «синтез» «функция», «материал», «процесс», является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создания образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
● систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
● выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
● заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
● различать результаты и способы действий при достижении результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
● демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Предметные результаты освоения ООП
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Основное содержание учебного предмета «Обществознание»
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2021 – 2022 учебный год на изучение данного курса в 2021 – 2022 учебном году в 6-9 классах отводится 1 час в неделю , на основании Календарного учебного графика МБОУ СОШ №8 на 2021-2022 уч. год спланировано 129 часов :
6 кл.- 31 час.
7 кл.- 35 час.
8 кл.- 33 час.
9 кл.- 30 час.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание, 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений», под. ред. Л.Н. Боголюбова, АО Издательство «Просвещение», 2021
2. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание,7 класс учеб. для общеобразовательных учреждений», под. ред. Л.Н. Боголюбова, АО Издательство «Просвещение», 2021
3. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Городецкая Н. И. и др. Обществознание, 8 класс учеб. для общеобразовательных учреждений», под. ред. Л.Н. Боголюбова, АО Издательство «Просвещение», 2019
4. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Матвеев А. И. и др.
Обществознание, 9 класс учеб. для общеобразовательных учреждений», под. ред. Л.Н. Боголюбова, АО Издательство «Просвещение», 2020
| 
 
 РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО Гуманитарного цикла Протокол № 1 от 25. 08. 2021г. Руководитель МО______ Князева Т.В. 
  | 
 
  | 
 
 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ №8 № 281 от 01. 09. 2019 г. Директор_____ Валитова Н.В. 
  | 
Календарно – тематическое планирование
по обществознанию
на 2021- 2022 учебный год
6-9 класс
Составитель:
Степанкова Н.С.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание», 6 класс , 31 часа
| 
 № п/п  | 
 Тема  | 
 Коли- чество часов  | 
 Дата  | 
 Причина коррек- тировки  | 
|||
| 
 6 «А»  | 
 6 «Б»  | 
||||||
| 
 план  | 
 Факт  | 
 план  | 
 Факт  | 
||||
| 
 | 
 Введение в курс «Обществознание 6 класс».  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Глава 1. Загадка человека. (12 ч.)  | 
|||||||
| 
 | 
 Принадлежность двум мирам.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся развивать свою любознательность.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Человек – личность.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся быть интересной личностью.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Отрочество – особая пора.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся управлять своими эмоциями.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
Потребности и способности человека. | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Когда возможности ограничены.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся взаимодействовать с людьми с разными возможностями.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Мир увлечений.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся распределять свое время.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Повторительно-обобщающий урок по теме «Загадка человека».  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Глава 2. Человек и его деятельность. (8 ч.)  | 
|||||||
| 
 | 
 Деятельность человека.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся правильно организовывать свою деятельность.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Труд – основа жизни.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
Учимся трудиться и уважать труд. | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учение – деятельность школьника.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Административная контрольная работа  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
Познание человеком мира и себя. | 
 1  | 
 
  | 
 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и его деятельность».  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Глава 3. Человек среди людей. (10 ч.)  | 
|||||||
| 
 | 
 Отношения с окружающими.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Общение.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся понимать людей и устанавливать контакты.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Человек в группе.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Отношения со сверстниками.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 ВПР  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 28.  | 
 Конфликты в межличностных отношениях.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 29.  | 
 Семья и семейные отношения.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 30.  | 
 Учимся строить отношения с родителями.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 31.  | 
 Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Обществознание 6 класс».  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 31  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание», 7 класс, 34 часа
| 
 № п/п  | 
 Наименование раздела и тем  | 
 Кол-во часов  | 
 Дата  | 
 Причины коррек- тировки  | 
|||
| 
 7 «А»  | 
 7 «Б»  | 
||||||
| 
 по плану  | 
 по факту  | 
 по плану  | 
 по факту  | 
||||
| 
 Глава I. Мы живем в обществе  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||||
| 
 | 
 Введение. Как устроена общественная жизнь.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся ценить социальную солидарность.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум «Что значит жить по правилам»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся общаться в интернете. Практикум.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Экономика и её основные участники  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся принимать рациональные решения"  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Производственная деятельность человека  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся прогнозировать успешность своего дела»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Тестирование «Обмен, торговля, реклама»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся быть думающими покупателями»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Домашнее хозяйство  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся быть финансово грамотными гражданами»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Бедность и богатство  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся помогать тем, кто нуждается в помощи»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Тестирование по теме «Личность»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Человек в обществе, труд и социальная лестница  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Зачем людям государство  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся использовать государственные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ и его права»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Почему важны законы  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Административная контрольная работа  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Культура и её достижения  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Административная контрольная работа  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Глава 2. Наша Родина - Россия  | 
|||||||
| 
 | 
 Наша страна на карте мира  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся быть патриотами»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Государственные символы России  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся уважать государственные символы России»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Конституция Российской Федерации  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся уважать Конституцию  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Гражданин России  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Учимся быть достойными гражданами  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Мы – многонациональный народ  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 ВПР  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум: «Учимся уважать людей любой национальности»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Защиты Отечества. Учимся быть мужественными  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 | 
 Практикум. Правовые отношения гражданина России и государства. Итоговое тестирование: «Мы живем в обществе. Наша Родина- Россия»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 34  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» 8 класс, 33 часа.
| 
 № п/п  | 
 Наименование раздела и тем  | 
 Кол-во часов  | 
 Дата  | 
 Причины коррек-тировки  | 
  | 
|||
| 
 8 «А»  | 
 8 «Б»  | 
  | 
||||||
| 
 по плану  | 
 по факту  | 
 по плану  | 
 по факту  | 
  | 
||||
| 
 Глава I. Личность и общество (7 ч.)  | 
  | 
|||||||
| 
 1.  | 
 Введение. Что делает человека человеком  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 2.  | 
 Человек, общество и природа.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 3.  | 
 Общество как форма жизнедеятельности людей.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 4.  | 
 Развитие общества 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 5.  | 
 Как стать личностью  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 6.  | 
 Контрольная работа по теме: «Личность и общество»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 7.  | 
 Практикум по теме: «Личность и общество»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 Глава I I «Сфера духовной жизни» (8 ч.) 
  | 
||||||||
| 
 8.  | 
 Сфера духовной жизни 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 9.  | 
 Мораль. Моральный выбор- это ответственность  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 10.  | 
 Долг и совесть  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 11.  | 
 Образование 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 12.  | 
 Наука в современном обществе  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 13.  | 
 Религия как одна из форм культуры  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 14.  | 
 Контрольная работа по теме: «Сфера духовной жизни»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 15.  | 
 Практикум по теме: «Сфера духовной жизни» 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 Глава III . Социальная сфера (5 ч.)  | 
||||||||
| 
 16.  | 
 Социальная структура общества 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 17.  | 
 Социальные статусы и роли. Социальная сфера  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 18.  | 
 Нации и межнациональные отношения 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 19.  | 
 Отклоняющееся поведение  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 20.  | 
 Административная контрольная работа  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 Глава IV. Экономика (13 ч.)  | 
||||||||
| 
 21.  | 
 Экономика и ее роль в жизни общества 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 22.  | 
 Главные вопросы экономики Собственность  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 23.  | 
 Рыночная экономика  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 24.  | 
 Производство- основа экономики  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 25.  | 
 Предпринимательская деятельность 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 26.  | 
 Роль государства в экономике 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 27.  | 
 Распределение доходов 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 28.  | 
 ВПР  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 29.  | 
 Потребление  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 30.  | 
 Инфляция и семейная экономика  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 31.  | 
 Безработица, ее причины и последствия .Мировое хозяйство и международная торговля  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 32.  | 
 Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание, 8 класс»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 33.  | 
 Итогово-обобщающий урок по курсу: «Обществознание, 8 класс»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 34.  | 
 ИТОГО  | 
 33  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
Календарно-тематическое планирование по курсу: «Обществознание» 9 класс, 30 часов
| 
 № п/п  | 
 Наименование раздела и тем  | 
 Кол-во часов  | 
 Дата  | 
 Причины коррек-тировки  | 
|||
| 
 9 «А»  | 
 9 «Б»  | 
||||||
| 
 по плану  | 
 по факту  | 
 по плану  | 
 по факту  | 
||||
| 
 1.  | 
 Введение в курс «Обществознание 9 класс».  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Глава 1. Политика. (10 ч.)  | 
|||||||
| 
 2.  | 
 Политика и власть.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 3.  | 
 Государство.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4.  | 
 Политические режимы.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 5.  | 
 Правовое государство.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 6.  | 
 Гражданское общество и государство.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 7.  | 
 Учимся участвовать в жизни гражданского общества.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 8.  | 
 Участие граждан в политической жизни.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 9.  | 
 Политические партии и движения.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 10.  | 
 Административная контрольная работа  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 11.  | 
 Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика».  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Глава 2. Право. (20 ч.)  | 
|||||||
| 
 12.  | 
 Роль права в жизни человека, общества и государства.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 13.  | 
 Правоотношения и субъекты права.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 14.  | 
 Правонарушения и юридическая ответственность.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 15.  | 
 Правоохранительные органы.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 16.  | 
 Конституция Российской Федерации.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 17.  | 
 Основы конституционного строя Российской Федерации.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 18.  | 
 Права и свободы человека и гражданина.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 19.  | 
 Права и свободы человека и гражданина.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 20.  | 
 Гражданские правоотношения.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 21.  | 
 Право на труд. Трудовые правоотношения.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 22.  | 
 Семейные правоотношения.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 23.  | 
 Административные правоотношения.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 24.  | 
 Уголовно-правовые отношения.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 25.  | 
 Социальные права.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 26.  | 
 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 27.  | 
 Правовое регулирование отношений в сфере образования.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 28.  | 
 Повторительно-обобщающий урок по теме «Право».  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 29.  | 
 Защита проектов и творческих работ по курсу «Обществознание 9 класс».  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 30.  | 
 Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Обществознание 9 класс».  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
Тематика исследовательских проектов и творческих работ обучающихся по курсу «Обществознание 9 класс»:
1. Государственная власть в истории России.
2. История появления Конституции РФ.
3.    Мои права. Мои обязанности (изучая Конституцию РФ).
Органы местного самоуправления в моём регионе.
4. Права и свободы граждан в РФ.
5. Права несовершеннолетних.
6. Преступность в нашей области вчера и сегодня.
7. Социальная сеть как основа современной социальной структуры.
8. Социальные сети: инструмент для лучшей организации повседневности или средство развлечения?
9.    У истоков политических партий российского общества.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.