МОКУ «Муртыгитская средняя общеобразовательная школа »
Согласовано |
Согласовано |
Утверждаю |
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______ Л. А. Турушева Протокол заседания № __ от «__»__________2014 г.
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ Т.В. Троцко «________»__________2014 г.
|
Директор МОКУ «Муртыгитская СОШ» _________ А.А.Троцко
Приказ по школе №_______ от «_____»__________2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет : обществознание
Класс : 7
Предмет: обществознание
Учитель :Иваницкая А.Ф.
2014 - 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлено на основе примерной программой основного общего образования по обществознанию 2004г, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» (2004 г) Во исполнение пунктов 4.5.протокола совещание у Министра Российской Федерации М.А. Абызова от 21 апреля 2014 г. № - АМ – П 36 -37 пр. « О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан»в 2014 году» Министерством образования и науки РФ совместно с Экспертным Советом при Правительстве Российской Федерации , Министерством финансов Р Ф и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации , осуществляющими государственное управление в сфере образования ,переработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержание по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов « Экономика» (базовый и углубленный уровни ) и « Обществознание « для учащихся 7 -11 классов общеобразовательных организаций.
В содержании учебного модуля (раздела) по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов –« Обществознание» , « Экономика» ( базовый уровень) в системе общего образования рекомендуется включить следующие темы :в курс обществознания для 7 -9 классов « Карманные деньги ,за и против», «Бюджет моей семьи», « Государственный бюджет Российской Федерации» , « Банковская система России» , « Пенсионные программы»,в курс обществознания 10 -11 классов : «Электронные деньги», « Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы : навыки планирования», « Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение.»
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-12 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
Содержание по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
· извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
· формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
· наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
· оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
· участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
· конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:
– сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;
– психологический портрет личности;
– самооценку подростка;
– образ жизни подростка;
– взаимоотношение подростка с законом;
– социальную и жилую среду подростка.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В 7 классе используются доступные для учащихся формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
Рабочая программа составлена на 35 часов, на 1 час в неделю.
В преподавании используется учебник «Обществознание». Под редакцией: Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Москва. «Просвещение». 2011 год.
.
Основное содержание программы
№ |
Тема урока |
Количество |
Требование к уровню образования |
1. |
Введение
|
1 |
Знать/понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей |
2.
|
Человек среди людей
|
7
|
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Уметь разрешать конфликты. Знать правила спора. Знать цену дружбы. Понимать кто такой друг. Уметь дружить. Уметь дружить. Знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; понятие социальное государство. Социальные права. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
3 |
Человек и закон
|
13
|
Знать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Понимать необходимость защиты Отечества, Знать условия службы в армии. Знать и понимать важность свободы человека Уметь пользоваться свободой. Приводить примеры образцов проявления мужества и отваги. Понимать, что свобода требует умения правильно делать выбор и ответственности. Соблюдать законы своей страны. Знать функции правоохранительных органов, понятия «проступок», «преступление», с какого возраста и за что наступает уголовная ответственность. |
3 |
Человек и экономика
|
9
|
Знать понятие экономика, её роль в жизни общества Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Знать процесс производства материальных благ. Уметь просчитывать на простых примерах затраты, выручку. Прибыль. обмен, торговля, реклама деньги, их функции. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала. Знать из чего состоит семейный бюджет. Уметь принимать участие в составлении и сбережении семейного бюджета. |
4 |
Человек и природа.
|
3
|
Знать понятия живая, неживая природа о необходимости беречь природу что закон охраняет природу. Уметь её охранять, видеть и понимать взаимосвязь человека и природы. |
5 |
Человек среди людей Экономика и право
|
3
|
Уметь обобщать полученные знания. |
|
Всего |
35
|
|
Учебно-тематический план
№ |
Содержание учебного материала |
Количество |
1. |
Понятие «общество», «гражданин». «социальные права», «закон».
|
1 |
|
1.Человек среди людей |
7 |
1.1. |
Межличностные отношения. Чувства как основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений |
2 |
1.2. |
Дружба. Взаимопонимание. |
1 |
1.3. |
Человек в малой группе. Роли человека в малой группе. Лидер. |
1 |
1.4 |
Общение и его роль в жизни человека |
1 |
1.5. |
Право человека на достойную жизнь |
1 |
1.6. |
Культура личности и общества |
1 |
2. |
Человек и закон |
13 |
2.1. |
Социальные права. Социальные нормы и социальная ответственность. |
1 |
2.2. |
Привычки, традиции, обычаи. Этикет. |
1 |
2.3. |
Право и его роль в жизни человека. Права и обязанности граждан. Право и закон. Права человека — мера его свободы Функции закона. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. |
2 |
2.4. |
Защита Отечества. Долг и обязанность. Военная служба. Подготовка к исполнению воинского долга. |
3 |
2.5 |
Регулирование поведения в обществе. Дисциплина. Воля и самовоспитание. Свобода и ответственность. |
2 |
2.6 |
Закон. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Правоохранительные органы власти. Уголовная ответственность несовершеннолетних |
4 |
3. |
Человек и экономика |
9 |
3.1 |
Экономика и её основные участники. Экономика и потребности человека. Экономический продукт. Натуральное хозяйство |
2 |
3.2. |
Трудовая деятельность человека |
1 |
3.3. |
Производство: затраты, выручка, прибыль. Обмен, торговля, реклама |
2 |
3.4. |
Бизнес. Виды и формы бизнеса |
1 |
3.5. |
Деньги и их функции |
1 |
3.6. |
Экономика семьи. Семейный бюджет. |
2 |
4. |
Человек и природа. |
3 |
4.1. |
Воздействие человека на природу. Охрана природы. |
2 |
4.2 |
Экологическое право. Человек и природа. |
1 |
5 |
ПОВТОРЕНИЕ |
2 |
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество |
Требование к уровню образования |
Домашнее задание |
Дата П_____Ф |
|||
1. |
Понятие «общество», «гражданин», «социальные права», «закон». |
1 |
Знать/понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей |
|
10.09. |
|
||
2
|
Межличностные отношения. Чувства как основа межличностных отношений |
1 |
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. |
§1 Задания в рабочей тетради. |
17.09. |
|
||
3 |
Виды межличностных отношений. |
1 |
Уметь разрешать конфликты Знать правила спора |
§1 |
23.09. |
|
||
4 |
Дружба. Взаимопонимание. |
1 |
Знать цену дружбы Уметь дружить. |
§2.«В классе и дома» |
30.09 |
|
||
5 |
Человек в малой группе. Роли человека в малой группе. Лидер. |
1 |
Понимать кто такой друг
|
№7, письменно |
|
|
||
6 |
Общение и его роль в жизни человека |
1 |
Знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
|
§3 Задания в рабочей тетради. |
|
|
||
7 |
Право человека на достойную жизнь |
1 |
Знать понятие социальное государство. Социальные права. |
§4 Задания в рабочей тетради. |
|
|
||
8 |
Культура личности и общества |
1 |
|
Вопросы и задания |
|
|
||
9 |
Социальные права. Социальные нормы и социальная ответственность.
|
1 |
Знать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. |
§5 Задания |
|
|
||
10 |
Привычки, традиции, обычаи. Этикет. |
1 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
§5 |
|
|
||
11 |
Право и его роль в жизни человека
|
1 |
Знать основные права и обязанности человека. Уметь применять на практике |
§6, «В классе и дома», |
|
|
||
12 |
Права и обязанности граждан |
1 |
|
№1, письменно. |
|
|
||
13 |
Право и закон. Права человека — мера его свободы. |
1 |
Знать понятие право, почему необходимо соблюдать закон Уметь применять в практике. |
§7 Задания в рабочей тетради. |
|
|
||
14 |
Функции закона. |
1 |
Знать понятие право, почему необходимо соблюдать закон |
§7 |
|
|
||
15 |
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина |
1 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, . самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). |
Тестовые задания |
|
|
||
16 |
Защита Отечества. Долг и обязанность
|
1 |
Понимать необходимость защиты Отечества, Знать условия службы в армии
|
§8 Задания в рабочей тетради. |
|
|
||
17 |
Военная служба. Подготовка к исполнению воинского долга. |
1 |
Приводить примеры образцов проявления мужества и отваги. |
§8
|
|
|
||
18 |
Регулирование поведения в обществе. Дисциплина. Воля и самовоспитание |
1 |
Знать свои права о обязанности. Соблюдать законы своей страны. |
§9 Задания в рабочей тетради. |
|
|
||
19- |
Свобода и ответственность.
|
1 |
Знать и понимать важность свободы человека Уметь пользоваться свободой. |
§10, «В классе и дома». |
|
|
||
20 |
Закон. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. |
1 |
Понимать, что свобода требует умения правильно делать выбор и ответственности. |
№6, письменно. |
|
|
||
21 |
Правоохранительные органы власти. Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
Знать функции правоохранительных органов, понятия «проступок», «преступление», с какого возраста и за что наступает уголовная ответственность. |
§11 Задания в рабочей тетради. |
|
|
||
22 |
Экономика и её основные участники |
1 |
Знать понятие экономика, её роль в жизни общества |
§12, «В классе и дома», №1, письменно. |
|
|
||
23 |
Трудовая деятельность человека |
1 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
§13 Вопросы и задания. |
|
|
||
24 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
1 |
Знать процесс производства материальных благ. Уметь просчитывать на простых примерах Затраты, выручку. Прибыль. |
§14 |
|
|
||
25 |
Экономика и потребности человека. Экономический продукт. Натуральное хозяйство |
1 |
Знать терминологию Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Тестовые задания |
|
|
||
26 |
Бизнес. Виды и формы бизнеса. |
1 |
Уметь решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала. |
§15 |
|
|
||
27 |
Обмен, торговля, реклама .Государственный бюджет Российской Федерации и банковская система России. |
1 |
Знать понятия обмен, торговля, реклама. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала |
§16 |
|
|
||
28 |
Деньги и их функции. Карманные деньги . за и против. Пенсионные программы. |
1 |
Знать определение понятия деньги, их функции. Уметь решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала |
§17, «В классе и дома», №1, письменно |
|
|
||
29 |
Экономика семьи. |
1 |
Знать из чего состоит семейный бюджет
|
§18 |
|
|
||
30 |
Семейный бюджет. Бюджет моей семьи. Доходы и расходы. |
1 |
Уметь принимать участие в составлении и сбережении семейного бюджета. |
§18 |
|
|
||
31 |
Воздействие человека на природу |
1 |
Знать понятия живая, неживая природа. Уметь видить и понимать взаимосвязь человека и природы. |
§19, «В классе и дома», №1, письменно. |
|
|
||
32 |
Охрана природы |
1 |
Знать о необходимости беречь природу Уметь её охранять. |
§20 |
|
|
||
33 |
Экологическое право |
1 |
Знать, что закон охраняет природу. |
§21 |
|
|
||
34 |
Повторение. Человек среди людей
|
1 |
Уметь обобщать полученные знания. |
Вопросы и задания Тестовые задания |
|
|
||
35 |
Повторение. Экономика и право |
1 |
Уметь обобщать полученные знания. |
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.