МОКУ «Муртыгитская средняя общеобразовательная школа »
| 
 Согласовано  | 
 Согласовано  | 
 Утверждаю  | 
| 
 
 Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______ Л. А. Турушева Протокол заседания № __ от «__»__________2014 г. 
  | 
 
 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ Т.В. Троцко «________»__________2014 г. 
  | 
 Директор МОКУ «Муртыгитская СОШ» _________ А.А.Троцко 
 Приказ по школе №_______ от «_____»__________2014 г. 
  | 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет : обществознание
Класс : 7
Предмет: обществознание
Учитель :Иваницкая А.Ф.
2014 - 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлено на основе примерной программой основного общего образования по обществознанию 2004г, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» (2004 г) Во исполнение пунктов 4.5.протокола совещание у Министра Российской Федерации М.А. Абызова от 21 апреля 2014 г. № - АМ – П 36 -37 пр. « О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан»в 2014 году» Министерством образования и науки РФ совместно с Экспертным Советом при Правительстве Российской Федерации , Министерством финансов Р Ф и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации , осуществляющими государственное управление в сфере образования ,переработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержание по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов « Экономика» (базовый и углубленный уровни ) и « Обществознание « для учащихся 7 -11 классов общеобразовательных организаций.
В содержании учебного модуля (раздела) по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов –« Обществознание» , « Экономика» ( базовый уровень) в системе общего образования рекомендуется включить следующие темы :в курс обществознания для 7 -9 классов « Карманные деньги ,за и против», «Бюджет моей семьи», « Государственный бюджет Российской Федерации» , « Банковская система России» , « Пенсионные программы»,в курс обществознания 10 -11 классов : «Электронные деньги», « Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы : навыки планирования», « Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение.»
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-12 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи:
Содержание по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
· извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
· формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
· наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
· оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
· участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
· конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:
– сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;
– психологический портрет личности;
– самооценку подростка;
– образ жизни подростка;
– взаимоотношение подростка с законом;
– социальную и жилую среду подростка.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В 7 классе используются доступные для учащихся формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
Рабочая программа составлена на 35 часов, на 1 час в неделю.
В преподавании используется учебник «Обществознание». Под редакцией: Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Москва. «Просвещение». 2011 год.
.
Основное содержание программы
| 
 №  | 
 Тема урока  | 
 Количество   | 
 Требование к уровню образования  | 
| 
 1.  | 
 Введение 
  | 
 1  | 
 Знать/понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей  | 
| 
 2. 
 
 
  | 
 Человек среди людей 
  | 
 7 
  | 
 Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Уметь разрешать конфликты. Знать правила спора. Знать цену дружбы. Понимать кто такой друг. Уметь дружить. Уметь дружить. Знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; понятие социальное государство. Социальные права. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  | 
| 
 3  | 
 Человек и закон 
  | 
 13 
 
  | 
 Знать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Понимать необходимость защиты Отечества, Знать условия службы в армии. Знать и понимать важность свободы человека Уметь пользоваться свободой. Приводить примеры образцов проявления мужества и отваги. Понимать, что свобода требует умения правильно делать выбор и ответственности. Соблюдать законы своей страны. Знать функции правоохранительных органов, понятия «проступок», «преступление», с какого возраста и за что наступает уголовная ответственность.  | 
| 
 3  | 
 Человек и экономика 
  | 
 9 
  | 
 Знать понятие экономика, её роль в жизни общества Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Знать процесс производства материальных благ. Уметь просчитывать на простых примерах затраты, выручку. Прибыль. обмен, торговля, реклама деньги, их функции. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала. Знать из чего состоит семейный бюджет. Уметь принимать участие в составлении и сбережении семейного бюджета.  | 
| 
 4  | 
 Человек и природа. 
  | 
 3 
 
  | 
 Знать понятия живая, неживая природа о необходимости беречь природу что закон охраняет природу. Уметь её охранять, видеть и понимать взаимосвязь человека и природы.  | 
| 
 5  | 
 Человек среди людей Экономика и право 
  | 
 3 
 
 
 
  | 
 Уметь обобщать полученные знания.  | 
| 
 
  | 
 Всего  | 
 35 
  | 
 
  | 
Учебно-тематический план
| 
 №  | 
 Содержание учебного материала  | 
 Количество   | 
| 
 1.  | 
 Понятие «общество», «гражданин». «социальные права», «закон». 
  | 
 1  | 
| 
 
  | 
 1.Человек среди людей  | 
 7  | 
| 
 1.1.  | 
 Межличностные отношения. Чувства как основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений  | 
 2  | 
| 
 1.2.  | 
 Дружба. Взаимопонимание.  | 
 1  | 
| 
 1.3.  | 
 Человек в малой группе. Роли человека в малой группе. Лидер.  | 
 1  | 
| 
 1.4  | 
 Общение и его роль в жизни человека  | 
 1  | 
| 
 1.5.  | 
 Право человека на достойную жизнь  | 
 1  | 
| 
 1.6.  | 
 Культура личности и общества  | 
 1  | 
| 
 2.  | 
 Человек и закон  | 
 13  | 
| 
 2.1.  | 
 Социальные права. Социальные нормы и социальная ответственность.  | 
 1  | 
| 
 2.2.  | 
 Привычки, традиции, обычаи. Этикет.  | 
 1  | 
| 
 2.3.  | 
 Право и его роль в жизни человека. Права и обязанности граждан. Право и закон. Права человека — мера его свободы Функции закона. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.  | 
 2  | 
| 
 2.4.  | 
 Защита Отечества. Долг и обязанность. Военная служба. Подготовка к исполнению воинского долга.  | 
 3  | 
| 
 2.5  | 
 Регулирование поведения в обществе. Дисциплина. Воля и самовоспитание. Свобода и ответственность.  | 
 2  | 
| 
 2.6  | 
 Закон. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Правоохранительные органы власти. Уголовная ответственность несовершеннолетних  | 
 4  | 
| 
 3.  | 
 Человек и экономика  | 
 9  | 
| 
 3.1  | 
 Экономика и её основные участники. Экономика и потребности человека. Экономический продукт. Натуральное хозяйство  | 
 2  | 
| 
 3.2.  | 
 Трудовая деятельность человека  | 
 1  | 
| 
 3.3.  | 
 Производство: затраты, выручка, прибыль. Обмен, торговля, реклама  | 
 2  | 
| 
 3.4.  | 
 Бизнес. Виды и формы бизнеса  | 
 1  | 
| 
 3.5.  | 
 Деньги и их функции  | 
 1  | 
| 
 3.6.  | 
 Экономика семьи. Семейный бюджет.  | 
 2  | 
| 
 4.  | 
 Человек и природа.  | 
 3  | 
| 
 4.1.  | 
 Воздействие человека на природу. Охрана природы.  | 
 2  | 
| 
 4.2  | 
 Экологическое право. Человек и природа.  | 
 1  | 
| 
 5  | 
 ПОВТОРЕНИЕ  | 
 2  | 
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| 
 №  | 
 Тема урока  | 
 Количество   | 
 Требование к уровню образования  | 
 Домашнее задание  | 
 Дата П_____Ф  | 
|||
| 
 1.  | 
 Понятие «общество», «гражданин», «социальные права», «закон».  | 
 1  | 
 Знать/понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей  | 
 
  | 
 10.09.  | 
 
  | 
||
| 
 
 2 
  | 
 Межличностные отношения. Чувства как основа межличностных отношений  | 
 1  | 
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.  | 
 §1 Задания в рабочей тетради.  | 
 17.09.  | 
 
  | 
||
| 
 3  | 
 Виды межличностных отношений.  | 
 1  | 
 Уметь разрешать конфликты Знать правила спора  | 
 §1  | 
 23.09.  | 
 
  | 
||
| 
 4  | 
 Дружба. Взаимопонимание.  | 
 1  | 
 Знать цену дружбы Уметь дружить.  | 
 §2.«В классе и дома»  | 
 30.09  | 
 
  | 
||
| 
 5  | 
 Человек в малой группе. Роли человека в малой группе. Лидер.  | 
 1  | 
 Понимать кто такой друг 
  | 
 №7, письменно  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 6  | 
 Общение и его роль в жизни человека  | 
 1  | 
 Знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; 
  | 
 §3 Задания в рабочей тетради.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 7  | 
 Право человека на достойную жизнь  | 
 1  | 
 Знать понятие социальное государство. Социальные права.  | 
 §4 Задания в рабочей тетради.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 8  | 
 Культура личности и общества  | 
 1  | 
 
  | 
 Вопросы и задания  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 9  | 
 Социальные права. Социальные нормы и социальная ответственность. 
 
  | 
 1  | 
 Знать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.  | 
 §5 Задания  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 10  | 
 Привычки, традиции, обычаи. Этикет.  | 
 1  | 
 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  | 
 §5  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 11  | 
 Право и его роль в жизни человека 
  | 
 1  | 
 Знать основные права и обязанности человека. Уметь применять на практике  | 
 §6, «В классе и дома»,  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 12  | 
 Права и обязанности граждан  | 
 1  | 
 
  | 
 №1, письменно.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 13  | 
 Право и закон. Права человека — мера его свободы.  | 
 1  | 
 Знать понятие право, почему необходимо соблюдать закон Уметь применять в практике.  | 
 §7 Задания в рабочей тетради.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 14  | 
 Функции закона.  | 
 1  | 
 Знать понятие право, почему необходимо соблюдать закон  | 
 §7  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 15  | 
 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина  | 
 1  | 
 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, . самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).  | 
 Тестовые задания  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 16  | 
 Защита Отечества. Долг и обязанность 
 
  | 
 1  | 
 Понимать необходимость защиты Отечества, Знать условия службы в армии 
  | 
 §8 Задания в рабочей тетради.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 17  | 
 Военная служба. Подготовка к исполнению воинского долга.  | 
 1  | 
 Приводить примеры образцов проявления мужества и отваги.  | 
 §8 
  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 18  | 
 Регулирование поведения в обществе. Дисциплина. Воля и самовоспитание  | 
 1  | 
 Знать свои права о обязанности. Соблюдать законы своей страны.  | 
 §9 Задания в рабочей тетради.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 19-  | 
 Свобода и ответственность. 
 
  | 
 1  | 
 Знать и понимать важность свободы человека Уметь пользоваться свободой.  | 
 §10, «В классе и дома».  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 20  | 
 Закон. Законопослушный человек. Противозаконное поведение.  | 
 1  | 
 Понимать, что свобода требует умения правильно делать выбор и ответственности.  | 
 №6, письменно.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 21  | 
 Правоохранительные органы власти. Уголовная ответственность несовершеннолетних  | 
 1  | 
 Знать функции правоохранительных органов, понятия «проступок», «преступление», с какого возраста и за что наступает уголовная ответственность.  | 
 §11 Задания в рабочей тетради.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 22  | 
 Экономика и её основные участники  | 
 1  | 
 Знать понятие экономика, её роль в жизни общества  | 
 §12, «В классе и дома», №1, письменно.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 23  | 
 Трудовая деятельность человека  | 
 1  | 
 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  | 
 §13 Вопросы и задания.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 24  | 
 Производство: затраты, выручка, прибыль  | 
 1  | 
 Знать процесс производства материальных благ. Уметь просчитывать на простых примерах Затраты, выручку. Прибыль.  | 
 §14  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 25  | 
 Экономика и потребности человека. Экономический продукт. Натуральное хозяйство  | 
 1  | 
 Знать терминологию Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  | 
 Тестовые задания  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 26  | 
 Бизнес. Виды и формы бизнеса.  | 
 1  | 
 Уметь решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.  | 
 §15  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 27  | 
 Обмен, торговля, реклама .Государственный бюджет Российской Федерации и банковская система России.  | 
 1  | 
 Знать понятия обмен, торговля, реклама. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала  | 
 §16  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 28  | 
 Деньги и их функции. Карманные деньги . за и против. Пенсионные программы.  | 
 1  | 
 Знать определение понятия деньги, их функции. Уметь решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала  | 
 §17, «В классе и дома», №1, письменно  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 29  | 
 Экономика семьи.  | 
 1  | 
 Знать из чего состоит семейный бюджет 
  | 
 §18  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 30  | 
 Семейный бюджет. Бюджет моей семьи. Доходы и расходы.  | 
 1  | 
 Уметь принимать участие в составлении и сбережении семейного бюджета.  | 
 §18  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 31  | 
 Воздействие человека на природу  | 
 1  | 
 Знать понятия живая, неживая природа. Уметь видить и понимать взаимосвязь человека и природы.  | 
 §19, «В классе и дома», №1, письменно.  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 32  | 
 Охрана природы  | 
 1  | 
 Знать о необходимости беречь природу Уметь её охранять.  | 
 §20  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 33  | 
 Экологическое право  | 
 1  | 
 Знать, что закон охраняет природу.  | 
 §21  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 34  | 
 Повторение. Человек среди людей 
  | 
 1  | 
 Уметь обобщать полученные знания.  | 
 Вопросы и задания Тестовые задания  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 35  | 
 Повторение. Экономика и право  | 
 1  | 
 Уметь обобщать полученные знания.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.