Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

  • docx
  • 17.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОБЖ 5 класс.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа д. Ургун»

Искитимского района Новосибирской области

 

 

Согласовано

с методистом

______________ /_____________/

         Подпись           расшифровка подписи

 

Утверждено

Директор МКОУ «ООШ д. Ургун»

___________ /_________/

     Подпись     расшифровка подписи

Приказ №___________ от ____________20__г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

предмета

 

основы безопасности жизнедеятельности

 

для основного общего образования

 

 

 

Составитель(и):

Деева М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА.

Протокол заседания МО педагогов

от _____№ ______

_______________   /______________/

             Подпись                расшифровка подписи.

 

2021 – 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 Класс   5

УМК  Школа России

Авторы учебника Смирнов А. Т., Хренников Б. О.

Количество детей в классе с указанием наличия или отсутствия детей с ОВЗ 6 человек (ОВЗ  - 0)

 

Расчасовка по четвертям

 

 

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов по плану

1 четверть

 

1

 

2 четверть

 

1

 

3четверть

 

1

 

4 четверть

 

1

 

за год

 

    

35 ч

 

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).

Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

Личностные

         усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

          формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

          усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

          формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей, инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

          формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

          формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

                     освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

                      развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

*• формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

                      формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

                      осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

                      формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Метапредметные

                     умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

                      умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

                      умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности

 

                   владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

                    умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

                    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

                    умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

                    формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

                    освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

                    формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные

                   формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

                    формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

                    понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

                    понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

           понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

           формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

           Формирование  антиэкстремистской  и антитеррористической личностной позиции;

           понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

           знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

           знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

           умение оказать первую помощь пострадавшим;

           умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

           умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

 

 

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  составлена с учётом рабочей программы воспитания.

 

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

          установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

          побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила

общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

          привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,

организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, ее обсуждение;

          использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;

          включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к

получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

          организация  шефства  мотивированных  и  эрудированных  обучающихся  над  их

неуспевающими одноклассниками, дающего социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

          поддержка  исследовательской  деятельности  обучающихся  в  рамках  реализации  ими

индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

          Приёмы и технологии используемые учителями на уроках: ИКТ- технологии, проектные

технологии, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, групповые и традиционные технологии.

 

 

Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоёмах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе.

Активный отдых на природе и безопасность.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопас­ности.

Обеспечение безопасности при автономном существова­нии человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социально­го характера.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрез­вычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты насе­ления от чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре­мени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Фе­дерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстре­мизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Феде­рации до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противо­действии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосисте­мы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой ба­зы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борь­бе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизне­деятельности на формирование антитеррористического пове­дения.

Профилактика террористической и экстремистской дея­тельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответствен­ности за антиобщественное поведение, участие в террористи­ческой и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстре­мистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и дру­гих транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в за­ложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.

Основы ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путём, и их профи­лактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Семья в современном обществе.

Основы МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Оказание первой помощи

Первая помощь и правила её оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профи­лактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболева­ния, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состо­яниях

 

Первая помощь при массовых поражениях

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

          установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

          побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила

общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

          привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,

организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, ее обсуждение;

          использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;

          включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к

получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

          организация  шефства  мотивированных  и  эрудированных  обучающихся  над  их

неуспевающими одноклассниками, дающего социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

          поддержка  исследовательской  деятельности  обучающихся  в  рамках  реализации  ими

индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

          Приёмы и технологии используемые учителями на уроках: ИКТ- технологии, проектные

технологии, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, групповые и традиционные технологии.

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема урока

ЦОР, ЭОР

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)

1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

1.        

Город как среда обитания.

 

Сайт «Инфоурок»

2.        

Жилище человека, особенности жизнеобес­печения жилища.

 

Сайт «Инфоурок»

3.        

Особенности природных условий в городе.

 

Сайт «Инфоурок»

4.        

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

 

Сайт «Инфоурок»

5.        

Безопасность в повседневной жизни

Сайт «Инфоурок»

2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

 

6.        

Дорожное движение, безопасность участии- ков дорожного движения.

 

Сайт «Инфоурок»

7.        

Пешеход. Безопасность пешехода.

 

Сайт «Инфоурок»

8.       

Пассажир. Безопасность пассажира.

 

Сайт «Инфоурок»

9.       

Водитель.

 

Сайт «Инфоурок»

10.   

Пожарная безопасность.

 

Сайт «Инфоурок»

11.   

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Сайт «Инфоурок»

3. Опасные ситуации природного характера (2 ч)

12.   

Погодные условия и безопасность человека.

 

Сайт «Инфоурок»

13.   

Безопасность на водоёмах

Сайт «Инфоурок»

4. Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера (2 ч)

 

14.   

Чрезвычайные ситуации природного характера.

 

Сайт «Инфоурок»

15.     

Чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера

Сайт «Инфоурок»

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)

5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

16.     

Антиобщественное поведение и его опас­ность.

 

Сайт «Инфоурок»

17.     

Обеспечение личной безопасности дома.

 

Сайт «Инфоурок»

18.     

Обеспечение личной безопасности на улице

 

6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

19.     

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

 

Сайт «Инфоурок»

20.     

Виды экстремистской и террористической деятельности.

 

Сайт «Инфоурок»

21.     

Виды террористических актов и их послед­ствия.

 

Сайт «Инфоурок»

22.   

Ответственность несовершеннолетних за ан­тиобщественное поведение и участие в терро­ристической деятельности

Сайт «Инфоурок»

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч)

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

23.   

О здоровом образе жизни.

 

Сайт «Инфоурок»

24.   

Двигательная активность и закаливание ор­ганизма — необходимые условия укрепления здоровья.

 

Сайт «Инфоурок»

25.   

Рациональное питание. Гигиена питания

Сайт «Инфоурок»

Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)

26.   

 Вредные привычки и их влияние на здо­ровье.

Сайт «Инфоурок»

27.   

 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

Сайт «Инфоурок»

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (9 ч)

Первая помощь и правила её оказания (8 ч)

28.   

Первая помощь при различных видах по­вреждений.

 

Сайт «Инфоурок»

29.   

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).

 

Сайт «Инфоурок»

30.   

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).

 

Сайт «Инфоурок»

31.   

Первая помощь при отравлениях (практи­ческие занятия)

Сайт «Инфоурок»

32.   

Первая помощь при отравлениях (практи­ческие занятия

Сайт «Инфоурок»

33.   

Обобщение по теме: «Первая помощь и правила её оказания»

Сайт «Инфоурок»

34.   

Первая помощь и правила её оказания (практическое занятие)

Сайт «Инфоурок»

35.   

Обобщение изученного материала за курс 5 класса

Сайт «Инфоурок»