Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа д. Ургун»
Искитимского района Новосибирской области
Согласовано с методистом ______________ /_____________/ Подпись расшифровка подписи
|
Утверждено Директор МКОУ «ООШ д. Ургун» ___________ /_________/ Подпись расшифровка подписи Приказ №___________ от ____________20__г.
|
Рабочая программа
предмета
основы безопасности жизнедеятельности
для основного общего образования
Составитель(и):
Деева М.В.
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА.
Протокол заседания МО педагогов
от _____№ ______
_______________ /______________/
Подпись расшифровка подписи.
2021 – 2022 г.
Пояснительная записка
Класс 5
УМК Школа России
Авторы учебника Смирнов А. Т., Хренников Б. О.
Количество детей в классе с указанием наличия или отсутствия детей с ОВЗ 6 человек (ОВЗ - 0)
Расчасовка по четвертям
|
Количество учебных недель |
Количество часов в неделю |
Количество часов по плану |
1 четверть |
|
1 |
|
2 четверть |
|
1 |
|
3четверть |
|
1 |
|
4 четверть |
|
1 |
|
за год |
|
|
35 ч |
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Планируемые результаты
Личностные |
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; *• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. |
Метапредметные |
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
Предметные |
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; • Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение оказать первую помощь пострадавшим; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
|
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена с учётом рабочей программы воспитания.
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, ее обсуждение;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
• Приёмы и технологии используемые учителями на уроках: ИКТ- технологии, проектные
технологии, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, групповые и традиционные технологии.
Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Основы МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, ее обсуждение;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
• Приёмы и технологии используемые учителями на уроках: ИКТ- технологии, проектные
технологии, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, групповые и традиционные технологии.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
ЦОР, ЭОР |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч) 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч) |
||
1. |
Город как среда обитания.
|
Сайт «Инфоурок» |
2. |
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
|
Сайт «Инфоурок» |
3. |
Особенности природных условий в городе.
|
Сайт «Инфоурок» |
4. |
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.
|
Сайт «Инфоурок» |
5. |
Безопасность в повседневной жизни |
Сайт «Инфоурок» |
2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)
|
||
6. |
Дорожное движение, безопасность участии- ков дорожного движения.
|
Сайт «Инфоурок» |
7. |
Пешеход. Безопасность пешехода.
|
Сайт «Инфоурок» |
8. |
Пассажир. Безопасность пассажира.
|
Сайт «Инфоурок» |
9. |
Водитель.
|
Сайт «Инфоурок» |
10. |
Пожарная безопасность.
|
Сайт «Инфоурок» |
11. |
Безопасное поведение в бытовых ситуациях |
Сайт «Инфоурок» |
3. Опасные ситуации природного характера (2 ч) |
||
12. |
Погодные условия и безопасность человека.
|
Сайт «Инфоурок» |
13. |
Безопасность на водоёмах |
Сайт «Инфоурок» |
4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)
|
||
14. |
Чрезвычайные ситуации природного характера.
|
Сайт «Инфоурок» |
15. |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера |
Сайт «Инфоурок» |
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч) 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч) |
||
16. |
Антиобщественное поведение и его опасность.
|
Сайт «Инфоурок» |
17. |
Обеспечение личной безопасности дома.
|
Сайт «Инфоурок» |
18. |
Обеспечение личной безопасности на улице |
|
6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч) |
||
19. |
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.
|
Сайт «Инфоурок» |
20. |
Виды экстремистской и террористической деятельности.
|
Сайт «Инфоурок» |
21. |
Виды террористических актов и их последствия.
|
Сайт «Инфоурок» |
22. |
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности |
Сайт «Инфоурок» |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч) Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч) |
||
23. |
О здоровом образе жизни.
|
Сайт «Инфоурок» |
24. |
Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья.
|
Сайт «Инфоурок» |
25. |
Рациональное питание. Гигиена питания |
Сайт «Инфоурок» |
Факторы, разрушающие здоровье (2 ч) |
||
26. |
Вредные привычки и их влияние на здоровье. |
Сайт «Инфоурок» |
27. |
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) |
Сайт «Инфоурок» |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (9 ч) Первая помощь и правила её оказания (8 ч) |
||
28. |
Первая помощь при различных видах повреждений.
|
Сайт «Инфоурок» |
29. |
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).
|
Сайт «Инфоурок» |
30. |
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).
|
Сайт «Инфоурок» |
31. |
Первая помощь при отравлениях (практические занятия) |
Сайт «Инфоурок» |
32. |
Первая помощь при отравлениях (практические занятия |
Сайт «Инфоурок» |
33. |
Обобщение по теме: «Первая помощь и правила её оказания» |
Сайт «Инфоурок» |
34. |
Первая помощь и правила её оказания (практическое занятие) |
Сайт «Инфоурок» |
35. |
Обобщение изученного материала за курс 5 класса |
Сайт «Инфоурок» |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.