Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе по учебнику Виноградовой Н.Ф., Смирнова Д.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Рабочими программами по Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов.
Форма обучения – очно – заочная.
Нормативная база:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями).
2.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями).
5.Образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильской вечерней школы № 1» на 2020/2021 учебный год.
6.Учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильской вечерней школы № 1» на 2020/2021 учебный год.
7. Положение № 54 от 20.04.2020 Об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Учебно – методический комплекс:
1.Учебник: Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-9 классы. М., ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019. (2.1.2.7.1.1.2. в Федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 254 от 20.05.2020)
2. Рабочая программа: Рабочая программа. ОБЖ. 5–9 класс. Виноградовой Н. Ф. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2017.
Учебный план школы на изучение курса ОБЖ при очно – заочной форме обучения в 8 классе отводит 1 час в неделю (35 часов в год).
Главная особенность реализации программы связана с организацией учебно - воспитательного процесса в условиях исправительного учреждения, поэтому важно создать такую систему педагогических действий, которые будут способствовать формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира. Однако, организация обучения в условиях исправительного учреждения, ограничивает возможность получения знаний через практическую деятельность.
Требования к результатам освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты должны отражать:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Тематическое планирование
№ п.п. |
Тема раздела, урока |
Домашнее задание |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 часов) |
||
1 |
Пожары в жилых и общественных зданиях |
П. 1.1 ? с. 12 |
2 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения |
П.1.2 ? с. 21 |
3 |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности |
П. 1.3 ? с. 28 |
4 |
Нулевой срез: Пожарная безопасность |
|
5 |
Причины ДТП и травматизма людей |
П. 2.1 ? с. 38 |
6 |
Организация дорожного движения |
П. 2.2 ?. с. 48 |
7 |
Велосипедист – водитель транспортного средства |
П. 2.3 ? с.55 |
8 |
Безопасное поведение на водоемах |
П. 3.1 ? с. 64 |
9 |
Безопасный отдых на водоемах |
П. 3.2 – 3.3 ? с.77 |
10 |
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека |
П. 4.1 ? с. 92 |
11 |
Правила безопасности при неблагоприятной экологической обстановке |
П. 4.2 ? с. 99 |
12 |
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
П. 5.1. ? с. 105 |
13 |
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия |
П. 5.2 ? с. 114 |
14 |
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия |
П. 5.3 ? с. 121 |
15 |
Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия |
П. 5.4 ? с. 124 |
16 |
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия |
П. 5.5. ? с. 129 |
17 |
Контрольный срез: Чрезвычайные ситуации техногенного характера |
|
18 |
Обеспечение радиационной безопасности населения |
П. 6.1 ? с.137 |
19 |
Обеспечение химической защиты населения |
П. 6.2. ? с. 146 |
20 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожарных объектах |
П. 6.3 ? с. 153 |
21 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях |
П. 6.4 ? с. 157 - 158 |
22 |
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера |
П. 7.1 ? с.164 |
23 |
Эвакуация населения |
П. 7.2 ? с. 169 |
24 |
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
П. 7.3 ? с. 177 |
25 |
Зачет № 1: Основы комплексной безопасности |
|
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов) |
||
26 |
Здоровье как основная ценность человека |
П. 8.1 ? с. 184 |
27 |
Индивидуальное здоровье человека |
П. 8.2 ? с. 188 |
28 |
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества |
П. 8.3 ? с. 190 |
29 |
ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества |
П. 8.4 ? с. 195 |
30 |
ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний |
П. 8.5 ? с. 200 |
31 |
Профилактика вредных привычек |
П. 8.7 ? с. 210-211 |
32 |
ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности |
П. 8.8. ? с. 214 |
33 |
Итоговый срез: Здоровый образ жизни |
|
34 |
Первая помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами, тепловом ударе, укусе насекомых и змей |
П. 9.1 – 9.2 ? с. 225, 228 |
35 |
Первая помощи при травмах, утоплении, остановке сердца, коме |
П. 9.3 – 9.4 ? с. 231, 236 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.