МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26"
140120, Московская область, Раменский район, пос. Ильинский, ул. Первомайская, д.15 e-mail: school26il@mail.ru тел.: 8 (496) 46 2 13 05
«Согласовано» Зам. директора по НМР МОУ СОШ № 26 _____ /Волкова А. В./ «__» 2015 г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 26 _____ /Полякова А. К./ «__» 2015 г.
|
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 26 _____ /Садкова Н.Н./ Приказ № _____ от «__» 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (базовый уровень)
10 класс
Составитель: Капин Артем Витальевич, учитель биологии и ОБЖ
2015 г.
Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы среднего общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Об охране окружающей природной среды»; «О пожарной безопасности»; «О гражданской обороне»; «Об обороне»; «0 воинской обязанности и военной службе»; «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
- обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
- государственная система обеспечения безопасности населения - основы обороны государства и воинская обязанность.
Цели:
• овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных практической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
• формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире.
• воспитание культуры личности, отношения к вопросам безопасности как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
• подготовка юношей к защите Отечества; Задачи:
• приобретения практических умений и теоретических знаний;
• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой
деятельности;
• освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора. В ходе преподавания ОБЖ следует обратить внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:
• решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
• исследовательской деятельности, развитие идей, обобщений.
• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
В содержание рабочей программы включен материал по изучению обучающимися Правил дорожного движения.
В учебном плане МОУ «Ильинская СОШ №26» в 2015-2016 учебном году на изучение ОБЖ в 10 классе предусмотрено 35 часов, 1 час в неделю. Контроль знаний осуществляется в форме тестирования, проведения самостоятельных и проверочных работ.
1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (13 ч)
1.1. Автономное пребывание человека в природной среде Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.
1.2. Обеспечение личной безопасности на дорогах
Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль
«человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах. 1.3. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила личной безопасности при пожаре Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
1.6. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
1.7 Чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
1.8. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
1.9 Чрезвычайные ситуации техногенного характера Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
1.10. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера
Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.
2 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности
страны.(7 ч)
2.1. Военные угрозы национальной безопасности России
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.
2.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война
2. 3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности
России
Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.
2.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели.
Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.
2.5. Наркотизм и национальная безопасность России Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли.
Основные составляющие наркотизма.
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10 ч)
3.1Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни. (7 ч)
4.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
4.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании
5. Основы военной службы. (12 ч)
5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации Организация вооруженных сил Московского государства ВXIV—XVвв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. 5.2. Память поколений — дни воинской славы России
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
5.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России.(3 ч)
6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника
Отечества
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
6.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
7. Символы воинской чести. (3 ч)
7.1 Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы 7.2 Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
7.3 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выпускники должны знать/понимать:
• основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
• основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
• предназначение, структуру и задачи РСЧС;
• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
• основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
• порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
• историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
• основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
• нормы международного гуманитарного права;
• требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
• основные виды воинской деятельности;
• строи отделения и порядок управления ими;
• назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
• правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
• правила подготовки автомата к стрельбе;
• приемы и правила стрельбы из автомата;
• основы современного общевойскового боя;
• общие обязанности солдата в бою;
• основные способы передвижения солдата в бою;
• способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
• основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
• государственные и военные символы Российской Федерации;
• боевые традиции Вооруженных Сил России;
• классы сходных воинских должностей;
• общие требования к безопасности военной службы;
• порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
• общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
• правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
• средства массового поражения и их поражающие факторы;
• защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
• порядок размещения и условия быта военнослужащих; уметь:
• применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
• оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
• выполнять строевые приемы на месте и в движении;
• производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
• вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
• ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
• пользоваться индивидуальными средствами защиты;
• использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
• выполнять элементы строевой и тактической подготовки; выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения
|
Глава №1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. |
|||
1. |
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе. |
01.09.2015- 05.09.2015 |
|
2. |
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. |
07.09.2015- 12.09.2015 |
|
3. |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
14.09.2015- 19.09.2015 |
|
4. |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. |
21.09.2015- 26.09.2015 |
|
5. |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи. |
28.09.2015- 03.10.2015 |
|
6. |
Законы и другие нормативноправовые акты РФ по обеспечению безопасности. |
05.10.2015- 10.10.2015 |
|
Глава №2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. |
|||
7. |
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. |
12.10.2015- 17.10.2015 |
|
8. |
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. |
19.10.2015- 24.10.2015 |
|
9. |
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. |
26.10.2015- 31.10.2015 |
|
10. |
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. |
09.11.2015- 14.11.2015 |
|
11. |
Средства индивидуальной защиты. |
16.11.2015- 21.11.2015 |
|
12. |
Организация проведения аварийноспасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. |
23.11.2015- 28.11.2015 |
|
13. |
Организация гражданской обороны в образовательном учреждении |
30.11.2015- 05.12.2015 |
|
Глава №3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
|||
14. |
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности |
07.12.2015- 12.12.2015 |
|
15. |
Инфекционные заболевания, их классификация |
14.12.2015- 19.12.2015 |
|
16. |
Основные инфекционные заболевания, их профилактика |
21.12.2015- 26.12.2015 |
|
Глава №4. Основы здорового образа жизни. |
|||
17. |
Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания. |
11.01.2016- 16.01.2016 |
|
18. |
Основные составляющие здорового образа жизни |
18.01.2016- 23.01.2016 |
|
19. |
Биологические ритмы |
25.01.2016- 30.01.2016 |
|
20. |
Влияние биологических ритмов на работоспособность человека |
01.02.2016- 06.02.2016 |
|
21. |
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека |
08.02.2016- 13.02.2016 |
|
22. |
Вредные привычки, их влияние на здоровье |
15.02.2016- 20.02.2016 |
|
23. |
Профилактика вредных привычек |
22.02.2016- 27.02.2016 |
|
Глава №5. Основы военной службы. |
|||
24. |
История создания Вооруженных Сил России. Родина и ее национальная безопасность |
29.02.2016- 05.03.2016 |
|
25. |
История создания Вооруженных Сил России |
07.03.2016- 12.03.2016 |
|
26. |
Организационная структура Вооруженных Сил России |
14.03.2016- 19.03.2016 |
|
27. |
Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение |
21.03.2016- 26.03.2016 |
|
28. |
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил |
04.04.2016- 09.04.2016 |
|
29. |
Другие войска, их состав и предназначение |
11.04.2016- 16.04.2016 |
|
Глава №6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. |
|||
30. |
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества |
18.04.2016- 23.04.2016 |
|
31. |
Памяти поколений – дни воинской славы России. |
25.04.2016- 30.04.2016 |
|
32. |
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений |
02.05.2016- 07.05.2016 |
|
|
Глава №7. Символы воинской чести. |
||
33. |
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы |
09.05.2016- 14.05.2016 |
|
34. |
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе |
17.05.2016- 21.05.2016 |
|
35. |
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Правила поведения на железнодорожном транспорте |
23.05.2016- 28.05.2016 |
|
|
Итого |
35 часов |
|
Тематический план проведения пятидневных учебных сборов участием юношей X классов.
№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
|
дата |
|
план |
|
факт |
|||
1. |
Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. |
1 |
|
|
|
2. |
Размещение и быт военнослужащих. Содержание помещений. Распорядок дня воинской части. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка. Часы занятий, завтрак, обед, ужин. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды. |
3 |
|
|
|
3. |
Суточный наряд и его обязанности. Назначение и состав суточного наряда. Подготовка суточного наряда. Обязанности лиц суточного наряда. |
4 |
|
|
|
4. |
Организация караульной службы. Назначение и задачи караульной службы. Наряд караулов и подготовка караулов. Часовой и его обязанности. Пост. |
4 |
|
|
|
5. |
Строевая подготовка. Строевые приёмы и движение без оружия. Строи отделения, взвода и роты. Движение походным и строевым шагом в составе отделения и взвода. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней. |
4 |
|
|
|
6. |
Огневая подготовка. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Автомат Калашникова: тренировка и выполнение норматива по неполной разборке и сборке АК-74. Приёмы и правила ведения огня. Меры безопасности при проведении стрельб. Практическая стрельба из пневматической винтовки. |
11 |
|
|
|
7. |
Тактическая подготовка. Действия солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижения в бою и порядок их выполнения. Способы передвижения на поле боя. Выбор и |
3 |
|
|
|
|
занятие места для стрельбы, оборудование и маскировка окопа для стрельбы лёжа. Преодоление препятствий и заграждений. |
|
|
|
|
8. |
Медицинская подготовка. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах на поле боя. |
2 |
|
|
|
9. |
Радиационная, химическая и биологическая защита. Приёмы и способы индивидуальной защиты. Преодоление участка местности, заражённого радиоактивными веществами. |
3 |
|
|
|
10. |
Физическая подготовка. Разучивание и выполнение упражнений комплекса утренней гимнастики. Выполнение упражнений на спортивных снарядах. Сдача нормативов: бег на 100 м, кросс 1 км, метание гранаты (700 г), подтягивание на перекладине. |
5 |
|
|
|
|
Всего |
40
|
|
|
|
5. Перечень учебно-методического обеспечения и материальнотехнического обеспечения
5.1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты;
- плакаты;
- наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
5.2. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- проекционный экран;
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением; компьютерные программы (обучающие и контролирующие).
5.3. Основная учебная литература: 1. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, - М., Астрель-АСТ, 2012;
2. ОБЖ 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Министерство образования РФ, © ГУ РЦ ЭМТО, © «Кирилл и
Мефодий», 2013 г.
3. От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM. © 2000, Московское городское объединение архивов.
4. Сам себе МЧС. DVD-video.
5.4. Дополнительная литература:
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. –
М. Мысль, 1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
8. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
9. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
10. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
11. Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.
12. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов
общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
13. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
14. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов
общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
15. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
16. Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
17. Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
18. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008.
5.5.Интернет-ресурсы:
1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ
Министерства образования и науки РФ;
3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей
«Открытый урок»;
7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
СОГЛАСОВАНО.
Протокол № __заседания
ШМО технологии и физической культуры от _______
_______ (Юсупова Т.Д.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.