МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26"
140120, Московская область, Раменский район, пос. Ильинский, ул. Первомайская, д.15 e-mail: school26il@mail.ru тел.: 8 (496) 46 2 13 05
«Согласовано» Зам. директора по НМР МОУ СОШ № 26 _____ /Волкова А. В./ «__» 2015 г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 26 _____ /Полякова А. К./ «__» 2015 г.
|
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 26 _____ /Садкова Н.Н./ Приказ № _____ от «__» 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (базовый уровень)
11 класс
Составитель: Капин Артем Витальевич, учитель биологии и ОБЖ
2015 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 классов разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. Программа является единой для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования. Авторы программы — А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В.
Маслов, В. А. Васнев.
Предлагаемая рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 классах направлено на достижение следующих целей:
• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и
государства;
• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
1. Основы здорового образа жизни
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов.
Права и обязанности родителей.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
2.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия) Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
2.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия) Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.
Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
Раздел II. Основы военной службы
3. Воинская обязанность
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
4. Особенности военной службы
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы
Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.
Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.
Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.
Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.
Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военная форма одежды.
Основные условия прохождения военной службы по контракту
Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».
Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.
Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативное гражданской службы.
Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовые к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональные качествам гражданина Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и моральноэтическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.
Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях.
Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
• основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него; • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
• основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
• основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
• основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
• предназначение, структуру и задачи РСЧС;
• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь:
• перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
• перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
• объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
• назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
• показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
• рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ведения здорового образа жизни;
• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• пользования бытовыми приборами;
• использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
• пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
• соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
• соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
• соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
• подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков 1 ч.
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения
|
|
Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности |
||
1. |
Перспективы развития жизни на Земле. |
01.09.2015- 05.09.2015 |
|
2. |
Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле. |
07.09.2015- 12.09.2015 |
|
3. |
Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности жизнедеятельности. |
14.09.2015- 19.09.2015 |
|
4. |
Состояние окружающей природной среды в России и меры по ее улучшению. |
21.09.2015- 26.09.2015 |
|
5. |
Окружающая среда и здоровье человека. |
28.09.2015- 03.10.2015 |
|
|
Основы военной службы |
||
6. |
Основные сведения о воинской обязанности. |
05.10.2015- 10.10.2015 |
|
7. |
Организация воинского учета и его предназначение.. |
12.10.2015- 17.10.2015 |
|
8. |
Обязательная подготовка граждан к военной службе. |
19.10.2015- 24.10.2015 |
|
9. |
Добровольная подготовка граждан к военной службе. |
26.10.2015- 31.10.2015 |
|
10. |
Порядок призыва на военную службу. |
09.11.2015- 14.11.2015 |
|
11. |
Прохождение военной службы по контракту. |
16.11.2015- 21.11.2015 |
|
12. |
Особенности прохождения военной службы гражданами женского пола. |
23.11.2015- 28.11.2015 |
|
13. |
Альтернативная гражданская служба. |
30.11.2015- 05.12.2015 |
|
14. |
Социальные гарантии военнослужащих. |
07.12.2015- 12.12.2015 |
|
15. |
Права и ответственность военнослужащих. |
14.12.2015- 19.12.2015 |
|
16. |
Увольнение с военной службы. |
21.12.2015- 26.12.2015 |
|
17. |
Контрольная работа по теме «Основы военной службы». |
11.01.2016- 16.01.2016 |
|
|
Военно-патриотическое воспитание |
||
18. |
Особенности патриотизма. |
18.01.2016- 23.01.2016 |
|
19. |
Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. |
25.01.2016- 30.01.2016 |
|
20. |
Дни воинской славы России. |
01.02.2016- 06.02.2016 |
|
21. |
Войсковое товарищество – основа боевой готовности войск. |
08.02.2016- 13.02.2016 |
|
22. |
Взаимоотношения в воинском коллективе. |
15.02.2016- 20.02.2016 |
|
|
Символы военной чести |
||
23. |
Военная присяга. Боевое знамя части. |
22.02.2016- 27.02.2016 |
|
24. |
Почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе. |
29.02.2016- 05.03.2016 |
|
25. |
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. |
07.03.2016- 12.03.2016 |
|
26. |
Воинские звания военнослужащих. |
14.03.2016- 19.03.2016 |
|
27. |
Военная форма одежды. |
21.03.2016- 26.03.2016 |
|
|
Основы здорового образа жизни и медицинских знаний |
||
28. |
Основные инфекционные заболевания. |
04.04.2016- 09.04.2016 |
|
29. |
Меры профилактики инфекционных заболеваний. |
11.04.2016- 16.04.2016 |
|
30. |
Первая помощь при ранениях и ожогах. |
18.04.2016- 23.04.2016 |
|
31. |
Первая помощь при травмах. |
25.04.2016- 30.04.2016 |
|
32. |
Первая помощь при отравлениях. |
02.05.2016- 07.05.2016 |
|
33. |
Оказание помощи тонущему. |
09.05.2016- 14.05.2016 |
|
34. |
Организация системы медицинского страхования в Российской Федерации. |
17.05.2016- 21.05.2016 |
|
|
Итого |
34 часов |
|
5. Перечень учебно-методического обеспечения и материальнотехнического обеспечения
5.1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты;
- плакаты;
- наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
5.2. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- проекционный экран;
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением; компьютерные программы (обучающие и контролирующие).
5.3. Основная учебная литература: 1. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11-й класс: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 286, [2] с.: ил.
2. ОБЖ 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Министерство образования РФ, © ГУ РЦ ЭМТО, © «Кирилл и
Мефодий», 2013 г.
3. От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM. © 2000, Московское городское объединение архивов.
4. Сам себе МЧС. DVD-video.
5.4. Дополнительная литература:
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
8. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
9. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
10. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
11. Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.
12. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов
общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
13. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
14. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов
общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
15. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
16. Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
17. Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
18. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008.
5.5.Интернет-ресурсы:
1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ
Министерства образования и науки РФ;
3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей
«Открытый урок»;
7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол № __заседания
ШМО технологии и физической культуры от _______
_______ (Юсупова Т.Д.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.