Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса

Оценка 4.8
pdf
06.11.2020
Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса
ОБЖ 6.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 26"

140120, Московская область, Раменский  район, пос. Ильинский, ул. Первомайская, д.15                                                           e-mail: [email protected]       тел.: 8 (496) 46 2 13 05 

        

 

«Согласовано»

Зам. директора по НМР 

МОУ СОШ № 26

_____  /Волкова А. В./

 «__»                  2015 г.

 

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР 

МОУ СОШ № 26

_____  /Полякова А. К./

 «__»                  2015 г.

 

«Утверждаю» Директор  МОУ СОШ № 26

_____      /Садкова Н.Н./ Приказ № _____ от

«__»                       2015 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по ОБЖ

(базовый уровень)

6 класс

 

 

 

 

Составитель: Капин Артем Витальевич,  учитель биологии и ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

               В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в специальном непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

 

       Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

      федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03 2004 года № 1089;

      базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской

Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от

09. 03. 2004;

      Программы для общеобразовательных учреждений, ОБЖ. 5-9 кл. Латчук В.Н. 

      авторское тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности к учебникам " Основы безопасности жизнедеятельности" для 5 класса под редакцией Ю. Л. Воробьева.

        Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ.

             Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии. 

         В курсе ОБЖ практически реализуются требования нормативных документов федерального уровня: 

1)          законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне»,

2)          постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

 Место предмета в базисном учебном плане

         Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе  в количестве 35 часов из расчета 1 часа в неделю.

 

Цели учебного курса

Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание ответственного отношения к окружающей среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

освоение знаний:  об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

 

Межпредметные связи.

 При  изучении курса ОБЖ активно используются знания учащихся, полученные при изучении других дисциплин:

1.     География -  при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечение безопасного отдыха в природных условиях, ориентирование на местности.

2.     Биология - основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи, основы здорового образа жизни.

3.     Математика при проведении расчетов при изучении чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного  характера, ориентирование на местности.

 

Формы организации образовательного процесса:

-    Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.

-    Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

-    Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

 Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1.     Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемнопоисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. 

2.     Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3.     Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ 

  Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классноурочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

 Используются следующие средства обучения:  ИКТ (презентации и др.), учебно-наглядные пособия (плакаты и др.), организационнопедагогические средства (карточки, раздаточный материал). 

 В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, творческие задания. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и  при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.     

 Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационнокоммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства. (19 часов)

Тема " Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях".

            Понятия "опасные" и "экстремальные" ситуации и что к ним приводит. Основные  правила поведения в повседневной жизни и в экстремальной" ситуации. Автономное пребывание человека в природе.

Добровольная и вынужденная автономия.

           Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Этапы подготовки к путешествию; необходимое снаряжение; НАЗ.

            Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией, и действия по их преодолению.

            Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату.

Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.

            Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия.                        Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.  

            Ориентирование: по компасу, по Солнцу и часам, по звездам и Луне. 

            Ориентирование по местным признакам.

            Устройство временных укрытий. Летние убежища в таежной зоне. Убежища в пустыне. Убежища зимой.

             Разведение костра с помощью и без помощи спичек; место для

костра,     типы костра.       Виды          растопки.   Правила     противопожарной безопасности.             

Обеспечение бытовых  потребностей. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью.                   Добывание воды и способы ее очистки. 

            Организация питания в экстремальной ситуации. Съедобные и несъедобные растения и животные. Правила ловли и приготовления рыбы.             Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. 

 Правила поведения при переправе через реки. Правила передвижения по болотам.

            Опасности в горах.  Техника безопасности при движении по лавиноопасным склонам.       Действия при попадании в лавину.

       Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (11 часов)

Тема «Основы медицинских знаний. Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях».

           Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. 

           Походная аптечка. Лекарственные растения.

           Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, переломах, растяжениях.

            Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

            Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации.

            Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном

ударах и обморожении.  Оказание первой медицинской помощи при  поражении молнией.

            Оказание первой медицинской помощи при  попадании инородных предметов        в        глаза,          нос,   дыхательные       пути. Приемы      переноски пострадавшего. Вязка основных узлов.

          

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать:

-   потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

-   основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения; - основные задачи государственных служб но обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами; - основы здорового образа жизни; факторы укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.

Уметь: 

-   правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; - выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда);

-   соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;

-   соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;  - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

-   действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

-   оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях. 

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-   обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

-   соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

-   проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта;

-   правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;  - обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов 

Всего 34 часа; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков 2 ч.;

 

 

урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

 

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

1.

Опасные и экстремальные ситуации. 

01.09.2015-

05.09.2015

 

 

2.

Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию.

07.09.2015-

12.09.2015

 

 

3.

Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией, и действия по их преодолению.

14.09.2015-

19.09.2015

 

 

4.

Особенности акклиматизации в различных климатических условиях и правила успешной акклиматизации

21.09.2015-

26.09.2015

 

 

5.

Если заблудился в лесу, отстал от группы.

28.09.2015-

03.10.2015

 

 

6.

Авария транспортного средства.

Способы подачи сигналов бедствия.

05.10.2015-

10.10.2015

 

 

7.

Ориентирование по компасу. Тактика ориентирования на местности.

12.10.2015-

17.10.2015

 

 

8.

Ориентирование по Солнцу и часам. По звездам и Луне.

19.10.2015-

24.10.2015

 

 

9.

Ориентирование по местным признакам.

26.10.2015-

31.10.2015

 

 

10.

Устройство временных укрытий. Летние убежища в таежной зоне.

Убежища в пустыне.

09.11.2015-

14.11.2015

 

 

11.

Устройство временных укрытий. Убежища зимой.

16.11.2015-

21.11.2015

 

 

12.

Разведение костра с помощью спичек. Место для костра.

 Типы костра.

23.11.2015-

28.11.2015

 

 

13.

Способы добывания огня в древности. разведение костра без спичек.

30.11.2015-

05.12.2015

 

 

14.

Обеспечение бытовых потребностей. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью.

07.12.2015-

12.12.2015

 

 

 

15.

Добывание воды.

 

14.12.2015-

19.12.2015

 

 

16.

Организация питания в экстремальной ситуации. Съедобные растения и животные.

21.12.2015-

26.12.2015

 

 

17.

Правила поведения при встрече с дикими животными.

11.01.2016-

16.01.201

 

 

18.

Правила поведения при переправе через реки. Правила передвижения по болотам.

18.01.2016-

23.01.2016

 

 

19.

Опасности в горах.

 

25.01.2016-

30.01.2016

 

 

20.

Контрольная работа по теме «Безопасность человека в

экстремальных природных условиях»

01.02.2016-

06.02.2016

 

 

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЯХ

21.

Общие принципы оказания самопомощи. 

08.02.2016-

13.02.2016

 

 

22.

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему.

15.02.2016-

20.02.2016

 

 

23.

Аптечка. Природные лекарственные средства

22.02.2016-

27.02.2016

 

 

24.

Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги.

29.02.2016-

05.03.2016

 

 

25.

Ушиба, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи.

Наложение шин.

07.03.2016-

12.03.2016

 

 

26.

Укусы насекомых, паукообразных. Отравления.

14.03.2016-

19.03.2016

 

 

27.

Укусы змей, бешеных животных.

21.03.2016-

26.03.2016

 

 

28.

Первая помощь утопающему.

Основные приемы реанимации.

04.04.2016-

09.04.2016

 

 

29.

Тепловые и солнечные удары. Обморожения.

11.04.2016-

16.04.2016

 

 

30.

Поражение молнией.

18.04.2016-

23.04.2016

 

 

31.

Заболевание глаз. Удаление инородных предметов из глаза, уха, носа.

25.04.2016-

30.04.2016

 

 

32.

Переноска пострадавшего без носилок. Вязание узлов.

02.05.2016-

07.05.2016

 

 

33.

Контрольная работа по теме «Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях».

09.05.2016-

14.05.2016

 

 

34.

Основы здорового образа жизни.

17.05.2016-

21.05.2016

 

 

 

Итого

34 часов

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения и  материальнотехнического обеспечения

 

5.1. Оборудование учебного кабинета:

-    посадочные места по количеству обучающихся;

-    рабочее место преподавателя;

-    макеты;

-    плакаты;

-    наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).

5.2. Технические средства обучения:

-    мультимедийный проектор;

-    компьютер;

-    проекционный экран; 

-    интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением; компьютерные программы (обучающие и контролирующие).

5.3.      Основная учебная литература:

             Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й кл.: учебник для   общеобразовательных         учреждений         /        М.П. Фролов;     под    редакцией Ю.Л.Воробьева. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.

5.4. Дополнительная литература:

             Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

             Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;

             Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;

             Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 6 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2012.

5.5.Интернет-ресурсы:

1.     http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

2.     http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ

Министерства образования и науки РФ; 

3.     http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

4.     http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты; 

5.     http:         //www.ict.edu.ru   –        Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

6.     http:         //www.festival.1september.ru   –        Сайт педагогических   идей

«Открытый урок»;

7.     http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

8.     http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

9.     http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть.

СОГЛАСОВАНО.

 Протокол № __заседания 

ШМО технологии и физической культуры от _______

_______  (Юсупова Т.Д.)

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программы для общеобразовательных учреждений,

Программы для общеобразовательных учреждений,

Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г

Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г

Межпредметные связи. При изучении курса

Межпредметные связи. При изучении курса

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационнокоммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационнокоммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности

Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде

Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде

Тема «Основы медицинских знаний

Тема «Основы медицинских знаний

Уметь: - правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь…

Уметь: - правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь…

- правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания; - обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие…

- правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания; - обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие…

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Способы добывания огня в древности

Способы добывания огня в древности

Заболевание глаз. Удаление инородных предметов из глаза, уха, носа

Заболевание глаз. Удаление инородных предметов из глаза, уха, носа

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности

СОГЛАСОВАНО. Протокол № __заседания

СОГЛАСОВАНО. Протокол № __заседания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020