МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26"
140120, Московская область, Раменский район, пос. Ильинский, ул. Первомайская, д.15 e-mail: school26il@mail.ru тел.: 8 (496) 46 2 13 05
«Согласовано» Зам. директора по НМР МОУ СОШ № 26 _____ /Волкова А. В./ «__» 2015 г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 26 _____ /Полякова А. К./ «__» 2015 г.
|
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 26 _____ /Садкова Н.Н./ Приказ № _____ от «__» 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: Капин Артем Витальевич, учитель биологии и ОБЖ
2015 г.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
• обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
• оказание первой медицинской помощи;
• основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
• освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классах в количестве 34 часов из расчета 1 часа в неделю.
Цели учебного курса
Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание ответственного отношения к окружающей среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Межпредметные связи.
При изучении курса ОБЖ активно используются знания учащихся, полученные при изучении других дисциплин:
1. Природоведение, география - при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечение безопасного отдыха в природных условиях, ориентирование на местности.
2. Физика, химия - при изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3. Биология - основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи, основы здорового образа жизни.
4. Математика – при проведении расчетов при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ориентирование на местности.
Формы организации образовательного процесса:
- Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.
- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
- Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемнопоисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классноурочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).
Используются следующие средства обучения: ИКТ (презентации и др.), учебно-наглядные пособия (плакаты и др.), организационнопедагогические средства (карточки, раздаточный материал).
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, творческие задания. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационнокоммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
Раздел I. "Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Безопасность и защита человека". (28 ч.)
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера
(3ч.)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Причины и стадии развития техногенных катастроф. Потенциально опасные объекты экономики.
Краткая характеристика аварий, катастроф и ЧС техногенного характера: пожары и взрывы, транспортные аварии, аварии с выбросом ОХВ, РВ, БОВ, обрушение зданий, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, аварии промышленных очистных сооружений, гидродинамические аварии, ЧС экологического характера.
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
Пожары и взрывы (5ч.)
Понятия: пожар, пожароопасные объекты, горение, горючее вещество, окислитель, источник воспламенения, огненный шторм. Взрыв, взрывоопасный объект. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Аварии с выбросом опасных химических веществ (5ч.)
Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов (аммиак, хлор). Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Понятия: токсидоза, инверсия, изотермия, конвекция. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Противогаз, его виды. Сигналы оповещения населения при авариях на ХОО.
Понятия: герметизация, химические ожоги. Первая помощь пострадавшим от
АХОВ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5ч.)
Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Понятие: ионизирующее излучение, радиоактивность, радиационно-опасный объект, радиационная авария. Ионизирующее излучение, единицы измерения, биологические эффекты. Доза, период полураспада, лучевая болезнь. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения.
Радионуклиды.
Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики в Российской Федерации.
Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики.
Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о степени лучевых (радиационных) поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека.
Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках. Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды.
Что должно знать население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов? Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.
Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания.
Гидродинамические аварии (5ч.)
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Плотина. Бьеф. Гидроузел. Причины, виды и последствия гидродинамических аварий. Напорный фронт, прорыв, катастрофическое затопление. Понятие о гидродинамическихом опасном объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий, правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. Контрольная работа по разделу 1 " Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека".
Нарушение экологического равновесия (5ч.)
Экология и экологическая безопасность. Экология, биосфера, техносфера, экосистема, экологическая катастрофа. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы, почв, природных вод. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
Раздел 2. "Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила
безопасного поведения. (4 ч.)
Безопасное поведение на улицах и дорогах (4ч.)
Правила для велосипедистов. Правила для роллеров.
Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.
Правила поведения в криминогенной ситуации.
Повторение изученного по курсу 8 класса (3 часа).
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах,
отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор
документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
• для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе
террористического акта;
•
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие
службы экстренной помощи.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков 3 ч.
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения
|
|
8а |
8б |
|||
ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА |
||||
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА |
||||
1. |
Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация |
01.09.2015- 05.09.2015 |
|
|
2. |
Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий |
07.09.2015- 12.09.2015 |
|
|
3. |
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий |
14.09.2015- 19.09.2015 |
|
|
ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ |
||||
4. |
Пожары |
21.09.2015- 26.09.2015 |
|
|
5. |
Взрывы |
28.09.2015- 03.10.2015 |
|
|
6. |
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов |
05.10.2015- 10.10.2015 |
|
|
7. |
Возможные последствия пожаров и взрывов |
12.10.2015- 17.10.2015 |
|
|
8. |
Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов |
19.10.2015- 24.10.2015 |
|
|
9. |
Контрольная работа по теме «Пожары и взрывы» |
26.10.2015- 31.10.2015 |
|
|
АВАРИИ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ |
||||
10. |
Опасные химические вещества и объекты |
09.11.2015- 14.11.2015 |
|
|
11. |
Характеристика АХОВ и их поражающих факторов |
16.11.2015- 21.11.2015 |
|
|
12. |
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах |
23.11.2015- 28.11.2015 |
|
|
13. |
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО |
30.11.2015- 05.12.2015 |
|
|
14. |
Первая помощь пострадавшим от АХОВ |
07.12.2015- 12.12.2015 |
|
|
АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ |
||||
15. |
Радиоактивность и радиационноопасные объекты |
14.12.2015- 19.12.2015 |
|
|
16. |
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты |
21.12.2015- 26.12.2015 |
|
|
17. |
Естественная радиоактивность |
11.01.2016- 16.01.2016 |
|
|
18. |
Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения |
18.01.2016- 23.01.2016 |
|
|
19. |
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности |
25.01.2016- 30.01.2016 |
|
|
20. |
Контрольная работа по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» |
01.02.2016- 06.02.2016 |
|
|
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ |
||||
21. |
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения |
08.02.2016- 13.02.2016 |
|
|
22. |
Причины и виды гидродинамических аварий |
15.02.2016- 20.02.2016 |
|
|
23. |
Последствия гидродинамических аварий |
22.02.2016- 27.02.2016 |
|
|
24. |
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. |
29.02.2016- 05.03.2016 |
|
|
НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
||||
25. |
Экология и экологическая безопасность |
07.03.2016- 12.03.2016 |
|
|
26. |
Биосфера и человек |
14.03.2016- 19.03.2016 |
|
|
27. |
Загрязнение атмосферы |
21.03.2016- 26.03.2016 |
|
|
28. |
Загрязнение почв |
04.04.2016- 09.04.2016 |
|
|
29. |
Загрязнение природных вод |
11.04.2016- 16.04.2016 |
|
|
30. |
Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. |
18.04.2016- 23.04.2016 |
|
|
31. |
Контрольная работа по теме «Нарушение экологического равновесия».
|
25.04.2016- 30.04.2016 |
|
|
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ |
||||
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ |
||||
32. |
Правила для велосипедистов |
02.05.2016- 07.05.2016 |
|
|
33. |
Правила для роллинга |
09.05.2016- 14.05.2016 |
|
|
34. |
Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. |
17.05.2016- 21.05.2016 |
|
|
|
Итого |
34 часов |
|
5.1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты;
- плакаты;
- наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
5.2. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- проекционный экран;
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением;
- компьютерные программы (обучающие и контролирующие).
5.3. Основная учебная литература:
– Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А. Т. Смирнов – АСТ-Астрель; Владимир:ВКТ, 2011
5.4. Дополнительная литература:
– Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;
– Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
– Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2006.
5.5.Интернет-ресурсы:
1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ
Министерства образования и науки РФ;
3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей
«Открытый урок»;
7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
СОГЛАСОВАНО.
Протокол № __заседания
ШМО технологии и физической культуры от _______
_______ (Юсупова Т.Д.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.