Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Оценка 4.6
doc
07.01.2023
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
окружающий мир.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«» 

 

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением   учителей начальных классов

Протокол №___

от «___» ______20     _г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

____________/_________/

«___»___________20    __г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

 

___________ /__________/

«___»___________20    __г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

 по предмету «Окружающий мир»

 

3    класс

 

 

 

Учитель:

                                                                             Квалификационная категория:

 

 

 

 

 

 

                                             2021 – 2022 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 3 класса в соответствии со следующими документами:

·                         Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями)

·        Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «»;

·        Учебным планом МБОУ «»;

·        Положением о рабочих программах по предметам учебного плана ФГОС уровня начального и основного общего образования;

·        Примерной программой по учебному предмету «Окружающий мир» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.

 

Автор УМК: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Издательский центр ВЕНТАН-ГРАФ

    Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в третьем классе – представление  в обобщенном виде культурного опыта человечества, системы его отношений с природой и обществом.Формирование у третьеклассников понимания общечело­веческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодей­ствия во всех сферах окружающего мира.

Задачи:

·      продолжить  работу по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни,  по выполнению правил гигиены и физической культуры;

·      расширить краеведческие знания, формировать понятия «родной край»,

 «культура поведения», «культура взаимоотношений;

·      воспитывать любовь к своему селу, к своей Родине, формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

 

Коррекционные задачи:

 

• Расширение кругозора школьников, повышение их адаптированных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

• Обогащение жизненного опыта путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе;

•Систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим предметам;

• Уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

•Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности.

 

Основные направления коррекционной работы:

·        развитие артикуляционной моторики;

·        развитие высших психических функций;

·        коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

·        развитие речи, владение техникой речи;

 

·        расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

·        совершенствование связной речи;

·        коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

 

Сроки реализации программы:

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю,70 часов в год.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Использование содержания этнокультурного компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы.

Материал поможет ребёнку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к ученику, значим для него. Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся.

Дети, живущие на земле Хакасии, должны узнать ее культуру, историю. Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. А это в дальнейшем приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов Хакасии.

Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего мира:

·   формирование целостных знаний о родном крае,

·   обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,

·   развитие творческих и исследовательских умений,

·   воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины, положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.

Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.

Сведения с использование этнокультурного компонента могут быть включены в различные этапы урока при изучении основных тем:

·    Где и когда ты живёшь ( История Хакасии)

·    Разнообразие растений на Земле (Растения Хакасии)

·    Красная книга России (Растения Хакасии занесенные в Красную книгу)

·    Заповедники (Заповедники Хакасии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности организации работы в 3 г классе.

 

В 3 г классе обучается 20 человек, из них 8 мальчиков и 12 девочек. Одному обучающемуся по решению ПМПК рекомендовано обучение АООП ЗПР 7.1.  Коррекционная работа с обучающимся проводится как в ходе урока, так и во внеурочное время, с учетом сложности темы. Поэтому программа разработана с учетом этого, а также с учетом возрастных особенностей, склонностей, способностей и познавательных интересов обучающихся. Программа соответствует возрастным критериям учеников, поэтому корректировки не требуется.  Обучение осуществляется по программе «Начальная школа ХХ1 века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова).

В классе есть эрудированные дети в области курса. Предполагается задействовать этих детей на уроке при раскрытии новых тем в качестве консультантов, выступающих на отдельных этапах урока. В данном классе обучаются ребята, у которых слабо развита речь . Они не всегда правильно могут выразить свои мысли, возникают трудности при составлении плана прочитанного. В связи с этим такими детьми будет проводиться индивидуальный опрос в виде тестовых заданий, будет оказываться помощь в выполнении творческих заданий.


Содержание учебного предмета по ОМ 3 класс

 

Раздел

Содержание.

Количе-ство часов

1.

Введение

 

1ч.

2.

Земля - наш общий дом. Где ты живешь. Когда ты живешь.

 

Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система

Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы.

«Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле

Солнце - источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.

Воздух - смесь газов.

Охрана воздуха.

Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз­никновения жизни на Земле.

Как человек изучает Землю

Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли.

План. Карта (географическая и историческая).

Масштаб, условные обозначения карты.

Карта России.

Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

 

 

9ч.

3.

 Царства природы.

 Бактерии

Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии

Грибы.

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Растения

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет­ковые. Их общая характеристика.

Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: од­нолетние, двулетние, многолетние.

Питание растений. Роль корня и побега в питании.

Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России.

Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

 

Животные

Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.

Животные - живые тела (организмы).

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Природные сообщества Цепи питания.

Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.

Охрана животных. Заповедники.

 

25ч.

4.

Наша Родина: от Руси до России Древняя Русь.

 

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Первые русский князья.

Московская Русь

Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва - столица России. Иван IV - первый русский царь.

Российская империя

Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.

Петр I Великий.

Екатерина II Великая.

Последний российский император Николай II.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.

 

8ч.

5.

Как люди жили в старину.

 Из истории имен

Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.

Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Какими людьми были славяне

Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостепри­имство - основные качества славянина. Славянин - работник. Славянин - защитник. Славя­нин - помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.

Какие предметы окружали людей в старину

Крестьянское жилище. Как дом «вышел» из-под земли.

Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сосло­вий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения.

Русская трапеза

Хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда.

Верования языческой Руси

Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица - народный праздник. Празд­ник Ивана Купалы.

 

Принятие христианства на Руси

Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение.

 

2ч.

6.

 Как трудились в старину Что создавалось трудом крестьянина.

 

Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особен­ности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьян­ские дети. Тяжёлый труд крепостных. Крепостные крестьяне и их помещики. Отмена крепо­стного права.

Что создавалось трудом ремесленника

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие ремесла). Игрушечных дел мастера. Ремесло гончара. Ткац­кое ремесло. Русские оружейники.

Что создавалось трудом рабочего

Мануфактуры, заводы и фабрики. Первые железные дороги.

Изобретения, которые появились в Х1Х-ХХ веках

Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса.

 

23ч.

7.

Резерв

 

2ч.

 

 

ИТОГО

70ч.

 

 

В конце учебного года промежуточная аттестация, которая будет проведена в форме теста. 

 

планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

называть (приводить примеры)

·             тела живой и неживой природы;

·        планеты Солнечной системы (2-3);

·        свойства воздуха, воды;

·        состав почвы;

·        древние города и их достопримечательности;

·        имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

·        причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

·        год, век, арабские и римские цифры;

·        названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

·        растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

·        животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

·        приспособления животных к среде обитания;

·        особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

·        понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

·        объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

·        объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

·        характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

·        характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

·        раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

·        составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

·        соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

·        характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

·        рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

·        сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

·        работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

·        высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в третьем классе учащиеся получат возможность  научиться:

-  ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «сто­летие», «эпоха»;

-  анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

-различать географическую и историческую карты;

-  анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

-  приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;

-  проводить несложные опыты по размножению растений;

-  проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

-  рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

-  ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

-  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНАИЕ

п/п

Тема урока

Дата

 

Примечание

Коррекционная

план

факт

работа

1

Введение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.09

 

 

Игра «У кого какой предмет?».

 

Разучивание физкультминуток.

 

Игра « Угадай по описанию».

 

Игра «За покупками в магазин».

 

Скороговорки. Пословицы.

 

Игра «Ателье».

 

Игра «Оденем кукол на прогулку».

 

Игра «Цепочка слов».

2

Где и когда ты живёшь.

 

 

 

 

 

 

8.09

 

 

Отгадывание загадок и ребусов.

3

Природные те­ла и природ­ные явления. Солнце - тело неживой при­роды.

14.09

 

 

Игра «Наборщики», «Один много»

4

Земля - плане­та Солнечной системы.   

15.09

 

 

Индив. Задания

5

Земля - плане­та жизни. Солнце - источник тепла и света.         

 

 

 

 

 

 

21.09

 

 

Работа по карточке

6

Вода - условие жизни на Земле.    

22.09

 

 

Индивидуальная беседа

7

Воздух - условие жизни на Земле.

28.09

 

 

Индивидуальная работа

8

Изображение Земли.

29.09

 

 

Индивидуальная беседа

9

План и карта. Работа с кар­той

5.10

 

 

Работа по карточке

10

Бактерии.

6.10

 

 

Индивидуальная работа

11

Грибы.

12.10

 

 

карточка

12

Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества (с учетом мест­ных условий).

 

13.10

 

 

Задание по карточке

13

Разнообразие растений на Земле. 

 

19.10

 

 

Работа по образцу

14

Растение - живой орга­низм. Работа с жи­выми расте­ниями и гербарными эк­земплярами.

20.10

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание

15

 

 

 

 

Размножение растений. Корень и побеги.

 

 

 

 

26.10

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

16

Размножение растений. Листья и цветки.

27.10

 

 

Карточки-помощницы

                                                                                                                                                                                                                                                                                17

Распростране­ние плодов и семян.

9.11

 

 

Индивидуальная работа

18

Человек и рас­тения. Расте­ния дикорас­тущие и куль­турные.

10.11

 

 

Задание по плану

19

Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова.

16.11

 

 

Задание по плану

20

Красная книга России.

17.11

 

 

Индивидуальная работа

21

Животные - часть природы. Роль животных в природе.

23.11

 

 

Работа с рисунком

22

Разнообразие животных.

24.11

 

 

Рисование

23

Животное  – живой  организм. Как животные питаются.

30.11

 

 

Индивидуальная работа

24

Животное  – живой организм. Как животные передвигаются и дышат.

1.12

 

 

Индивидуальная работа

25

Животное – живой организм. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

7.12

 

 

Индивидуальная беседа

26

Поведение животных.

8.12

 

 

Работа с карточкой

27

Беспозвоноч­ные животные.

14.12

 

 

Работа по шаблону

28

Позвоночные животные. Рыбы.

15.12

 

 

Индивидуальная работа

29

Позвоночные животные. Земноводные. Пресмыкающиеся.

21.12

 

 

Индивидуальная беседа

30

Позвоночные животные. Млекопитающие.

22.12

 

 

Рисование

31

Природное сообщество. Польза животных.

11.01

 

 

Игра «Один много».

32

Природное сообщество. Цепи питания.

12.01

 

 

Карточки-помощницы

33

Человек и жи­вотное. Почему люди прируча­ли диких животных.

18.01

 

 

Индивидуальная работа

34

Заповедники.

19.01

 

 

Задание по плану

35

Древняя Русь. Восточносла­вянские племена.

25.01

 

 

Игра «Так бывает или нет?»

Игра «Каждому своё место».

Игра «Поймай звук».

Игра «Хлопай с нами».

 Игра«Возьми что надо».

«Поможем Незнайке».

«Веселая зарядка».

Разучивание веселых стихов.

Игра «Светофор».

 

36-37

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

26.01

 

 

Индивидуальная работа

 

38

Как Москва стала столи­цей. Иван Грозный.

1.01

 

 

 

 

Индивидуальная беседа

39

Пётр 1 Великий – император России.

2.02

 

 

Игра «Каждому своё место».

40

Екатерина II Великая.

8.02

 

 

Индивидуальная работа

41

Император Николай II.

9.02

 

 

Индивидуальная работа

42

Советская Россия.

15.02

 

 

Игра «Возьми что надо»

43

Из истории имён.

16.02

 

 

Индивидуальная работа

44

Как выглядели наши предки

 

22.02

 

 

«Поможем Незнайке».

45

Как в старину трудились наши предки.

1.03

 

 

Игра «Каждому своё место».

46

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

2.03

 

 

Работа по шаблону

47

Какие предме­ты окружали русских людей.

9.03

 

 

Игра «Кто больше»

48

Какие предме­ты окружали русских людей.

15.03

 

 

Игра «Найди 15 отличий ».

49

Русская  трапеза. Национальная еда.

16.03

 

 

Индивидуальная работа

50

Во что верили наши предки.  Язычество хакасов

22.03

 

 

Работа по шаблону

51

Принятие хри­стианства на Руси. Крещение Руси.

23.03

 

 

Игра «Собери букет», «Сложи пирамиду».

52

Принятие хри­стианства на Руси. Христианские праздники.

5.04

 

 

Индивидуальная работа

53

Что создава­лось трудом крестьянина.

6.04

 

 

Игра «Каждому своё место».

54

Труд крепост­ных крестьян.  Быт хакасов

 

 

12.04

 

 

«Собери дом»

55

Что такое ремесло.

 

 

13.04

 

 

Сюжетная игра «Теремок

56

Игрушечных дел мастера.

19.04

 

 

Игра «Каждому своё место».

57

Маленькие мастера.

20.04

 

 

«Построй башню»

58

0 гончарном ремесле.

26.04

 

 

Индивидуальная работа

59

0 труде ткачей.

27.04

 

 

Работа по шаблону

60

Русские оружейники.

3.05

 

 

Работа с рисунком

61

Первые российские мануфактуры.

4.05

 

 

Работа по плану

62

Что создава­лось трудом рабочего. Пер­вые российские мануфактуры.

10.05

 

 

Индивидуальная работа

63

Железные до­роги в России.

 

 

11.05

 

 

Индивидуальная работа

64

Первые пароходы и пароходство в России.

17.05

 

 

Работа по шаблону

65

Автомобиле­строение в России. Самолёто­строение в России.

18.05

 

 

Работа с рисунком

66

Время косми­ческих полётов. Современные изобретения человека.

24.05

 

 

Индивидуальная работа

67

Промежуточная аттестация. Тест

25.05

 

 

 

68

Заочная экскурсия. Презентация «Природа Хакасии»

26.05

 

 

Работа по шаблону

69

Резерв

31.05

 

 

 

70

  Резерв

31.05

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «»

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 3 класса в соответствии со следующими документами: ·

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 3 класса в соответствии со следующими документами: ·

Сроки реализации программы:

Сроки реализации программы:

В 3 г классе обучается 20 человек, из них 8 мальчиков и 12 девочек

В 3 г классе обучается 20 человек, из них 8 мальчиков и 12 девочек

Содержание учебного предмета по

Содержание учебного предмета по

Животные Животные - часть природы

Животные Животные - часть природы

Как люди жили в старину.

Как люди жили в старину.

Древней Руси, Московской Руси,

Древней Руси, Московской Руси,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНАИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНАИЕ № п/п

Животное – живой организм

Животное – живой организм

Какие предме­ты окружали русских людей

Какие предме­ты окружали русских людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2023