рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа россии

  • docx
  • 19.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окружающий мир.docx

Пояснительная записка

 

        Рабочая программа по  окружающему миру  линии УМК «Школа России»  для 3  класса составлена на основе:

 - Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241от 22.09.2011 № 2357от 18.12.2012 № 1060от 29.12.2014 № 1643от 18.05.2015 № 507от 31.12.2015 № 1576);

- Примерной программы по окружающему миру  под ред. А.А.Плешакова разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;

      Рабочая программа разработана в соответствии:

- с основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный ;

 - учебным планом МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный на 2019-2020 уч. год.

 - соответствует положению о рабочих программах учебного предмета, курса, модуля в МКОУ СОШ с.п.п. Звёздный приказ № 104 от 30.08.2016г (при реализации ФГОС НОО)

     Рабочая программа предназначена для изучения окружающего мира  в 3 классе по учебнику « Окружающий мир»  Плешаков А. А. , издательство «Просвещение» 2016 г.

Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»  Порядковый номер учебного пособия в Федеральном перечне  1.1.3.1.3.3

            Описание места учебного предмета в учебном плане

   В соответствии с недельным учебным планом начального общего образования (вариант 1), учебным планом МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный  рабочая программа  по окружающему миру рассчитана на преподавание в 3 классе в объеме  68 часов, 34 недели, 2 часа в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

-находить на карте страны — соседи России и их столицы;

-определять и кратко характеризовать место челове­ка в окружающем мире;

-осознавать и раскрывать ценность природы для лю­дей, необходимость ответственного отношения к природе;

-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

-различать тела, вещества, частицы, описывать изу­ченные вещества;

-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в при­роде;

-классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным груп­пам;

-пользоваться атласом-определителем для распозна­вания природных объектов;

-обнаруживать взаимосвязи в природе, между при­родой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-приводить примеры растений и животных из Крас­ной книги России;

-использовать тексты и иллюстрации учебника, дру­гие источники информации для поиска ответов на вопро­сы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

-устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

-использовать знания о строении и жизнедеятельно­сти организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

-оказывать первую помощь при несложных несчаст­ных случаях;

-вырабатывать правильную осанку;

-выполнять правила рационального питания, зака­ливания, предупреждения болезней;

-понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

-правильно вести себя при пожаре, аварии водопро­вода, утечке газа;

-соблюдать правила безопасности на улицах и доро­гах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

-понимать, какие места вокруг нас могут быть осо­бенно опасны, предвидеть скрытую -опасность и избе­гать её;

-соблюдать правила безопасного поведения в при­роде;

-понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повсед­невной жизни;

-раскрывать роль экономики в нашей жизни;

-осознавать значение природных богатств в хозяй­ственной деятельности человека, необходимость бережно­го отношения к природным богатствам;

-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимо­связи между ними;

-понимать роль денег в экономике, различать де­нежные единицы некоторых стран;

-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

-понимать, как ведётся хозяйство семьи;

-обнаруживать связи между экономикой и экологи­ей, строить простейшие экологические прогнозы;

-рассказывать по карте о различных странах, допол­нять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника

-приводить примеры достопримечательностей раз­ных стран, ценить уважительные, -добрососедские отно­шения между странами и народами;

-использовать различные справочные издания, дет­скую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

-понимать учебную задачу, сформулированную само­стоятельно и уточнённую учителем;

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различ­ных этапах урока);

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-планировать своё высказывание (выстраивать по­следовательность предложений для раскрытия темы, при­водить примеры);

—: планировать свои действия в течение урока;

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/не­удовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объектив­но относиться к своим успехам/неуспехам;

-оценивать правильность выполнения заданий, ис­пользуя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

-соотносить выполнение работы с алгоритмом и ре­зультатом;

-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

-выделять существенную информацию из литерату­ры разных типов (справочной и научно-познавательной);

-использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

-анализировать объекты окружающего мира, табли­цы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличи­тельных признаков;

-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

-сравнивать объекты по различным признакам;

-осуществлять синтез объектов при составлении це­пей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастны­ми нормами;

-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

-моделировать различные ситуации и явления при­роды (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

-проявлять стремление ладить с собеседниками, ори­ентироваться на позицию партнёра в общении;

-признавать свои ошибки, озвучивать их;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

-строить монологическое высказывание, владеть ди­алогической формой речи (с учётом возрастных особенно­стей, норм);

-готовить сообщения, фоторассказы, проекты с по­мощью взрослых;

-составлять рассказ на заданную тему;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в со­трудничестве необходимую взаимопомощь;

-продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как -гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

-проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследи­ем городов Золотого кольца России;

-формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе -знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

-целостный взгляд на мир в единстве природы, на­родов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в приро­де, между природой и человеком, между разными страна­ми и народами;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе -знакомства с много­образием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельно­сти, правил поведения в природной и социальной среде;

-внутренняя позиция на уровне осознания и приня­тия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осоз­нание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

-осознание личностной ответственности за свои по­ступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

-эстетические чувства, впечатления через восприя­тие природы в её многообразии, знакомство с архитектур­ными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

-этические чувства и нормы на основе представле­ний о внутреннем мире человека, его душевных богат­ствах, а также через освоение норм экологической этики

-способность к сотрудничеству со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, -соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бескон­фликтное поведение, стремление прислушиваться к чужо­му мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене си­стем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повсед­невной жизни;

-мотивация к творческому труду, работе на резуль­тат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Как устроен мир? (6 часов)
    Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы

Роль природы в жизни людей.
   Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступеньки познания человеком окружающего мира.
   Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член общества. Человечество.
   Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 час)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
   Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
   Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды.      Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту
   Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
    Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
   Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных.       Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
   Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
   Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
   Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (10 часов)
   Организм человека. Органы и системы органов.
   Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
   Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
   Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
   Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
   Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
   Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
   Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 часов)
   Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
   Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.      Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
   Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
   Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
   Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
   Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
   Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика? (12 часов)
   Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
   Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
   Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
   Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
   Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
   Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
   Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
   Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы.      Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI в.
   Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (15 часов)
   Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
   Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
   Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
   Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
   Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
   Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

 


 

 


Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип/

форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения

Приме

чание

Освоение предметных знаний

УУД

план

факт

Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

1

Природа.

 

1

Урок введения в новую

тему.

 

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре. 

Вопросы учебника

05.09

 

 

2

Человек.

 

1

Урок-игра.

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение».

Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы.

Фронтальный опрос

06.09

 

 

3

Проект «Богатства, отданные людям».

 

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

Проект

12.09

 

 

4

Общество.

 

1

Урок изучения нового материала.

 

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество».

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Фронтальный опрос

13.09

 

 

5

Что такое экология.

 

1

Комбинированный урок.

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология».

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей.

Фронтальный опрос

19.09

 

 

6

Природа в опасности!

 

1

Урок-исследование.

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк».

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности.

Фронтальный опрос

20.09

 

 

Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)

 

7

Тела, вещества, частицы.

 

1

Урок-исследование.

Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.

Высказывание предположений, объясняющих результат опыта; доказательство на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах.

Фронтальный опрос

26.09

 

 

8

Разнообразие веществ.

 

1

Урок-исследование.

Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Вопросы учебника

27.09

 

 

9

Воздух и его охрана.

 

1

Урок-практика.

Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

Фронтальный опрос

03.10

 

 

10

Вода.

 

1

Урок-практика.

Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

 

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проведение мини-исследования об использовании питьевой воды в семье.

Фронтальный опрос

04.10

 

 

11

Превращения и круговорот воды.

 

1

Урок-практика.

Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки.

Фронтальный опрос

10.10

 

 

12

Берегите воду!

 

1

Урок-исследование.

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Фронтальный опрос

11.10

 

 

13

Как разрушаются камни.

 

 

1

Урок-исследование.

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Фронтальный опрос

17.10

 

 

14

Что такое почва.

 

1

Урок-практика.

Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Фронтальный опрос

18.10

 

 

15

Разнообразие растений.

1

Урок развития умений и навыков.

Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

Самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовка сообщения об одном из видов растений любой группы.

Фронтальный опрос

24.10

 

 

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

Урок изучения нового материала.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; придумывать фантастический рассказ.

Фронтальный опрос

25.10

 

 

17

Размножение и развитие растений.

 

1

Комбинированный урок.

Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

 

Фронтальный опрос

31.10

 

 

18

Охрана растений

 

1

Контрольно-обоб-щающий урок.

 

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.

Проверочная работа

14.11

 

 

19

Разнообразие животных.

1

Урок формирования умений и навыков.

Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Фронтальный опрос

15.11

 

 

20

Кто есть кто?

Проект «Разнообразие природы родного края».

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

Фронтальный опрос

21.11

 

 

21

Размножение и развитие животных.

1

Урок развития умений и навыков.

Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Вопросы учебника

22.11

 

 

22

Охрана животных.

1

Урок-конференция.

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.

Фронтальный опрос

28.11

 

 

23

В царстве грибов.

1

Урок развития умений и навыков.

Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Фронтальный опрос

29.11

 

 

24

Великий круговорот жизни.

 

Тест №1.

1

Контрольно-обоб-щающий урок.

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

тест

05.12

 

 

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

Организм человека.

1

Урок введения в новую

тему.

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Фронтальный опрос

06.12

 

 

26

Органы чувств.

1

Урок-исследование.

Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.

Фронтальный опрос

12.12

 

 

27

Надёжная защита организма.

Практическая работа  № 8 «Знакомство с внешним строением кожи».

1

Урок-практика.

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вопросы учебника

13.12

 

 

28

Опора тела и движение.

1

Урок

развития умений и навыков.

Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки.

Фронтальный опрос

19.12

 

 

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1

Урок-проект.

Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

Проект

20.12

 

 

30

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».

 

 

1

Урок-практика.

Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Вопросы учебника

26.12

 

 

31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

 

1

Контрольно-обоб-щающий урок.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Проверочная работа

27.12

 

 

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

Урок-конференция.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Презентация собственнных проектов

16.01

 

 

33

Умей предупреждать болезни.

1

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Вопросы учебника

17.01

 

 

34

Здоровый образ

жизни.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни».  Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Фронтальный опрос

23.01

 

 

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

35

Огонь, вода и газ.

1

Урок введения в новую

тему.

Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем  поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальный опрос

24.01

 

 

36

Чтобы путь был счастливым.

Тест № 2.

1

Контрольно-обоб-щающий урок.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

тест

30.01

 

 

37

Дорожные знаки.

 

Тест № 3.

1

Контрольно-обоб-щающий урок.

Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

тест

31.01

 

 

38

Проект «Кто нас защищает».

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

Проект

06.02

 

 

39

Опасные места.

1

Урок систематизации

знаний.

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Фронтальный опрос

07.02

 

 

40

Природа и наша безопасность.

Проверочная работа.

1

Контрольно-обоб-щающий урок.

 

Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Проверочная работа

13.02

 

 

41

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

1

Урок-практика.

Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».  Называть правила экологической безопасности.

Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальный опрос

14.02

 

 

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

Для чего нужна экономика.

1

Урок введения в новую

тему.

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем  поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальный опрос

20.01

 

 

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

Урок изучения нового материала.

Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд».  Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Фронтальный опрос

21.01

 

 

44

Полезные ископаемые.

Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».

1

Комбинированный урок.

Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.

Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Фронтальный опрос

27.01

 

 

45

Растениеводство

Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».

 

1

Урок-практика.

Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

Фронтальный опрос

28.01

 

 

46

Животноводство.

1

Урок-исследование.

Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

Фронтальный опрос

05.03

 

 

47

Какая бывает промышленность.

1

Урок-исследование.

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

Вопросы учебника

06.03

 

 

48

Проект «Экономика родного края».

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

 

Проект

12.03

 

 

49

Что такое деньги.

Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами»

1

Урок-практика.

Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.

Фронтальный опрос

13.03

 

 

50

Государственный бюджет.

1

Урок изучения нового материала.

Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Фронтальный опрос

19.03

 

 

51

Семейный бюджет.

1

Урок изучения нового материала.

Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Вопросы учебника

20.03

 

 

52

Экономика и экология.

Тест № 4.

1

Контрольно-обоб-щающий урок.

Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

тест

02.04

 

 

53

Экономика и экология.

 

 

1

Урок-исследование.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Фронтальный опрос

03.04

 

 

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

54

Золотое кольцо России.

1

Урок-путешествие.

Объяснять значение слова «финифть».  Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Фронтальный опрос

09.04

 

 

55

Золотое кольцо России.

1

Урок-путешествие.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Вопросы учебника

10.04

 

 

56

Золотое кольцо России.

1

Урок-викторина.

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.

 

Фронтальный опрос

16.04

 

 

57

Проект «Музей путешествий».

1

Урок-проект.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

Проект

17.04

 

 

58

Наши ближайшие соседи.

1

Урок-путешествие.

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальный опрос

23.04

 

 

59

На севере Европы.

1

Урок-путешествие.

Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вопросы учебника

24.04

 

 

60

Что такое Бенилюкс.

1

Урок-путешествие.

Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальный опрос

30.04

 

 

61

В центре Европы.

1

Урок-путешествие.

Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальный опрос

07.05

 

 

62

По Франции и Великобритании (Франция).

1

Урок-путешествие.

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальный опрос

08.05

 

 

63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

1

Урок-путешествие.

Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вопросы учебника

14.05

 

 

64

На юге Европы.

1

Урок-путешествие.

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.

Фронтальный опрос

15.05

 

 

65

На юге Европы.

1

Урок-путешествие.

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальный опрос

21.05

 

 

66

По знаменитым местам мира.

1

Комбинированный урок.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Фронтальный опрос

22.05

 

 

67

По знаменитым местам мира.

 

Тест № 5.

1

Комбинированный урок.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

тест

28.05

 

 

68

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

 

1

Контрольно-обоб-щающий урок.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Проверочная работа

29.05

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru