Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру линии УМК «Школа России» для 3 класса составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
- Примерной программы по окружающему миру под ред. А.А.Плешакова разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный ;
- учебным планом МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный на 2019-2020 уч. год.
- соответствует положению о рабочих программах учебного предмета, курса, модуля в МКОУ СОШ с.п.п. Звёздный приказ № 104 от 30.08.2016г (при реализации ФГОС НОО)
Рабочая программа предназначена для изучения окружающего мира в 3 классе по учебнику « Окружающий мир» Плешаков А. А. , издательство «Просвещение» 2016 г.
Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» Порядковый номер учебного пособия в Федеральном перечне 1.1.3.1.3.3
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с недельным учебным планом начального общего образования (вариант 1), учебным планом МКОУ «СОШ» с.п.п. Звёздный рабочая программа по окружающему миру рассчитана на преподавание в 3 классе в объеме 68 часов, 34 недели, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
-находить на карте страны — соседи России и их столицы;
-определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
-осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
-различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
-классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
-пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
-устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
-использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
-оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
-вырабатывать правильную осанку;
-выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
-понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
-правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
-соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
-понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую -опасность и избегать её;
-соблюдать правила безопасного поведения в природе;
-понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни;
-раскрывать роль экономики в нашей жизни;
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
-понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
-понимать, как ведётся хозяйство семьи;
-обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
-рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника
-приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, -добрососедские отношения между странами и народами;
-использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
—: планировать свои действия в течение урока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
-соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
-выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
-использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
-анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
-сравнивать объекты по различным признакам;
-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
-моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
-проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как -гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
-проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
-формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе -знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
-целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе -знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
-внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
-осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
-этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, -соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики
Содержание учебного предмета
Как устроен мир? (6
часов)
   
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой
природы
Роль природы в жизни людей. 
   Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.
Восприятие, память, мышление, воображение — «ступеньки познания человеком
окружающего мира. 
   Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член
общества. Человечество. 
   Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях
между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении
природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и
положительное). Меры по охране природы. 
Эта удивительная природа (18 час)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые
вещества, жидкости и газы. 
   Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. 
   Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение
воды для живых организмов. Источники загрязнения воды.      Охрана воды от
загрязнений. Экономия воды в быту 
   Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение
почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной
хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. 
    Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и
развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека
на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. 
   Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных.       Растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и
экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной
книги России. Охрана животных. 
   Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов
в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на
мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. 
   Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители,
организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте
жизни. 
   Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение
свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание
плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к
распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью
атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10
часов)
  
Организм человека. Органы и системы органов. 
   Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха,
обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена. 
   Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обмораживании. 
   Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение
физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. 
   Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания. 
   Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из
организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения. 
   Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги
здоровья. 
   Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в
оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания
питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет
ударов пульса.
Наша безопасность (7 часов)
  
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа. 
   Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на
велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.      Дорожные знаки, их роль
в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков:
предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки
сервиса.
   Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др.
Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
   Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. 
   Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой
и собакой. 
   Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как
защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его
устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих
загрязняющие вещества. 
   Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для
очистки воды. 
Чему учит экономика? (12 часов)
  
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары
и услуги. 
   Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха
труда от образования и здоровья людей. 
   Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. 
   Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. 
   Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата. 
   Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги. 
   Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. 
   Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря
нефтью как пример экологической катастрофы.      Экологические прогнозы, их
сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач
общества в ХХI в. 
   Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных
ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания
рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (15
часов)
  
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и
настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и
культуры. 
   Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи. 
   Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности,
знаменитые люди разных стран. 
   Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
   Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества
и каждого человека. 
   Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических
объектов.
| 
 Календарно – тематическое планирование по окружающему миру  | 
|||||||||
| 
 № урока  | 
 Тема урока  | 
 Кол-во часов  | 
 Тип/ форма урока  | 
 Планируемые результаты обучения  | 
 Виды и формы контроля  | 
 Дата проведения  | 
 Приме чание  | 
||
| 
 Освоение предметных знаний  | 
 УУД  | 
 план  | 
 факт  | 
||||||
| 
 Раздел «Как устроен мир» (6 часов)  | 
|||||||||
| 
 1  | 
 Природа. 
  | 
 1  | 
 Урок введения в новую тему. 
  | 
 Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».  | 
 Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре.  | 
 Вопросы учебника  | 
 05.09  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2  | 
 Человек. 
  | 
 1  | 
 Урок-игра.  | 
 Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение».  | 
 Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 06.09  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 3  | 
 Проект «Богатства, отданные людям». 
  | 
 1  | 
 Урок-проект.  | 
 Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.  | 
 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.  | 
 Проект  | 
 12.09  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4  | 
 Общество. 
  | 
 1  | 
 Урок изучения нового материала. 
  | 
 Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество».  | 
 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 13.09  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 5  | 
 Что такое экология. 
  | 
 1  | 
 Комбинированный урок.  | 
 Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология».  | 
 Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 19.09  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 6  | 
 Природа в опасности! 
  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк».  | 
 Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 20.09  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов) 
  | 
|||||||||
| 
 7  | 
 Тела, вещества, частицы. 
  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.  | 
 Высказывание предположений, объясняющих результат опыта; доказательство на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 26.09  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 8  | 
 Разнообразие веществ. 
  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.  | 
 Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).  | 
 Вопросы учебника  | 
 27.09  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 9  | 
 Воздух и его охрана. 
  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.  | 
 Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 03.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 10  | 
 Вода. 
  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. 
  | 
 Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проведение мини-исследования об использовании питьевой воды в семье.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 04.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 11  | 
 Превращения и круговорот воды. 
  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.  | 
 Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 10.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 12  | 
 Берегите воду! 
  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.  | 
 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 11.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 13  | 
 Как разрушаются камни. 
 
  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.  | 
 Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 
  | 
 Фронтальный опрос  | 
 17.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 14  | 
 Что такое почва. 
  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.  | 
 Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 18.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 15  | 
 Разнообразие растений.  | 
 1  | 
 Урок развития умений и навыков.  | 
 Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.  | 
 Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовка сообщения об одном из видов растений любой группы.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 24.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 16  | 
 Солнце, растения и мы с вами.  | 
 1  | 
 Урок изучения нового материала.  | 
 Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.  | 
 Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; придумывать фантастический рассказ.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 25.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 17  | 
 Размножение и развитие растений. 
  | 
 1  | 
 Комбинированный урок.  | 
 Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.  | 
 Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). 
  | 
 Фронтальный опрос  | 
 31.10  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 18  | 
 Охрана растений 
  | 
 1  | 
 Контрольно-обоб-щающий урок. 
  | 
 Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.  | 
 Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.  | 
 Проверочная работа  | 
 14.11  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 19  | 
 Разнообразие животных.  | 
 1  | 
 Урок формирования умений и навыков.  | 
 Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.  | 
 Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 15.11  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 20  | 
 Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».  | 
 1  | 
 Урок-проект.  | 
 Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.  | 
 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 21.11  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 21  | 
 Размножение и развитие животных.  | 
 1  | 
 Урок развития умений и навыков.  | 
 Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.  | 
 Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.  | 
 Вопросы учебника  | 
 22.11  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 22  | 
 Охрана животных.  | 
 1  | 
 Урок-конференция.  | 
 С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.  | 
 Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 28.11  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 23  | 
 В царстве грибов.  | 
 1  | 
 Урок развития умений и навыков.  | 
 Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.  | 
 Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 29.11  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 24  | 
 Великий круговорот жизни. 
 Тест №1.  | 
 1  | 
 Контрольно-обоб-щающий урок.  | 
 Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.  | 
 Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.  | 
 тест  | 
 05.12  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)  | 
|||||||||
| 
 25  | 
 Организм человека.  | 
 1  | 
 Урок введения в новую тему.  | 
 Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.  | 
 Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 06.12  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 26  | 
 Органы чувств.  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.  | 
 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 12.12  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 27  | 
 Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи».  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.  | 
 Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Вопросы учебника  | 
 13.12  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 28  | 
 Опора тела и движение.  | 
 1  | 
 Урок развития умений и навыков.  | 
 Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.  | 
 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 19.12  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 29  | 
 Наше питание. Проект «Школа кулинаров».  | 
 1  | 
 Урок-проект.  | 
 Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.  | 
 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.  | 
 Проект  | 
 20.12  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 30  | 
 Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». 
 
  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.  | 
 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.  | 
 Вопросы учебника  | 
 26.12  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 31  | 
 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. 
  | 
 1  | 
 Контрольно-обоб-щающий урок.  | 
 Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.  | 
 Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.  | 
 Проверочная работа  | 
 27.12  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 32  | 
 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».  | 
 1  | 
 Урок-конференция.  | 
 Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.  | 
 Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Презентация собственнных проектов  | 
 16.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 33  | 
 Умей предупреждать болезни.  | 
 1  | 
 Урок обобщения и систематизации знаний.  | 
 Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.  | 
 Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  | 
 Вопросы учебника  | 
 17.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 34  | 
 Здоровый образ жизни.  | 
 1  | 
 Урок обобщения и систематизации знаний.  | 
 Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.  | 
 Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 23.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Раздел «Наша безопасность» (7 часов)  | 
|||||||||
| 
 35  | 
 Огонь, вода и газ.  | 
 1  | 
 Урок введения в новую тему.  | 
 Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.  | 
 Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 24.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 36  | 
 Чтобы путь был счастливым. Тест № 2.  | 
 1  | 
 Контрольно-обоб-щающий урок.  | 
 Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.  | 
 Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.  | 
 тест  | 
 30.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 37  | 
 Дорожные знаки. 
 Тест № 3.  | 
 1  | 
 Контрольно-обоб-щающий урок.  | 
 Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.  | 
 Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.  | 
 тест  | 
 31.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 38  | 
 Проект «Кто нас защищает».  | 
 1  | 
 Урок-проект.  | 
 Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.  | 
 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.  | 
 Проект  | 
 06.02  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 39  | 
 Опасные места.  | 
 1  | 
 Урок систематизации знаний.  | 
 Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.  | 
 Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 07.02  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 40  | 
 Природа и наша безопасность. Проверочная работа.  | 
 1  | 
 Контрольно-обоб-щающий урок. 
  | 
 Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.  | 
 Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.  | 
 Проверочная работа  | 
 13.02  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 41  | 
 Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности.  | 
 Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 14.02  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)  | 
|||||||||
| 
 42  | 
 Для чего нужна экономика.  | 
 1  | 
 Урок введения в новую тему.  | 
 Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.  | 
 Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 20.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 43  | 
 Природные богатства и труд людей – основа экономики.  | 
 1  | 
 Урок изучения нового материала.  | 
 Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.  | 
 Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 21.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 44  | 
 Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».  | 
 1  | 
 Комбинированный урок.  | 
 Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.  | 
 Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 27.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 45  | 
 Растениеводство Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». 
  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.  | 
 Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 28.01  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 46  | 
 Животноводство.  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.  | 
 Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 05.03  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 47  | 
 Какая бывает промышленность.  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».  | 
 Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.  | 
 Вопросы учебника  | 
 06.03  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 48  | 
 Проект «Экономика родного края».  | 
 1  | 
 Урок-проект.  | 
 Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.  | 
 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. 
  | 
 Проект  | 
 12.03  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 49  | 
 Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами»  | 
 1  | 
 Урок-практика.  | 
 Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.  | 
 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 13.03  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 50  | 
 Государственный бюджет.  | 
 1  | 
 Урок изучения нового материала.  | 
 Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.  | 
 Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 19.03  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 51  | 
 Семейный бюджет.  | 
 1  | 
 Урок изучения нового материала.  | 
 Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.  | 
 Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.  | 
 Вопросы учебника  | 
 20.03  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 52  | 
 Экономика и экология. Тест № 4.  | 
 1  | 
 Контрольно-обоб-щающий урок.  | 
 Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.  | 
 Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.  | 
 тест  | 
 02.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 53  | 
 Экономика и экология. 
 
  | 
 1  | 
 Урок-исследование.  | 
 Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.  | 
 Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 03.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)  | 
|||||||||
| 
 54  | 
 Золотое кольцо России.  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 09.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 55  | 
 Золотое кольцо России.  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.  | 
 Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.  | 
 Вопросы учебника  | 
 10.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 56  | 
 Золотое кольцо России.  | 
 1  | 
 Урок-викторина.  | 
 Называть города, которые входят в Золотое кольцо.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. 
  | 
 Фронтальный опрос  | 
 16.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 57  | 
 Проект «Музей путешествий».  | 
 1  | 
 Урок-проект.  | 
 Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.  | 
 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.  | 
 Проект  | 
 17.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 58  | 
 Наши ближайшие соседи.  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 23.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 59  | 
 На севере Европы.  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Вопросы учебника  | 
 24.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 60  | 
 Что такое Бенилюкс.  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 30.04  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 61  | 
 В центре Европы.  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 07.05  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 62  | 
 По Франции и Великобритании (Франция).  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 08.05  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 63  | 
 По Франции и Великобритании (Великобритания).  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Вопросы учебника  | 
 14.05  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 64  | 
 На юге Европы.  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 15.05  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 65  | 
 На юге Европы.  | 
 1  | 
 Урок-путешествие.  | 
 Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 21.05  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 66  | 
 По знаменитым местам мира.  | 
 1  | 
 Комбинированный урок.  | 
 Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 22.05  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 67  | 
 По знаменитым местам мира. 
 Тест № 5.  | 
 1  | 
 Комбинированный урок.  | 
 Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.  | 
 Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.  | 
 тест  | 
 28.05  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 68  | 
 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 
  | 
 1  | 
 Контрольно-обоб-щающий урок.  | 
 Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.  | 
 Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения  | 
 Проверочная работа  | 
 29.05  | 
 
  | 
 
  | 
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.