Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов и группы «Развитие»
от « 27 » августа 2018 г.
|
Утверждена педагогическим советом
протокол № 1 от « 31 » августа 2018 г.
|
«Утверждаю»_________
Директор школы Самодуров Н.И.
приказ № 45 от « 31 » августа 2018г. |
Рабочая программа
по окружающему миру для 4 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Количество недельных часов 2 Количество часов в год 68
Составитель: учитель начальных классов
Вдовина Елена Валентиновна
с. Чесменка
2018 г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ№ 373 от 06.10.2009 г., с внесенными изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от26.11.2010г. №1241, от22.09.2011 г. №2357, от18.12.2012 г. №1060, от 31.12.2015 г. №1576;
-Примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04. 2015г.
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 31.03. 2014 г. № 253.
Источник программы, автор:
А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2013 г
Описание места учебного курса в учебном плане:
Учебный предмет окружающий мир входит в обязательную часть Учебного плана. На изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Учебно-методический комплект для обучающихся:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Москва. «Просвещение», 2015 год.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. Москва. «Просвещение», 2016 год.
Плешаков А.А. «От земли до неба». Атлас-определитель. Москва. «Просвещение», 2015 год.
Плешаков А.А. «Зелёные страницы». Книга для учащихся. Москва. «Просвещение», 2015 год.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 4 класс. ФГОС, 2016 г.
Предметные результаты, планируемые результаты учебного предмета, курса.
Предметные результаты:
– понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
– сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
– осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира в 4 классе
Выпускник научится:
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.
Содержание учебного предмета, курса.
Земля и человечество. (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России. (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны. (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природ жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории. (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России. (19 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия. (8 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п |
Наименование темы. |
Количество часов |
||||||||
всего |
В т. ч. на формы обучения |
|||||||||
Проверим себя |
Пр/р |
Интервью |
Проект |
Экскурсия |
Тест |
Выставка |
Формы и сроки |
|||
1. |
Земля и человечество |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Пр/р-у2 Проверим себя-у10 |
|
2. |
Природа России |
11 |
1 |
2 |
1 |
В-у12 Пр/р-у15,16 Проверим себя-у21 |
||||
3. |
Родной край-часть большой страны |
15 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
Пр/р-у22,25,31,33 Т-у27,28 Э-у23,30 Проверим себя-у35 Проект-у36 |
||
4. |
Страницы Всемирной истории |
5 |
|
1 |
|
Т –у41 |
||||
5. |
Страницы истории России |
19 |
1 |
3 |
|
1 |
|
Инт –у56,57,58,59, Т –у55 Проверим себя-у60 |
||
6. |
Современная Россия |
8 |
1 |
|
|
2 |
|
1 |
|
Проект –у61,68 Т –у62 Проверим себя-у67 |
|
ИТОГО: |
68 |
5 |
7 |
3 |
3 |
2 |
5 |
1 |
|
Подпись учителя_______________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||
Земля и человечество 10 |
||||
1 |
Мир глазами астронома. |
1 |
|
|
2 |
Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1 « Моделировать движение Земли». |
1 |
|
|
3 |
Звездное небо – великая книга Природы. |
1 |
|
|
4 |
Мир глазами географа. |
1 |
|
|
5 |
Мир глазами историка. |
1 |
|
|
6 |
Когда и где? |
1 |
|
|
7 |
Мир глазами эколога. |
1 |
|
|
8 |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1 |
|
|
9 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Закрепление. |
1 |
|
|
10 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». |
1 |
|
|
Природа России 11 |
||||
11/1 |
Равнины и горы России. |
1 |
|
|
12/2 |
Моря, озёра и реки России. Выставка «Где мы были». |
1 |
|
|
13/3 |
Природные зоны России. Работа с картами. |
1 |
|
|
14/4 |
Зона арктических пустынь. |
1 |
|
|
15/5 |
Тундра. Практическая работа №2 «Гербарий растений тундры». |
1 |
|
|
16/6 |
Леса России. Практическая работа №3 «Растения лесов». |
1 |
|
|
17/7 |
Лес и человек. Виртуальная экскурсия «Лосиный остров». ОБЖ |
1 |
|
|
18/8 |
Зона степей. |
1 |
|
|
19/9 |
Пустыни. |
1 |
|
|
20/10 |
У Чёрного моря. ОБЖ. |
1 |
|
|
21/11 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
|
|
Родной край – часть большой страны 15 |
||||
22/1 |
Наш край. Практическая работа №4 «Политико-административная карта».
|
1 |
|
|
23/2 |
Поверхность нашего края. Экскурсия. |
1 |
|
|
24/3 |
Водные богатства нашего края. Экскурсия. ОБЖ |
1 |
|
|
25/4 |
Наши подземные богатства. Практическая работа №5: определять полезные ископаемые. |
1 |
|
|
26/5 |
Земля – кормилица. |
1 |
|
|
27/6 |
Жизнь леса. Тест. |
1 |
|
|
28/7 |
Жизнь луга. Тест. |
1 |
|
|
29/8 |
Жизнь в пресных водах. ОБЖ |
1 |
|
|
30/9 |
Экскурсии в природные сообщества родного края. |
1 |
|
|
31/10 |
Практическая работа №6 «Знакомство с картой родного края». |
1 |
|
|
32/11 |
Растениеводство в нашем крае. |
1 |
|
|
33/12 |
Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №7: различать зёрна зерновых культур. |
1 |
|
|
34/13 |
Животноводство в нашем крае. |
1 |
|
|
35/14 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
|
|
36/15 |
Презентация проектов на тему «Родной край – часть большой страны». |
1 |
|
|
Страницы Всемирной истории 5 |
||||
37/1 |
Начало истории человечества. |
1 |
|
|
38/2 |
Мир древности: далёкий и близкий. |
1 |
|
|
39/3 |
Средние века: время рыцарей и замков. |
1 |
|
|
40/4 |
Новое время: встреча Европы и Америки. |
1 |
|
|
41/5 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест. |
1 |
|
|
Страницы истории России 19 |
||||
42/1 |
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. |
1 |
|
|
43/2 |
Страна городов. |
1 |
|
|
44/3 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
1 |
|
|
45/4 |
Трудные времена на Русской земле. |
1 |
|
|
46/5 |
Русь расправляет крылья. |
1 |
|
|
47/6 |
Куликовская битва. |
1 |
|
|
48/7 |
Иван Третий . |
1 |
|
|
49/8 |
Мастера печатных дел. |
1 |
|
|
50/9 |
Патриоты России . |
1 |
|
|
51/10 |
Пётр Великий. |
1 |
|
|
52/11 |
Михаил Васильевич Ломоносов. |
1 |
10.04 |
10.04 |
53/12 |
Екатерина Великая. |
1 |
|
|
54/13 |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
|
|
55/14 |
Страницы истории XIX века . Тест. |
1 |
|
|
56/15 |
Россия вступает в XX век. Интервьюирование. |
1 |
|
|
57/16 |
Страницы истории 1920 – 1930-х годов |
1 |
|
|
58/17 |
Великая война и великая Победа. Интервьюирование. |
1 |
|
|
59/18 |
Страна, открывшая путь в космос. Интервьюирование. |
1 |
|
|
60/19 |
Проверим себя и оценим свои возможности по разделу «Страницы истории России». |
1 |
|
|
Современная Россия 8 |
||||
61/1 |
Основной закон России и права человека. Проекты «Декларации прав». |
1 |
|
|
62/2 |
Мы – граждане России. Славные символы России. Тест. |
1 |
|
|
63/3 |
Такие разные праздники. |
1 |
|
|
64/4 |
Путешествие по России(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). |
1 |
|
|
65/5 |
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) . |
1 |
|
|
66/6 |
Путешествие по России (по Волге, по югу России). |
1 |
|
|
67/7 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». |
1 |
|
|
68/8 |
Презентация проектов «Современная Россия». |
1 |
|
|
|
Итого |
68 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.