Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

  • doc
  • 10.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по окружающему миру 4 класс на 2018-2019 уч.год.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Чесменская средняя общеобразовательная школа

Бобровского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов и группы «Развитие»


протокол № 1

от « 27  » августа 2018 г.                                                                                   

 

Утверждена     педагогическим советом

 

 

    

 

 

протокол № 1

от « 31 » августа 2018 г.                                                                                    

 

«Утверждаю»_________                                  

 

Директор школы

Самодуров Н.И.                                    

 

 

 

приказ № 45

от « 31 » августа  2018г.                                        

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по окружающему миру   для 4 класса

         на 2018 – 2019 учебный год

 

 

 

 

Количество недельных часов   2         Количество часов в год     68

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель начальных классов

Вдовина Елена Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

с. Чесменка

 

                                                               2018 г.

 

 

 

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ№ 373 от 06.10.2009 г., с внесенными изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от26.11.2010г. №1241, от22.09.2011 г. №2357, от18.12.2012 г. №1060, от 31.12.2015 г. №1576;

 

-Примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04. 2015г.

 

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 31.03. 2014 г. № 253.

 

Источник программы, автор:

 

А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2013 г

 

Описание места учебного курса в учебном плане:

 

Учебный предмет окружающий мир  входит в обязательную часть Учебного плана. На изучение окружающего мира  в 4 классе отводится  2 часа в неделю, 68 часов в год.

 

 Учебно-методический комплект для обучающихся:

 

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях.  Москва. «Просвещение», 2015 год.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.  В 2-х частях. Москва. «Просвещение», 2016 год.

Плешаков А.А. «От земли до неба».  Атлас-определитель. Москва. «Просвещение», 2015 год.

Плешаков А.А. «Зелёные страницы».  Книга для учащихся. Москва. «Просвещение», 2015 год.

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 4 класс. ФГОС, 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные результаты, планируемые результаты учебного предмета, курса.

Предметные результаты:

 

                    понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

                    сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

                    осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

                    освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

                    развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

В результате изучения окружающего мира в 4 классе

Выпускник научится:

 

                    использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

                    использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

                    узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

                    различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

                    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 

Получит возможность научиться:

 

                    использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

                    планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

                    ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

                    проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.

 

 

Содержание учебного предмета, курса.

 

Земля и человечество. (10 ч)

 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

 

Природа России. (11 ч)

 Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не пустынь, в зоне субтропиков.

 

Родной край - часть большой страны. (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природ жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории. (5 ч)

 Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время.  Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России. (19 ч)

 Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия. (8 ч)

 Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№п/п

Наименование темы.

Количество часов

всего

В т. ч. на формы обучения

Проверим себя

Пр/р

Интервью

Проект

Экскурсия

Тест

Выставка

Формы и

сроки

1.

Земля и человечество

10

1

1

 

 

 

 

Пр/р-у2

Проверим себя-у10

2.

Природа России

11

1

2

1

В-у12

Пр/р-у15,16

Проверим себя-у21

3.

Родной край-часть большой страны

15

1

4

1

2

2

Пр/р-у22,25,31,33

Т-у27,28

Э-у23,30

Проверим себя-у35

Проект-у36

4.

Страницы Всемирной истории

5

 

1

 

Т –у41

5.

Страницы истории России

19

1

3

 

1

 

Инт –у56,57,58,59,

Т –у55

Проверим себя-у60

6.

Современная Россия

8

1

 

 

2

 

1

 

Проект –у61,68

Т –у62

Проверим себя-у67

 

ИТОГО:

68

5

7

3

3

2

5

1

 

 

Подпись учителя_______________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата

По плану

По факту

                        Земля и человечество                       10

1

Мир глазами астронома. 

1

 

 

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1 « Моделировать движение Земли».

1

 

 

3

Звездное небо – великая книга Природы.

1

 

 

4

Мир глазами географа.

1

 

 

5

Мир глазами историка.

1

 

 

6

Когда и где?

1

 

 

7

Мир глазами эколога.

1

 

 

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

 

 

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Закрепление.

1

 

 

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

1

 

 

                                   Природа России                     11

11/1

Равнины и горы России.

1

 

 

12/2

Моря, озёра и реки России. Выставка «Где мы были».

1

 

 

13/3

Природные зоны России. Работа с картами.

1

 

 

14/4

Зона арктических пустынь.

1

 

 

15/5

Тундра. Практическая работа №2 «Гербарий растений тундры».

1

 

 

16/6

Леса России. Практическая работа №3  «Растения лесов».

1

 

 

17/7

Лес и человек. Виртуальная экскурсия  «Лосиный остров». ОБЖ

1

 

 

18/8

Зона степей.

1

 

 

19/9

Пустыни.

1

 

 

20/10

У Чёрного моря. ОБЖ.

1

 

 

21/11

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

 

 

                      Родной край – часть большой страны     15

22/1

Наш край.  Практическая работа №4 «Политико-административная карта».

 

1

 

 

23/2

Поверхность нашего края. Экскурсия.

1

 

 

24/3

Водные богатства нашего края. Экскурсия. ОБЖ

1

 

 

25/4

Наши подземные богатства. Практическая работа №5: определять полезные ископаемые.

1

 

 

26/5

Земля – кормилица.

1

 

 

27/6

Жизнь леса. Тест.

1

 

 

28/7

Жизнь луга. Тест.

1

 

 

29/8

Жизнь в пресных водах.  ОБЖ

1

 

 

30/9

Экскурсии в природные сообщества родного края.

1

 

 

31/10

Практическая работа №6 «Знакомство с картой родного края».

1

 

 

32/11

Растениеводство в нашем крае.

1

 

 

33/12

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №7: различать зёрна зерновых культур.

1

 

 

34/13

Животноводство в нашем крае.

1

 

 

35/14

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

 

 

36/15

Презентация проектов на тему «Родной край – часть большой страны».

1

 

 

                      Страницы Всемирной истории            5

37/1

Начало истории человечества.

1

 

 

38/2

Мир древности: далёкий и близкий.

1

 

 

39/3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

 

 

40/4

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

 

 

41/5

Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест.

1

 

 

                           Страницы истории России            19

42/1

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси.

1

 

 

43/2

Страна городов.

1

 

 

44/3

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

 

 

45/4

Трудные времена на Русской земле.

1

 

 

46/5

Русь расправляет крылья.

1

 

 

47/6

Куликовская битва.

1

 

 

48/7

Иван Третий .

1

 

 

49/8

Мастера печатных дел.

1

 

 

50/9

Патриоты России .

1

 

 

51/10

Пётр Великий.

1

 

 

52/11

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

10.04

10.04

53/12

Екатерина Великая.

1

 

 

54/13

Отечественная война 1812 года.

1

 

 

55/14

Страницы истории XIX века . Тест.

1

 

 

56/15

Россия вступает в XX век. Интервьюирование.

1

 

 

57/16

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

 

 

58/17

Великая война и великая Победа. Интервьюирование.

1

 

 

59/18

Страна, открывшая путь в космос. Интервьюирование.

1

 

 

60/19

Проверим себя и оценим свои возможности по разделу «Страницы истории России».

1

 

 

Современная Россия     8

61/1

Основной закон России и права человека. Проекты «Декларации прав».

1

 

 

62/2

Мы – граждане России. Славные символы России. Тест.

1

 

 

63/3

Такие разные праздники.

1

 

 

64/4

Путешествие по России(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).

1

 

 

65/5

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России) .

1

 

 

66/6

Путешествие по России

(по Волге, по югу России).

1

 

 

67/7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».

1

 

 

68/8

Презентация проектов «Современная Россия».

1

 

 

 

Итого

68