Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Оценка 4.6
doc
10.06.2020
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс на 2018-2019 уч.год.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Чесменская средняя общеобразовательная школа

Бобровского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов и группы «Развитие»


протокол № 1

от « 27  » августа 2018 г.                                                                                   

 

Утверждена     педагогическим советом

 

 

    

 

 

протокол № 1

от « 31 » августа 2018 г.                                                                                    

 

«Утверждаю»_________                                  

 

Директор школы

Самодуров Н.И.                                    

 

 

 

приказ № 45

от « 31 » августа  2018г.                                        

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по окружающему миру   для 4 класса

         на 2018 – 2019 учебный год

 

 

 

 

Количество недельных часов   2         Количество часов в год     68

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель начальных классов

Вдовина Елена Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

с. Чесменка

 

                                                               2018 г.

 

 

 

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ№ 373 от 06.10.2009 г., с внесенными изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от26.11.2010г. №1241, от22.09.2011 г. №2357, от18.12.2012 г. №1060, от 31.12.2015 г. №1576;

 

-Примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04. 2015г.

 

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 31.03. 2014 г. № 253.

 

Источник программы, автор:

 

А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2013 г

 

Описание места учебного курса в учебном плане:

 

Учебный предмет окружающий мир  входит в обязательную часть Учебного плана. На изучение окружающего мира  в 4 классе отводится  2 часа в неделю, 68 часов в год.

 

 Учебно-методический комплект для обучающихся:

 

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях.  Москва. «Просвещение», 2015 год.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.  В 2-х частях. Москва. «Просвещение», 2016 год.

Плешаков А.А. «От земли до неба».  Атлас-определитель. Москва. «Просвещение», 2015 год.

Плешаков А.А. «Зелёные страницы».  Книга для учащихся. Москва. «Просвещение», 2015 год.

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 4 класс. ФГОС, 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные результаты, планируемые результаты учебного предмета, курса.

Предметные результаты:

 

                    понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

                    сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

                    осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

                    освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

                    развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

В результате изучения окружающего мира в 4 классе

Выпускник научится:

 

                    использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

                    использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

                    узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

                    различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

                    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 

Получит возможность научиться:

 

                    использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

                    планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

                    ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

                    проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.

 

 

Содержание учебного предмета, курса.

 

Земля и человечество. (10 ч)

 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

 

Природа России. (11 ч)

 Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не пустынь, в зоне субтропиков.

 

Родной край - часть большой страны. (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природ жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории. (5 ч)

 Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время.  Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России. (19 ч)

 Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия. (8 ч)

 Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№п/п

Наименование темы.

Количество часов

всего

В т. ч. на формы обучения

Проверим себя

Пр/р

Интервью

Проект

Экскурсия

Тест

Выставка

Формы и

сроки

1.

Земля и человечество

10

1

1

 

 

 

 

Пр/р-у2

Проверим себя-у10

2.

Природа России

11

1

2

1

В-у12

Пр/р-у15,16

Проверим себя-у21

3.

Родной край-часть большой страны

15

1

4

1

2

2

Пр/р-у22,25,31,33

Т-у27,28

Э-у23,30

Проверим себя-у35

Проект-у36

4.

Страницы Всемирной истории

5

 

1

 

Т –у41

5.

Страницы истории России

19

1

3

 

1

 

Инт –у56,57,58,59,

Т –у55

Проверим себя-у60

6.

Современная Россия

8

1

 

 

2

 

1

 

Проект –у61,68

Т –у62

Проверим себя-у67

 

ИТОГО:

68

5

7

3

3

2

5

1

 

 

Подпись учителя_______________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата

По плану

По факту

                        Земля и человечество                       10

1

Мир глазами астронома. 

1

 

 

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1 « Моделировать движение Земли».

1

 

 

3

Звездное небо – великая книга Природы.

1

 

 

4

Мир глазами географа.

1

 

 

5

Мир глазами историка.

1

 

 

6

Когда и где?

1

 

 

7

Мир глазами эколога.

1

 

 

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

 

 

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Закрепление.

1

 

 

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

1

 

 

                                   Природа России                     11

11/1

Равнины и горы России.

1

 

 

12/2

Моря, озёра и реки России. Выставка «Где мы были».

1

 

 

13/3

Природные зоны России. Работа с картами.

1

 

 

14/4

Зона арктических пустынь.

1

 

 

15/5

Тундра. Практическая работа №2 «Гербарий растений тундры».

1

 

 

16/6

Леса России. Практическая работа №3  «Растения лесов».

1

 

 

17/7

Лес и человек. Виртуальная экскурсия  «Лосиный остров». ОБЖ

1

 

 

18/8

Зона степей.

1

 

 

19/9

Пустыни.

1

 

 

20/10

У Чёрного моря. ОБЖ.

1

 

 

21/11

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

 

 

                      Родной край – часть большой страны     15

22/1

Наш край.  Практическая работа №4 «Политико-административная карта».

 

1

 

 

23/2

Поверхность нашего края. Экскурсия.

1

 

 

24/3

Водные богатства нашего края. Экскурсия. ОБЖ

1

 

 

25/4

Наши подземные богатства. Практическая работа №5: определять полезные ископаемые.

1

 

 

26/5

Земля – кормилица.

1

 

 

27/6

Жизнь леса. Тест.

1

 

 

28/7

Жизнь луга. Тест.

1

 

 

29/8

Жизнь в пресных водах.  ОБЖ

1

 

 

30/9

Экскурсии в природные сообщества родного края.

1

 

 

31/10

Практическая работа №6 «Знакомство с картой родного края».

1

 

 

32/11

Растениеводство в нашем крае.

1

 

 

33/12

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №7: различать зёрна зерновых культур.

1

 

 

34/13

Животноводство в нашем крае.

1

 

 

35/14

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

 

 

36/15

Презентация проектов на тему «Родной край – часть большой страны».

1

 

 

                      Страницы Всемирной истории            5

37/1

Начало истории человечества.

1

 

 

38/2

Мир древности: далёкий и близкий.

1

 

 

39/3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

 

 

40/4

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

 

 

41/5

Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест.

1

 

 

                           Страницы истории России            19

42/1

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси.

1

 

 

43/2

Страна городов.

1

 

 

44/3

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

 

 

45/4

Трудные времена на Русской земле.

1

 

 

46/5

Русь расправляет крылья.

1

 

 

47/6

Куликовская битва.

1

 

 

48/7

Иван Третий .

1

 

 

49/8

Мастера печатных дел.

1

 

 

50/9

Патриоты России .

1

 

 

51/10

Пётр Великий.

1

 

 

52/11

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

10.04

10.04

53/12

Екатерина Великая.

1

 

 

54/13

Отечественная война 1812 года.

1

 

 

55/14

Страницы истории XIX века . Тест.

1

 

 

56/15

Россия вступает в XX век. Интервьюирование.

1

 

 

57/16

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

 

 

58/17

Великая война и великая Победа. Интервьюирование.

1

 

 

59/18

Страна, открывшая путь в космос. Интервьюирование.

1

 

 

60/19

Проверим себя и оценим свои возможности по разделу «Страницы истории России».

1

 

 

Современная Россия     8

61/1

Основной закон России и права человека. Проекты «Декларации прав».

1

 

 

62/2

Мы – граждане России. Славные символы России. Тест.

1

 

 

63/3

Такие разные праздники.

1

 

 

64/4

Путешествие по России(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).

1

 

 

65/5

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России) .

1

 

 

66/6

Путешествие по России

(по Волге, по югу России).

1

 

 

67/7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».

1

 

 

68/8

Презентация проектов «Современная Россия».

1

 

 

 

Итого

68

 

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом

Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом

Предметные результаты, планируемые результаты учебного предмета, курса

Предметные результаты, планируемые результаты учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Животноводство в нашем крае, его отрасли

Животноводство в нашем крае, его отрасли

Регионы России: Дальний Восток,

Регионы России: Дальний Восток,

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Земля – кормилица. 1 27/6

Земля – кормилица. 1 27/6

Проверим себя и оценим свои возможности по разделу «Страницы истории

Проверим себя и оценим свои возможности по разделу «Страницы истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020