Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

  • docx
  • 23.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Начальная школа XXIвека.docx

 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Планируемые результаты освоения программы

Личностныерезультаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

·        готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

·         достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

·        личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

·        формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

·        воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

·        понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

·        формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результатыобучениянацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

·        осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

·        обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

·        овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

·        использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

·        расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметныхрезультатовестественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

·        познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

·        регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

·        коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающиймир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю 4 класс — 68 часов.

Cодержание программы 4 класс (68 ч)

Человек – живое существо (организм) (16 часов)

      Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

       Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

       Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

       Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.)

       Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

       Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи, правила ухода за ней. Закаливание.

       Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

       Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Универсальные учебные действия:

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Объяснять роль нервной системы в организме.

Твое здоровье (12 часов)

      Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

       Вредные привычки.

       ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Универсальные учебные действия:

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Практические работы:

       Составление режима дня школьника для будней и выходных.

       Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.

       Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)

Человек – часть природы (2 часа)

       Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Универсальные учебные действия:

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека.

Характеризовать условия роста и развития ребенка.

Человек среди людей (5 часов)

        Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.

        ОБЖ: почему надо избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия:

Различать положительные и отрицательные качества человека.

Приводить житейскиепримеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Родная страна: от края до края (10 часов)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

      Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

      Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

      Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские города». Улицы, история и происхождение названий.

      Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Универсальные учебные действия:

      Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

        Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края). Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей разных стран – соседей России.

Человек – творец культурных ценностей (12 часов)

        Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

        Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка Древней Руси. Древнерусский театр.

        Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова.изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

        Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)

        Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.).произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский и др.).детские писатели и поэты (К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.).

Универсальные учебные действия:

        Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными предметами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.  

Человек – защитник своего Отечества (5 часов)

        Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

        Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.

        Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Универсальные учебные действия:

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий)

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство (3 часа)

        Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Универсальные учебные действия:

Характеризовать права и обязанности гражданина России.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Резерв  (3 часа)(проведениекомплексной итоговой контрольной работы и уроков повторения и обобщения)

Тематическое планирование 4 класс - 68 часов

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Человек — живое существо (организм)

Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей

Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного

Твоё здоровье

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные

Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»

Человек — часть природы

Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека

Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»

Человек среди людей

Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость

Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей

Родная страна:  от края до края

Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи

Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности

Человек — творец культурных ценностей

Культура в разные исторические времена

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений

Человек — защитник своего Отечества

Человек — воин. Героические страницы истории

Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий

Гражданин и государство

Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства

Характеристика прав и обязанностей гражданина России

Поурочно-тематическое планирование – 68 часов (2 часа в неделю)

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащегося

1                      

 

 

 

Общее строение организма человека.

 

Обсуждать содержание шмуцтитула: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь.  Вести  учебный диалог: «Можно ли назвать человека телом жи­вой природы? Какие признаки живых существ — животных и растений — можно отнести и к человеку?». Характеризовать функции разных систем органов.

2                      

 

Нервная система. Головной и спинной мозг.

Читать  рисунок-схему,

обсуждатьтексты «Головной мозг», «Спин­ной мозг».Составлять план пересказа на тему «Нервная система человека». Характеризовать функции разных систем органов.

3                      

 

Двигательная система организма человека.

Сравниватькуклу тряпичную и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело че­ловека, если бы не имело костей?» Читать и обсуждать тексты: «Скелет – опора тела», «Мышцы умеют сокращаться». Работать в парах:готовить ответ на вопрос «Можно ли выполнять сложные движения, не думая о том, как это де­лать?» Характеризовать функции разных систем органов. Работать в группах: составлять презентацию «Какие занятия полезны для мышц?»

4                      

 

Пищеварительная система.

Выполнять задание на обобщениепройденного материала: «Почему человек должен питаться?» Работать с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Составлять рассказ-рассуждение: «Как пища переваривается?» Характеризовать функции разных систем органов.

5                      

 

Пищеварительная система.

Пересказыватьтекст рубрики «Этот удивительный мир». Работать в парах:готовить памятку «Как беречь зубы». Характеризовать функции разных систем органов.

6                      

 

Дыхательная система.

Читать и обсуждатьтекст «Как работает дыхательная система». Проводить опыт «Измерение давления». Работать с рисунком-схемой. Составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах: подготовка памятки «Правила бережно­го отношения к дыхательной системе» (с опорой на иллюстративный материал). Характеризовать функции разных систем органов.

7                      

 

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа с микроскопом. Опыт «Измерение пульса».

Участвовать в учебном диалоге: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Строитьрассказ-рассуждение с опорой на рисунок-схему. Проводить опыт «Измерение пульса». Проводить специально организованное наблюдение (работа с микроскопом). Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: «Моё участие в диалоге».

8                      

 

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

Работать с рисунком-схемой«Выде­лительная система». Сравнение самостоятельно составленного текста (на ос­нове рисунка-схемы) с текстом учебника. Решать логическую задачу: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Характеризовать функции разных систем органов.

9

 

Кожа.

Читать текст,  формулировать вывод.Составлять памятку «О коже нужно за­ботиться». Характеризовать функции разных систем органов.

10

 

Как человек воспринимает окружающий мир.

Обсуждать гипотезы по во­просу «Почему поэт связывает слова „Я живу" с органами чувств человека?» Характеризовать функции разных систем органов. Проводить опыт, наблюдения. Участвовать в дидактиче­ской игре, читать текст. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах.

11

 

Зрение. Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы».

Проводить опыт:«Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза — органы зрения, наши „ок­на" в мир». Работать в парах:подготовка памятки «Береги глаза». Характеризовать функции разных систем органов. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполнять  рефлексивные действия:  самооценка взаимодействия в со­вместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.

12

 

Слух. Гигиена слуха.

Участвовать в дидактической игре:«Угадай, откуда звук». Участвовать в учебном диалоге, обсуждать гипотезы — почему нужно вы­полнять  правила охраны слуха. Пересказывать текст рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Характеризовать функции разных систем органов. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка).

13

 

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Опыты

«Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус».

Принимать участие в  беседе«Что такое обоняние» (на основе имеющихся представлений). Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и  «Проверим свой вкус». Работать с рисунком-схемой«Как мы чувствуем запахи?» Вести учебный диалог«Осязание» (на основе высказанных предположений). Характеризовать функции разных систем органов.

14

 

Мир чувств.Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос».

Поддерживать учебный диалог(на основе высказанных предположе­ний): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житей­ские ситуации (по выбору детей). Составлять рассказ-повествованиепо картине В. Пе­рова «Тройка» по коллективно составленному плану. Работать в группах:составление памятки «Учимся владеть собой!». Характеризовать функции разных систем органов.

15

 

Внимание.

Обсуждатьжитейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Формулировать вывод«Что такое внимание?» Выполнять задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работать в парах:обсуждать альтернативные суждения. Работать с листом самооценивания «Всё ли удалось нам (мне) в совместной работе?»

16

 

Память. Проверь себя.

Обсуждать высказанные предположе­ния «Зачем человеку память?».  Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в группах: составление памятки «Развивай па­мять!» Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы мо­жешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.

17

 

Режим дня.

Анализировать  шмуцтитул: о чём ты узнаешь, на какие вопро­сы ответишь. Вести учебный диалог:обсуждать  ответы на вопрос «Ка­кие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составлять текстпо последовательной серии иллю­страций. Обсуждать вывод: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Читать и пересказывать текст рубрики «Здоровый человек — здоровый сон». Выполнять задание на самоконтроль и самооценку:проверь себя — выполняешь ли ты правила здорового сна.

18

 

Режим дня

Задание на анализ текста:формулирование вывода «Ка­ковы особенности рационального питания?» Работать в парах:составление памятки «Правила рацио­нального питания» (на основе иллюстративного материала учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир».

 

19

 

Правила закаливания.

Вести учебный диалог: обсуждать правила закаливания (на ос­нове текста учебника). Работать с листом самооценивания «Активность во время учебного диалога». Составлять текст по иллюстрациям учебника. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».

20

 

Можно ли снять усталость?

Читатьтекст и выделять его главную мысль. Работать в парах: характеризовать понятия «физический труд» и «умственный труд» (с опорой на иллюстрации учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Составлять рассказ-описание«Дискобол» (по фото скульптуры Ми­рона «Дискобол»).

21

 

Поговорим о вредных привычках.

Вести учебный диалог:«Поговорим о вредных привычках». Читать и обсуждать тексты «Курение опасно для здоровья», «Ос­торожно — спиртное», «Забава, которая приводит к смерти».

22

 

Поговорим о вредных привычках.

Составлять план ответа «Вредные привычки». Работать с рисунками-схемами: составлениетекста-рас­суждения. Оформлять вывод:«Что вносят в жизнь человека вред­ные привычки?

23

 

Когда дом становится опасным.

Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возмож­ных причинах возникновения пожара.Читать и обсуждать главную мысль стихотворения С. Маршака «Пожар».Работать с иллюстративным материалом: составлять рассказ-рассуждение.Работать в парах.

24

 

Когда дом становится опасным.

Выполнять игровое упражнение«Как пользоваться газовой плитой». Вести учебный диалог:обсуждать предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?».

25

 

Улица полна неожиданностей.

Обсуждать правила поведения на улице,  важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий  с детьми.

26

 

Улица полна неожиданностей.

Обсуждать жизненные ситуации:«Улица полна неожиданностей». Работать в группах. Оформлять вывод: «Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора и знаки дорожного движения».

27

 

Если случится беда. Практическая работа

«Правила оказания первой медицинской помощи».

Принимать участие в игре-упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и вы­делять его главную мысль.

 

28

 

Если случится беда.

Работать в группах:выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). Читать информацию, представленную в видео­фильмах (слайдах). Осознавать необходимость беречь своё здоровье.

29

 

Чем человек отличается от животных.

Анализировать  шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог:обсуждение высказанных предположе­ний по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Читать и обсуждать текст «Человек умеет думать и го­ворить».

30

 

От рождения до старости (развитие человека).

Опыт

«Измерение роста и веса младшего школьника».

Вести учебный диалог:обсуждать высказанные суждения. Строить рассказ-рассуждениена основе иллюстраций учебника. Читать информацию, представленную в таблице. Обсуждать проблему.Составлять план текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работать с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описа­ние по картине. Составлять рассказ из личного опыта. Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.

31

 

Поговорим о доброте.

Анализировать шмуцтитул. Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации с нрав­ственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений. Оформлять вывод.

 

32

 

Что такое справедливость.

Вести учебный диалог:обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работать в группах:оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформлять вывод«Кого называют справедливым». Выполнять задание на самооценкуучастия в совместной деятельности (справедливо ли я вёл себя в процессе совместной деятельности).

33

 

О смелости.

Читать и обсуждатьтекст «Первый подвиг Геракла». Вести учебный диалог:обсуждать проблему «Смелость — это отсутствие страха или умение его преодолевать?» Объяснять смысл пословицы «Смелость города берёт».

34

 

Умеешь ли ты общаться.

Вести учебный диалог:обсуждать жизненные ситуации и со­бытия, изображённых в художественных произведениях. Состав­лять памятку «Культура общения». Работать в группах:сравнивать диалоги сказки «По щучье­му велению». Оформлять вывод. Работать в группах: сравнивать и анализировать  письменную речь, представленную в разных письмах.

35

 

Умеешь ли ты общаться.Проверь себя.

Работать в парах: составлять памятку «Если в дверь по­звонили». Анализировать шмуцтитул:о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.

36

 

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

Анализировать  шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать предположение,почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску, для чего полярной сове густой перьевой по­кров. Составлять тезисы по тексту рубрики «Знакомься: наша Родина». Вести учебный диалог: обсуждать предположение,почему по­лярная ива достигает пяти метров в длину, а не в высоту. Сравнивать картины Арктики и тундры (с опорой на иллюстрации и видеоматериалы).

37

 

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.

Читать и обсуждатьтекст «Тайга». Работать в группах:составлять план-пересказ текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Читать и обсуждатьтекст «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражняться в классификации:заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме.

38

 

Природные зоны России. Степи и пустыни.

Работать в группах:готовить вывод  «Особенности степи как природной зоны» или «Особенности пустыни как природной зоны» (по выбору, на основе чтения текстов и анализа иллюстраций, а также справочной литературы»). Оцениватьучастие в совместной деятельности. Упражняться в классификации:заполнять таблицу. Самостоятельно подготовить рассказ о субтропиках (по желанию — с презентацией).

39

 

Почвы России.

Опыт «Состав почвы».

 

Проводить опыт:состав почвы. Вести учебный диалог:что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные суще­ства» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»).

40

 

Рельеф России.

Вести учебный диалог:обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия – страна великих равнин?» Работать с картой:описывать местонахождение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина».

41

 

Рельеф России.

Читать и обсуждатьтекст «Урал — Каменный пояс».

Работать с картой  «Кавказские горы» (местоположение, определение высоты). Работать с текстом рубри­ки «Жил на свете человек».

42

 

Как возникали и строились города.

Работать с рубрикой«Вспомни». Читать и анализировать текст «Как выбиралось место для строительства города»: характеризовать города как населённые пункты. Обсуждать проблемы:«Каковы причины выбора места для основания города». Обсуждать сообщенияучащихся (подготовленные до­ма): «Кремлёвские города» (с презентацией).

43                  

 

Россия и ее соседи. Япония.

Слушать рассказ учителя: «Япония — Страна восходящего солнца». Смотреть и анализироватьвидеоматериалы. Читать и пересказыватьтекст «Япония – Страна восходящего солнца». Выполнять творческое задание(воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал).

44                  

 

Россия и ее соседи. Китай.

Работать в парах:сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных националь­ностей. Анализировать результатыдеятельности в парах (удачи, трудности, их причины). Читать текст «Китай — страна природных контрастов», смотреть видеоматериалы. Составлять план рассказа-рассуждения. Самостоятельно готовить рассказ о Финляндии.

45                  

 

Россия и ее соседи. Королевство Дания.

Составлять рассказ  на одну из предложенных тем («Да­ния — островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании — Х. К. Андерсен») с использованием кар­ты и справочной литературы. Оформлять вывод по теме. Анализировать  шмуцтитул:что мы узнали, чему научились.

46                  

 

Что такое культура.

Вести учебный диалог:обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рассказ«Чем я люблю заниматься?». Читать  информацию, представленную в графиче­ском (схема) и иллюстративном виде.

47                  

 

Из истории письменности.

Сравниватьсобственные высказывания с текстом  учебни­ка «Летопись — рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрован­ном знаковом виде (пиктограммы). Читать пиктограммы. Оценивать совместную деятельность:удачен ли был её ре­зультат. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».

48                  

 

О первых школах и книгах.

Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Читать и обсуждатьтекст «О первых школах и книгах», объяснять смысл указа князя Владимира. Готовить рассказ-описаниепо картине «Школа в Московской Руси». Слушать рассказ учителя:«Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука».

49                  

 

О первых школах и книгах.

Обсуждать вывод:«Особенности образования в эпоху Петра I». Анализировать  и сравниватьучебные планы: современный и XVIII века. Обсуждать предположения:«Почему Пётр I уделял осо­бое внимание подготовке моряков».

50                  

 

Чему и как учились в России при Петре I.

Читать текст «Как развивалось образование после Петра I?» Составлять планрассказа по теме «Образование в XVIII веке». Пересказывать текст «Михаил Васильевич Ломоносов».

 

51                  

 

Русское искусство до XVIII века.

Работать с иллюстрациями. Пересказыватьтекст рубрики «Жил на свете человек». Вести учебный диалог: обсуждать предположение«Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведе­ниям искусства?»

52                  

 

Русское искусство до XVIII века.

Описыватьпроизведения художественного искусства Древней Руси. Пересказывать текст «Скоморохи (потешники) — первые артисты на Руси». Составлять рассказ-описание«Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»).

53                  

 

Искусство России XVIII века.

Читать и обсуждатьтекст «Архитектура» (с опорой на иллюстративные материалы учебника). Вести учебный диалог: обсуждать предположение,справедли­вы ли слова «Архитектура — застывшая музыка». Обсуждать вопросы:какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке?

54                  

 

Искусство России XVIII века.

 

Составлятьрассказ-описание на тему «Какое произведение живописи нравится мне больше других?» (на основе иллюстраций, по выбору ученика). Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Составлять описание парадного портрета Жемчуговой.

55                  

 

«Золотой век» русской культуры (XIX  век).

Вести учебный диалог: обсуждать предположение,почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждатьтекста «Поэты и писатели XIX века». Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ-рассуждение, рассказ-описание.

56                  

 

«Золотой век» русской культуры (XIX  век).

Слушать рассказ учителя«Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ- рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...». Читать и обсуждатьтекст «Товарищество передвиж­ных выставок». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».

57                  

 

Искусство России  ХХ века.

Вести учебный диалог:обсуждать  предположения об особен­ностях произведений живописи XX века (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). Играть в игру «Архитектурные памят­ники столицы» (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника).

58                  

 

Как Русь боролась с половцами.

Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Анализироватьтекст «Как Русь боролась с половцами».

59                  

 

Битва на Чудском озере. Куликовская битва.

Работать с картой:описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Пересказывать текст«Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация — представь, что ты был участником Куликовской битвы).

60                  

 

Отечественная война 1812 года.

Готовить рассказ-повествование«Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек» (учебник, ч. 2, с. 128). Составлять рассказ-описание «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова).

61                  

 

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

Слушать рассказ учителя«Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов).

 

62                  

 

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

Работать в группах:создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала.

 

63                   

 

Комплексная итоговая контрольная работа.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения.

64                  

 

Гражданин и государство.

Принимать участие в беседе«Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем — отвечай» (что ты знаешь о своём народе).

65                  

 

Права и обязанности граждан.

Слушать рассказучителя: «Права граждан России».

Строить рассказ-рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание.

66                  

 

Символика России.

 

Обсуждать  проблемы:«Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн России.

67

 

 

Урок повторения и обобщения «Древняя и Московская Русь»

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения.

68

 

Урок повторения и обобщения «Россия XVIII -ХХ (18-20) веков»

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения.