Окружающиймир 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа по окружающему миру для 4 класса авторов А.А.Плешаков,М.Ю. Новицкая (УМК «Перспектива» сборник программ для четырехлетней начальной школы. –М.; Просвещение, 2014г) из расчета 2 часа в неделю ( 68 часов в год)
Дидактическое обеспечение:
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир» 4 класс, Москва, «Просвещение», 2016 год.
Цели и задачи изучения курса:
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
• учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
• учиться планировать учебную деятельность на уроке;
• высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
• работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
• определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
• делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
• добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
• добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
• перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• вступать в беседу на уроке и в жизни;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
У обучающегося будут сформированы:
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• осознание целостности окружающего мира;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать:
природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир, условия жизни населения;
• особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города, села);
• важнейшие экологические проблемы в современном мире; строение и функции органов и систем организма человека;
• основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями образовательного минимума); культурно-исторические традиции разных народов нашей страны;
• основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
• как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
• меры пожарной безопасности при разведении костра.
Учащиеся должны уметь:
· характеризовать природные зоны страны; приводить примеры взаимосвязи между географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной деятельностью людей;
• показывать на карте крупные города страны;
• приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой;
• проводить целенаправленные наблюдения в природе;
• кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества.
• правильно переходить дорогу, перекресток;
• ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
• вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа.
• оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колен)
Содержание учебного предмета
Раздел. Мы — граждане единого Отечества (13 ч)
Общество — это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение воображаемых путешествий в республики и другие регионы Российской Федерации. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Совместно с коллективом параллельного класса и с помощью старшеклассников организация конкурса видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества».
Раздел. По родным просторам (20 ч)
Карта — наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра — краса Земли. По морским просторам. С севера на юг . В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне . У тёплого моря. Мы — дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение изучения природы родного края, его экологических проблем, участие в местных экологических проектах. Проведение конференции на тему «Как решить экологические проблемы края». Очно-заочное посещение заповедников и национальных парков в разных краях России. Составление «Альбома путешествий», организация выставок этих альбомов, викторины на темы «Красная Книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом». Чтение книг о природе и культуре, праздник «С книгой — в природу», конкурс «Самый внимательный читатель». Знакомство с древними песнями, сказаниями народов своего края, орудиями и технологиями их труда, который издавна был основой жизни в содружестве с природой.
Раздел. Путешествие по Реке времени (26 ч)
В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва — преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…». После Великой войны. Достижения 1950—1970-х годов. Блок внеклассной, внешкольной работы: организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края, конкретного местожительства (названия города (села), рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях, устные свидетельства и письменные документы о знаменитых земляках, примечательных событиях в разные исторические периоды и т. п.). Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города (села). Организация очных и заочных экскурсий по городам Золотого кольца России. Составление фоторассказов для «Альбома путешествий» или организация выставки рисунков. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества с включением страниц, посвящённых событиям истории своего края и своих земляков. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» и «Книги памяти» по семейным воспоминаниям к празднованию Дня Победы.
Раздел. Мы строим будущее России ( 9 ч)
Современная Россия. Хороша честь, когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Блок внеклассной, внешкольной работы: встречи со специалистами в области сельского хозяйства, техники, работниками пищевой промышленности, представителями науки, искусства своего края. Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития, улучшения условий труда и благоустройства жизни работников и жителей города (села). Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей, с приглашением в оргкомитет конкурса представителей местных властей города (района, села).
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Мы — граждане единого Отечества |
13 часов |
2. |
По родным просторам |
20 час |
3. |
Путешествие по Реке времени |
26 часов |
4. |
Мы строим будущее России |
9 часов |
|
Итого: |
68 ч. |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
К. ч. |
Тема урока |
Дата план |
Дата факт |
Мы граждане единого Отечества ( 13 ч). |
||||
|
1 |
Общество — это мы. |
|
|
|
1 |
Российский народ. |
|
|
|
1 |
Конституция России. |
|
|
|
1 |
Права ребёнка |
|
|
|
1 |
Государственное устройство России. |
|
|
|
1 |
Российский союз равных. |
|
|
|
1 |
Государственная граница России. |
|
|
|
1 |
Путешествие за границу России. |
|
|
|
1 |
Сокровища России и их хранители. |
|
|
|
1 |
Творческий союз. |
|
|
|
1 |
Обобщение по разделу «Мы — граждане единого Отечества». |
|
|
|
1 |
Наши проекты . «За страницами учебника» |
|
|
|
1 |
Проверочная работа по разделу «Мы — граждане единого Отечества». |
|
|
По родным просторам (20 ч). |
||||
|
1 |
Карта — наш экскурсовод. |
|
|
|
1 |
По равнинам и горам. |
|
|
|
1 |
В поисках подземных кладовых. |
|
|
|
1 |
Наши реки. |
|
|
|
1 |
Озёра — краса Земли. |
|
|
|
1 |
По морским просторам. |
|
|
|
1 |
С севера на юг. |
|
|
|
1 |
В ледяной пустыне. |
|
|
|
1 |
В холодной тундре. |
|
|
|
1 |
Среди лесов. |
|
|
|
1 |
В широкой степи. |
|
|
|
1 |
В жаркой пустыне. |
|
|
|
1 |
У тёплого моря. |
|
|
|
1 |
Мы — дети родной земли. |
|
|
|
1 |
В содружестве с природой. |
|
|
|
1 |
Как сберечь природу России. |
|
|
|
1 |
По страницам Красной книги. |
|
|
|
1 |
По заповедникам и национальным паркам. |
|
|
|
1 |
Наши проекты. «За страницами учебника». |
|
|
|
1 |
Проверочная работа по разделу «По родным просторам» |
|
|
|
|
Путешествие по реке времени (26 ч). |
|
|
|
1 |
В путь по реке времени. |
|
|
|
1 |
Путешествуем с археологами. |
|
|
|
1 |
По страницам летописи. |
|
|
|
1 |
Истоки Древней Руси. |
|
|
|
1 |
Мудрый выбор. |
|
|
|
1 |
Наследница Киевской Руси. |
|
|
|
1 |
Москва — преемница Владимира. |
|
|
|
1 |
Начало Московского царства. |
|
|
|
1 |
Подвижники Руси и землепроходцы. |
|
|
|
1 |
На пути к единству. |
|
|
|
1 |
Начало Российской империи. |
|
|
|
1 |
«Жизнь — Отечеству, честь — никому». |
|
|
|
1 |
Отечественная война 1812 года. |
|
|
|
1 |
Великий путь. |
|
|
|
1 |
Золотой век театра и музыки. |
|
|
|
1 |
Расцвет изобразительного искусства и литературы. |
|
|
|
1 |
В поисках справедливости. |
|
|
|
1 |
Век бед и побед. |
|
|
|
1 |
«Вставай, страна огромная!» |
|
|
|
1 |
Трудовой фронт России. |
|
|
|
1 |
«Нет в России семьи такой...» |
|
|
|
1 |
После великой войны. |
|
|
|
1 |
Экскурсия в музей боевой славы. |
|
|
|
1 |
Достижения 1950 — 1970 гг. |
|
|
|
1 |
Наши проекты. «За страницами учебника». |
|
|
|
1 |
Проверочная работа по разделу « Путешествие по реке времени». |
|
|
Мы строим будущее России (9 ч.). |
||||
|
1 |
Современная Россия. |
|
|
|
1 |
Промежуточная аттестация ( тест) |
|
|
|
1 |
Хороша честь, когда есть, что есть. |
|
|
|
1 |
Умная сила России. |
|
|
|
1 |
Светлая душа России. |
|
|
|
1 |
Начни с себя! |
|
|
|
1 |
Проверочная работа по разделу « Мы строим будущее России» |
|
|
|
1 |
Наши проекты. «За страницами учебника» |
|
|
|
1 |
Обобщение пройденного за год. |
|
|
Приложение к рабочей программе по окружающему миру.
Проверочная работа №1
Вариант 1
А 1. Что относится к характеристике общества «семья»?
1) совместное хозяйство
2) свой язык
3) границы
4) государственные символы
А 2. Кто является главой государства в нашей стране?
1) император
2) король
3) президент
4) султан
А З. Как называется основной закон нашей страны?
1) федеральный закон
2) конституция
3) декларация
4) конвенция
А 4. В каком возрасте гражданин России получает паспорт?
1)в 18 лет
2) в 21 год
3) в 16 лет
4) в 14 лет
В 1. Что относится к обязанностям гражданина?
1) личная неприкосновенность
2)Свободный труд и образование
3) забота о сохранении природы
4)отдых
В 2. Как называется документ, который защищает права юны- жителей планеты?
1) Всеобщая декларация прав человека
2) Конституция Российской Федерации
3)Конвенция о правах ребенка
4)указ Президента Российской Федерации
В 3. Чем занимается Государственная Дума?
1) исполняет законы
2)принимает законы
3) одобряет или отклоняет законы
4) подписывает законы
С 1. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
1) владычество над миром
2) власть, могущество, мудрость
3) освобождение от ордынского владычества
4) расположение России в двух частях света
С 2. Какие праздники относятся к дням воинской славы России
1)День снятия блокады Ленинграда
2)День защитника Отечества
3)День победы русской армии в Полтавском сражении
4) День народного единства
С 3. Напишите рассказ о выдающемся человеке своего края (на оборотной стороне листа).
Вариант 2
А 1. Что относится к характеристике общества «народ»?
1) территория
2) национальный костюм
3) совместное хозяйство
4) столица
А 2. Каким государством, согласно Конституции РФ, является наша страна?
1) демократическая республика
2) монарх
3) президентская республика
4) социалистическая республика
А 3. С какого возраста гражданин имеет право участвовать в управлении государством?
1) с 18 лет
2) с 21 года
3) с 25 лет
4) с 14 лет
А 4. Что такое конституция?
1) основной закон нашей страны
2) другое название нашей страны
3) устройство нашей страны
4) объединение народов нашей страны
В 1. Что относится к правам гражданина?
1) защита чести и доброго имени
2) сохранение природы
3) исполнение законов государства
4) забота о своем ребенке
В 2. Где находится резиденция Президента России?
1) в Белом доме
2) в Московском Кремле
3) в Букингемском дворце
4) в Эрмитаже
В 3. Когда новый закон России вступает в силу?
1) когда его одобрило Федеральное собрание
2) когда его приняла Государственная дума
3) когда он был составлен
4) когда его подписал президент
С 1. Что относится к символам государства?
1) государственный танец
2) государственный герб
3) государственный язык
4) государственный флаг
С 2. Что относится к характеристике народа?
1) свой герб
2) свой национальный костюм
3) свои сказки
4)своя территория
С 3. Напишите письмо другу о достопримечательности своего края (на обратной стороне листа)
Проверочная работа№2
Вариант 1
А 1. Как лес защищает почву?
1) не дает солнцу высушивать почву
2) в лесу трудно пахать и сеять
3) не дает ветру и потокам воды смыть почву, удерживает ее
4) животные в лесу не вытаптывают почву
А 2. Какое степное растение имеет корни-луковицы?
1) типчак
2) ковыль
3) ирис
4) осока
А 3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?
1) сайгака
2) верблюда
3) корсака
4) варана
А 4.Что такое балки?
1) скопление холмов
2) углубления с поросшими растениями склонами
3) склоны высоких гор
4) горы, расположенные рядами
А 5. Что такое приток?
1) начало реки
2) место впадения реки в море
3) река, впадающая в другую реку
4) правый берег реки
А 6. Какое полезное ископаемое обладает пластичностью?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) гранит
А 7.Какой вид почвы самый плодородный?
1) тундровая
2) луговая
3) подзолистая
4) чернозем
А 8. Какая птица живет и вьет гнезда на лугу?
1) перепел
2) дятел
3) иволга
4) дрозд
А 9. Какие леса растут на склонах гор Черноморского побережья?
Широколиственные леса
Хвойные
Смешанные
Кустарники
В 1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?
Сайгак
Корсак
Яшурка быстрая
Тушканчик
В 2. Почему траву на лугу надо начинать скашивать от центра, двигаясь по кругу?
так выглядит красивее
это удобно для трактора
насекомые и птицы смогут улететь в безопасное место
так не будет образовываться овраг
В 3. Чем привлекают хлеборобов степь?
там много влаги
там жаркое лето
почвы степей плодородны
там мало деревьев
В 4. Как ты лично можешь помочь в охране водоемов?
следить за сточными водами
очищать от мусора ручьи и берега рек
очищать дно водоема
не купаться в реках и озерах
С 1. Как приспособились животные к условиям пустыни?
у них толстая кожа
днем они зарываются в песок, ночью питаются
они долго обходятся без воды
поедая растения, они получают необходимую влагу
С 2. Какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
нефть
известняк
каменный уголь
природный газ
С 3. Какие объекты всемирного природного наследия находятся на территории России?
1) водопад Виктория
2) Большой Барьерный риф
3) Алтай
4) озеро Байкал
Вариант 2
А 1. Какие деревья растут в тайге?
1) береза, осина
2) дуб, клен
3) сосна, пихта
4) ясень, вяз
А 2.Какое животное степи — хищник?
1) серая куропатка
2) дрофа
3) кобылка
4) степная гадюка
А 3. Что такое овраги?
1) углубления с крытыми склонами
2) углубления между горами
3) рытвины у склонов холмов
4) высокие холмы
А 4. Что такое исток?
1) начало реки
2) место впадения реки в море
3) река, впадающая в другую реку
4) песчаная отмель на берегу
А 5. Какое полезное ископаемое обладает плавкостью?
1) глина
2) песок
3) нефть
4) железная руда
А 6. Какой вид почвы распространен в степях?
1) серая лесная почва
2) луговая почва
3) подзолистая почва
4) чернозем
А 7. Какая равнина раскинулась от западных границ России до Уральских гор?
1) Восточно-Европейская
2) Приволжская
3) Среднесибирское плоскогорье
4) Западно-Сибирская
А 8. Какая характеристика относится к тундре?
1) солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности в камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой
2) короткое лето, земля оттаивает на 1,5 м в глубину, вода не впитывается, поэтому там много болот, растения стелются по земле
3) лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу; животный мир разнообразен
4) в лесах растут теплолюбивые широколиственные растения; растительный и животный мир богат и разнообразен
А 9. Почему в субтропиках теплее, чем в умеренных поясах?
1) солнечные лучи там падают отвесно
2) пояс всегда обращен к солнцу
3) там много вулканов
4) из-за вращения Земли вокруг Солнца
В 1. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству?
1) жуку-красотелу
2) скарабею
3) жуку-чернотелке
4) жуку-оленю
В 2. Какие горы в России самые высокие?
1) Кавказские
2) горы Камчатки
3) Саяны
4) Уральские
В 3. Почему озеро Байкал включено в Список Всемирного природного наследия?
1) оно очень глубокое
2) оно самое чистое
3) 2/3 растений и животных, которые обитают в этом озере, встречаются только здесь
4) на Байкале очень красиво
В 4. Какая река протекает по Восточно-Европейской равнине
1) Амур
2) Волга
3) Лена
4) Енисей
С 1. Как растения степи приспособились к продолжительному засушливому лету?
1) узкие листья испаряют мало влаги
2) многие растения цветут весной, пока в почве много влаги
3) листья растений степей в виде колючек
4) летом наземные части растений отмирают, а в почве остаются корни-луковицы
С 2. Какой вред наносит экологии тундры деятельность человека?
1) нарушается поверхности почвы из-за добычи нефти
2) исчезает ягель из-за неправильного выпаса оленей
3) загрязняется окружающая среда из-за добычи полезных ископаемых
4) вылавливается много рыбы
С 3. Какие животные взяты под охрану в заповедниках на острове Врангеля?
1) тупик
2) морж
3) белый медведь
4) овцебык
Проверочная работа №3
Вариант 1
А 1. Когда французская армия вторглась в Россию?
1)1480
2)1612
3)1812
4)1704
А 2. За что царя Александра 2 назвали освободителем?
1)он освободил Россию от нашествия Наполеона
2)он освободил граждан от налогов
3)он подписал манифест о крестьянской вольности
4)он освободил из тюрем незаслуженно арестованных людей
А 3. Кто был последним русским царем?
1)Николай 2
2)Иван 4
3)Александр 2
4)Петр 1
А 4. Как стала называться наша страна в 1922 г.?
1)Российская Федеративная Республика
2)Союз Советских Социалистических Республик
3)Российская империя
4)Российская республика
А 5. Когда началась Великая Отечественная война?
1)1939
2)1941
3)1945
4)1922
А 6. Какой город стал столицей Древней Руси?
1)Константинополь
2)Киев
3)Москва
4)Новгород
А 7. Кто создал славянскую азбуку?
1)Ярослав Мудрый
2)Владимир Красное Солнышко
3)Кирилл и Мефодий
4)Юрий Долгорукий
А 8. Какой князь разбил шведское войско на Неве?
1)князь Олег
2)князь Владимир
3)князь Ярослав
4)князь Александр
А 9. Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?
1)Кирилл
2)Мефодий
3)Иван Федоров
4)монах Нестор
А 10. Когда польские захватчики выступили против России?
1)11 в.
2)14 в.
3)16 в.
4)17 в.
А 11. Когда в космосе побывал первый советский гражданин?
1)1957 г.
2)1961 г.
3)1991 г.
4)1945 г.
В 1. Что такое гражданская война?
1)решительные действия с целью глубоких изменений в обществе
2)война между гражданами одной страны
3) война граждан за свое отечество
4)военные действия против царя
В 2. Как называлось государство монголо-татар?
1)Византия
2)Золотая Орда
3) Киевская Русь
4)Рыцарский орден
В 3. Какой символ появился на печати Ивана 3
1)Георгий Победоносец
2)двуглавый орел
3)медведь
4)щит и меч
В 4. Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?
1)4 ноября
2)23 февраля
3)12 июня
4)21 сентября
С 1. Почему Петр 1 получил прозвище Великий?
1)он ввел новый календарь
2)он был провозглашен императором
3)он « открыл окно» в Европу
4)он много сделал для образования и просвещения в России
С 2. Какие достижения относятся к послевоенной истории нашей страны?
1)отменена продовольственная карточная система
2)состоялся полет человека в космос
3)восстанавливали учреждения культуры и просвещения
4)введено обязательное семилетнее образование
С 3. Почему Иван 3 решил дать отпор Золотой Орде?
1)Русь не могла платить дань
2)Москва объединила вокруг себя русские земли
3)Русь окрепла
4)весь народ поддерживал князя
Вариант 2
А 1. Где произошло решающее сражение с армией Наполеона в 1812 г.?
1)у села Бородина
2)у реки Непрядвы
3)у Полтавы
4)на Куликовском поле
А 2. Кто руководил штурмом Берлина?
1)маршал Конев
2)маршал Рокоссовский
3)маршал Жуков
4)генерал Панфилов
А 3. Какое название относится к нашей легендарной военной технике времен войны 1941-1945 гг.?
1)»МиГ»
2)»Акула»
3)»Буран»
4)Катюша»
А 4. В каком российском городе воздвигнут монумент «Родина-мать» в память о боях Великой Отечественной войны?
1)в Астрахани
2)в Самаре
3)в Ульяновске
4)в Волгограде
А 5. Кто вошел в историю как креститель Руси?
1)князь Владимир
2)Ярослав Мудрый
3)Александр Невский
4)Петр Великий
А 6. Какой город в годы Великой Отечественной войны находился в блокаде 900 дней?
1)Москва
2)Сталинград
3)Курск
4)Ленинград
А 7. Как назывался космический корабль, на котором полетел в космос Юрий Гагарин?
1)Восток-1
2)Буран
3)Мир
4)Челенджер
А 8. Каким русским городом управляли посадники?
1)Москвой
2)Киевом
3)Рязанью
4)Великим Новгородом
А 9.Когда в нашей стране празднуется День Победы?
1)22 июня
2)9 мая
3)23 февраля
4)12 июня
А 10. Кто встал во главе русского войска против польских захватчиков?
1)Козьма Минин
2)Дмитрий Пожарский
3)Александр Невский
4)Иван Грозный
А 11. Сколько республик вошло в состав СССР?
1)15
2)16
3)2
4)6
В 1. Почему война 1914г. Называется мировой?
1)Россия воевала со всем миром
2)в войну вступили многие государства мира
3)Россия попросила мира
4)весь мир был вовлечен в эту войну
В 2. Почему Русь не могла дать достойный отпор полчищам Батыя?
1)русские воины не умели сражаться
2)монголо-татары были лучше вооружены
3)русские князья вели междоусобные войны
4)русские воины дрались пешими
В 3. Почему война 1812 г. Осталась в истории под названием Отечественная?
1)русские люди защищали границы Отечества
2)на борьбу за свободу Отечества поднялся весь народ
3)русская армия дошла до самого Парижа
4)Наполеон напал только на наше Отчество
В 4. Какой памятник воздвигнут на Красной площади в Москве?
1)Петру1
2)Дмитрию Донскому
3)Минину и Пожарскому
4)Александру Невскому
С 1. Какие достижения принадлежат Михаилу Ломоносову?
1)открытие атмосферы на Венере
2)строительство фабрики цветного стекла
3)организация химической лаборатории
4)открытие первого музея в России-Кунсткамеры
С 2. Какие города после Великой Отечественной войны получили звание героя?
1)Новороссийск
2)Мурманск
3)Владивосток
4)Смоленск
С 3. Почему русские войска Ивана3 одержали победу над Золотой Ордой
1)хан Ахмат не решился сразиться с многочисленным русским войском
2)Иван3 был расчетливым и осторожным человеком
3)русское войско заняло выгодную позицию
4)русские воины храбро сражались
Проверочная работа №4
А 1. Когда Советский Союз распался на 15 независимых государств?
1)1917 г.
2)1961 г.
3)1980 г.
4)1991 г.
А 2. Что такое перестройка?
1)независимость государств от других во внешних отношениях и внутренних делах
2)реформы, направленные на качественное изменения развития страны
3)открытая критика и обсуждение недостатков в жизни общества
4)резкое ухудшение экономического состояния страны
А 3. Как стала называться наша страна с 1991 г.?
1)Российская Федерация
2)Союз Советских Социалистических Республик
3)Российская империя
4)Российская республика
А 4. Кто был первым президентом Российской Федерации?
1)М. С. Горбачев
2)И. В. Сталин
3)Б. Н. Ельцин
4)А. Д. Сахаров
А 5. Какой академик выступил на 1съезде народных депутатов с резкой критикой политики правительства?
1)С. П. Королев
2)А. Д. Сахаров
3)И. В. Курчатов
4)П. Л. Капица
А 6. Что такое суверенитет?
1)независимость государства
2)отсутствие товаров народного потребления
3)открытая критика недостатков в жизни общества
4)резкий спад в экономической жизни
В 1. Какое утверждение относится к продовольственной безопасности страны?
1)для того чтобы урожай был богаче, необходимо использовать как можно больше удобрений
2)страна сама должна производить для себя продукты питания
3)чтобы прокормить наше многочисленное население, необходимо закупать продукты питания за рубежом
4)население страны должно обеспечить себя продуктами из личных подсобных хозяйств
В 2. Какое мероприятие не относится к социально-ответственной деятельности?
1)внедрение в производство научных разработок
2)сохранение экологической среды региона
3)забота о ветеранах производства
4)сокращение рабочих мест на предприятии
В 3. Какой народный промысел возник в селе Богородское?
1)кружево
2)игрушка, вырезанная из дерева
3)посуда из белой глины, расписанная синей краской
4)расписной платок
В 4. Каким праздником заканчивается Московский Пасхальный фестиваль?
1)День народного единства
2)День независимости России
3)День победы
4)День защитника Отечества
С 1. Какие проблемы в экономике нашей страны возникли в 1980-е г.?
1)из магазинов практически исчезли продукты питания
2)сельское хозяйство страны находилось в упадке
3)отечественные товары были низкого качества
4)велась борьба с неграмотностью людей
С 2. Какие политические преобразования произошли в стране в 1980-1990 гг.?
1)была объявлена перестройка
2)главным средством демократизации стала гласность
3)в некоторых промышленных городах было введено чрезвычайное положение
4)Советский Союз распался на 15 независимых государств
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
А1. Как называется основной закон нашей страны?
1)федеральный закон
2)конституция
3)декларация
4)конвенция
А2. Кто является главой государства в нашей стране?
1)император
2)король
3)президент
4)султан
А 3. Что означает выражение «до нашей эры»?
1)в прошлом веке
2)в прошлом тысячелетии
3)до Рождества Христова
4)после Рождества Христова
А 4. Какая характеристика относится к тундре?
1)солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности в камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой
2)короткое лето, земля оттаивает на 1,5 м в глубину, вода не впитывается, поэтому там много болот, растения стелются по земле
3)лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу; животный мир разнообразен
4)в лесах растут теплолюбивые широколиственные растения; растительный и животный мир богат и разнообразен
А 5. Какая равнина раскинулась от западных границ России до Уральских гор?
1)Восточно-Европейская
2)Приволжская
3)Среднесибирское плоскогорье
4)Западно-Сибирская
А 6. Какое животное называют «кораблем» пустыни?
1)сайгака
2)верблюда
3)корсака
4)варана
А 7. Какое полезное ископаемое обладает плавкостью?
1)глина
2)песок
3)нефть
4)железная руда
А 8. Какой вид почвы самый плодородный?
1)тундровая
2)луговая
3)подзолистая
4)чернозем
А 9. Какое степное растение имеет корни-луковицы?
1)типчак
2)ковыль
3)ирис
4)осока
А 10. Что такое балки?
1)скопление холмов
2)углубления с поросшими растениями склонами
3)склоны высоких гор
4)горы, расположенные рядами
А 11. Кто вошел в историю как креститель Руси?
1)князь Владимир
2)Ярослав Мудрый
3)Александр Невский
4)Петр Великий
А 12. Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?
1)Кирилл
2)Мефодий
3)Иван Федоров
4)монах Нестор
А 13. Какой князь разбил шведское войско на Неве?
1)князь Олег
2)князь Владимир
3)князь Ярослав
4)князь Александр
В 1. Какой заповедник был создан в пустынях?
1)Таймырский
2)«Черные земли»
3)Приокско-террасный
4)Баргузинский
В 2. Что такое суверенитет?
1)независимость государства
2)отсутствие товаров народного потребления
3)открытая критика недостатков в жизни общества
4)резкий спад в экономической жизни
В 3. Что такое гражданская война?
1)решительные действия с целью глубоких изменений в обществе
2)война между гражданами одной страны
3) война граждан за свое отечество
4)военные действия против царя
В 4. Почему война 1812 г. Осталась в истории под названием Отечественная?
1)русские люди защищали границы Отечества
2)на борьбу за свободу Отечества поднялся весь народ
3)русская армия дошла до самого Парижа
4)Наполеон напал только на наше Отчество
В 5. Какое утверждение относится к продовольственной безопасности страны?
1)для того чтобы урожай был богаче, необходимо использовать как можно больше удобрений
2)страна сама должна производить для себя продукты питания
3)чтобы прокормить наше многочисленное население, необходимо закупать продукты питания за рубежом
4)население страны должно обеспечить себя продуктами из личных подсобных хозяйств
С 1. Какие объекты всемирного природного наследия находятся на территории России?
1)водопад Виктория
2)Большой Барьерный риф
3)Алтай
4)озеро Байкал
С 2. Какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
1)нефть
2)известняк
3)каменный уголь
4)природный газ
С 3. Какие достижения принадлежат Михаилу Ломоносову?
1)открытие атмосферы на Венере
2)строительство фабрики цветного стекла
3)организация химической лаборатории
4)открытие первого музея в России-Кунсткамеры
С 4. Какое значение имело крещение для Руси?
1)люди быстро избавились от старых верований
2)новая вера сплотила русских людей
3)окрепли связи Руси с другими странами
4)стали развиваться грамотность, просвещение
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.