Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов

Оценка 4.9
docx
12.02.2020
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов
окруж.мир.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Струговская основная общеобразовательная школа

Октябрьского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(утвержден Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009г. № 373,(в ред. Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22 сентября 2011 №2357, от 18 декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014г. №1643).

  -Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373

     -Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).

    - Федеральный     перечень     учебников,     утвержденных,     рекомендованных (допущенных)     к     использованию     в     образовательном     процессе     в образовательных      учреждениях,      реализующих      программы      общего образования;  Приказа от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253

 

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

 

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

·       В ходе изучения раздела  «Человек и природа» выпускник научится:

·      узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·      описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

·      сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·      проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·      использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

·      использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

·      использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

·      обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·      определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

·      понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

·      использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

·      осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

·      пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

·      выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

·      планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

В ходе изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

·      различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

·      различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·      используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·      оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

·      использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

·      осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

·      ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

·      наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

·      проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·      определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате изучения раздела «Правила безопасной жизни»выпускник научится:

·      осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

·      оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

·      соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

·      соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

·      объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

·      составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

·      сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

·      следовать правилам здорового образа жизни;

·      соблюдать правила противопожарной безопасности;

оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)

 

Человек и природа

 

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Человек и общество

 

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины

быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

 

Правила безопасной жизни

 

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Учебники

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 1 класс. В 2 ч.  М.: Просвещение  ..

2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 2 класс. В 2 ч.  М.: Просвещение.

3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 4 класс. В 2 ч..М.: Просвещение

Рабочие тетради

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч   М.: Просвещение, 

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.  М.: Просвещение,  .

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение,  .  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС

 

 

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Введение (1ч.)

1.

1

Учимся задавать вопросы.

Что и кто? (20ч.)

2.

1

Что такое Родина

3.

1

Что мы знаем о народах России

4.

1

Что мы знаем о Москве

5.

1

Проект «Моя малая Родина»

6.

1

Что у нас над головой

7.

1

Что у нас под ногами

8.

1

Что общего у разных растений

9.

1

Что растет на подоконнике

10.

1

Что растет на клумбе

11.

1

Что это за листья

12.

1

Что такое хвоинки

13.

1

Кто такие насекомые

14.

1

Кто такие рыбы

15.

1

Кто такие птицы

16.

1

Кто такие звери

17.

1

Что окружает нас дома

18.

1

Что умеет компьютер

19.

1

Что вокруг нас может быть опасным

20.

1

На что похожа наша планета

21.

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Как, откуда и куда? (12ч.)

22.

1

Как живет моя семья. Проект «Моя семья»

23.

1

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

24.

1

Откуда в наш дом приходит электричество

25.

1

Как путешествует письмо

26.

1

Как текут реки

27.

1

Откуда берутся снег и лед

28.

1

Как живут растения

29.

1

Как живут животные

30.

1

Как зимой помочь птицам

31.

1

Откуда берется и куда девается мусор

32.

1

Откуда в снежках грязь

33.

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Где и когда? (11ч.)

34.

1

Когда учиться интересно

35.

1

Проект «Мой класс и моя школа»

36.

1

Когда придет суббота

37.

1

Когда наступит лето

38.

1

Где живут белые медведи

39.

1

Где живут слоны

40.

1

Где зимуют птицы

41.

1

Когда появилась одежда

42.

1

Когда изобрели велосипед

43.

1

Когда мы станем взрослыми

44.

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

 

Почему и зачем? (22ч.)

45.

1

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

46.

1

Почему луна бывает разной

47.

1

Почему идет дождь и дует ветер

48.

1

Почему звенит звонок

49.

1

Почему радуга разноцветная

50.

1

Почему мы любим кошек и собак

51.

1

Проект «Мои домашние питомцы»

52.

1

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

53.

1

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину

54.

1

Зачем мы спим ночью

55.

1

Почему нужно есть много овощей и фруктов

56.

1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

57.

1

Зачем нам телефон и телевизор

58.

1

Зачем нам автомобили

59.

1

Зачем нам поезда

60.

1

Зачем строят корабли

61.

1

Зачем строят самолеты

62.

1

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

63.

1

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

64.

1

Зачем люди осваивают космос

65.

1

Почему мы часто слышим слово «экология»

66.

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

 

п/п

Кол-во часов

Тема урока

1

1

Твой адрес в мире. Край, в котором мы

живём.

2

1

Стартовая

диагностика.

Россия – священная наша держава.

3

1

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.

4

1

Живая и неживая природа.

5

1

Явления природы.

6

1

Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры».

7

1

Что такое погода?

8

1

В гости к осени.

Экскурсия № 1.

9

1

Неживая природа осенью.

10

1

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

11

1

Звёздное небо.

12

1

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».

13

1

Про воздух.

14

1

Вода в жизни человека.

15

1

Какие бывают растения?

Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

16

1

Какие бывают животные?

Проверочная работа.

17

1

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

18

1

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

19

1

Дикие и домашние животные.

20

1

Комнатные растения.

Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

21

1

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Практическая работа №6

«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

22

1

Красная книга.

23

1

Будь природе другом.

24

1

Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1.

25

1

Город и село. Наш дом.

Проект «Родной город».

26

1

Что такое экономика?

27

1

Что из чего сделано? За покупками.

28

1

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

29

1

Промежуточная диагностическая работа.

30

1

Культура и образование. Все профессии важны.

31

1

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия № 2.

32

1

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

33

1

Невидимые нити в лесу.

34

1

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №2.

35

1

Строение тела человека.

36

1

Если хочешь быть здоров.

37

1

Поговорим о болезнях.

38

1

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

39

1

Домашние опасности.

40

1

Пожар.

41

1

Лесные опасности.

42

1

Как нужно купаться?

43

1

Очень подозрительный тип.

44

1

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3.

45

1

Наша дружная семья.

46

1

В школе.

47

1

Правила вежливости.

48

1

День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета».

49

1

Мы – зрители и пассажиры.

Проверочная работа.

50

1

Обобщающий урок по теме «Общение».

Тест №4.

51

1

Посмотрите вокруг.

52

1

Для чего нужен компас?

Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу».

53

1

Формы земной поверхности.

54

1

Водоёмы.

55

1

В гости к весне.

Экскурсия №3.

56

1

Путешествие по родной стране.

57

1

Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты».

58

1

Путешествие по Москве.

Московский Кремль.

59

1

Город на Неве.

60

1

Путешествие по Оке.

61

1

Путешествие по планете.

62

1

Страны мира.

63

1

Путешествие в космос.

Тест № 5 за учебный год.

64

1

Обобщающий урок по теме «Путешествие».

Итоговая диагностическая работа.

65

1

Впереди лето.

66

1

Резерв.

 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

 

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Как устроен мир? (7 часов)

1

1

Природа. Ценность природы для людей.

2

1

Человек.

3

1

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

4

1

Общество.

5

1

Что такое экология.

6

1

Природа в опасности! Охрана природы.

7

1

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

Эта удивительная природа (19 часов)

8

1

Тела, вещества, частицы.

9

1

Разнообразие веществ.

10

1

Воздух, и его охрана.

11

1

Вода.

12

1

Превращения и круговорот воды.

13

1

Берегите воду!

14

1

Что такое почва.

15

1

Разнообразие растений.

16

1

Солнце, растения и мы с вами.

17

1

Размножение и развитие растений.

18

1

Охрана растений.

19

1

Разнообразие животных.

20

1

Кто что ест.

21

1

Наши проекты «Разнообразие природы родного края».

22

1

Размножение и развитие животных.

23

1

Охрана животных.  

24

1

В царстве грибов.

25

1

Великий круговорот жизни.

26

1

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Мы и наше здоровье (10 часов)

27

1

Организм человека.

28

1

Органы чувств.

29

1

Надежная защита организма.

30

1

Опора тела и движение.

31

1

Наше питание.

32

1

Наши проекты «Школа кулинаров».

33

1

Дыхание и кровообращение.

34

1

Умей предупреждать болезни.

35

1

Здоровый образ жизни.

36

1

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».Проверочная работа.

Наша безопасность (8 часов)

37

1

 Огонь, вода и газ.

38

1

Чтобы путь был счастливым.

39

1

Дорожные знаки.

40

1

Наши проекты «Кто нас защищает».

41

1

Опасные места.

42

1

Природа и наша безопасность.

43

1

Экологическая безопасность.

44

1

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

Чему учит экономика? (12 часов)

45

1

Для чего нужна экономика.

46

1

Природные богатства и труд людей-основа экономики.

47

1

Полезные ископаемые.

48

1

Растениеводство.

49

1

Животноводство.

50

1

Какая бывает промышленность.

51

1

Наши проекты «Экономика родного края».

52

1

Что такое деньги.

53

1

Государственный бюджет.

54

1

Семейный бюджет.

55

1

Экономика и экология.

56

1

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

Путешествие по городам и странам (11 часов)

57

1

Золотое кольцо России.

58

1

Золотое кольцо России.

59

1

Золотое кольцо России.

60

1

Наши проекты «Музей путешествий».

61

1

Наши ближайшие соседи.

62

1

На севере Европы.

63

1

Что такое Бенилюкс.

64

1

В центре Европы.

65

1

По Франции и Великобритании.

66

1

На юге Европы.

67

1

По знаменитым местам мира.  

68

1

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

 

п\п

Кол-во

часов

Тема урока

 

9

Земля и человечество

1

1

Мир глазами астронома

2

1

Планеты Солнечной системы

3

1

Звездное небо – Великая книга Природы

4

1

Мир глазами географа

5

1

Мир глазами историка

6

1

Когда и где?

7

1

Мир глазами эколога

8

1

Сокровища Земли под охраной человечества

9

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

 

11

Природа России

10

1

Равнины и горы России

11

1

Моря, озера и реки России

12

1

Природные зоны России

13

1

Зона арктических пустынь

14

1

Тундра

15

1

Леса России

16

1

Лес и человек

17

1

Зона степей

18

1

Пустыни

19

1

У Черного моря

20

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

 

14

Родной край – часть большой страны

21

1

Наш край

22

1

Поверхность нашего края

23

1

Поверхность нашего края (экскурсия)

24

1

Водные богатства нашего края

25

1

Наши подземные богатства

26

1

Земля – кормилица

27

1

Экскурсия в лес и на луг

28

1

Жизнь леса

29

1

Жизнь луга

30

1

Жизнь в пресных водах

31

1

Экскурсия к водоему

32

1

Растениеводство в нашем крае

33

1

Животноводство в нашем крае

34

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Роной край – часть большой страны»

 

5

Страницы всемирной истории

35

1

Начало истории человечества

36

1

Мир древности: далекий и близкий

37

1

Средние века: время рыцарей и замков

38

1

Новое время: встреча Европы и Америки

39

1

Новейшее время: история продолжается сегодня

 

20

Страницы истории России

40

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян

41

1

Во времена Древней Руси

42

1

Страна городов

43

1

Из книжной сокровищницы Древней Руси

44

1

Трудные времена на Русской земле

45

1

Русь расправляет крылья

46

1

Куликовская битва

47

1

Иван Третий

48

1

Мастера печатных дел

49

1

Патриоты России

50

1

Петр Великий

51

1

Михаил Васильевич Ломоносов

52

1

Екатерина Великая

53

1

Отечественная война 1812 года

54

1

Страницы истории 19 века

55

1

Россия вступает в ХХ век

56

1

Страницы истории 1920-1930-х годов

57

1

Великая Отечественная война

58

1

Великая Победа

59

1

Страна, открывшая путь в космос

 

9

Современная Россия

60

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека

61

1

Мы – граждане России

62

1

Славные символы России

63

1

Такие разные праздники

64

65

66

3

Путешествие по России

67

1

Проверим себя и оценим свои достижения за полугодие

68

1

Презентации проектов

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Струговская основная общеобразовательная школа

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Струговская основная общеобразовательная школа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе следующих нормативных документов: -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе следующих нормативных документов: -

В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин

В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин

Выпускник получит возможность научиться: · осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный…

Выпускник получит возможность научиться: · осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный…

Выпускник получит возможность научиться: · осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; · ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах…

Выпускник получит возможность научиться: · осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; · ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч) Человек и природа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч) Человек и природа

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля

Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края

Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п

Когда изобрели велосипед 43

Когда изобрели велосипед 43

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2

Культура и образование. Все профессии важны

Культура и образование. Все профессии важны

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3

Опасные места. 42 1

Опасные места. 42 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п\п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п\п

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020