Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 «Село Троицкое»
Нанайского
муниципального района
Хабаровского края
«Рассмотрено» На заседании МС Протокол № 1 от «27» августа 2017г.
|
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета. Протокол №1 от «29» августа 2017г. |
«Утверждаю» Руководитель МБОУ СОШ № 1 с.Троицкое. Приказ № от «02» сентября 2017г. /______________/ М.В.Смирнова
|
Рабочая программа
Ибрагимовой Натальи Владимировны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории,
по окружающему миру, 4 класс
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 общеобразовательного класса МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010, 2015 г.), на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» на период 2014 – 2018 учебных годов, Примерной программой по окружающему миру, Программой по окружающему миру УМК «Перспектива», автор Плешаков А.А., Положением МБОУ СОШ № 1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей)» и обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 классов, научный руководитель учебно-методического комплекса «Перспектива» доктор педагогических наук Л. Г. Петерсон. Место предмета в учебном плане
Учебный план начального уровня образования МБОУ СОШ №1 с. Троицкое ориентирован на 34 учебных недель. На изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. На изучение программного материала 65 часов, проверочные работы 3 часа, диагностические работы 2 ч. 9 раз в год пройдут природоведческие диктанты (как этап рабочего урока)
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Мы — граждане единого Отечества |
13 |
2. |
По родным просторам |
20 |
3. |
Путешествие по Реке времени |
27 |
4. |
Мы строим будущее России |
10 |
Практическая часть программы:
Вид работы |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
Проверочная работа |
1 |
|
2 |
|
3 |
Природоведческий диктант |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Диагностическая работа |
|
1 |
|
1 |
2 |
Формы контроля:
Содержание программы
1.1 Раздел
Контроль 1 ч
1.2 Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
— узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
— находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;
— называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
— приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);
— приводить конкретные примеры прав ребёнка; — называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;
— называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
— перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;
— показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках; — показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
Учащиеся получат возможность научиться:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; — умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Контроль 1 ч
1.2 Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
— знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
— приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
Учащиеся получат возможность научиться:
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить при- меры, делать обобщение);
— планировать свои действия;
Контроль 2 ч
1.2 Планируемые результаты
Учащиеся научатся: — соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло; — располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»; — отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах; — показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями; — определять по карте местоположение древнейших русских городов; — называть дату (век) Крещения Руси; — характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси); — называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; — называть дату (век) Куликовской битвы; — называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени); — показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина; — перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; — приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков); — называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам); — называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае); — характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае); Указанные предметные результаты предполагают краткие характеристики. 168 — характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору); — называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война); — характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае; — называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы); — характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. — называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа; — характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства.
проявлять чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознавать своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
— выделять существенную информацию из текстов и литера- туры разных типов и видов (художественных и познавательных);
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;
— понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
Контроль 1 ч
1.2 Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт)*; — характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.*; — называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; — приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).
Личностные: — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
— проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;
— ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть общим приёмом решения учебных задач.
Планируемые результаты на конец 4 класса:
К концу 4 класса учащиеся должны:
Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;
Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).
Владеть умениями (в рамках изученного):
Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.
Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.
Иметь представление об истории родного края.
1.3 Формы организации учебных занятий
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
1.4. Виды деятельности
со словесной (знаковой) основой:
на основе восприятия элементов действительности:
с практической (опытной) основой:
Перечень учебно-методического обеспечения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.