Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики»)
Оценка 4.6

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики»)

Оценка 4.6
docx
13.11.2021
Рабочая программа  по основам религиозных культур и светской этике  (модуль «Основы светской этики»)
ОРКСЭ 4 кл.docx

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По Основам религиозных культур и светской этике

                      (модуль «Основы светской этики»)

 

 

 

Уровень общего образования:начальное общее 4 класс

 

 

Количество часов 35

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана на основе Федерального   государственного образовательного стандарта  начального общего образования, авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение», 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 - 2021  учебный  год

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа поучебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы  А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение»,2014г., учебного плана школы и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ-СОШ №19 х.Лесной на 2020 – 2021 учебный год.

Во исполнении Указа Презедента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 на основании письма Минпросвещения России от 08.04.2020 №ГД-161/04 с учетом требований СанПин  2.4.2.2821-10 на основании рекомендаций Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от20.04.2020 24/4.1-5764 допущена корректировка рабочей программы по окружающему миру в 4 классе с внесением соответствующих изменений в календарно-поурочное планирование.

Внесены следующие изменения:

Объединено изучение тем Объединено изучение тем «Ростки нравственного опыта поведения» и «Доброте сопутствует терпение»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.       Основы православной культуры;

2.       Основы исламской культуры;

3.       Основы буддийской культуры;

4.       Основы иудейской культуры;

5.       Основы мировых религиозных культур;

6.       Основы светской этики.

 

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

 

Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».

 

Основные задачи курса ОРКСЭ, модуля «Основы светской этики»:

ü  развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

ü  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

ü   развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:

ü  Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

ü  Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

ü  Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

ü  Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 

Общая характеристика учебного курса

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопроссовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:

 -общая историческая судьба народов России;

 - единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули  согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и повыбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

   Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так иколлективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ü  ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

ü  педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

ü  системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

ü  ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

ü  развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

ü  единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Модуль «Основы светской этики» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Модуль призван обеспечить общественно-значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое хорошо и что такое плохо, почему добрым жить на свете веселей, что такое этикет, в чем проявляется патриотизм, в чем заключается золотое правило нравственности и многое другое.

 

Описание ценностных ориентиров учебного курса ОРКСЭ,

модуль  «Основы  светской этики»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности в образовательной организации определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, которые определяются Концепцией фундаментального ядра содержания общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития личности гражданина России.

 Базовые национальные ценности раскрываются через систему нравственных ценностей (представлений):

Ø  патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

Ø  социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Ø  гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Ø  семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Ø  труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Ø  наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Ø  искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Ø  природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Ø  человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих вучебный курс, должно обеспечить:

ü  понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

ü  формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

ü  формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

ü  знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

ü  понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

ü  укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 

 

          Описание личностных, метапредметных и предметных

 планируемых результатов освоения программы.

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

ü  Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

ü  Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

ü  Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

ü  Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

ü  Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

ü  Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

ü  Испытывать уважение  к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

ü  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

ü  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

ü  Совместно с учителем составлять план решения задачи.

ü  Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

ü  Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

ü  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

ü  Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

ü  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

ü  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

ü  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

ü  таблица, схема, рисунок и др.).

ü  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

ü  определять причины явлений и событий.

ü  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

ü  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

ü  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

ü  Составлять сложный план текста.

ü  Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Коммуникативные УУД:

ü  Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

ü  Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

ü  Участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

ü  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

ü  Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений.

ü  Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

ü  Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

ü  Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

ü  Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

ü  Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя.

 

Содержание учебного предмета.

Введение в курс (2ч.) Россия  - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная,  многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы.Общественные нормы нравственности и морали.

Этика общения (4 ч.)Добрым жить на свете веселей.Правила общения для всех.От добрых правил – добрые слова и поступки.Правила общения для всех.Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций.Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия.Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.

Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Взаимосвязь между  культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.

Этика человеческих отношений (4 ч.)В развитии добрых  чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление  их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное  отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.).Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.

Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм,  гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»:сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

Судьба и Родина едины (5 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.Человек, назначение человека.Подведение итогов. Презентация творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Кол-во часов

Планируемые результаты

Формы и виды деятельности

Основные термины и понятия

Введение

 

2

Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная  работа с источником

Россия. Родина. Патриот, Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции

Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская,

Этика общения

4

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Добро и зло как основные этические понятия

Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения

Добро, зло, копилка добрых слов

Добродетельные отношения. Дружба.

Этикет

4

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Этикет, образец, церемониал

Правила этикета,

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Речь, стыд, вина, извинение.

Этика человеческих отношений

4

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность.

Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни.

Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Совесть. Стыд. Размышления.  Чувства. Воля.

Этика отношений в коллективе

4

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе.

Чуткость, бескорыстие, доверие.

Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины

4

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа.

Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни.

Добро, истина, красота

Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание

Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность,

Душа обязана трудиться

4

Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Добро, нравственная установка.

Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность.

Гуманизм,  гуманность, понимание, прощение.

Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

Посеешь поступок – пожнёшь характер

4

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Моральный долг. Моральная обязанность.

Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие.

Судьба и Родина едины

5

Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Родина, Отчизна, Отечество.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

Человек, назначение человека,

Нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение.

 


КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ4классе

урока

Тема урока

                Дата

план

факт

Введение в курс (2ч.)

1

Россия  - наша Родина.

01.09

 

2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

08.09

 

Этика общения (4 ч.)

3

Добрым жить на свете веселей.

15.09

 

4

Правила общения для всех.

22.09

 

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

29.10

 

6

Каждый интересен.

06.10

 

Этикет (4

7

Премудрости этикета.

13.10

 

8

Красота этикета.

20.10

 

9

Простые школьные и домашние правила этикета.

27.10

 

10

Чистый ручеёк нашей речи.

10.11

 

Этика человеческих отношений (4 ч.)

11

В развитии добрых  чувств – творение души.

17.11

 

12

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

24.11

 

13

Чувство Родины.

01.12

 

14

Жизнь протекает среди людей.

08.12

 

Этика отношений в коллективе (4 ч.)

15

Чтобы быть коллективом.

15.12

 

16

Коллектив начинается с меня.

22.12

 

17

Мой класс – мои друзья.

29.12

 

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

12.01

 

Простые нравственные истины (4 ч.)

19

Жизнь священна.

19.01

 

20

Человек рождён для добра.

26.02

 

21

Милосердие – закон жизни.

02.02

 

22

Жить во благо себе и другим.

09.02

 

Душа обязана трудиться (4 ч.)

23

Следовать нравственной установке.

16.02

 

24

Достойно жить среди людей.

02.03

 

25

Уметь понять и простить.

09.03

 

26

Простая этика поступков.

16.03

 

Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.)

27

Общение и источники преодоления обид.

30.03

 

28

Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение.

06.04

 

29

Действия с приставкой «СО».

13.04

 

Судьба и Родина едины (5 ч.)

30

С чего начинается Родина.

20.04

27.04

 

31

В тебе рождается патриот и гражданин.

04.05

 

32

Человек – чело века.

11.05

 

33

Слово, обращённое к тебе.

18.05

 

 

Формы промежуточного контроля на уроках ОРКСЭ.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

-     участие в проектах;

-     подведение итогов урока;

-     творческие задания;

-     зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-     мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-     самооценка события, происшествия;

-     дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-     «найди отличия» (можно задать их количество);

-     «на что похоже?»;

-     поиск лишнего;

-     «лабиринты»;

-     упорядочивание;

-     «цепочки»;

-     хитроумные решения;

-     составление схем-опор;

-     работа с разного вида таблицами;

-     составление и распознавание диаграмм;

-     работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивныхуниверсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-     «преднамеренные ошибки»;

-     поиск информации в предложенных источниках;

-     взаимоконтроль;

-     «ищу ошибки»

-     КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-     составь задание партнеру;

-     отзыв на работу товарища;

-     групповая работа по составлению кроссворда;

-     «отгадай, о ком говорим»;

-     диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-     «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

 

Ожидаемые результаты:

      понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;

      понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;

      потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;

      мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;

      стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;

      определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;

      осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде.

Критерии сформированности нравственно-этической ориентации

      структура ценностного сознания;

      уровень развития морального сознания;

      присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

      полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Таблица 1

Критерии формирования действия нравственно-этической ориентации

Действие нравственно-этической ориентации

Основные критерии

ориентации

Типовые задачи

1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной  нормы/следования моральной норме

Ориентировка наморальную норму(справедливогораспределения,взаимопомощи,правдивости)

После уроков (норма взаимопомощи)

2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Ребенок понимает,

что нарушение моральных норм оценивается как более

серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами

Опросник Е.Кургановой

3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации

Учет ребенком объективных последствий нарушения  нормы.

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации)

4. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Все задания

5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

Уровень развития моральных суждений

Все задания

 

Процедура оценки уровня духовно-нравственного развития

      Определить успешность реализации задач духовно-нравственного развития  учащихся младшего школьного возраста.

      Скорректировать содержание и (или) условия реализации программы при получении низких результатов.

      Дать возможность младшим школьникам следить за своими собственными успехами.

      Мотивация личной ответственности учеников

Способы фиксации динамики достижений учащихся:

      Портфолио – портфель индивидуальных достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки.

      Наблюдения – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.

      Оценивание процесса выполнения задания.  Это целенаправленный процесс оценивания на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения деятельности.

      Метод оценивания, основанный на выборе ответаили кратком свободном ответе, представляет собойситуативную, однонаправленную оценочную деятельность.

      Распространенным является метод оценивания, который можно условно назвать открытым ответом. Он представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения.

      Рефлексия достижений.Цели и задачи курса, реализующего в целом компетентностный подход к обучению, предполагает создание условий для рефлексии (самоанализа и самооценки).

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

- Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014 г.

- Шемшурина А.И.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2018г.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014 г.

- Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2014.

- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.

Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2013 г.

- персональный компьютер;

-интерактивная доска.

- Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц  и др. пособий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе

Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс

Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и повыбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и повыбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей

Базовые национальные ценности раскрываются через систему нравственных ценностей (представлений): Ø патриотизм - любовь к

Базовые национальные ценности раскрываются через систему нравственных ценностей (представлений): Ø патриотизм - любовь к

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже

Душа обязана трудиться (4 ч.)

Душа обязана трудиться (4 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Этика общения 4 Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей

Этика общения 4 Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей

Этикет 4 Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Этикет 4 Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Этика человеческих отношений 4

Этика человеческих отношений 4

Этика отношений в коллективе 4

Этика отношений в коллективе 4

Простые нравственные истины 4

Простые нравственные истины 4

Душа обязана трудиться 4

Душа обязана трудиться 4

Посеешь поступок – пожнёшь характер 4

Посеешь поступок – пожнёшь характер 4

Судьба и Родина едины 5

Судьба и Родина едины 5

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4классе № урока

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4классе № урока

Общение и источники преодоления обид

Общение и источники преодоления обид

Ожидаемые результаты : • понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития…

Ожидаемые результаты : • понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития…

Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Оценивание процесса выполнения задания

Оценивание процесса выполнения задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021