РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Основам религиозных культур и светской этике
(модуль «Основы светской этики»)
Уровень общего образования:начальное общее 4 класс
Количество часов 35
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2014г.
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа поучебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение»,2014г., учебного плана школы и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ-СОШ №19 х.Лесной на 2020 – 2021 учебный год.
Во исполнении Указа Презедента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 на основании письма Минпросвещения России от 08.04.2020 №ГД-161/04 с учетом требований СанПин 2.4.2.2821-10 на основании рекомендаций Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от20.04.2020 24/4.1-5764 допущена корректировка рабочей программы по окружающему миру в 4 классе с внесением соответствующих изменений в календарно-поурочное планирование.
Внесены следующие изменения:
Объединено изучение тем Объединено изучение тем «Ростки нравственного опыта поведения» и «Доброте сопутствует терпение»
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».
Основные задачи курса ОРКСЭ, модуля «Основы светской этики»:
ü развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
ü обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
ü развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:
ü Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
ü Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
ü Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
ü Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопроссовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и повыбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так иколлективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ü ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
ü педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
ü системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ü ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
ü развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
ü единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Курс ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Модуль «Основы светской этики» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Модуль призван обеспечить общественно-значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое хорошо и что такое плохо, почему добрым жить на свете веселей, что такое этикет, в чем проявляется патриотизм, в чем заключается золотое правило нравственности и многое другое.
Описание ценностных ориентиров учебного курса ОРКСЭ,
модуль «Основы светской этики»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности в образовательной организации определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, которые определяются Концепцией фундаментального ядра содержания общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Базовые национальные ценности раскрываются через систему нравственных ценностей (представлений):
Ø патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
Ø социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Ø гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
Ø семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Ø труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
Ø наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Ø искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Ø природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Ø человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих вучебный курс, должно обеспечить:
ü понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
ü формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
ü формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
ü знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
ü понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
ü укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Описание личностных, метапредметных и предметных
планируемых результатов освоения программы.
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
ü Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
ü Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
ü Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
ü Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
ü Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
ü Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
ü Испытывать уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
ü Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
ü Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
ü Совместно с учителем составлять план решения задачи.
ü Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
ü Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
ü В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ü Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
ü Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
ü Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
ü Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
ü таблица, схема, рисунок и др.).
ü Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
ü определять причины явлений и событий.
ü Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
ü Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
ü Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
ü Составлять сложный план текста.
ü Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Коммуникативные УУД:
ü Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
ü Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
ü Участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
ü Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
ü Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений.
ü Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
ü Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
ü Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
ü Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
ü Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя.
Содержание учебного предмета.
Введение в курс (2ч.) Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы.Общественные нормы нравственности и морали.
Этика общения (4 ч.)Добрым жить на свете веселей.Правила общения для всех.От добрых правил – добрые слова и поступки.Правила общения для всех.Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций.Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия.Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.
Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.
Этика человеческих отношений (4 ч.)В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.).Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.
Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»:сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.
Судьба и Родина едины (5 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.Человек, назначение человека.Подведение итогов. Презентация творческих работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Формы и виды деятельности |
Основные термины и понятия |
Введение |
2 |
Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм Знакомство с общественными нормами нравственности и морали |
Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником |
Россия. Родина. Патриот, Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская, |
Этика общения |
4 |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Добро и зло как основные этические понятия Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения Добро, зло, копилка добрых слов Добродетельные отношения. Дружба. |
Этикет |
4 |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Этикет, образец, церемониал Правила этикета, Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. Речь, стыд, вина, извинение. |
Этика человеческих отношений |
4 |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность. Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни. Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. |
Этика отношений в коллективе |
4 |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе. Чуткость, бескорыстие, доверие. Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности. |
Простые нравственные истины |
4 |
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа. |
Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Добро, истина, красота Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность, |
Душа обязана трудиться |
4 |
Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. |
Добро, нравственная установка. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка. |
Посеешь поступок – пожнёшь характер |
4 |
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. |
Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость. Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. |
Судьба и Родина едины |
5 |
Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение. |
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Родина, Отчизна, Отечество. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Человек, назначение человека, Нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение. |
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ4классе
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
Введение в курс (2ч.) |
|||
1 |
Россия - наша Родина. |
01.09 |
|
2 |
Этика – наука о нравственной жизни человека. |
08.09 |
|
Этика общения (4 ч.) |
|||
3 |
Добрым жить на свете веселей. |
15.09 |
|
4 |
Правила общения для всех. |
22.09 |
|
5 |
От добрых правил – добрые слова и поступки. |
29.10 |
|
6 |
Каждый интересен. |
06.10 |
|
Этикет (4 |
|||
7 |
Премудрости этикета. |
13.10 |
|
8 |
Красота этикета. |
20.10 |
|
9 |
Простые школьные и домашние правила этикета. |
27.10 |
|
10 |
Чистый ручеёк нашей речи. |
10.11 |
|
Этика человеческих отношений (4 ч.) |
|||
11 |
В развитии добрых чувств – творение души. |
17.11 |
|
12 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию. |
24.11 |
|
13 |
Чувство Родины. |
01.12 |
|
14 |
Жизнь протекает среди людей. |
08.12 |
|
Этика отношений в коллективе (4 ч.) |
|||
15 |
Чтобы быть коллективом. |
15.12 |
|
16 |
Коллектив начинается с меня. |
22.12 |
|
17 |
Мой класс – мои друзья. |
29.12 |
|
18 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. |
12.01 |
|
Простые нравственные истины (4 ч.) |
|||
19 |
Жизнь священна. |
19.01 |
|
20 |
Человек рождён для добра. |
26.02 |
|
21 |
Милосердие – закон жизни. |
02.02 |
|
22 |
Жить во благо себе и другим. |
09.02 |
|
Душа обязана трудиться (4 ч.) |
|||
23 |
Следовать нравственной установке. |
16.02 |
|
24 |
Достойно жить среди людей. |
02.03 |
|
25 |
Уметь понять и простить. |
09.03 |
|
26 |
Простая этика поступков. |
16.03 |
|
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) |
|||
27 |
Общение и источники преодоления обид. |
30.03 |
|
28 |
Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. |
06.04 |
|
29 |
Действия с приставкой «СО». |
13.04 |
|
Судьба и Родина едины (5 ч.) |
|||
30 |
С чего начинается Родина. |
20.04 27.04 |
|
31 |
В тебе рождается патриот и гражданин. |
04.05 |
|
32 |
Человек – чело века. |
11.05 |
|
33 |
Слово, обращённое к тебе. |
18.05 |
|
Формы промежуточного контроля на уроках ОРКСЭ.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивныхуниверсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Ожидаемые результаты:
• понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
• понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
• потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
• мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
• стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;
• определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;
• осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде.
Критерии сформированности нравственно-этической ориентации
• структура ценностного сознания;
• уровень развития морального сознания;
• присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
• полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Таблица 1
Критерии формирования действия нравственно-этической ориентации
Действие нравственно-этической ориентации |
Основные критерии ориентации |
Типовые задачи |
1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме |
Ориентировка наморальную норму(справедливогораспределения,взаимопомощи,правдивости) |
После уроков (норма взаимопомощи) |
2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм |
Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами |
Опросник Е.Кургановой |
3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации |
Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы. Учет мотивов субъекта при нарушении нормы. Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм |
«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации) |
4. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы |
Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы |
Все задания |
5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы |
Уровень развития моральных суждений |
Все задания |
Процедура оценки уровня духовно-нравственного развития
• Определить успешность реализации задач духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста.
• Скорректировать содержание и (или) условия реализации программы при получении низких результатов.
• Дать возможность младшим школьникам следить за своими собственными успехами.
• Мотивация личной ответственности учеников
Способы фиксации динамики достижений учащихся:
• Портфолио – портфель индивидуальных достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки.
• Наблюдения – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
• Оценивание процесса выполнения задания. Это целенаправленный процесс оценивания на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения деятельности.
• Метод оценивания, основанный на выборе ответаили кратком свободном ответе, представляет собойситуативную, однонаправленную оценочную деятельность.
• Распространенным является метод оценивания, который можно условно назвать открытым ответом. Он представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения.
• Рефлексия достижений.Цели и задачи курса, реализующего в целом компетентностный подход к обучению, предполагает создание условий для рефлексии (самоанализа и самооценки).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014 г.
- Шемшурина А.И.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2018г.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2014.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.
Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2013 г.
- персональный компьютер;
-интерактивная доска.
- Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и др. пособий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.