Рабочая программа по по учебному курсу "Шахматы в школе 5-9 класс"
Оценка 4.7

Рабочая программа по по учебному курсу "Шахматы в школе 5-9 класс"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
12.01.2023
Рабочая программа по по учебному курсу "Шахматы в школе 5-9 класс"
Рабочая общеобразовательная программа интеллектуально- спортивной направленностью, предусматривает преемственность при переходе предусматривает современную концепцию общего образования и идею развития личности учащегося , формирования его творческих способностей , воспитания важных личностных качеств через обучение игре в шахматы как части мирового культурного пространства.
Рабочая программа по учебному курсу _Шахматы_ 5-9 кл. .docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов"

 

 

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от  «____» ______2023___г.

 

Утверждено                                                                                Директор

 МБОУ СОШ  №92 _____Э.Э. Кожевникова а                                                                                  приказ № ___ от «__» _____ 2023___ г

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ШАХМАТЫ»

ДЛЯ 5- 9  КЛАССОВ

 

 

Рабочую программу составила учитель –

Королькова Светлана  Валерьевна

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

- Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);

-  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-  приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г «О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г  № 1897» с изменениями и дополнением;

- авторской программы Чернышева П. А. Шахматы. Начальный курс. Тактика. 5—9 классы: методическое пособие к учебникам П. А. Чернышева, М. И. Викерчука, И. В. Глека, А. С. Виноградова «Шахматы. Начальный курс. 5—6 классы» и «Шахматы. Тактика. 7—9 классы» / П. А. Чернышев, И. В. Глек, М. И. Викерчук ; под ред. международного гроссмейстера, заслуженного тренера ФИДЕ И. В. Глека. — М. : Дрофа, 2019. — 276, [4] с. — (Российский учебник).

- учебный план;

- положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом по школе №          от          .2019 г.;

- годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №92»

Данная рабочая программа по шахматам рассчитана на учащихся 5-9 классах, обучающихся по общеобразовательной программе основного общего образования.

На изучение шахмат в 5-9 классах основной школы отводится по 1 ч в неделю.  Курс рассчитан на 170 ч.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развитияформирования внутреннего плана действий -способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышлениеспособствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержкураспознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

·  познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

·  помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

·  научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

·  обучить решать комбинации на разные темы;

·  обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

·  научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

·  развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

·  развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

·  развивать способность анализировать и делать выводы;

·  способствовать развитию творческой активности;

·  развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

·  воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

·  сформировать правильное поведение во время игры;

·  воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

·  воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В результате изучения курса «Шахматы. Начальный курс» учащийся научится:

правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов, вечный шах, взятие на проходе и др.;определять ценность шахматных фигур, объяснять, почему одни фигуры сильнее, а другие — слабее;

понимать цель игры; ставить мат;

элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на практике;

разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии;

составлять простейшие планы в миттельшпиле,например, матовая атака на короля или размены спереходом в выигранное окончание;

ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей,

двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;

записывать шахматную партию;

пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;

понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.

В результате изучения курса «Шахматы. Тактика» учащийся научится:

создавать и парировать многочисленные угрозы

(например, вилки, связки или открытое нападение);

использованию понятий темпа и промежуточногохода;

различным дебютным ловушкам;

сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;

использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях набольшее количество ходов вперед;

основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;

простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

решению сложных творческих задач по тактике,соединяющих в себе несколько приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Введение. Немного истории

История шахмат, их эволюция. Многовековойопыт и культурное наследие игры.

Шахматная доска и шахматное войско

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской.Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали.Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центршахматной доски, центральные поля. Края доски.

Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.

Ходы фигур и пешек

Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.

Король:ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знанияправил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов.

Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигурсоперника своей ладьей за минимальное количествоходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьейдо определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).

Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поляна другое.

Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.

Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поископтимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое.

Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки отостальных фигур.Тематические задачи на закрепление темы.

Цель шахматной игры

Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха.Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны.

Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.

Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.

Необычные ходы шахматных фигур и пешек

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другиефигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи,

когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.

Ничья

Все варианты, при которых в шахматной партиификсируется ничья. Пат как одна из разновидностейничьей. Недостаток материала для матования (напри-

мер, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шахкак частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.

Запись ходов партии и относительная ценностьшахматных фигур

Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции.  Ценность шахматных фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.

Элементарные шахматные приемы

Вилка: определение, примеры применения вилки.

Связка: определение, тематические примеры применения связки.

 

6 класс

Стадии партии

Дебют (начало игры). Определение, виды дебютов,

примеры открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Основные принципы игры в начале партии, типичные ошибки начинающих. Значение захвата центра доски в дебюте. Популярные ловушки в дебюте: «детский» и «дурацкий» маты. Примеры ловушек в открытых дебютах.

Миттельшпиль (середина игры). Определение, отличие от дебюта. План в миттельшпиле, виды планов. Разбор возможных планов на примерах тематических партий.

Эндшпиль (окончание игры). Определение, виды эндшпилей.

Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций

Базовые приемы и алгоритмы матования одинокого короля. Типовые матовые конструкции.

Линейный мат: определение и теоретический разбор.

Мат ферзем: определение и теоретический разбор.

Мат ладьей: определение и теоретический разбор.

Мат двумя слонами: определение и теоретический разбор.

Разнообразие матовых конструкций. Различные виды матовых финалов. Шаблоны матовых финалов и открытие новых шаблонов.

Игра в турнирах

Шахматный этикет. Правила и нормы поведения за шахматной доской. Шахматные часы. Разновидности шахматных игр. Шахматные турниры. Шахматные звания и рейтинги.

Время для проведения турниров

 

7 класс

Введение в тактическую игру

Угроза: определение, разновидности угроз. Отличия угроз друг от друга. Способы защиты от различных угроз.

Темп. Определение темпа как скорости игры. Определение темпа как потери или выигрыша времени в развитии фигур и пешек. Значение темпа в различных стадиях игры. Особое значение темпа в дебюте. Примеры потери темпа в дебюте. Использование потери нескольких темпов соперником в начале партии. Ситуации, при которых необходимо отдавать темп сопернику. Примеры передачи темпа на основе простейших окончаний.

Промежуточный ход. Определение промежуточного хода. Назначение промежуточного хода. Пересечение промежуточного хода с тактическими приемами (например, вилкой или связкой). Примеры промежуточного хода в дебюте партии.

Форсированная игра. Варианты форсированной игры. Как считать форсированные варианты игры, длина расчета, тематические примеры. Условно форсированная игра (случай, когда у соперника есть несколько вариантов, но один из них явно более сильный, поэтому практический смысл в расчете остальных вариантов отсутствует).

Дебютные катастрофы. Тематические разборы учебных партий.

Тактические приемы

Вилка: определение, примеры.

Связка: определение, тематические примеры.

Отвлечение: определение, тематические примеры.

Связь отвлечения с другими тактическими приемами (вилкой, связкой).

Время для проведения турниров

 

8 класс

Тактические приемы

Мат в один ход. Мат и его разновидности. Приметы матирования.

Открытое нападение: определение, тематические примеры. Открытый шах как частный случай открытого нападения. Случаи, в которых открытое нападение применяется в качестве защиты от атак соперника.

Рентген: определение, типовые примеры. Атака посредством рентгена. Защита собственных фигур через рентген.

Завлечение: определение, тематические примеры. Связь завлечения с тактическим приемом «промежуточный ход». Форсированная игра при использовании завлечения.

Перекрытие: определение, учебные примеры. Перекрытие в миттельшпиле и эндшпиле как способ проведения пешки в ферзи.

Блокировка: определение, назначение. «Вредный шах», выпускающий короля соперника из матовой сети, как частая ошибка начинающих шахматистов.

Применение блокировки в конструкциях типа спертого мата. Пересечение блокировки с другими тактическими приемами.

Мат в два хода.Поиск мата в два хода (развитие комбинационного зрения).

Завоевание поля: определение, тематические примеры. Шах при матировании. Определение правильной последовательности действий фигур. Завоевание поля при соотношении атаки/защиты поля: 2 атаки против 1 защиты, 3 против 2 или 4 против 3.

Время для проведения турниров

 

9 класс

Тактические приемы

Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно уничтожение защиты, ключевые и наиболее частые случаи и позиции, типовые удары.

Освобождение линии действия: определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в ферзи, получения лучшей позиции.

Мат в три хода.Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения). Ограничение подвижности фигуры. Теория и разбор учебных партий.

Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач.

Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров.

Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля.

Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против короля: понятие оппозиции, основные постулаты таких окончаний.

Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.

Время для проведения турниров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                       

5 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение.  Немного истории

1 ч

2

Шахматная доска и шахматное войско.

2 ч

3

Ходы фигур и пешек.

8 ч

4

Цель шахматной игры.

4 ч

5

Необычные ходы шахматных фигур и пешек.

4 ч

6

Ничья.

4 ч

7

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур.

4 ч

8

Элементарные шахматные приемы.

7 ч

Итого

34 ч

 

 

 

6 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Стадии партии.

8 ч

2

Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций.

10 ч

3

Игра в турнирах.

16 ч

Итого

34 ч

 

 

 

7 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение в тактическую игру.

16 ч

2

Тактические приемы

18 ч

Итого

34 ч

 

 

8 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Тактические приемы

34 ч

Итого

34 ч

 

 

9 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Тактические приемы

34 ч

Итого

34 ч

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Шахматы 5  класс

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Введение.  Немного истории (1ч)

1

История шахмат

1

 

 

 

Шахматная доска и шахматное войско (2ч)

 

2

Шахматная доска

1

 

 

 

3

Начальная расстановка фигур на доске

1

 

 

 

Ходы фигур и пешек (8ч)

 

4

Король — самая важная фигура. Ходы и взятия короля

1

 

 

 

5

Ладья — тяжелая артиллерия. Ходы и взятия ладьи

1

 

 

 

6

Как ходит слон: ходы и взятия

1

 

 

 

7

Сила ферзя. Ходы и взятия ферзя

1

 

 

 

8

Ходы и взятия коня

1

 

 

 

9

Закрепление темы «Ходы и взятия коня»

1

 

 

 

10

Правила ходов и взятия пешки

1

 

 

 

11

Взятия фигурами и пешками. Повторение изученного материала в главе 2 «Ходы фигур и пешек»

1

 

 

 

Цель шахматной игры(4 ч)

 

12

Шах, способный защитить от шаха

1

 

 

 

13

Вскрытый шах. Как защититься от вскрытого шаха. Повторение всей темы «Шах»

1

 

 

 

14

Мат. Определение, простейшие примеры

1

 

 

 

15

Закрепление темы «Мат». Решение задач в классе

1

 

 

 

Необычные ходы шахматных фигур и пешек (4 ч)

 

16

Превращение пешки в ферзя и в другие фигуры

1

 

 

 

17

Рокировка. Случаи, когда невозможно сделать рокировку

1

 

 

18

Взятие на проходе

1

 

 

19

Рокировка, взятие на проходе и превращение пешки в ферзя: повторение. Самостоятельная работа по этим трем темам

1

 

 

Ничья (5 ч)

20

Пат. Определение, примеры, отличие от мата

1

 

 

21

Недостаток материала для достижения победы (мата)

1

 

 

22

Троекратное повторение позиции. Вечный шах

1

 

 

23

Повторение темы «Троекратное повторение позиции». Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей

1

 

 

24

Повторение темы «Ничья»

1

 

 

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур (4 ч)

25

Шахматная нотация. Короткая и длинная нотации. Примеры записи шахматных партий

1

 

 

26

Игровой день. Игра с записью партий с помощью короткой или длинной нотации

1

 

 

27

Ценность шахматных фигур

1

 

 

28

Проверочная работа по темам «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур»

1

 

 

Элементарные шахматные приемы (6 ч)

29

Вилка. Определение, примеры применения на практике

1

 

 

30

Связка. Определение, примеры применения на практике

1

 

 

31

Самостоятельная работа по темам «Вилка» и «Связка»

1

 

 

32

Разбор самостоятельной работы.

1

 

 

33

Подготовка к итоговой контрольной работе и разбор типовых примеров.

 

 

34

Итоговая контрольная работа за учебный год .

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Шахматы 6  класс

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Стадии партии (8 ч)

1

Три стадии шахматной партии. Что такое дебют?

1

 

 

 

2

Грубые ошибки в дебюте. «детский» и «дурацкий» маты. Игра в паре 10—15 ходов с последующей оценкой позиции после дебюта

1

 

 

 

3

Популярные ловушки, возникающие в известных открытых дебютах (русская,итальянская, испанская партии)

1

 

 

 

4

Миттельшпиль — середина игры. Какие бывают планы в миттельшпиле

1

 

 

 

5

Миттельшпиль — середина игры. Игра в паре

1

 

 

 

6

Игра в паре с последующим анализом тренера

1

 

 

 

7

Эндшпиль. Связь окончаний с другими стадиями игры

1

 

 

 

8

Самостоятельная работа на тему «Три стадии шахматной партии»

1

 

 

 

Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций (10 ч)

 

9

Линейный мат

1

 

 

 

10

Техника матования ферзем одинокого короля

1

 

 

 

11

Техника матования ладьей одинокого короля

1

 

 

 

12

Повторение изученного материала. Мат ферзем, ладьей, линейный мат

1

 

 

 

13

Мат двумя слонами одинокому королю

1

 

 

 

14

Самостоятельная работа на тему «Мат одинокому королю»

1

 

 

 

15

Разнообразие матовых конструкций

1

 

 

 

16

Закрепление темы «Разнообразие матовых конструкций»

1

 

 

 

17

Игровое занятие. Игра всем классом с учителем. Последующий разбор партии Весь изученный ранее материал

1

 

 

18

Конкурс по решению задач по изученным темам

1

 

 

Игра в турнирах (16 ч)

19

Шахматный этикет

1

 

 

20

Шахматные часы (Фишера и механические)

1

 

 

21

Разновидности шахматного контроля времени на партию: блиц, рапид, классические шахматы

1

 

 

22

Игровое занятие. Игра в быстрые шахматы с записью первых 15 ходов

1

 

 

23

Шахматные турниры. Разновидности схем проведения соревнований

1

 

 

24

Система званий, разрядов и рейтингов в шахматах

1

 

 

25

Самостоятельная работа «Правила поведения на соревнованиях, различные системы проведения турниров, контроль времени на партию, системы званий, разрядов и рейтингов»

1

 

 

26

Повторение изученного материала. Разбор задач

1

 

 

27

Игровое занятие «Кто знает и умеет объяснить значения шахматных терминов?»

1

 

 

28

Шахматный турнир на первенство класса по быстрым шахматам (по 15 мин каждому) с записью первых 15 ходов партии. День 1-й

1

 

 

29

Разбор партий шахматного турнира на первенство класса

1

 

 

30

Шахматный турнир на первенство класса по быстрым шахматам с записью первых 15 ходов партии. День 2-й

1

 

 

31

Разбор партий шахматного турнира на первенство класса

1

 

 

32

Шахматный турнир на первенство класса по быстрым шахматам с записью первых 15 ходов партии. День 3-й

1

 

 

33

Разбор партий шахматного турнира на первенство класса

1

 

 

34

Шахматный турнир на первенство класса по быстрым шахматам с записью первых 15 ходов партии.

1

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Шахматы 7  класс

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Введение в тактическую игру (16 ч)

1

Что такое угроза? Разновидности угроз. Как создавать и защищаться от угроз?

1

 

 

 

2

Повторение темы «Угроза»

1

 

 

 

3

Темп в шахматах. Темп в дебюте

1

 

 

 

4

Темп в эндшпиле. Передача темпа

1

 

 

 

5

Промежуточный ход в шахматах

1

 

 

 

6

Форсированная игра

1

 

 

 

7

Закрепление темы «Форсированная игра»

1

 

 

 

8

Дебютные катастрофы

1

 

 

 

9

Продолжение изучения основных ошибок в дебюте

1

 

 

 

10

Закрепление темы «Дебютные катастрофы»

1

 

 

 

11

Дебютные катастрофы. Продолжение

1

 

 

 

12

Дебютные катастрофы. Заключение

1

 

 

 

13

Контрольная работа по главе «Введение в тактическую игру»

1

 

 

 

14

Проверка контрольной работы

1

 

 

 

15

Игровое занятие

1

 

 

 

16

Разбор сыгранных партий Разбор партий, сыгранных учениками на предыдущем занятии

1

 

 

 

Тактические приемы (19 ч)

 

17

Вилка

1

 

 

18

Вилка. Продолжение

1

 

 

19

Вилка. Продолжение

1

 

 

20

Вилка. Заключение

1

 

 

21

Вилка. Самостоятельная работа

1

 

 

22

Связка. Основные понятия

1

 

 

23

Связка. Продолжение

1

 

 

24

Связка. Продолжение

1

 

 

25

Связка. Продолжение

1

 

 

26

Самостоятельная работа по темам «Связка» и «Вилка»

1

 

 

27

Разбор самостоятельной работы по темам «Связка» и «Вилка»

1

 

 

28

Отвлечение

1

 

 

29

Отвлечение. Продолжение

1

 

 

30

Отвлечение. Закрепление

1

 

 

31

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

 

 

32

Итоговая контрольная работа. Первая часть. Практика

1

 

 

33

Контрольная работа. Вторая часть. Теория

1

 

 

34

Результаты итоговой контрольной работы

1

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Шахматы  8  класс

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Тактические приемы(35 ч)

1

Повторение изученного материала

1

 

 

 

2

Мат в один ход

1

 

 

 

3

Решение задач на мат в один ход

1

 

 

 

4

Решение задач на мат в один ход

1

 

 

 

5

Открытое нападение

1

 

 

 

6

Открытое нападение. Продолжение

1

 

 

 

7

Открытое нападение. Заключение

1

 

 

 

8

Рентген. Основные понятия

1

 

 

 

9

Рентген. Продолжение

1

 

 

 

10

Рентген. Заключение

1

 

 

 

11

Завлечение. Основные понятия

1

 

 

 

12

Завлечение. Продолжение

1

 

 

 

13

Завлечение. Продолжение

1

 

 

 

14

Завлечение. Продолжение

1

 

 

 

15

Завлечение. Закрепление

1

 

 

 

16

Самостоятельная работа

1

 

 

 

17

Разбор самостоятельной работы

1

 

 

18

Игровое занятие

1

 

 

19

Анализ сыгранных партий

1

 

 

20

Перекрытие. Основные понятия

1

 

 

21

Перекрытие. Продолжение

1

 

 

22

Перекрытие. Закрепление

1

 

 

23

Проверочная работа по теме «Перекрытие». Новая тема «Блокировка»

1

 

 

24

Блокировка. Продолжение

1

 

 

25

Мат в два хода. Повторение ранее изученных тем

1

 

 

26

Мат в два хода. Продолжение

1

 

 

27

Завоевание поля. Основные понятия

1

 

 

28

Завоевание поля. Подготовка к итоговой контрольной работе

1

 

 

29

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

 

 

30

Итоговая контрольная работа

1

 

 

31

Результаты итоговой контрольной работы

1

 

 

32

Игровое занятие Весь ранее пройденный материал

1

 

 

33

Турнир по быстрым шахматам на первенство класса. День 1-й

1

 

 

34

Турнир по быстрым шахматам на первенство класса. День 2-й. Подведение итогов

1

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Шахматы  9 класс

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Тактические приемы(35 ч)

1

Повторение изученного материала

1

 

 

 

2

Уничтожение защиты

1

 

 

 

3

Уничтожение защиты. Продолжение

1

 

 

 

4

Освобождение линии действия

1

 

 

 

5

Освобождение линии действия. Продолжение

1

 

 

 

6

Самостоятельная работа по темам «Освобождение линии действия» и «Уничтожение защиты»

1

 

 

 

7

Итоги самостоятельной работы. Задачи на мат в три хода

1

 

 

 

8

Мат в три хода. Конкурс по решению задач

1

 

 

 

9

Ограничение подвижности фигуры

1

 

 

 

10

Пат (ничья)

1

 

 

 

11

Пат. Продолжение

1

 

 

 

12

Вечный шах

1

 

 

 

13

Вечный шах. Закрепление

1

 

 

 

14

Самостоятельная работа «Ограничение подвижности фигуры», «Пат (ничья)» и «Вечный шах»

1

 

 

 

15

Итоги самостоятельной работы

1

 

 

 

16

Основы эндшпиля

1

 

 

 

17

Основы эндшпиля. Продолжение

1

 

 

18

Основы эндшпиля. Закрепление

1

 

 

19

Основы эндшпиля. Закрепление

1

 

 

20

Основы эндшпиля. Заключение

1

 

 

21

Сочетание тактических ударов

1

 

 

22

Сочетание тактических ударов. Продолжение

1

 

 

23

Сочетание тактических ударов. Продолжение

1

 

 

24

Подготовка к итоговой контрольной работе. Весь ранее пройденный материал

1

 

 

25

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

 

 

26

Пробная итоговая контрольная работа

1

 

 

27

Пробная итоговая контрольная работа

1

 

 

28

Итоговая контрольная работа

1

 

 

29

Итоговая контрольная работа

1

 

 

30

Результаты итоговой работы

1

 

 

31

Игровой урок

1

 

 

32

Игровой урок

1

 

 

33

Игровой урок

1

 

 

34

Итоговый урок

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: -

Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития , формирования внутреннего плана действий -способности действовать…

Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития , формирования внутреннего плана действий -способности действовать…

Развивающие: · развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; · развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; · развивать способность…

Развивающие: · развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; · развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; · развивать способность…

Введение. Немного истории История шахмат, их эволюция

Введение. Немного истории История шахмат, их эволюция

Стадии партии Дебют (начало игры)

Стадии партии Дебют (начало игры)

Открытое нападение: определение, тематические примеры

Открытое нападение: определение, тематические примеры

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс (34 ч) № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс (34 ч) № п/п

Наименование раздела Кол-во часов 1

Наименование раздела Кол-во часов 1

Правила ходов и взятия пешки 1 11

Правила ходов и взятия пешки 1 11

Подготовка к итоговой контрольной работе и разбор типовых примеров

Подготовка к итоговой контрольной работе и разбор типовых примеров

Самостоятельная работа на тему «Мат одинокому королю» 1 15

Самостоятельная работа на тему «Мат одинокому королю» 1 15

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Самостоятельная работа по темам «Связка» и «Вилка» 1 27

Самостоятельная работа по темам «Связка» и «Вилка» 1 27

Завлечение. Продолжение 1 15

Завлечение. Продолжение 1 15

Повторение изученного материала 1 2

Повторение изученного материала 1 2

Итоговый урок 1

Итоговый урок 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2023